Парад посланий пьеса в двух картинах

Анастасия Кравец
Хочу сразу предупредить читателей, что у меня нет опыта написания пьес. Поэтому просьба не обращать внимание на вольное построение произведения. Передо мной стояла задача: написать эссе по истории мировых искусств объёмом 2 страницы формата А4 по теме: какое послание содержит в себе тот или иной памятник искусства. Единых правил написания эссе нет, а в среди требований одним из главных была оригинальная форма изложения. Вот что получилось...


«Парад посланий»
(пьеса  в двух картинах)


Кто знает свой предел, мудр.
А кто выходит за свои пределы,
Становится дураком.
(китайская пословица)



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА



Великая Китайская Стена.
Статуя Свободы.
Пирамиды Гизы.
Сфинкс.






Действие происходит в человеческом сознании, где каждая страна мира ассоциируется с определённым памятником национальной культуры и искусства.





Картина первая

В е л и к а я  К и т а й с к а я  С т е н а (одна). И всё же Мао Цзедун правильно понял моё назначение, начертав на  табличке при входе такие слова: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене – ты не настоящий китаец».
С т а т у я  С в о б о д ы (появляется с шумом, смотрит на Стену). Привет, Стенка. О чём это ты рассуждаешь? Мао Цзедун давно канул в забвение, по крайней мере, для мира он мало что значил. А ты постарела, разрушения всё виднее (криво улыбается).
В е л и к а я  К и т а й с к а я  С т е н а. Приветствую тебя, порождение Свободы. Как любой подросток, ты пытаешься мыслить глобально и оригинально. Только если бы мисс Свобода обратилась к историческому опыту, то увидела бы много хорошего и плохого в делах любого мирового лидера. Мао Цзедун был диктатором, участвовавшим в свержении великой династии Цин, указом представителя которой я  и была построена в VII веке до нашей эры. Устранив династию Цин, Мао занялся внутренним устройством Поднебесной. Он мог приказать разрушить меня до основания и поставить себе памятник размером более тебя. Но он не только этого не сделал, но и повесил вот такую табличку (показывает её Статуе Свободы).
С т а т у я  С в о б о д ы (быстро глянув на табличку). А у меня поклонников по всему миру полно – хоть отбавляй. Я – героиня интернациональная, за мной весь мир пошёл. (Невесть откуда достала зеркало и стала любоваться собой). А вот тебя, старушка, по-настоящему любит только одна треть населения земли. Слишком у тебя консервативные взгляды на жизнь. Хочешь от всех отгородиться и строить из себя такую недосягаемую? Людям нужны простые и доступные понятия. Когда они получают свободу, у них есть только один ограничивающий фактор: закон. В остальном же они как птицы вольные.
В е л и к а я  К и т а й с к а я  С т е н а. О да, ты – точно интернациональная героиня. Материалы для тебя везли из-за границы, тебя даже строили иностранцы. А я создана силой народной исключительно для защиты объединённого Китая, теперь же служу памятником единству жителей Центрального государства. И моё долгое существование подтверждает: народ моей страны гордится тем, что живёт здесь. Если бы я перестала иметь какое-то значение для китайцев, кто бы позаботился о том, чтобы периодически реставрировать меня?
С т а т у я  С в о б о д ы (в сторону, пряча зеркало). Ох уж эта восточная загадочность, никогда не даст расслабиться. Хотелось бы всё-таки узнать тайну её популярности и успеха её народа. (Обращается к Стене) Национальная идея, патриотизм. Скажешь, что это – величайшие ценности? Соглашусь только по первому пункту с оговорками. Не у всех народов есть настоящая национальная идея, у некоторых же и вовсе средневековые принципы построения общества. А патриотизм (самое дешёвое чувство) только добавляет масла в огонь: жалкие людишки готовы истреблять друг друга за эту пресловутую Идею. Иногда мне кажется, что она не так уж и важна. Достаточно и демократических принципов, для того, чтобы жить в достатке.
В е л и к а я  К и т а й с к а я  С т е н а. Вот тут ты и ошибаешься. Очнись, девушка! Посмотри вокруг. Мир прекрасен, а был бы ещё прекраснее, если бы установился идеальный баланс между материальными и духовными потребностями людей. Ты же пока что кричишь на весь мир: «Я – истинное воплощение Свободы, мне  никто не указ». Но от этого твоему народу легче не стало. У вас там до сих пор не могут мирно сосуществовать афроамериканцы с «белыми» американцами. Знаешь, почему? Ваши правители не нашли ту самую Идею, которая примирила бы всех и объединила. Если не веришь мне, можешь спросить у третейского судьи. Давай поговорим с Великими Пирамидами и мудрым Сфинксом. Они древнее и мудрее нас.
С т а т у я  С в о б о д ы. Согласна, хоть эти развалины – сплошной геометрический примитив.

Картина вторая
(Великая Китайская Стена, Статуя Свободы, Пирамиды и Сфинкс).
Великая Китайская Стена изложила суть спора Пирамидам и их хранителю – мудрому Сфинксу.

С ф и н к с. Я слышал ваш спор, слышали его и Пирамиды. Сначала они возьмут слово.
П и р а м и д ы (задумчиво и медленно выговаривая слова). Видим, что мисс Свобода хочет докопаться до Истины. Она же кроется в сущности каждого…
С ф и н к с (после паузы). Пирамиды, как всегда правы. Ваш спор легко разрешить. Скажи, о, Статуя Свободы, что ты несёшь людям?
С т а т у я  С в о бо д ы (сперва покраснев, потом побледнев). Я всем своим видом говорю людям: только тот, кто свободен, станет хозяином своей судьбы, а если захочет, - то и всего мира. Именно свободное общество даёт человеку возможность добиться своего.
С ф и н к с (повернувшись к Стене). Позиция юной леди мне ясна, теперь хотелось бы узнать ваше мнение, о, Великая Китайская Стена. О чём вы говорите людям?
В е л и к а я  К и т а й с к а я  С т е н а. Я бесконечна, как любовь народа к Поднебесной и ко всему миру. А любовь – чувство неизменное в своих проявлениях. Поэтому у нас в стране чтят Великую Китайскую Стену, просят у неё мудрости и помнят подвиги Цинь Ши Хуанди.
С ф и н к с (кивнув Стене). Благодарю, ваши мысли мне также понятны. А теперь что скажете, о, Великие Пирамиды?
П и р а м и д ы  Г и з ы. Она (указывая на Статую Свободы) – памятник Гордыне, Амбиции и так называемой Свободе. Великая Китайская Стена – знак Силы Единства, построенного по принципу Мирового закона, единственного, который действует везде одинаково. Что мелкие людские желания перед законом Вселенной?
С т а т у я  С в о б о д ы (в сторону). О, что я слышу? Любовь? Какая глупость. Только амбициозные люди способны завоевать мир.
(Пирамидам) Я услышала много интересного, но, поскольку у нас в стране свобода мнений и слова, склонна не согласиться.
С ф и н к с (жестом приказывая Статуе Свободы замолчать). Вспомните, о дочь Свободы, как выглядит средний американец. Каковы его помыслы, что он значит для всего мира. И ещё ответьте себе на вопрос: есть ли на земле Абсолютная Свобода? Вы грезите по утопии Хаоса, мисс. И вы уже сеете хаос повсюду, куда только вмешиваются ваши граждане.
С т а т у я  С в о б о д ы. Вы ничего не смыслите в демократии и принципах свободного общества, а поэтому считаю наш разговор оконченным. (С грохотом исчезает).
П и р а м и д ы (вздыхая). Эх, молодёжь. Всем стремится что-то доказать, повторяя ошибки своих родителей. Не хотят учиться у Вечности, для них нет ничего постоянного, всё стремятся подвергнуть сомнению, переврать, даже историю переписать…
С ф и н к с (раскланиваясь перед Стеной). Время лечит всё, о, Великая Стена. И вам это доподлинно известно.
В е л и к а я  К и т а й с к а я  С т е н а (кланяясь Сфинксу и пирамидам). Мы выстоим. (Одна). Кто знает свой предел, мудр. А кто выходит за свои пределы, становится дураком.