13 Зарницы памяти. Парус

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА
(Главы из книги. Сноски – в конце текста)

Эпизод \\\\[13й]////
«ПАРУС»

30 сентября 1971 г. (четверг)

Начальник вправе отказать вам
без объяснения куда!..
      Из записных книжек курсанта
 
      Я – дурак! Как я мог этого сразу не заметить? Ведь подполковник Котлов не придирается ко мне! И если он не прощает мне те ошибки, которые не замечает у моих товарищей, значит, он надеется, что из меня получится, что-то путное! Глупыш! Как я об этом не подумал раньше?
      А, в общем, дело обстояло так.
      На практическом занятии по авиаоборудованию, курс которого ведёт наша «классная дама», я получил «парус». Получил по-глупому. Не мог правильно написать письменный ответ по составу и размещению на самолёте всего комплекта авиагоризонта АГД-1. Но двойка остаётся двойкой. Её необходимо исправлять! И теперь уже не письменно, а устно! А это труднее. Так как надо будет отвечать подполковнику по всему пройденному материалу. То есть одновременно исправлять оценку и отвечать по всем ранее изученным темам. Это почти как зачёт! Такая практика: во-первых, заставляет курсантов не расслабляться, а во-вторых, даёт возможность преподавателю иметь рычаг в хорошем закреплении знаний.
      Недолго думая, во время самоподготовки направляю свои стопы на кафедру авиаоборудования, в класс АО. Там уже была группа курсантов, ожидающих нашего Николая Васильевича, к которой я охотно присоединился. По натуре я, наверное, немного легкомысленный и посему в конспект почти не заглядывал, надеясь на фортуну: авось повезёт – проскочу! Наверное, так думал не только я.
      Подполковник вошёл и сразу разгадал всеобщее настроение. Завязались «воздушные бои» на вертикалях у приборов, трубок ПВД {1}, схем и графиков. Поединок между подполковником Котловым и моим товарищем по взводу Витей Самойченко окончился полнейшим разгромом последнего. Котлов ловко зашёл ему в хвост и на элементарном вопросе (какие курсы и углы можно считать на указателе УГР-1) Витя был «сбит»!
      «Теряя высоту», Витюля поспешил ретироваться!
      Бороду Котлов отправил из класса сразу после первого же вопроса – он хихикал своим бархатным баском, бекал-мекал, но так и не смог сказать, для чего в комплекте компаса кнопка согласования.
      Потом были «сбиты» ещё несколько курсантов из других взводов.
      Следующая перчатка была брошена мне. Предвкушая победу (в крайнем случае, ничью) – я ведь кое-что знал! – с достоинством принимаю вызов. Рассказал преподу о кнопке согласования ГИК-1. Однако был атакован в лоб вопросом, к которому был совершенно не подготовлен. Он вопрос был поставлен ребром: что такое истинная путевая и приборная скорости? Что такое скорость (и истинная, и приборная) понимать-то я понимал, а вот точных формулировок сказать не мог. Ну, как та собака: всё понимаю, а сказать не могу!
      Пришлось отойти на заранее подготовленные позиции и перейти к глубокой эшелонированной обороне.
      Дальше разговор пошёл немного легче. «Противник» стал посылать свои удары туда, где я их ожидал. Вопросы о треугольных индексах и шкале давления на высотомере ВД-20 я знал, ответил чётко. Хорошо изложил и про все используемые высоты в авиации.
      «Не слишком ли всё гладко пошло? — невольно подумалось мне. — Не к добру это!»
      Чувствуя, что преподаватель держит за пазухой бомбу, я решил заколотить свою позицию гвоздями, забыв, что гвозди от бомбы не спасают. Такой бомбой, которая окончательно разметала все мои позиции, для меня явился ряд вопросов, на которые я, увы, полных ответов не знал. Я, что называется, сорвался в штопор. Из штопора вошёл в пике, и пикировал до самой земли. От таких головокружительных «фигур» я стал хмурым и неприветливым.
      А Николай Васильевич, убедившись в наших незнаниях и убедив нас самих в этом, по-прежнему оставался радушным и приветливым.
      Я начал, молча, собираться, всем видом показывая своё неудовольствие. Вскоре у «разбитого корыта» оказались и другие соискатели лёгких побед и даровых положительных оценок. Ни один не пересдал.
      «Злость свою срывает! — подумалось мне. — Уж лучше бы сказал, что спешит! Мы бы встали и ушли!»
      Однако если покопаться в глубине моей души, я был доволен, что подполковник Котлов оказался требовательным и непреклонным, а не тетюхой-матюхой. Ведь достаточно повода, чтобы все мы забросили этот важный предмет – авиационное оборудование. («А! Проскочили раз, и ещё раз проскочим!»)
      Но мой вид, наверное, говорил об обратном.
      — До свидания, товарищ Кручинин! — проговорил Николай Васильевич.
      — До свидания, товарищ подполковник! — ответил я.
      — Предчувствуя, что вы уйдёте, не прощаясь, я решил пойти вам на встречу.
      — Вы напрасно так думаете! — чуть приветливее откликнулся я. — Я бы обязательно, уходя, попрощался, не зависимо от результатов наших занятий.
      Всё остальное я понял чуть позже, когда Коля Волошин передал мне от подполковника привет:
      — Подполковник Котлов просил меня передать тебе привет и то, что ты зря на него обиделся. Он вовсе не собирается придираться к тебе и портить отношения с тобой. Но спрашивать за незнания будет строго. Даже строже, чем с остальных. Он сказал, что ты талантливее других.
      — Талантливее? Так и сказал? Талантливее, в чём?
      — Не знаю! — пожал плечами Николай.
      — Скажи, он это серьёзно говорил?
      — Привет передавал, улыбаясь, а всё остальное – на полном серьёзе!
      И тут только до меня дошло то, что написал в начале этого дня – и то, что я идиот, и что ничего не понял сразу, и что ничего не знаю, и всё остальное!
      — Коля, сделай для меня!.. Если он спросит, передал ли ты мне его привет, скажи, что забыл! Я прошу! — и, видя в глазах товарища немой вопрос, добавил: — Так надо, Коля!

<>> >> Materia tractanda {2} <<

  [+] — Ваше Величество, вы не правы…
      — Что?!!
      — Но вы гениально не правы.
      Из худ. к/ф-ма «Каин XVIII»
<<><><>>
  [+] Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.
      Мишель де МОНТЕНЬ
<<><><>>
  [+] — С начальством трудно мириться!
      Из худ. к/ф-ма «Дело было в Пенькове»
<<><><>>
  [+] Силу уму придают упражнения, а не покой. 
      Александр ПОП
<<><><>>
  [+] — Каждый человек гений, пока он не открыл рот.
      Из худ. к/ф-ма «Невидимка» 
<<><><>>
  [+] Для утвердительного ответа достаточно лишь одного слова – «да». Все прочие слова придуманы, чтобы сказать «нет».
      Дон-АМИНАНДО
<<><><>>
  [+] Познать – значит внутренне изменить себя.
      Авессалом ПОДВОДНЫЙ 
<<><><>>
  [+] — Да не согласен я...
      — Что, с Энгельсом или с Каутским?
      — С обоими...
      Из худ. к/ф-ма «Собачье сердце»
<<><><>>
  [+] — Она, конечно, горяча, не спорь со мной напрасно. Но, видишь ли, рубить сплеча не так уж безопасно! (ВЫБОР ИЗ ДВУХ ЗОЛ)
      Льюис КЭРРОЛ, «Алиса в стране чудес»
<<><><>>
  [+] Победа достаётся тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.
      Японская поговорка
<<><><>>
  [+] Самой большой ошибкой, которую вы можете совершить в своей жизни, является постоянная боязнь ошибок.
      Элберт ХАББАРД
<<><><>>
  [+] Лучше чему-нибудь научиться, публично признавшись в своей слабости, чем, изображая учёность, бесстыдно упорствовать в невежестве.
      Лоренцо ПИЗАНО
<<><><>>
  [+] Игрок должен обладать выдержкой и при проигрыше не опрокидывать шахматной доски.
      Ромен РОЛЛАН 
<<><><>>
  [+] — Если ты от меня что-то утаишь, я тебя убью. Если забудешь что-нибудь, я тебя убью. Ты хорошо меня понял? Если нет, я тебя убью! Как ты видишь у тебя не много шансов остаться в живых.
      Из худ. к/ф-ма «Карты, деньги, два ствола» 
<<><><>>
  [+] — Небо не видело такого позорного пацака как ты, Гедеван Александрович!
      — Дикари!
      Из худ. к/ф-ма «Кин-дза-дза
<<><><><><><>>
____________________
      {1} ПВД – приёмник воздушного давления. По сути, трубка Пито, служащая на самолёте для отбора воздушного давления для барометрических приборов, в т.ч. указателя скорости и высотомера.
      {2} Materia tractanda (лат.) – предмет обсуждения; то, о чём идёт речь.