Про снятие ограничений

Нина Левина
(Рассказ на посиделках)
Вчера, было, сели со своими, решила - позвоню-ка... ну ты его не знаешь... (Или знаешь? Ладно, пусть будет - Владу), мол, ты как, не скучаешь там?
У него жена, ну, его Люба, уехала на месяц на курсы повышения, а я, по-приятельски, чтобы не скучал, время от времени позваниваю, мол, ты как там, один или нет...
У него же дети взрослые, так, может, навестил кто. А то бы к себе позвать.
И вот в голову не могло придти...
Ну ладно, по порядку.
Позвонила, приезжай, мол, у нас гости, празднуем, чего тебе одному.
То он всё с усмешечкой отказывался. А тут приехал, и как всегда - на высоте: ироничный, интересный. Я люблю, когда они у нас. Такие оба заводные! И тут, хоть и один пришёл, но всё путём и всё было нормально.
Потом все разошлись, сидим с ним на балконе, а он, поддатый, мне говорит:
- Всё же не хватает тебе тактичности! Почему ты своё приглашение начинаешь словами - "Ты не один?" Какое тебе дело, один я или не один? А если не один, я что - тебе скажу: "Нет, не один"?
Я вытаращила на него глаза, мой тоже смеётся:
- Ну, Влад, ты чего на неё? Она каждый раз - надо, мол, Влада позвать, а то сидит там один дома, скучает. Ещё ни разу спокойно с нею пива не попил. Как Люба уехала - "давай Влада позовём". И звонит.
Влад на него воззрился:
- Да? И что, ты тоже думал - я один буду?
Ну, мы и замолкли. Я в шоке, язык проглотила.
Ну, ладно, не один, твоё дело, но Люба - она ж... И потом, я тут при чём? И что это такое, вообще! Друг семьи, подозревает, что я к нему надсмотрщиком себя назначила.
Да я, мне начнут что такое рассказывать, отворачиваюсь и ухожу. Ну, не интересно мне. Мало ли что меж мужем и женой происходит? А уж следить!... Делать мне нечего, что ли?
В общем, отдышалась, говорю ему:
- Влад, ну моё "Ты не один?" - это же все равно, что "Тебе не скучно?"
И так расстроилась, ушла от него, уже голос стал дрожать. Он пошёл объясняться. Я же, просто убитая всем этим несправедливым подозрением, (да и открытием, что Влад!..), почти плачу.
Тут ему позвонили по сотовому, он вышел на балкон и начал "разговаривать"... У нас балкон-то утеплён, на него все окна наши открыты, не скроешься. Может, Влад в подпитии не понял, что его прекрасно слышно?
Мы, вообще-то, давно его не видели в одиночку, всё время - с Любой. И вот я замечала, когда они у нас так основательно посидят, жена его начинает вдруг настойчиво звать домой: "Влад, пошли, ну, сколько можно..." Я даже обижалась, порой: чего она его уводит, ещё и одиннадцати нет, он же явно ещё бы не прочь погостить, и на такси можно уехать запросто в любой момент...
А вот тут, кажется, я поняла - почему, когда Влад мало-мало захмелеет, Люба старалась его увести.
Влад разговаривал по сотовому ... матом!
У нас сроду такого не водится - мат. Никто в доме!.. А если кого в гости заносит с таким "лексиконом", так мы или выпроваживаем и больше не приглашаем, или очень твёрдо даём понять - не надо этого в наших стенах. И всё!
... В общем, минут пятнадцать длилась эта пытка. Естественно, будь это случайный какой человек, я бы вышла и его одёрнула, а то и выпроводила бы. Но Влад! Знаем его больше тридцати лет, сроду за ним это не водилось!
Он окончил "разговаривать", видит, я - совсем сникла, начал интересоваться, чего я такая. Время уже к двенадцати, чую, будет ещё долго, уходить и не собирается, хотя супружник мой демонстративно начал зевать, а я уже убрала почти всю посуду.
В общем, спрашиваю:
- Ты так часто вот... выражаешься?
Он удивился:
- А что?
- Да я никогда от тебя не слыхала.
- Ну, я при Любе не позволяю, она - ни в каком виде не приемлет, а вообще - я не вижу ничего в этом дурного.
И, знаете, давай мне читать лекцию про современный язык и подчёркивание эмоций словами.
Я просто заболела от его слов, и мне уже ничего не надо, лишь бы он ушел. А он спрашивает:
- Как ты дожила до таких лет с такими взглядами? Ты же так свою жизнь ограничиваешь, раз это от себя удаляешь...
Ничего себе - аргумент! - Удаляю от себя свернословие - я, значит, жизнь ограничиваю, обедняю!
Ну, всё с ног на голову! Приехали! - мужику скоро на пенсию, а он для себя ещё одну грань открыл, наполняющую его жизнь - начать выражаться, как урка. Как ещё в тюрьму не возжаждал попасть? - тоже ещё одно ограничение бы снял.
Ушёл он, уже было за полночь.
Утром было желание позвонить, как, мол, доехал вчера. И не смогла, ослабла рука над телефоном.
Не знаю, приедет Люба... Просто не знаю, как быть? Хоть отказывай от дома!