Всего один день

Анна Чайка
               
                Когда познаешь себя, твое ощущение "Я" исчезает и ты постигаешь, что ты и Бог это одно и тоже.                Ибн Араби.
 
                Все, что ты видишь в мире, - звенья одной цепи, и нет такого места,где разомкнулось бы ее кольцо.
                Мирза Галиб
    



               
       ЛЮСЕНЬКИН МИР.

         Перешагнув порог отрочества, Люсенька превратилась в бутончик, который обещал стать не  традиционной розой, гвоздикой или пионом, нет,  следовало ожидать какой-то экзотический цветок, непохожий на другие.
        Вопросы, на которые она пыталась найти ответ, так же были нетрадиционными, для ее возраста. В то время, когда сверстницы,  стали откладывать в сторону куклы и заниматься только собственными нарядами, она не могла заснуть, пытаясь разрешить вопросы, которые рождались где-то внутри ее души и требовали ответа:
      - Каков мир и где его пределы?
      - Что такое разум?
      - Каково назначение жизни?
      - Что такое время?
      - Существует ли Бог?
      - Возможно ли, общение с теми, кого уже нет или еще не было на свете?
      - Почему люди не ставят перед собой эти вопросы, а их больше интересуют цены в магазинах, счет в футбольном матче или фасоны нового сезона?
       Одним словом вопросов было много, а решить их  приходилось только самой.
       Ее одиннадцатилетним сверстникам это было совершенно неинтересно.
       Мама могла рассуждать только о вещах, которые могла увидеть, потрогать или  прочитать о них мнение какого-либо уважаемого человека. Она сердилась, даже тогда, когда  видела, с каким интересом Люсенька читает фантастику:
      - Это отвлекает от реальной жизни – возмущалась она.
       С папой общение было минимальным. К тому же, его скептический  подход к Люсенькиным «выдумкам» не сулил  большого продвижения в решении философских вопросов.  Как правило, папа приходил домой поздно.   Он руководил крупным геологическим объединением. Порой, за день, он успевал облететь весь Казахстан и часть Узбекистана – территории, на которой трудились его подчиненные и , приходя уставшим, не был расположен к разговорам.
       В выходные, если он не работал, то  либо лежал и читал на диване, либо брал Люсеньку в лыжный поход по парку. В этих походах она изо всех сил старалась не упускать из виду  быстро уменьшающуюся папину спину. На это уходили все ее силы, и по возвращении ни сил, ни желания беседовать  у нее  не оставалось. Для этого должны были  быть особенные обстоятельства и доверительность.
       Люсенька подозревала, что поговорить на эти  очень важные темы, и обменяться своими мыслями можно было бы с дедушкой, но он был слишком далеко.
       Город  Караганда, где они с родителями жили после возвращения из Монголии, вообще-то, сам был  очень далеко от всего на свете, как потом стала понимать Люсенька.
Куда бы не отправлялись Люсенька с мамой и папой,  к родственникам или на отдых,  приходилось лететь на самолете, самое малое   3-4 часа.
       Люсенька имела в квартире свою комнату, чем очень гордилась. Правда эта комната была сначала кладовкой два на два метра, и не имела окон.  Зато она была ее комнатой!
Папа, хоть и был  большим начальником, но воспитан был в таких правилах, что брать себе больше, чем полагалось всем, считал аморальным. А семье из трех человек полагалась двухкомнатная квартира.
       Вот и жили они в двухкомнатной квартире на пятом этаже кирпичной пятиэтажки, рядом с драматическим театром.
       Свою кладовку-комнату Люсенька добилась права сделать по своему вкусу. Стену напротив двери она не оставила просто побеленной, нет, она превратила ее в картину-панно на которой было море до горизонта, восходящее солнце край которого уже появился над волнами и  бригантина с алыми парусами плывущая к солнцу. Красками служила та же побелка, в которую Люсенька, не жалея, добавляла гуаши, чтобы получить требуемые цвета и оттенки.
       Работа была выполнена с большим энтузиазмом, но, когда она высохла, огорчила Люсеньку до слез. Яркие краски поблекли  и при высыхании стали бледными. Вся картина стала как бы в белой туманной дымке, и ее фрагменты и линии скорее угадывались, чем гордо  подчеркивали мастерство художницы.
       Люсенька никогда не училась рисовать, это умение было в ней с самого рождения и доставляло всегда истинную радость, каждый раз, когда она бралась за карандаш. Такого большого объема красок  взять было не откуда и, Люсенька примирилась с бледно-розовым восходом и бледно-розовыми парусами бригантины, плывущей по бледно голубым волнам вдаль.
       Люсенька, оборудуя свою комнату – кладовку,  ввернула в цоколь над дверью  лампу огромного размера  и мощности.
       Уж очень она любила яркий свет.
       Когда в ее каморке загоралась эта лампа, в триста пятьдесят свечей, тени исчезали совершенно.
       Можно было делать любую мелкую работу. Можно было рисовать или нанизывать бисер, хорошо было читать или разбирать мелкие надписи на географических картах. Можно было внимательно разглядывать портрет любимого Лермонтова  в красном  гусарском ментике с бобровым воротничком.
      Да и сам яркий свет поднимал настроение.
      Вечером,  в пол одиннадцатого, лампа должна была выключаться.
      С этого момента полагалось спать. Вот тогда и наступалосамое важное время суток - время размышлений.
      В комнатке помещалась только кровать справа вдоль стены и маленький письменный стол, всего в метр длиной, напротив двери. Над столом полка с книгами, прикрепленная прямо к волнам на панно и  занимавшая часть закатного неба.
     Она была самым интересным местом.
     Здесь хранились не только ноты и учебники, но  и любимые книги, дневники, письма, стихи и картины.
Здесь  стоял портрет Лермонтова и картина «Неравный брак» художника Пукирева.
      Еще  в  квартире был балкон, который  выходил на школьный парк. Летом Люсенька, по праву, считала его своим, так как спала летними ночами прямо на балконе, устроив из него кровать, парящую над спящим парком и домами. Размышления в ночном полете приносили удивительные плоды!
      Вот эти два заветных уголка и стали местами, где решались наиважнейшие вопросы жизни и смерти, которые не интересовали никого кроме Люсеньки.
      Как правило, поиск истины происходил в виде диалогов, в которых удивительным образом обоими собеседниками  была сама же Люсенька.  Нет не раздвоение личности, а как бы беседа с подсознанием стали ее привычным занятием и порой занимали половину ночи, так как начинались, сразу, как только она ложилась спать, и оставалась наедине с вечными вопросами.
      Днем  Люсенька, чаще всего,  изучала практическое устройство мира и вещей.  Таких занятий было бесконечное множество, как и множество тех вопросов, которые появлялись и разрешались в  ее сознании ночью.
      Люсенька очень ценила  время, когда оставалась днем одна. Взрослая жизнь с тяжелым грузом обязанностей и обязательств еще не наступила. Она была  легка, как бабочка,  свободна и счастлива, изучая в мелочах на практике  мир и жизнь, которые ей дал Бог.

ДЕНЬ.

      Это были лабораторные работы по изучению мира.
      Она  брала в руки, рассматривала  и катала в ладошке, шарики ртути из разбившегося термометра, то, превращая их в один большой шарик, то во множество маленьких. Чувствуя их тяжесть и скользкий сухой холодок.
      Или чинила и, как ни странно, починяла сломавшийся старый будильник.  Множество колесиков разного вида в  часовом механизме имели, каждый свое, уникальное предназначение, понять которое  и найти причину, мешавшую слаженному их движению, такая же интересная задача, как понять назначение и расставить по местам не  осмысленные, пока еще, понятия. Понятия, брезжащие в тех самых  вопросах, решать которые предстояло,  опять-таки, ей самой.
      Сказать, что она была совершенно одна дома, не совсем верно. Во всех  дневных исследованиях ее сопровождал кот Пуфоня. Он не вмешивался в процесс, а только наблюдал со стороны, забавно стараясь везде поспеть и все увидеть. Его любопытство соперничало с Люсенькиным.
      Если она  затевала что-то на столе, он, цепляясь передними лапами за край , вставал на задние лапы  и, в надежде  увидеть что-то интересное, тянулся и подпрыгивал от нетерпения. От этого его любопытная усатая мордашка подскакивала, то появляясь, то исчезая из-за края столешницы.
      Он тоже мечтал изучать с Люсенькой,  суть вещей, по-своему, как умел.
      Моментов дневного познания вещей и мира в одиночку было не так и много, занятия в двух школах и мамины наказы вымыть всю посуду, вынести мусор и подмести  или помыть пол занимали много дневного времени.
      Надо сказать, что училась Люсенька неплохо  и в общей, и в музыкальной школах, и приготовление уроков, невольно чуть сдвинутое  к вечеру,  нисколько не снижало их качество. Она твердо знала, что всегда успеет их сделать.
      Дневное время было очень ценным и превращалось в волшебные путешествия «сталкера», по непознанным лабиринтам материального мира.
      Особенно интересным оно становилось летом, во время каникул, тогда его было достаточно!
      Иногда, правда, случались  неожиданности и даже казусы.
      Этим летним днем, в недрах   маминого  гардероба, в ворохе старых вещей Люсенька обнаружила старую мамину сумочку. Сумочка была плоская, кожаная, с тисненым китайским рисунком изображавшим драконов и башни на склонах гор.
      Нажав на кнопочку сверху, Люсенька открыла сумочку и обнаружила в ней кроме смятых  бумажек и старых автобусных билетов, две  маленькие плоские коробочки из плотной бумаги, с незнакомой надписью на  английском языке “Condoms”. Эта надпись ничего не говорила Люсеньке. Придется догадаться что там внутри.
      Открыв плоскую коробочку, она обнаружила в ней три аккуратно свернутых воздушных шарика. Шарики, почему-то, были бесцветными и как бы припорошенными какой-то скользкой на ощупь пудрой.
      На мгновение, с укоризной подумав  о маме, спрятавшей и забывшей отдать,  по всей видимости,  принадлежавшие ей, Люсеньке,  шарики, она стала надувать один из них.
      - Наверное мама купила эти английские шарики  еще в Монголии,- подумала Люсенька. Там все было не такое как здесь. Резиновое горлышко у шарика было непривычно большим, но Люсенька сразу догадалась надеть его на катушку самых толстых ниток и замотать, как следует,  по кругу.  (Дневные путешествия сделали Люсеньку удивительно изобретательной.)
       Теперь надувать было легко и удобно. Шарик надувался и надувался, казалось, он не имеет пределов, такая крепкая резина была на этом шарике! Он стал настолько неприлично большим,  что стало невозможно вынести его через дверь спальни!
         Люсенька постаралась аккуратно пропихнуть его в дверной проем, но он зацепился за какой-то гвоздик и громко лопнул, мгновенно превратившись в малюсенький клочок резины, который продолжал сокращаться.
Забавно!
      - Раз они  такие крепкие, надо попробовать наполнить их водой,- неожиданно придумала Люсенька.
      Кот Пуфоня, как всегда был рядом, когда затевалось что-то новенькое. 
      Все компания с шариками переместилась в ванную. Сев на ванну, Люсенька надела на кран горлышко шарика и так же примотала его  ниткой, чтоб не соскочил с крана.
      Теперь осталось включить воду.
      Вода наполняла шарик, постепенно превращая его в волшебный дрожащий, как холодец, объем. Его уже трудно стало захватить руками, он проскальзывал у локтей вниз, но резиновая, тонкая стенка была на удивление крепкой.  Люсенька любовалась и похлопывала по дрожащим бокам это новое чудесное создание, похожее почему-то на поросенка.
       Но вот ей показалась, что дальше ему расти опасно. Она завязала горлышко ниткой, и с трудом подняв дрожащего и перекатывающегося в руках «поросенка» понесла его на балкон.
       Был яркий солнечный день. В Казахстане часто бывают такие ясные дни. Там очень красивое,  высокое небо и много солнца. А если на небе появляются облака, то это роскошные кучевые облака в стиле барокко, многоуровневые, со светящимися белыми краями-завитушками. Они так ловко принимают формы различных людей и животных, кораблей и деревьев, что о них следует рассказывать отдельно.
       На залитом солнцем балконе  «поросенок» заиграл солнечными бликами, которые вспыхивали при каждом его движении и дрожании. Ах, как это было прекрасно и неожиданно, сколько новых ощущений и впечатлений дарил этот странный объект!
       Неизвестно, как пришло в голову Люсеньке  приподнять его над перилами и аккуратно спустить с другой стороны на  толстой нитке.
       Радужный «поросенок» принял форму большой тыквы с длинным сужающимся в рюмочку носиком, привязанным к толстой нитке. Солнышко весело переливалось в нем всеми цветами радуги, и сверкало искрами то там, то здесь. Сам загадочный объект  медленно вращался вокруг своей оси.
       Кот, так же как Люсенька,  потрясенный увиденным, просунул голову между прутьев балкона  и, как завороженный, следил за сияющим чудом.
       Удерживать тяжелый водяной пузырь становилось все труднее, и нитка постепенно стала скользить между пальцев, а катушка, зажатая в кулаке, медленно поворачиваться. Сияющий  объект начал медленно опускаться вниз и, чтоб он не зацепился за шершавый балконный край, пришлось чуть свеситься с перил, подальше отводя ого  от балкона.
       А чудо  сияло и  двигалось вниз, медленно поворачиваясь вокруг своей оси.Оно уже миновало четвертый этаж и поравнялось с третьим.
       Но тут появилось неожиданное препятствие.
       На третьем этаже жила  тихая, пожилая  пара. У них был сын-инвалид, с тяжелой формой болезни Дауна. Слабоумный от рождения, он вырос в одутловатого толстяка  и в свои девятнадцать лет выглядел почти старым человеком с разумом трехлетнего ребенка. 
       Отдавать его в лечебницу родители не захотели и, как могли, растили и ухаживали за своим сыном. Со временем им стало трудно справляться с ним, и они перестали   выводить его на прогулки  во двор и, вместо этого, высаживали днем на балконе.
       На балконе он тихо сидел на стуле, и тупо глядя перед собой, дожидался обеда. За лето он становился загорелым, словно побывал на курорте. Его, почему-то лоснящиеся и блестящие, загорелые щеки, как самая выдающаяся часть лица, маскируя в своих недрах маленький носик, были видны из-под бетонного края балкона.
       Как только сверкающий водяной пузырь, переливаясь всеми цветами радуги,  медленно поворачиваясь, появился на уровне третьего этажа. Уныло  и бессмысленно смотревший перед собой  толстяк, пришел в неописуемый восторг и возбуждение.
       Люсенька не ожидала такого эффекта!
       Она совсем не подумала, о том, что он там. Увлекшись сотворенным чудом, она забыла обо всем вокруг.
       Тем временем, человек на третьем этаже внезапно  вскочил со стула,  гортанно и радостно закричал что-то нечленораздельное  и начал хлопать в ладошки, пуская пузыри.
При этом он старался дотянуться и  похлопать ладошами  сияющий,   неопознанный, летающий объект. Руки его, не в пример Люсенькиных, обладали недюжинной мужской силой.
       Только  раз хлопнув шарик своими крепкими руками, он тут же прорвал эластичную резиновую оболочку. Водопад обрушился на восторженного  зрителя, и окатив его с головы до ног, тут же прекратил радостные возгласы.
       Люсенька очень испугалась и, малодушно выбросила катушку с ниткой прочь из рук. Нитка, катушка  и, мгновенно ставший малюсеньким,  клочок  резины, упали в густую траву под балконами, и мгновенно исчезли из виду. 
       С ужасом Люсенька услышала  изумленные возгласы родителей совершенно мокрого парня с третьего этажа, и  спряталась, присев на пороге балконной двери, закрыв лицо руками.
       Наверняка они начнут  смотреть вверх на безоблачное ясное небо, никак не обещавшее дождя!
       Что она им скажет? Что это не нарочно? Да кто поверит? Да и смог  бы хоть кто-нибудь  толково объяснить,  что здесь происходило?
       С замиранием сердца она смотрела на простофилю - кота, который все так же  продолжал высовывать  свою любопытную, кошачью «башкенцию» между прутьев балконной решетки.
       Он не только продолжал смотреть  вниз на соседей с третьего этажа, но и  громко вопросительно мяукнул, в ответ на их изумленные взгляды.
       - У-у  предатель! – подумала Люсенька.
       К счастью, история не имела никакого продолжения.  Люсенька зря дрожала  до самого вечера. 
      Она, конечно, ничего не стала спрашивать у мамы про странные воздушные шарики, боясь, что всплывет совершенно безумная дневная история.
      И правильно сделала.
      

ВЕЧЕР.

        Вечером родители Люсеньки дома.
        Мама  читает любимый детектив и курит на кухне. Дверь на кухню закрыта. Это надолго.
        Люсенька с папой в гостиной. Каждый занят своим делом.
        Люсенька читает «Страну багровых туч» Стругацких, лежа на животе, посреди дивана. Интересно настолько, что практически невозможно оторваться ни на мгновенье, даже сбегать в туалет. Когда ситуация стала угрожающей она, справилась с этой трудной задачей, ни на мгновение не отрывая глаз от книжки, даже когда мыла руки.
        Папа смотрит футбол, расположившись в кресле у телевизора.«Наши» проигрывали, о чем совершенно безошибочно можно было судить по обреченным  выкрикам папы.
      - Телега! Кто так пасует!
      - Бух! Бух!
       После каждого выкрика слышались глухие удары по подлокотникам кресла. Румынский гарнитур родители приобрели, сразу,  как только приехали в Казахстан из загранкомандировки. Крепкую мебель изготовляли в Румынии!
      - Паразиты! Дармоеды!
      - Бу-Бух!
      - Спит на ходу, едрить, твою налево!
      - Трах-тара-рах!
      Судье тоже доставалось немало лестных замечаний.
      - Судью на мыло! На хозяйственное! – в его интонациях было столько ярости, что Люсеньке, это казалось противоестественным.
      Ее попытки смотреть футбол не приводили ни к чему, кроме недоумения. Разве  не все равно, какая команда выиграет, а какая проиграет?
      Разве это хоть как-то скажется на  мировых проблемах или что-то серьезно изменит?А раз нет, то почему столько нервов и энергии тратит умный и психически здоровый человек, глядя, как футболисты гоняют  по полю  мяч? 
      В тот момент, когда мелькнула эта мысль, ее внезапно прервал телевизионный спортивный коментатор, неизвестно зачем,  сделавший совершенно провокационное заявление:
      - «Не знаю, сколько точно минут остается до конца второго тайма ….»
      Этого папа стерпеть не мог!
      - Вот это  идиот, так идиот!- воскликнул он в ярости.
      - Кто же, как не ты должен это знать, недотепа! Судья- идиот,коментатор - идиот, игроки  - идиоты! Ни играть, ни судить, ни комментировать никто не умеет! Как вообще, смотреть на это можно нормальному человеку! – он просто задохнулся от негодования и  прокричал, что было сил:
      - Четырнадцать минут осталось! Бездарность! Всего четырнадцать минут! – и  обессилено  и безнадежно уронил крепкие руки на подлокотники кресла.
      В этот момент комментатор опомнился, встрепенулся, наконец, и, словно услышав отчаянный крик папы, внезапно, быстро и виновато сообщил:
      - Извините, мне только что подсказали, четырнадцать минут осталось до конца второго тайма.
      - Еще раз простите, пожалуйста! Мне только что сказали, что ровно четырнадцать минут осталось, а это достаточное время, чтобы даже изменить результат матча! Такие случаи были!
       Их диалог сложился на славу.
       Папа обернулся:
      - Люсеныш, нет, ну ты видела такое когда–нибудь ? – с искренним изумлением , не доверяя своим ушам, спросил папа.
       Да. Таких диалогов Люсенька еще никогда не слышала.
       Вскоре матч закончился. Пришло время готовиться ко сну и отправляться в свою комнатку. Поздно.
 
НОЧЬ.   

        Наступило время сна.
        Лампочка в каморке погасла, и Люсенька осталась в темном полумраке, так как со стороны двери попадал приглушенный свет.
        Все изменилось и  Люсенька тоже.  Она   ждала этого момента. Наступало время, когда Люсенька преображалась.
        В это волшебное время она переставала быть хорошей дочкой, доброй девочкой, успешной ученицей – она становилась   собой, мгновенно взрослея. 
        Собой -  это значит   Человеком, которому практически  все подвластно и  которому уготована особая миссия!
        Человеком, который оставался один на один с кем-то, кого она никогда не видела, но который сопровождал  ее  всю жизнь и был  постоянным собеседником. Она чувствовала, что для него не существует ни времени, ни смерти никаких преград и ничего невозможного, с  которым можно было обсуждать любые темы.
       Она училась у него всему и даже тому, что казалось недостижимым. Училась по иному относиться ко времени и временам, не бояться смерти  и не придавать ей столько значения, сколько привыкли придавать люди, ошибочно считавшие ее концом жизни.
       Этот вечный собеседник никогда не давал готового ответа, но помогал ей самостоятельно достигать истины, заставляя  мыслить. Полученный ответ складывался в результате серьезной внутренней работы, и был от этого особенно ценен.
       Внутренняя связь с  незримым учителем, возможно, не прерывалась никогда, но становилась особенно тесной в ночные часы.
       Еще это общение бывало, когда она начинала   рисовать.  В такие моменты с ней тоже происходили необъяснимые изменения. Она не замечала ничего вокруг, словно была одна. Время останавливалось и казалось, что кто-то невидимый, водит ее рукой, превращая белый лист  в  образы,  которые  были совсем не характерны для девочки 11 лет.
       Поэтому Люсенька никогда не тяготилась одиночеством. Ей было очень интересно оставаться одной. Он всегда был рядом. При этом она была совершенно свободной. Никакого давления с его стороны и, никакого страха перед своим "всесильным  учителем" Люсенька не испытывала. Она  и он были в одном лице.
       Одного боялась, и тогда, и всю последующую жизнь – ошибиться в суете  жизни, спутать свой путь с множеством чужих,  и не выполнить своего, как ей почему-то казалось, высокого предназначения. Цели, радикоторой она пришла в этот мир.  Подспудно понимая, что  тайные законы вечной жизни сильно отличаются от известных законов  жизни повседневной. И сделать неверный выбор  куда проще,  чем найти свой истинный путь. 
       Итак, все изменилось и Люсенька тоже.
       Темные очи молодого Лермонтова ожили и смотрели прямо в душу. Губы его чуть раздвинулись в  лукавой, но все же доброй  улыбке  гусара.
       А при свете он не улыбался Люсеньке! Удивительное дело.
       Она собрала все силы и с особенным ощущением силы, мысленно сказала ему, как она гордится им, как любит его близкие ей по духу пылкие стихи, и… его самого.
       Откуда в ней была уверенность, что можно говорить с ним, если очень сильно захотеть и напрячь при этом все свои скрытые силы?
       В такие минуты общения он, как правило, отвечал уклончиво, словно милой сестренке, которой не хотел морочить голову.
      Он говорил, что конечно, тоже любит ее, так же как красивые и печальные   закаты в горах Кавказа, или как утреннее море.
      Он даже, казалось, как буд-то, касался рукой волос Люсеньки и целовал в лоб, еле прикасаясь губами. От него пахло духами и кожей и в темноте поблескивали пуговицы и галуны его гусарского наряда, ставшего еще более прекрасным на фоне бледного рукотворного моря, бригантины и, нелепо темнеющей на стене  полки с книгами и нотами.
      Люсеньке было слегка обидно, что он обращается с ней как с маленькой девочкой. Но с другой стороны, было приятно чувствовать,  как этот  молодой светский человек, из другого времени, забыв про свои проблемы, покровительствует ей  и, по-родственному, любит ее.  А ведь они оба знали о его предстоящей смертельной дуэли.
      Маленькие слезинки толи от этого горького знания, толи  от обиды, толи от  радости появилась в уголках глаз.
      Пора прощаться.
      - Спокойной ночи Михаил - мысленно прошептала про себя Люсенька.
      Вот и с ним разговор закончился, он исчез, остался просто портрет на полке, едва различимый в темноте.А может и был лишь портрет?
      Все. Теперь пора отставить эмоции.
      Пришло время сосредоточиться, время посерьезнее любых экзаменов. На экзамене ты повторяешь кем-то ранее созданные правила  и готовые решения. А здесь ты создаешь свои, новые истины, до тебя еще не полученные ответы и  правила, по которым предстоит жить.
      Началась серьезная работа. Вечный собеседник был рядом, она чувствовала его, его любовь и понимание, и он предлагал начинать.
      - Сегодня я попробую разобрать вопрос о том, есть ли на свете БОГ - собравшись с мыслями, и отбросив сентиментальные настроения, определила  для себя Люсенька.
      - Неплохо – подбодрил Он - с чего  будешь начинать?
      - Вопрос  очень важный, а что является очень важным для  человека? Наиболее ценным в нем? – медленно нащупывая дорогу для своих мыслей сказала Люсенька.
      - Внутренний мир!- пришло в голову Люсеньке.
      - Согласен. Внутренний мир. Еще его называют человеческая душа.
      - Душа, это самое ценное, ею дорожат. Ее считают святым в человеке.
      - Но  это, самое ценное, никто не видел, не щупал и не осязал никогда - лукавая улыбка слышалась за этим.
      - Однако о ней все знают и о ней говорят. Могли бы люди столько песен и стихов посвятить ей, молиться за нее,  если бы ее не было?
      - Пожалуй ты права. Если бы не было души, то и слова такого не было бы. То и не было бы вокруг нее столько легенд у человечества.
      - Видимо мы подходим к самому главному - Бога тоже никто не видел. – с надеждой начала Люсенька
      - Но во всех религиях мира Он присутствует. И имеет имя во всех языках и народах – продолжала она.
      - Видишь, сколько общего объединяет  эти два понятия? Во-первых – и душу и Бога никто не видел, во-вторых – это понятия первостепенной важности, настолько, что имеют  ореол святости, то есть имеют наивысшую, исключительную степень  ценности.
      - Следует ли мне, если так, считать, что существование Бога доказано?- неуверенно, с сомнением  предположила Люсенька, - раз есть слово, есть и Бог?...
      - Подумай еще. Это косвенное доказательство. Ты еще сама не поверила и не убедилась
      - Да. Но как можно проверить или уточнить то, что невидимо и не может быть зафиксировано, хоть как то, имеющимися у меня органами чувств?
      - …. – без комментариев.
      - Хорошо. Начинаю думать.
      - Как  и чем человек изучает окружающий мир? – подсказывая себе наводящими вопросами, начала Люсенька.
      - Думаю, что он наблюдает окружающий мир.
      - Чем же?  Чем? Он изучает его с помощью какого-то инструмента? Прибора? Какой же здесь может быть прибор?
      - Стоп! Этот единственный прибор – разум?
      - Похоже. Дальше.
      - Нет двух абсолютно одинаковых людей. Мир создан так, что практически отсутствуют повторения.
      - Значит, что этот прибор у каждого свой. Следовательно, приборы имеют разную степень достоверности  и разные возможности.  То есть ошибки, при изучения мира, неизбежны. Как же найти истину?
      - Начни с простого.
      - Хорошо, если речь идет о видимом явлении, то можно договориться и создать какой-то общий материальный эталон, которым можно это явление как-то выразить в цифрах. И измерять им наблюдаемый объект.
      - Та-ак. А ведь  видимые явления могут быть изменчивыми во времени, тогда как? Ведь, несмотря на погрешности в умах множества людей, открыты и проверены законы физики, математики, химии? Например -  теорема Виета? Или - Пифагоровы штаны на все стороны равны? Или - Закон всемирного тяготения? Они точны, и их невозможно ни изменить, ни отменить.
       Тяжелая же это работа думать! Куда легче что-то делать руками. Иногда у Люсеньки руки сами знают, что нужно сделать, даже бегут впереди при создании чего-то. Наверное, музыкальная школа и фортепиано виновато в этом. Но как тяжело заставлять себя работать головой!.
     Очень непросто. Словно ты, с огромным усилием,  собрав все силы  пытаешься заставить вращаться огромное и тяжелое колесо. Оно сначала никак не поддается. Ты уже, кажется, совсем теряешь надежду и силы и, вдруг, пока угадываешь, затем начинаешь  ощущать начало движения. Потом оно становится все более очевидным и вот, колесо медленно начинает вращаться. Ура-а!
      - Если явления протяженны во времени нужно заметить и запомнить закономерности их существования или изменения.
      - Та-ак. Дальше.
      - Все, что мы наблюдаем в природе, имеет начало и конец. Между этими точками есть правило, по которому живет и развивается наблюдаемый во времени объект или явление.
      - Все в  этом мире существует по своим, определенным законам. Это очень разумно и правильно.
      - А если бы все изменялись и жили  без правил, установленных законов и закономерностей. Что тогда?
      - Это сделать невозможно.
      - Почему?
      - Потому, что все явления в мире взаимосвязаны. Если они все начнут жить независимо друг от друга, они взаимно погубят друг друга. Наступит хаос. Хаос - хуже, чем просто смерть, это -  гибель нашего мира..
      - Молодец Люсенька. Ну а дальше, если то, что ты собираешься  анализировать, невозможно увидеть или как-то иначе наблюдать? Что делать тогда?
      - Что делать? Что делать? Что делать?
Трудно. Ах, как трудно! Колесо снова затормаживает вращение. Нужно собраться с силами.
      - Что делать? - Нужно искать аналогии в уже знакомых и выверенных явлениях и законах мира.
      - Душа человеческая это самостоятельно развивающаяся единица. Но их множество. Как существуют в окружающем  мире самостоятельно развивающиеся объекты в сообществе?
      - Какие множества, совокупности, сообщества сложных развивающихся самостоятельно объектов я знаю?
Думай, Люсенька думай, Колесо вращается!
      - Сообщества людей. Сообщества зверей, птиц, рыб. Сообщества более мелких живых объектов - живых клеток.
      - А сообщества еще более мелких объектов, атомов, электронов?  Интересно, они  живые? Развивающиеся или нет?
      - А более  масштабные, грандиозные по масштабам? Планеты, звезды? 
      - Что-то их объединяет? Какой общий закон или правило?
      - Я начну с людей?
      - Пожалуйста. Начинай с людей.
      - Люди, живущие в сообществе, имеют какой-либо управляющий центр на каждом уровне. Лидера. Вождя. Короля. Президента. Начальника. Главу семьи и т.д. и т.п. Это общий закон для человечества.
      - Человечество. Цивилизация. Что это за объект цивилизация.?
      - Постой я еще не успела осознать и представить.
      - А звери? У них также?
      - Вроде да. Они тоже, составляют цивилизацию животных.
      - А каждая цивилизация – часть общего  живого мира.
      - А живые клетки? 
      - Они управляются центральной нервной системой. Из них состоят живые организмы, которые подчиняются общим законам. И опять повторяем, составляют цивилизации. А цивилизации составляют – общий мир  живого.
      - А  это касается только гигантских  систем и объектов? А что ты знаещь про микромир?
      - Атомы состоят из ядер с  вращающимися вокруг них электронами. Значит тоже живут по законам, где центр удерживает и руководит их жизнью и движением. Атомы складываются в молекулы,  - те в клетки, - клетки в организмы, - организмы  в цивилизации, - цивилизации в живые миры планет, - живые миры планет – в живой мир вселенной.
      - Это трудно представить сразу, а шаг за шагом становится понятно бесконечное вложение из микромира в макромир. От минусбесконечности - к плюсбесконечности.
      - На каком "этаже", уровне вложения одного мира в другой ты не остановишься – везде работают   центростремительные законы .От микромира до макромира, в котором уже планеты вращаются вокруг звезд, а звездные системы вокруг центров галактик, которые наверняка тоже имеют центр  и так до бесконечности. Бесконечности, которая то кажется безгранично большой, при приближении, то безгранично малой при удалении.
      - Выходит все  вокруг живое и развивающееся?
      - Стоп. Люсенька, вернись к началу, ты рассматривала устройство видимого мира. А теперь вернись и подумай о невидимом.
      - Подожди. Дай собраться с мыслями - Люсенька словно приземлилась, после полета среди миров.
      - А если вспомнить, что люди, используя разум, пришли к выводу, что электрон имеет двойную природу?  Он имеет и материальную форму существования – карпускулярную и энергетическую – волновую.
      - Это я представить не могу. Но, я чувствую, что это утверждение мне может пригодиться, если я просто поверю в него.
      - Попробуй представить и осмыслить это утверждение.
      - Тоесть, поверю, что  в самом начале начал, в самом минимуме вещества, в первых, самых малых первочастиицах видимый и невидимый мир сходятся вместе. И эти микро-микро-микрочастицы - то вещество, то энергия. Как бы попеременно то одно, то другое. Энергетическая форма – это уже невидимый мир. Душа тоже невидима!!!
      - Ну, допустим, примерно так..
      - Значит ли это, что если в основе лежит двойственное начало, то и все имеет подобную структуру? Причем тот и этот мир тоже должен подчиняться своим общим законам?
      - Ну и ..
      - Вернемся теперь к сообществам душ. По аналогии с живым миром они тоже должны иметь свой центростремительный, объединяющий  закон. И закон вложенности из микромира – в макромир!
      - Следовательно существуют , цивилизация душ, объединенные в общую вселенскую мировую душу.
      - Значит ли, что безбрежное  множество живых душ не только на Земле, но и во всей вселенной, перешагнув незримый предел количества, переходит в качество? В ту безграничную, единую  вселенскую  душу, незримый духовный мир, который и носит имя Бога?
      - Думаю,  ты уже плутаешь у самого порога  Истины. Все. Достаточно.Спи.
      Время уже четвертый час утра. Свет начал проявляться серым, светящимся началом нового дня.
     Как Люсенька устала! Все  оставим  на следующий вечер.
     Можно еще поспать три часа до того, как зазвенит будильник, и родители не начнут собираться на работу.  Хорошо, что лето и не надо идти в школу. Когда за ними захлопнется входная дверь, можно будет еще поспать.
      Люсенька крепко заснула.
      И сразу увидела сон.

 СОН.

      День стоял морозный и веселый.Снег был свежий и радостно сверкал под ярким солнцем.
      В Караганде, если снег выпал вчера, то сегодня он уже не сможет сверкать, так как присыпан мельчайшей  угольной пылью.
      Люсенька, конечно, радовалась и солнцу и сверканию и с улыбкой во весь рот возвращалась домой из музыкальной школы.
      Перескакивая через ступеньки она полетела до своей двери. Открыла ее своим ключом, и захлопнула за собой, входя в дом, с мягким чмокающим звуком.
      Еще в коридорчике прихожей она почувствовала потрясающий запах пирожков!Мамы не могло быть дома в это время. Ведь она на работе.Да и печь такие пирожки могла только бабушка Прасковья, мамина мама.
      Отношения у них были непростые и поэтому бабушкины посещения были очень редкими.
      -Бабушка! Бабушка! – закричала Люсенька радостно и побежала на кухню прямо в чулках, даже не надев тапочки.
      Бабушка сидела на кухне и улыбалась.
      На столе стояла большая миска с пирожками, накрытыми полотенцем. Она излучала тепло и волшебный запах.
      Люсенька побежала мыть руки.
      Потом ела горячие и удивительно вкусные пирожки с капустой, потом с мясом, потом с творогом и изюмом. Запивала она все это холодным молоком, которое всегда было в доме.
      Бабушка спрашивала про отметки, про занятия в музыкальной школе. Про маму и про папу.
      Сама бабушка не ела и, подперев рукой голову, с улыбкой смотрела на Люсеньку.
      - Очень давно ее не было-  подумала Люсенька - уже  целых два года! Почему так долго?
     Но, она не успела додумать.
      - Поиграй мне! – внезапно попросила бабушка, прервав размышления.
      - Я так давно не слышала, как ты играешь! Наверное, ты уже стала настоящей великой пианисткой!
      - Бабуля, у меня новая программа- начала взахлеб рассказывать Люсенька.
      - Скоро  концерт,  ведь четверть кончается! Крупная форма – экосезы Бетховена. Бах - прелюдия и фуга из второго тома хорошо темперированного клавира и Григ « В пещере горного короля» .
      Они перешли в гостиную. Люсенька села за пианино, а бабушка в кресло возле него.
      Зазвучали ставшие  привычными за время репетиций и занятий сложные многоголосые мелодии Баха. Потом энергичная и эмоциональная Бетховенская музыка.
      Бабушка слушала с наслаждением, не отрывая умильного взгляда от Люсеньки, и даже украдкой смахнула слезу, чем совершенно  смутила исполнительницу.
      - Ну уж, не так я сверхъестественно играю – подумала она и, как назло, зацепила нечаянно соседнюю клавишу. Вот досада!
      Завершался импровизированный концерт нежной и загадочной музыкой Грига. Прозвучал последний аккорд.
      Наступила внезапная тишина. Люсенька вдруг начала чувствовать, неосознанную еще тревогу. Почему? Что то было не так, как всегда. 
      Исподволь чувствовалось что-то неестественное. Непонятно что.
      - Бабушка, пойдем, погуляем на бульваре! – вдруг предложила она.
      - Там такие цветы прекрасные! А запах! – Люсенька почему-то не заметила, как быстро зиму сменило лето , нисколько не удивилась,  тому, что на бульваре благоухают цветы, если она только что пришла с мороза.
      Бабушка неожиданно стала отказываться и отнекиваться.
      -Ну что это за парочка! – засмущалась она - Старый и малый. Только  людей смешить! Мне уже домой пора, скоро мама с папой придут.
       Но, Люсенька настаивала все энергичнее, и бабушке ничего не оставалось, как согласиться.
        Вот они обулись в коридорчике прихожей. Вот вышли на лестничную площадку. Люсенька заперла дверь на ключ, на два оборота, как полагалось. Взяла бабушку под руку и, они направились к лестнице.
        В этот момент Люсенька с ужасом почувствовала, что рука у бабушки твердая, словно деревянная и холодная как лед.
        Волосы на голове приподнялись, и холодные мурашки промчались вдоль позаоночника.
      - Бабушка! Так ведь ты же умерла два года назад! – почти закричала Люсенька.
      - Ну и что! – недовольно,почти сердито, ответила бабушка.- У нас все к своим ходят в гости. Ничего тут нет такого.
       По-видимому, она расстроилась, что все вдруг стало очевидным. Видимо закончилось время, которое ей было отпущено для посещений, и она больше не могла прятать эту правду от внучки.
       Бабушка умерла от лейкоза вскоре после того, как переехала в Караганду, поближе к дочери, Люсенькиной маме. Умерла два года назад, постепенно угасая  в нечеловеческих муках, на грани сознания. Смерть была для нее долгожданным отдыхом от страданий.

УТРО.

      Люсенька проснулась в холодном поту. Глаза влажные от слез.
      В квартире вовсю сияло летнее солнце. Чувствовался легкий утренний ветерок, который влетал в квартиру через балконную дверь, всегда открытую летом.
      Оттуда же, из гостиной, раздавался странный шум, напоминавший плеск воды.
      Что такое? Сон  увядал, его лепестки – впечатления опадали один за другим.Люсенька вытерла слезы.Нужно было перебираться в очередную реальность.
      Никого дома быть не могло. Только она и кот Пуфик! Они высоко, на пятом этаже.
      Балкон выходит в тихий парк.
      Кто там?
      Откуда этот шум, энергичные звуки, всплески ?
      Люсенька поднялась с постели и, наполненная новыми тревогами и ощущениями тихонько,  с опаской ступая на цыпочки, осторожно выглянула в гостиную.
      На подоконнике возле открытой балконной двери она с ужасом  и изумлением увидела то, что полностью оттеснило  тягостные  впечатления от сна.
      Там, на подоконнике, стоял аквариум в виде стеклянного шара с круглым отверстием сверху. В нем жили рыбки, за которыми следила и ухаживала Люсенька. 
      Она очень старалась!.
      Лучшие водоросли и камушки, самый лучший сухой корм, уговаривая маму и папу, покупала для них. Однако рыбки никак не хотели мирно жить в аквариуме.
      То есть, жили только  гуппии. Никакие другие красивые рыбки не приживались и, либо погибали, непонятно почему однажды всплывая вверх брюшком, или вовсе исчезали.
      Люсенька относила все это к кровожадности, активно плодящихся гупешек.
      Однако, теперь тайное стало явным.  Гуппи были  реабилитированы раз и навсегда!
      На подоконнике, спиной к Люсеньке и мечтательно глядя в окно сидел Пуфик.
      Круглый пушистый и упитанный зад его был размером чуть меньше аквариума. Толстый пушистый хвост свешивался с подоконника вниз, к батарее отопления.
      Одной лапой он  обнимал аквариум, а второй, с расправленными пятерней когтями, ловко крутил в воде аквариума, как заправский повар половником в кастрюле с супом, вылавливая кусочек мяса. Лопатка на его спине, от неимоверных кошачьих усилий,  ходила ходуном , повторяя движения лапы!
      В аквариуме, при этом, образовывался шумный водоворот. Перепуганные рыбы крутились, как чаинки в стакане с чаем, при размешивании сахара. Иногда, котяра вытаскивал свою лапу из воды, где на оттопыренном когте была нанизана рыбешка и, продолжая мечтательно смотреть в окно, ловко слизывал ее  и, чавкая, с хрустом пережевывал. Затем вновь опускал лапу за новой добычей.
      - Ах, ты толстяк! Брысь! Пуфик брысь!
      Пуфик, понимая, что его "застукали", мгновенно исчез в спальне родителей. Наверняка он уже  забрался под кровать – из этого убежища его не  достать.
      Вода в аквариуме продолжала вращаться. Обрывки водорослей с «очумевшими» рыбками кружились по кругу, как на карусели.
      Начался новый удивительный день. Он требовал, как и все остальные, непременного и активного участия Люсеньки, во всем что происходит.
      А дел хватало! 
      Дела  ждали , нетерпеливо топтались и, отталкивая друг друга, старались влезть без очереди - только успевай, делай!
      Смотри!  Замечай и запоминай все, что происходит вокруг! Ничего не повторится!
      Может великая миссия, предназначенная Люсеньке – это жить?
      Надо будет обсудить  этот вопрос сегодня ночью!