Риджбек, победитель львов

Ян Бруштейн
Есть несколько собачьих пород, которые привлекают меня особенно – своей загадочностью, древностью происхождения, совершенно необычайными способностями. Красотой, наконец, или просто особенной внешностью. О многих я вам, мои милейшие собеседники, уже рассказал. С некоторыми мечтал встретиться – с испанкой Ка Де Бо (и это недавно осуществилось!), с Фараоновой собакой, с американским Чинуком – этого, насколько я знаю, вообще пока нет в нашем благословенном Отечестве.
Но есть пёс, которого я до недавнего времени воочию не видел, однако он занимал мои мысли неоднократно – поскольку я много времени отдал изучению древнейшей истории человечества.

Большинство историков уверены, что все мы вышли из Африки, что именно там колыбель человечества. И один из древнейших народов на чёрном континенте – готтентоты. Они обитали на самом краю Южной Африки, когда туда в 1652 году приплыли первые европейцы – голландцы. А до этого веками «сползали» сверху вниз, если смотреть по современной карте. То есть их путь начался из Северной Африки. И, как показывают многочисленные наскальные рисунки – а готтентоты прирожденные художники – в этом невероятном путешествии их сопровождали не менее невероятные собаки. Смелые, умные, хитрые, выносливые, преданные. Умеющие и охотиться, даже на царя зверей – льва (европейцы поначалу и называли их «львиной собакой»), и охранять своих хозяев. Отличающиеся от псов других народов божественной меткой – полосой шерсти на спине, растущей, извините за тавтологию, против шерсти!
Голландцы-буры сразу оценили незаменимые качества собак готтентотов, хотя выглядели те не слишком презентабельно, и были похожи на тощих голодных дворняг. И стали скрещивать их с европейскими гончими, борзыми, терьерами, догами, при этом стараясь исправить облик собаки, но не потерять ее выдающихся качеств.
Так постепенно, к двадцатым годам прошлого века, и сформировалась порода, которую мы сегодня знаем как Родезийского Риджбека. Кстати, «ридж» переводят обычно как «гребень». Я не поленился покопаться в словарях, и обнаружил, что это, конечно, гребень, но не тот, которым мы причёсываем свои разной густоты шевелюры, а гребень горы! Даже в этом проскальзывает некое уважение к выдающейся собаке.
Возможно, мой интерес к прекрасной породе так и остался бы на этом сугубо теоретическом уровне, если бы не судьбоносная, как сказали бы наши политики, встреча, которая произошла уже немало лет назад.
Я привёз мою ушастую любимицу Китти л'Этуаль де Франс, в миру - Катьку, о коей не раз вам рассказывал, в чудесную ветеринарную клинику, полечить больную спинку, и неожиданно услышал: «Яна Борисовна, у вас прекрасный пёс!»
Встретить полную тезку... любопытство мое разыгралось. Я нескромно заглянул в комнату и увидел молодую даму, а на поводке у неё – крупного, холеного, темно-рыжего красавца с классическим риджем на спине.
Вы уже знаете, каким смелым я становлюсь, если хочу поближе познакомиться ... с интересующей меня собакой. Посему я представился, договорился о встрече, которая, правда, состоялась только через несколько месяцев.

Когда мы собрались вместе – Игорь, Яна и маленькая Надюшка (а всего в этой семье трое детей!) – я сразу понял, какое большое место в этом дружном сообществе играет он, Аякс. Могучий пёс воспринимал Игоря как вожака и беспрекословно слушался его. Вообще если у вас в семье нет волевого мужчины, риджбека лучше не брать. Он, конечно, абсолютно безопасен, но слушаться принципиально не станет. Остальных членов семьи он молчаливо обожает – риджбеки вообще не пустолайки - и не игнорирует их просьбы, из уважения к вожаку.
Пёс терпеливо относится к шалунье Наденьке. Она могла на нём висеть, трепать, целовать и вообще делать всё что захочет – Аякс это готов был вытерпеть. Вообще лояльность его к друзьям семьи не знала границ, он даже был готов играть с их кошками!
В доме взрослого риджбека обычно не видно и не слышно: пёс появляется только тогда, когда его позовут. Никогда не пристает и не попрошайничает. И даже в щенячьем возрасте ничего не сгрыз! Эх, как я позавидовал: мои собаки в детстве специализировались кто на чем, с успехом уничтожая кто обувку, кто дверные косяки, а кто и мебель...

Рассказы иссякли, и я уже собирался с сожалением распрощаться, но тут Яна обмолвилась, что Аякс может петь, и посетовала, что рядом нет музыкального инструмента. Она не знала, с кем имеет дело! Ваш покорный слуга недурно умеет подражать речи собак и кошек. При этом, правда, не всегда понимая, что тот или иной вопль означает. Посему звери порой реагируют на мои попытки завести беседу парадоксально: коты то сбегаются со всей округи, то шипят, выгибая спину. А собаки впадают в размышления: то ли приласкаться, то ли тяпнуть...
Но Большую Песню Свободы я знаю наизусть, и потому, когда я затянул АУАААА, Аякс вскинул голову к невидимой луне и мощно подхватил: УОААУООУ! Так мы пели вместе, и теплая волна счастья поднималась в моей груди.