Свобода выбора

Денис Агеев
Максим стоял на крыше шестнадцатиэтажного дома и уныло взирал на снующих внизу людей, быстро проносящиеся легковушки и медленно ползущие грузовики. Даже здесь, под небом, были слышны разнородные звуки жизни, шум цивилизации. Все куда-то спешат, торопятся по своим делам. Кому-то нужно попасть в магазин до обеденного перерыва, кто-то опаздывает на работу, кто-то бежит к любовнице, пока муж оной не вернулся. Что сказать, жизнь кипит!
Но только не для Максима…
Для него она подходила к завершению. У него не было больше сил терпеть эти ужасные муки. Пора избавиться от всего… от всего, что осталось в этой жизни.
Максим подошел к краю, неспешно залез на парапет и глянул вниз. Высоко, очень высоко! Дыхание перехватило, голова закружилась. Сердце екнуло и заколотилось так, словно готово было вырваться наружу.
– Ничего… мне не страшно, ничуть не страшно, – мысленно успокаивал себя Максим. – Сейчас все закончится.
Он закрыл глаза и тяжело вздохнул. Осталось сделать лишь один шаг. Последний шаг в жизни. И все. И пускай все идет к черту. И она, и ее новый хахаль со своими деньгами и крутой машиной. Нет больше сил…
Он открыл глаза и поглядел вдаль – туда, где размытая линия горизонта соединяла небо и крыши многоэтажек. Городская жизнь… жизнь мегаполиса. По статистике именно в крупных городах совершается больше всего самоубийств.
– Неужели этим все и должно закончиться? – нежданно пришла в голову мысль. – Неужели я люблю ее настолько, что готов умереть, лишь бы не делить ее с другим?! Разве это моя судьба? Разве этого от меня ждут высшие силы, наблюдающие за нами, людьми, откуда-то сверху? – Максим вздохнул и поглядел вниз. – Плевать! Не могу я больше терпеть. Хватит!
Он зажмурился, ладони сжались в кулаки, по щекам потекли тонкие струйки слез. Дыхание стало равномерным, жуткое биение сердца стихло. Мрачное спокойствие нашло на Максима, спокойствие и ощущение неизбежности. Все кончено… больше ничего нет. И задерживаться не стоит…
– Ну, давай, спрыгивай уже, – раздался чей-то недовольный голос.
Максим вздрогнул и открыл глаза, ошарашено озираясь по сторонам. Чуть поодаль от него сидел человек, свесив одну ногу с парапета, а другую согнув в коленке. Руки сложены на груди, лицо искажено в недовольной гримасе, будто человек этот долго чего-то ждет и никак не может дождаться. Максим готов был поклясться, что минуту назад здесь никого не было. Ни единой души. Он один пробрался на крышу и хорошенько запер дверь. Так откуда взялся этот тип?!
– А вы… как сюда попали? – робко спросил Максим, глядя в черные глаза незнакомца. Ему почему-то стало стыдно за себя, за позорную попытку самоубийства.
– Не важно, – отрезал тип. – Ты спрыгивай давай, нечего попусту болтать.
– А вам это зачем?
– Мне?.. Хех, – усмехнулся незнакомец, вздохнул: – Работа у меня такая. Тебя, в общем, не касается. Твое дело маленькое  – спрыгнуть и все.
– Нет, подождите. – Максим слез с парапета. – Какого черта вам надо? Я итак уже в жизни натерпелся и не хочу выслушивать дурацкие насмешки перед смертью. – Его почему-то раздосадовал наглый тон незваного гостя.
– Послушай, смертный. – Тип подозрительно прищурился. – Не тяни время. Поступи, наконец, так, как надо. Хватит сомневаться, за тебя уже и так все решено.
– Не понял. – На лице Максима отразилось недоумение. – Как это решено?
– А так!.. За это тебя и бросила жена, за твою нерешительность и ничтожность. Давай уже покончи со своей жалкой жизнью.
– Кто вы такой? – в глазах Максима промелькнул испуг. Откуда этот тип узнал про жену, про ее поступки?
– Да какая тебе разница?
– Как это какая?! Какой-то нахал неизвестным образом пробрался на крышу, и подталкивает меня на самоубийство. Как это понимать?
– Подталкиваю, потому что ты все равно это сделаешь, и мне надоело ждать, пока ты все заново обдумаешь и в конец не осознаешь свою ничтожность. Зачем все это нужно, если конец все равно один и тот же? Только время тянешь.
– Да кто вы такой? Вас подослала жена? – нахмурился Максим.
– Нет.
– Ее хахаль?
– Опять не верно.
– Теща?
– Нет, нет и нет… – Незнакомец обреченно выдохнул и поднялся на ноги, его взгляд устремился вниз. – Какие же вы все-таки мелкие и жалкие все, как букашки. Только отсюда, с высоты, видна ваша истинность. – Потом он перевел взгляд на Максима и добавил. – Если я тебе скажу: кто я и зачем сюда явился, ты, наконец, спрыгнешь?
Несостоявшийся суицидник кивнул, испуганно глядя на незнакомца. Теперь от этого типа исходила какая-то опасность, таинственная и пугающая. Что-то было в нем нечеловеческое.
– Тогда слушай, смертный. – Странный тип всем телом повернулся к Максиму. – Ты идешь на самоубийство, а значит на самый страшный грех. Твоя душа обречена на вечные муки…
– Так-так-так, - прервал его Максим. – А вы, получается, кто, ангел? Так они же не должны подталкивать на…
– Я не ангел, – мрачно отрезал тип.
–Демон?
– Именно. – Глаза незнакомца недружелюбно сверкнули, он спрыгнул  с парапета и шагнул к Максиму. – Меня послали для того, чтобы проводить твою душу в преисподнюю. Но ты оказался на редкость нудным и меланхоличным. Прежде чем умереть, ты еще час будешь обдумывать свои жалкие поступки. А ждать мне надоело, поэтому спрыгивай, и покончим на этом.
– Я не верю в демонов, – нахмурился Максим и чуть отшатнулся от странного типа. Мгновенье назад он хотел покончить жизнь самоубийством, но сейчас ему стало страшновато. А вдруг этот тип – маньяк?
– А мне плевать. Делай то, что должен, и все. И потом сам узнаешь, чем все кончится. – На последних словах незнакомец ухмыльнулся.
– Ладно, допустим, я вам поверил, – кивнул Максим. – Но все равно кое-что не сходится. Я же не совершил еще самоубийства, так почему вы меня уже считаете грешником?
– Потому, что ты решил это сделать. Решил основательно. Не так, как те жалкие людишки, которые кричат на всю округу, что перережут себе вены или утопятся, а сами и пальцем не пошевелят. На таких мы даже внимания не обращаем. Ты – дело другое. Тихо и незаметно, с характерной тщательностью все продумал и решился на самоубийство. И это случится. Ваш бог это знает, и наш Всемогущий тоже. От этого не уйти. Твоя судьба определена… и место в аду тоже. – На лицо демона выплыла зловещая улыбка.
– Надо же! Так зачем ты это все мне рассказываешь? А вдруг я передумаю? – Максим решил перейти на «ты». Нечего с демоном вежливо разговаривать.
– Думаешь, так легко всех надуть? – усмехнулся незнакомец.
– Не верю, что все так просто: я только подумал, а там, где-то на небесах или под землей, уже все разложили по полочкам. Не может так быть.
– Пойми, смертный, не просто подумал, ты решил это сделать. Твоя судьба уже определилась. Осталось только сделать то, что решил.
– Значит, я уже грешен, даже если не пойду на самоубийство?
– Да, но ты пойдешь на него.
– Нет, не пойду. Я хочу проверить как это работает.
– Ты должен это сделать, – демон нахмурился.
– Никому я ничего не должен, – парировал неудавшийся суицидник. – Иди и доложи своему дьяволу или кому-то там еще, что я отказался от самоубийства.
– Да ты что… я не могу… я должен обязательно проводить тебя в преисподнюю. – Лицо незнакомца стало стремительно бледнеть, словно превращалось в большую поганку. Ему явно становилось не по себе.
– Боишься своего господина? – улыбался теперь Максим.
Демон промолчал, на его лице заиграли желваки.
– Он тебя накажет как ребенка, да?
– Заткнись, заткнись, смертный! Ты ничего не понимаешь! Наш господин, он… он… Жаль, что мне запрещено помогать людям в самоубийствах… А то бы я заставил тебя замолчать. И зачем я вообще заговорил? Никогда ни с кем не разговаривал, и тут надо было молчать… – Демон нервничал, его едва не колотило от бешенства. – И что со мною теперь будет?
– Ты боишься, – вывел заключение Максим. – Так, значит, лгут все эти мифы и легенды, гласящие, что демоны – жуткие создания, не ведающие ни страха, ни жалости. Как по мне, так вы обычные рабы.
– Не смей так говорить! Что ты вообще понимаешь, смертный? Рабы – это вы. Вы все ходите под Богом, подчиняетесь его воле.
– Нет, ты не прав. В Бога у нас верят по желанию. Никто никого не заставляет этого делать. И если в Бога верят, то его не боятся, а уважают и любят. А вот ты любишь своего господина? – Максим осклабился.
– Я… я уважаю господина, – как-то невнятно произнес демон.
– Нет, ты его боишься, а в страхе нет уважения, в нем есть только ненависть.
– Это не имеет значения. У меня есть работа, и я должен ее выполнять.
– Но если ты ее не выполнишь, то тебя ждет наказание. И наказание очень неприятное, так ведь?
– Да… – рявкнул демон, но получилось это у него так жалко, что похож он стал на маленького тигренка, пытающегося писком подрожать рыку взрослого тигра.
– Ну так знай: сегодня тебя ждет наказание, потому что я не собираюсь совершать самоубийства. – Максим сложил руки у груди, его уверенный взгляд устремился на незнакомца. – Но у меня есть к тебе предложение: перейди на сторону Бога.
– Что? – расширились глаза демона.
– Брось дьявола и перейди на сторону Бога, – повторил Максим, сам не осознавая, что говорит это. Сам он в Бога не особо верил, а когда собирался покончить с жизнью, то как-то не задумывался о грехопадении. Но этот странный тип изменил его мировоззрение в корне. Если есть демоны и ад, стало быть, существуют Бог и рай. Может быть, и действительно не стоить умирать. Не очень-то хочется идти на поводу у мнимой судьбы.
– Ты спятил, смертный? Я родился демоном, Бог никогда не примет меня.
–У Бога есть замечательное качество – прощать. Правда, не стоит злоупотреблять им, но в твоем случае, думаю, можно попробовать.
– Бог нас ненавидит. Мы ему не нужны, и… мне и так хорошо, – настаивал на своем незнакомец, но в его голосе уже мелькали нотки неуверенности.
– Хорошо быть рабом? С самого рождения и до конца жизни вы всего лишь рабы, жалкие и ничтожные, поэтому вы и ненавидите людей, потому что по природе мы свободны, а вы нет.
Демон прищурено глядел на Максима и молчал. По его побледневшей физиономии было видно, что он решал какие-то сложные для себя задачи.
– Кое в чем ты прав, смертный. Мы, демоны, не допускаем возможности неповиновения Всемогущему. Он словно тисками нас держит в своих лапах. Мы другой жизни себе не представляем, но искренне желаем чего-то другого. Но… но как я уйду от господина? Моя воля подчинена ему. Если я стану перечить, то он просто превратит меня в кучку черной пыли… или того хуже. – Демон помрачнел.
– Не знаю, как это работает, но, говорят, надо верить и молиться. И рано или поздно тебя услышат.
– И это ты мне говоришь? Ты готов был пойти на самоубийство, значит, Бог тебя подвел. Так с чего ты взял, что он услышит меня, ненавистного демона?
– В моих бедах виноват не Бог, а я сам. А тебя он услышит, потому что ты тоже создание божье, хоть и порочное. Ты несешь наказание за своих родителей, а значит, сам ты не так грешен, как они. У тебя есть шанс. Во всяком случае, лучше попытаться спастись, чем прозябать всю жизнь в рабстве.
– Возможно, ты прав, смертный. Тем более смерть для меня не так страшна, как для вас, людей. Я видел все последствия грехов, все наказания и муки. Я попытаюсь освободиться… – Демон посмотрел в глаза Максиму, казалось, что он заглядывает прямо в душу. – Спасибо тебе, человек, ты помог мне кое-что понять, кое-что очень важное. Смысл свободы…
И демон исчез, растворился словно дым. Максим огляделся по сторонам, но странного незнакомца нигде не было. Тогда он посмотрел вдаль, на линию горизонта, где все оставалось по-прежнему, и улыбнулся. Ему стало легко и свободно, ибо осознал он нечто важное – ценность жизни и свободу… свободу выбора.