Экология слова. Алло! Слушаю вас!

Мария Антоновна Смирнова
        Далеко за полночь. Измученная бессонницей, наконец-то засыпаю. Наплывают первые кадры долгожданного сна... И вдруг - дзи-и-инь! 1
        Звонок в ночной тишине кажется особенно громким. Вскакиваю, спросонья не могу нащупать ногой тапочки, бегу босиком по ледяному полу. Сердце колотится в бешеном темпе, ударяя в виски: для такого настойчивого звонка ночью явно требуется серьезная причина - болезнь, смерть, авария... Дрожащей рукой беру телефон...
        - Васю! - мужской голос звучит резко и властно. Робко отвечаю:
        - Тут его нет...
        - А где он? - удивляется мой ночной собеседник.
        - Не знаю... а куда вы, собственно, звоните?
        Пауза. Потом - крутой мат:
        - Туды-сюды, опять не туда попал!
        Плетусь в кровать. Голова гудит, сердце никак не успокоится. Теперь вряд ли усну.
        Кому из нас не знакомы подобные сцены! Разве только бестелефонным счастливчикам... В твою квартиру вломились, нахамили, оскорбили, испортили настроение
- а ты в силу многих причин не можешь ответить тем же. Вроде бы пустяк, но послевкусие обиды остается надолго. Случайные «попадания», конечно, неизбежны, но разве трудно просто извиниться: «Простите за беспокойство, я ошибся номером». Не принято спрашивать: «Куда это я попал?» - случайный собеседник не обязан знать номер    того,
кого, быть может, разбудил, оторвал от дел. Уместнее спросить: «Ваш номер такой-то?»     Тогда можно подсказать, какая цифра набрана ошибочно, и помочь позвонившему. Иногда можно
услышать свой собственный номер и предупредить повторный звонок: «Нет, это не база, это моя квартира. Уточните, пожалуйста, номер». Не допускайте грубости, раздражения, если попали к вам случайно или если вы сами ошиблись - в таком положении может быть каждый, в этом нет ничьей вины.
        С детства мы слышим о «волшебных» словах, открывающих нам другие сердца своими чудесными ключиками. Уровень воспитанности человека во многом определяется степенью владения им формами речевого этикета. Это слово пришло к нам из французского языка и обозначает, собственно, «ярлык», «этикетка»; понимается оно как «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». Речевой этикет - часть этих правил, выработанные обществом правила речевого поведения; совокупность словесных форм учтивости, вежливости, без которых нельзя обойтись ни в одном уголке Земли. Речевой этикет противостоит грубости, хамству, мешающим жизни, вызывающим стрессы, как любое оскорбление, унижение человеческого достоинства. Вроде бы ничего не значащие, формы речевого этикета помогают словесно выразить доброжелательность, вежливость, уважение к другому человеку.
        Как прекрасно сказал об этом В. Солоухин:
                Здравствуйте!
                Поклонившись, мы друг другу сказали,
                Хоть были совсем незнакомы.
                Здравствуйте!
                Что особого тем мы друг другу сказали?
                Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
                Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
                Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
                Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
         Я работала в деревне учителем и до сих пор помню эту прекрасную привычку жителей великой русской глубинки - здороваться с каждым встречным, даже если он незнаком. А мы с помощью телефона врываемся в чужой дом, не здороваемся и даже не думаем извиниться, если ошиблись номером...
         - Алло, я вас слушаю.
         - Здравствуйте, извините за поздний звонок. Будьте добры, позовите Василия Ивановича.
         - Сожалею, но по этому номеру он не проживает.
         - Значит, я ошибся номером. Извините, пожалуйста!
         - Ничего, бывает. Всего доброго.
         - И вам не болеть.
         Улыбаясь, кладу трубку. На душе светло и легко, словно поговорила с близким человеком. Как мало порой надо, чтобы отогрелось сердце!
         Пора закончить эту заметку, но не дает покоя маленький, милый мобильный телефончик. За окном молодой человек говорит со своей девушкой - громко, на весь двор:
         - Целую тебя в лобик! Целую тебя в щечку! Целую тебя в... - и так далее. Долго, уже минут 15, наверное.
         Или идет концерт, и вдруг звуки музыки заглушаются назойливыми позывными.
         Лекция. Трезвон. Встает юная студентка:
         - Можно я выйду с мамой поговорю?
         Неужели трудно отключить телефон, когда вы заняты, и приучить ваших близких не звонить, когда вы в театре, на занятиях, у врача? Это тоже правило этикета, и его нарушение свидетельствует о низкой культуре владельцев маленького чуда - мобильника. Дождитесь перемены или антракта, отойдите в сторонку - и говорите, сколько можете.
         Что-то вроде кошмарного сна: все идущие по улице говорят по мобилам. Никто не говорит друг с другом непосредственно, глаза в глаза...
         Милые люди, считайтесь с другими, идущими, живущими, сидящими рядом! Умение общаться, по телефону в том числе, - часть культуры человечества и каждого человека. Защищайте то, что так уязвимо, так нуждается в нас, -культуру человеческого общения.
Всего вам доброго!
 
"Зелёный колокол", 2007.