Узбекистан и организация экономсотрудничества

Алишер Таксанов
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ СТРАН РЕГИОНОВ

Эта статья была подготовлена 14 июня 1996 года, но МИД Узбекистана наложило вето на публикацию, хотя ничего предсудительного или плохого в ней нет. Спустя 13 лет я случайно нашел ее на дискете и решил выложить здесь. Может, какому-нибудь аспиранту, студенту, занимающемся внешней политикой будет интересно.

....................
Организация экономического  сотрудничества  (ЭКО)  является региональной  организацией,  основанной  в  1977  году Исламской Республикой Иран,  Исламской Республикой Пакистан и  Республикой Турция    для    обеспечения   экономического,   культурного   и научно-технического сотрудничества между странами-членами ЭКО. По мнению экспертов, данная структура должна была способствовать более глубокой интеграции между народнохозяйственными комплексами, созданию условий для раскрытия экономического потенциала каждой страны.
Эти задачи устраивали Республику Узбекистан, стремящейся сформировать полноценную внутреннюю национальную экономику и межрегиональный рынок. Поэтому, естественно,  Узбекистан  27 января  1992  году  в  адрес Генерального Секретаря ЭКО направил заявление о намерении республики вступить в ЭКО, которое  рассмотривалось на заседании Совета министров стран ЭКО в Анкаре 6 февраля 1992 года.  Узбекистан удовлетворили в его просьбе.
    А на состоявшейся 28-29 ноября 1992 года в Исламабаде внеочередной сессии Совета министров ЭКО Республика Узбекистан в  числе  других  республик Центральной Азии,  Азербайджана и Афганистана официально  подписала документ о вступлении Узбекистана в Организацию экономического сотрудничества.
Основные цели   деятельности   ЭКО,   которые  были изложены  в Измирском Соглашении, включают в себя такие важные моменты, как расширение  взаимной торговли между государствами-членами путем обеспечения свободного доступа на рынки друг друга; создание  условий  для динамичного экономического роста и улучшения уровня жизни в каждой стране-члена ЭКО; консолидация духовных и культурных уз, связывающих народы государств-членов; совместная деятельность,  нацеленная на увеличение объема мировой  торговли и   преодоление   торговых   барьеров,     приводящей к неблагоприятным  условиям для развития стран, путем выработки общих подходов на международных форумах.
Наиболее перспективным направлением, по мнению многих зарубежных и местных специалистов, становится сотрудничество в области развития транснациональных коммуникаций, создания новых транспортных сетей. Именно этот аспект заинтересовал Узбекистан, который не имеет прямого выхода к морям и морским коммуникациям, отличающихся эффективностью и дешевостью.
Создание к   концу   века    экономически    развитого    и модернизированного  региона    на    огромном   географическом пространстве,  объединяющем десять стран-участниц,  должно стать целью  этой  организации.  Для  достижения  этой  цели приоритет должен быть отдан таким секторам,  как транспорт,  коммуникации, энергетика   и   торговля,   а   инфраструктура  региона  должна развиваться  таким   образом,   чтобы,   в   частности,   помочь государствам-участникам,  не имеющим выхода к морю, и обеспечить для них доступ к международным портам и рынкам.
Именно этим вопросам были посвящены встречи, заседания рабочих групп и экспертов. Так, 16-17 февраля 1992 г. в Тегеране  состоялась первая встреча в Верхах глав   государств   и   правительств   стран-членов  ЭКО, в которой участвовала делегация   Узбекистана. На встрече   было принято   Коммюнике   Тегеранского  совещания, которым  предусмотрено   развитие   сотрудничества   в   области транспорта и коммуникаций, в промышленном и сельскохозяйственном секторах и в сфере энергетики.
9-10 мая  1992 г. состоялась  встреча  Глав  государств   и Правительств  стран-членов ЭКО в Ашгабате,  на которой делегацию Узбекистана  возглавил  Президент  Республики  Узбекистан  И.Каримов. На встрече было принято совместное заявление, в котором Стороны заявили о своем стремлении развивать отношения в области торговли, транспорта и совместных проектов по инвестициям и т.д.
15-17 ноября 1994 г. в Тегеране состоялся субрегиональный
семинар "О преимуществах присоединения стран ЭКО к международным транспортным  конвенциям”.
5-7 декабря 1994 г.  в Анкаре  состоялось четвертое совещание комитета    по    сотрудничеству    в   области   транспорта   и телекоммуникации.  В работе совещания приняла участие  делегация Узбекистана,  состоявщая  из представителей МВЭС,  Нациоанальной железнодорожной   компании   "Узбекистан   темир   йуллари"    и Государственно-акционерной корпорации "Узавтотранс".
4-6 июля  1995 г.  в  Алматы  состоялось совещание экспертной группы ведущих специалистов по реализации Алматинского Основного плана развития транспорта и коммуникаций в регионе ЭКО.
     Фактически, политические   стремления   ЭКО   не   принесли реальных достижений в плане экономического сотрудничества,  хотя цель   ЭКО   определена   как   "способствование    многообразию регионального сотрудничества с созданием условий для устойчивого социально-экономического роста государств-членов". Между тем, эта организация имеет большие потенциальные возможности, особенно в развитии транснациональных коммуникаций. Например, в г.Серахсе 13 мая 1993 года был открыт новый транспортный узел Теджен-Серахс-Мешхед, который связал страны Центральной Азии с Ираном, Пакистаном, что позволило многим странам выйти к морским портам.
Какие же перспективы  имеет  Узбекистан  от  участия  в  данной     структуре? Экспертами указывается несколько важных аспектов.
Прежде всего,  Узбекистан с его развитой сетью  автомобильных  и     железных дорог  может стать центральным звеном на перекрестке международных торговых путей с открытием транзитного движения из Турции, Ирана,  республик Центральной Азии, Афганистана и Пакистана к портам Аравийского моря и Персидского залива и обратно.
Существующая автомобильная дорожная сеть в странах ЭКО позволяет уже сегодня осуществлять эти перевозки. Опыт работы по международным перевозкам грузов для республик Центральной Азии по существующим дорогам показал наибольшую рациональность следующих маршрутов:
1. Ташкент - Ашгабат - Кизил Атрек - Сери (Иран) -Тегеран - Табриз - Стамбул;
2.    Ташкент - Ашгабат - Гаудан - Баджигиран   (Иран) - Мешхет - Захидан - Керман с выходом к морскому порту Бендер Абасс (Иран);
3. Ташкент - Ашгабат - Мешхет (Иран) - Захидан  (Иран) - Кветта (Пакистан) с выходом к морскому порту Карачи;
4. Ташкент-Алмата и далее Китай через станцию Дружба; 5. Ташкент-Андижан-Рыбачье и далее Китай.
Как показывает статистика,  с использованием этих маршрутов только за 2-е полугодие  1992 года и за 1-е полугодие 1993 года было перевезено для Турции по экспорту 860 тонн,  по импорту - 336 т,  а  для     Ирана по экспорту - 300 тонн грузов.
В настоящее время уже проработан и реализуется проект     транскавказского пути с использованием дорог республик Центральной     Азии и Кавказа с выходом к открытому морю и портам Красноводска  и     Баку, а также в Турцию, Иран и другие страны. Именно с этой целью 13 мая 1996 года в г.Серахсе был подписан четырехсторонний договор между Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Грузией о транспортных перевозках и сотрудничестве в области железнодорожного сообщения.
       Что касается железных дорог,  то здесь эксперты считают целесообразным использовать поэтапное расширение и интегрирование национальных  сетей для обеспечения железнодорожных перевозок с охватом     территории стран-членов ЭКО. Указывается на пять этапов.
Первый этап связан с использованием действующих Узбекистанской  и Туркменской железнодорожной линий,  а также портов  Красноводск,     Баку и станции Джульфа с выходом к Персидскому заливу и в Турцию.
Второй этап основывается на использовании вышеуказанных  линий,     а также  портов Туркменбаши (Красноводск) и Бендер-Шах (Иран) и далее через Персидский залив и Турцию в Европу.
Третий этап  становится  возможным при эксплуатации действующей  Узбекистанской железной дороги по перевозке  грузов  в  20-тонных     контейнерах для станции Термез и далее Хайратон с дальнейшей перевозкой автомобильным транспортом по территории Афганистана  и  далее. Но этот аспект связан,  прежде всего,  с урегулированием процесса политической стабильности,  и открытие данного пути  зависит     только при достижении позитивных сдвигов в этом вопросе.
Четвертый характеризуется использованием Узбекистанской и  Алматинской железнодорожной  линий  с выходом через станцию Дружба в   Китай.
Пятый этап:  использование Узбекистанской и Туркменистанской железнодорожных линий по перевозке грузов в  20-тонных  контейнерах  до     Ашгабата, далее автомобильным транспортом по территории Ирана.
Причем нужно отметить,  что все варианты  возможно  реализовать     без дополнительных  капитальных  вложений.  Как  считают эксперты,     указанные маршруты позволят Узбекистану выйти к Индийскому океану,     а также внутренним водным бассейнам Каспийского,  Черного и Средиземного морей.
Не меньше интереса вызывает процесс расширения авиасообщения  в     рамках ЭКО,  а  также создания совместной авиакомпании "ЭКОЭЙР" со     штаб-квартирой в Тегеране.  В настоящее время Узбекистан имеет регулярные воздушные сообщения с Казахстаном,  Кыргызстаном, Туркменистаном, Пакистаном,  Турцией, Азербайджаном. Имевшиеся ранее воздушные маршруты с Таджикистаном  и  Афганистаном пришлось временно     приостановить из-за трудностей с обеспечением безопасности полетов.
       В области расширения телекоммуникации между странам-членами ЭКО     специалисты Узбекистана считают реальным использовать  возможности     существующих наземных станций системы "Интелсат" (Узбекистан, Турция, Пакистан, Иран), а также предлагают рассмотреть вопросы, связанные с  вводом  в  действие спутника связи для государств-членов     ЭКО.
       Кроме того,  уже сейчас реализуются  проекты  участия стран ЭКО в совместном строительстве волокнонно-оптической линии связи по территории всех  государств, обеспечивающий  организацию каналов высококачественной связи с большой пропускной способностью.  Эксперты в  этом  случае   предлагают в дальнейшем соединении этой магистральной линии с аналогичными сетями государств Юго-Восточной Азии (Япония, КНР) и Европы (Германия, Украина).
Перспективным можно считать организацию обмена почтовых отправлений между странами ЭКО и сопредельными государствами.  Оптимальным предоставляется создание в Узбекистане транзитного  пункта  по     переработке почтовых  отправлений стран ЭКО в государства Юго-Восточной Азии и в Россию.
       Таким образом,  участие Узбекистана в данной структуре позволит     развить внутренний рынок, интегрироваться в региональные структуры     мирового хозяйства.