Встречи с Эдди Рознером

Злата Портная
                ВОСПОМИНАНИЯ УЗДНИКА ГУЛАГа МОРДЕХАЯ  БРАУНА.
 Об Эдди Рознере и об его оркестре я знал еще в 1938 году.Когда он из Берлина перебрался жить в Варшаву. Но увидеть его и познакомиться лично, мне довелось только в 1949 году в Комсомольске на Амуре. Там  я и он отбывали свой срок заключения в лагерях Колымы.
       Рознер собрал оркестр из зеков и давал концерты на всей территории Северного ГУЛАГа. Около полугода я играл в этом оркестре на бенибас трубе. За это время мы сильно сблизились и подружились. Эдди был необычайно доброй души человек.Строгий и требовательный, как руководитель,нежный  и внимательный, как друг. В  тех суровых условиях выживания очень ярко и наглядно проявлялась настоящая человеческая сущность. Люди или опускались до уровня животных и, в конце концов, погибали. Или наоборот, высоко духовные люди становились еще сильнее и выживали, не смотря на все невзгоды и лишения. Таким высоко духовным человеком и был Эдди  Игнатьевич!
         В1951 году оркестр расформировали, а Рознер уехал в Магадан. Было тяжело и грустно расставаться. Никто из нас не  знал, свидимся ли снова.
         Но судьба распорядилась по- своему,и через много лет, в1964 году,мы встретились вновь. Тогда Эдди был уже знаменитым трубачом и композитором. Слава о нем и его оркестре гремела по всему СССР. Он ездил на гастроли в самые отдаленные и глухие места нашей необъятной Родины. Приехал и в Горловку, город шахтеров, Донбасский край.
              В этом городе с 1955 года, после отбывания заключения, поселился и я. Уже обзавелся семьей. Подростала моя маленькая дочка - Златка. Ей было  5 лет.
        На концерт оркестра Рознера мы отправились всей семьей. Я очень волновался и с нетерпением думал о долгожданной встрече. Выступление проходило на местном стадионе, собралось множество народа. Концерт был замечательный! А в перерыве я взял дочку за руку и повел знакомиться. Мне с трудом удалось до него пробиться, не пускали администраторы, но  меня уже невозможно было остановить!
       Эдди, в первые минуты, не узнал меня. Да это и не удивительно! Прошло много времени. Я из доходяги зека превратился в красивого, зрелого мужчину. Но когда узнал,радости не было предела!
-Мишенька, дорогой!- медленно произнес он.
И мы крепко обнялись, прослезившись. Я представил свою юную спутницу, и Рознер радостно потрепал ее по щечке.
Минуты перерыва пролетели мгновенно, нужно было продолжать концерт. Мы попрощались. Эди написал мне свой  Московский адрес и пригласил в гости.
       Следующая встреча была уже в1968 году в Москве. Я приехал в отпуск к родственникам жены, и конечно, позвонил Рознеру. Он с радостью пригласил меня к себе. Квартира его находилась на улице Каретный ряд, недалеко от театра Эрмитаж. Я позвонил в дверь, и мне открыла миловидная, стройная женщина, его жена Галина. Как я потом узнал, бывшая балерина.
Квартиру Рознера можно было назвать по тому времени, шикарной - четыре большие светлые комнаты с суперсовременной модерной мебелью. В центре гостиной стояло пианино. Потом я узнал, что Эдди снимал комнату  с роялем отдельно, чтобы не мешать домашним своими репетициями и сочинениями музыки. Никаких коллекций, картин в доме не было. Просто на это хозяину не хватало времени, оркестр и музыка занимали все его свободное время.
       Эдди Игнатьевич был, как всегда, приветлив и уважителен со мной. Он познакомил меня со своей женой,
  приемной дочкой Валей и внуком. Я заметил, что их отношения были очень нежными. Он любил свою жену и дочку, а внука боготворил и баловал.
   После недолгой беседы, мы собрались и пошли в ресторан. У Рознера был свой "дежурный" ресторан, рядом с домом. Там его все знали, и для него специально готовили вкуснятинки.
   А после обеда, уже у него дома, нам никто не мешал. Мы удобно расположились в мягких креслах и углубились в воспоминания...
Эдди искренне считал, что меня давно нет в Союзе, тем  более, что в 1959 всех польских евреев Польша принимала обратно. Но моя жена -  Беллочка, не хотела уезжать от родных, и я, конечно, тоже остался.
Рознер рассказывал, как он освободился в 1953 году и уехал из Колымы. А в 1954году уже собрав новый оркестр, начал гастролировать. Из старых друзей, которые были раньше в его оркестре, остались Маркович и Гофман. Остальные музыканты - новые талантливые молодые ребята.
На гастролях в Одессе в 1960 году произошла  у него очень неприятная история. Рознер, находясь за рулем своей черной Волги, попал в тяжелую авто аварию. Сидящий рядом с ним администратор оркестра, погиб. Было судебное разбирательство. Ему чудом удалось избежать тюрьмы.
    Мы проговорили около двух часов, было поздно 11 вечера. Рознер предложил мне остаться переночевать, и я согласился. Он постелил мне в своем кабинете, на большом кожаном диване.
    Утром Рознер принес мне побриться электробритву фирмы БРАУН  и спросил меня шутя: "Не мои ли это родственники?" Да уж, я бы точно не отказался от такого родства, но в моей семье богатством никогда и не пахло!
     Помню очень вкусные московские сосиски, которые мы ели на завтрак...
Затем на черной Волге, с личным шофером, мы укатили на репетицию оркестра. Клуб, где проходили репетиции,находился на берегу реки Яуза. Разучивали новую программу. Рознер сделал обход по комнатам, в которых отдельно готовились вокалисты и различные музыканты. Он был серьезен, энергичен и полон интересными идеями и решениями. Настоящий дирижер оркестра! После, все музыканты собрались в зрительном зале, на сцене...репетиция началась!
Ну, мне уже там делать было нечего. Я распрощался, пообещав позвонить через пару дней.
       И опять я у Эдди в гостях. Беседуем, смеемся, пьем чай с пирожными. Вдруг звонок в дверь - привезли новый телевизор! Это был один из первых в Союзе экспериментального образца отечественный цветной телевизор. Краски, конечно, не такие, как у современных, но тогда это была диковинка, вызывающая всеобщий восторг и удивление. После того, как все настроили и подключили, мы уселись поудобнее смотреть телепередачи.
Напротив меня, в широком мягком кресле, расположилась маленькая черная собачонка. Рознер подмигнул мне и спросил:
-Ты знаешь как его зовут? Граф! А знаешь почему? Потому что у него графская жизнь!
И мы весело рассмеялись.
Поздно вечером я попрощался. Завтра нужно было уезжать домой. Договорились писать письма.
         Пролетел незаметно год. Мы не теряли из виду друг друга - писали регулярно. А в 1969году, в августе, встретились случайно в Кисловодске. Я с женой отдыхал в очередном отпуске. Мы любили ездить в Кисловодск,
 принимать нарзановые ванны, пить целебную водичку, да и горный воздух был там великолепен.
На афишных будках мы увидели рекламу гастролей оркестра Рознера и очень обрадовались нечаянной встрече. Он остановился в гостинице Кавказ. Это было недалеко от места, где и мы снимали квартиру на улице Герцина.
 Я пришел к нему в гостиницу. Как всегда, была радостная встреча! Он водил меня из одной комнаты в другую и знакомил со всеми артистами своего оркестра, представляя лучшим старым другом. Мне было как-то не удобно, но очень приятно.
Маркович организовал нам 4 билета на концерт(с нами был еще брат жены с супругой).Сидели мы,конечно,в первом ряду.Начинал и заканчивал концерт всегда Рознер с оркестром,играя на трубе.
Во время  представления произошел один смешной казус.Рознер был мастак на всякие шутки и розыгрыши...Когда вышла на сцену танцовщица-негритянка в зале все обмерли...Такая редкость в наших краях тогда не встречалась,разве что на картинке!Одета она была в соломенную коротенькую юбочку и в такой же лифчик.На груди у нее красовались бусы  из зубов каких-то диких животных!
Когда она станцевала свой африканский танец,вышел на сцену Рознер.Подвел ее к самому краю рампы и сказал,обращаясь ко мне:
-Гиба кик а фир!
Что в переводе на русский значило-полюбуйся на нее!Мы ,конечно,рассмеялись,а соседние зрители еще долго выясняли друг у друга,что он сказал...
     У Эдди были свои фанаты.Он любил нравиться женщинам,и женщины его любили.Одну из таких фанатов я видел на концерте. Она сидела в первом ряду и записывала все действие на магнитофон.Позже я узнал,что у него с ней был мимолетный роман.Но после этого,она просто стала преследовать его,докучать своим постоянным присутствием на всех его концертах. Она ездила вслед за ним,в те места,где он гастролировал.
    На следующий день  мы гуляли вместе...фотографировались.Я до сих пор берегу эти фотки,где мы такие веселые и молодые,улыбаемся,глядя в камеру фотоаппарата...
Мы встречались еще пару раз...ездили на экскурсии.Даже организовали пикник на красивой лесной поляне.Просто по-настоящему отдыхали и душой и телом!
     Но все хорошее быстро заканчивается...и нам пришло время  уезжать...
      Последняя моя встреча с Эдди  Рознером состоялась уже в Москве в 1970 году.Он розыскал свою родную сестру,которая еще до войны уехала из Берлина жить в Бразилию.Это была богатая и состоятельная женщина.Она с мужем приехала в гости к Рознеру и привезла мне весточку от моего брата,который тоже жил в Бразилии.Ее звали Дора,она  была старше Рознера лет на  десять.Я приехал всего на один день...мне нужно было на следующее утро уже быть дома на работе.
Дора рассказала мне о жизни моего брата.Говорили мы по немецки. В такой компании время пролетело незаметно...Вечером Эди купил мне билет на самолет,и я утром уже был в  Горловке.
     Тогда никто из нас не подозревал,что эта встреча станет последней...Через несколько лет,не выдержав гонений и нападок завистников и недоброжелателей,Рознер уехал с семьей жить в Берлин.А еще через три года его не стало...
     И  совсем недавно,когда я путешествовал по  Европе,я был на еврейском кладбище в Берлине.Там стоит неказистый памятник на могиле моего  лучшего и верного друга,учителя и просто хорошего ,талантливого человека - ЭДДИ ИГНАТЬЕВИЧА РОЗНЕРА.
                СВЕТЛАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!

P.S.о жизни и творчестве ЭДДИ РОЗНЕРА  можно прочитать здесьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/,_