Как ЦК КПСС дарил квартиры

Анна Яблонна
Когда-то мои родители с сыном жили в Ленинграде. Мое появление на свет не только не планировалось, но было не совсем желанным: жизнь тяжела.

Все же мне суждено было родиться, но это уже произошло в Москве. Мама страдала ангинами и доктора посоветовали ей переехать в другой город.

Мой любимый папа был исключительно застенчивым человеком, несмотря на то, что получил кандидатский диплом без защиты диссертации, и успешно защитил докторскую. В партии не состоял. Он очень легко обменял приличную ленинградскую квартиру на две комнатушки в коммуналке в двухэтажном доме почти в центре столицы.

В новой квартире стоял рояль, в туалет мне было запрещено выходить из-за крыс. Брат женился, а я пошла в детский сад.

Подруги говорили, что у нас уютно. Мы привыкли и не думали о переменах к лучшему.

***
Моя мама нашла подругу: жену известного архитектора. Мы стали дружить семьями.
Архитектор был академиком и членом КПСС. Очень скоро он получил большую квартиру в высотном доме.

- Люда, а почему бы вам не попытаться добиться хорошего жилья?
- Каким образом?

- Дам хороший совет. Напиши письмо в ЦК КПСС о своем муже. Расскажи о том, как трудно научному работнику трудиться на благо Родины в таких стесненных условиях. Ведь ты говорила, что перегородки с соседями тонкие, а эти господа, бывает, даже пули пускают.
- Надо попытаться.

Мама действительно написала письмо в ЦК КПСС и указала место работы моего папы: ИФХ АН СССР.
Прошло какое-то время, и все забыли об этом письме.

***
Наступило долгожданное лето и мы переехали в скромный дом на лесном участке в Подмосковье.

18 августа, да именно в этот исторический день, приезжает на наш участок сотрудница моего отца.

- Н.А.! Случилось чудо - вам дали квартиру , да еще где? В высотном доме. Это же непостижимо, в Академии наук вообще никому не выделяют жилплощадь, а Вы..., каким образом? Вам срочно надо ехать в Москву и получить документы на жилье.

Отцу предложили на выбор два варианта: 60 квадратных метров жилой площади и 40. Скромный профессор выбрал квартиру поменьше.

Моя мама побежала к жене архитектора с подарками и радостью.

- Как я тебе благодарна!
- Неужели твоему мужу так повезло? Непостижимо, ведь мой  академик, а твой какой-то простой ученый, да и вообще я пошутила с этим письмом.

Дружба между женщинами исчезла как грибной дождь среди жаркого лета, а проживать они стали в одном доме.

Мой папа кроме застенчивости обладал еще некоторой наивностью, возможно, это была совесть.

Он написал письмо в ЦК КПСС. В этом послании были слова благодарности и почти клятва о том, что ученый отдаст все свои силы на благо Советской науки.

Я до сих пор храню черновик этого письма и думаю, что моему отцу всегда везло.

Вспоминая эту история, полагаю, что высотный дом, предназначенный для артистов, ученых и крупных партийных работников, был слишком велик для того количества подобных личностей, которые жили в то время. Потому туда и попал мой скромный профессор.

В наше время подобное событие, как мне кажется, невероятно. Возможно, ошибаюсь.

Почему? У меня нет ответа.
Мой текст не является политическим, это мемуары, подлинные события, однако, текст-картинка будней Советской власти.