Гаттака

Павел Хамидулов
Отмененной в школе астрономии,
посвящается...

Эндрю Николл снял не только стилистически безупречный фильм, но по-своему сильный и чистый. Он не фокусирует все внимание зрителя на ненужных многочисленных деталях. Здесь нет взрывов, пулеметов, лазерных пушек и прочих понтов и примочек, коими полон фильм Спилберга "Особое мнение". А есть только суть. Без шелухи и ниток. Пронизанный детской незамутненной мечтой о космосе, фильм легко бы мог соответствовать стандартам советского кинопроката.
Отношения главных героев не просты, какими кажутся на первых взгляд. Винсент Фриман (Итан Хоук) целеустремлен, умен и вынослив, он не бережет силы на обратный путь. В море он всегда заплывал дальше антропологически правильного брата. Но у него нет идеального тела, чтобы осуществить свою мечту. Джером Морроу (Джуд Лоу) ему эту возможность дает. Он продает Винсенту свою личность. Позвоночник Джерома поврежден, а он сам прикован к инвалидному креслу. Все кажется естественным и достаточно понятным. Хорошему парню, достается имя и многочисленные пробы того, кто в силу физической травмы не достаточно тверд и жаден до жизни.

Но пара эпизодов легко разрушает эту концепцию. Когда Винсент, готов уже сдаться и смывает очередные образцы крови, его останавливает Морроу - легкомысленный повеса-инвалид и любитель выпить. И убеждает вновь идти дальше, каким рискованным не был путь. Так ли он слаб на самом деле? Второй эпизод окончательно отвечает на этот вопрос. Когда наступил момент прикрыть друга, герой Джуда Лоу слезает с инвалидного кресла и самостоятельно ползком добирается до второго этажа. Да, есть талант, что готов достичь любых звезд и высот, а есть тот, кто в него верит. И это тоже талант, тоже величие, ведь без второго никак невозможно первое.

Мечта главного героя сбывается, он летит к Звездам. Его друг сжигает себя в топке, одев медаль когда-то данную ему, как лучшему пловцу.