Мины

Георгий Никулин
Иногда вспоминаю рассказы родителей об их жизни в военные и послевоенные годы.

Мама на четыре года старше отца. И на начало войны ей было восемь лет. Отцу же – всего четыре.

У мамы в огороде стояла «Катюша» – всем известный ракетный миномет. Что напрочь обесценивало и без того не имеющую цену в военное время жизнь. За этими машинами охотился чуть ли не весь Вермахт. Район отца, напичканный промышленными предприятиями, бомбили постоянно.

Бомбежки. Фашисты для усиления «музыкального» сопровождения падающих бомб привязывали к ним пустые бочки.

Жуть, пробирающая до печенок – свист стабилизаторов бомбы и вой пустой бочки. Такое  поймет только человек, побывавший хоть под минометным огнем. И не одна мина на сотку земли, а при «ковровом» способе обработки зоны.

Усильте свист мин в тысячи раз. И прибавьте душераздирающий вой бочек…

Отец после бомбежки однажды перепутал горшок с чугунком чищеной картошки. Оба они стояли под кроватью. Маманя, вынув чугунок, была несколько удивлена видом плавающей в воде известной субстанцией.

Нашел как-то противотанковую мину и затащил ее под дом, в котором они жили. Попытался вывернуть взрыватель. Взрослые мальчишки меняли взрыватели на спички, которые были в то время жутко дефицитные – каждую спичку раскалывали вдоль на четыре части и получали из одной четыре. Взрыватель не выкручивался. То ли приржавел, то ли сил детских не хватало…

А так как родитель был прилично смышленым уже в детстве, он знал, что заржавленное резьбовое соединение можно разъединить путем нагрева оного.

Зашел в дом и стал выжидать того момента, когда у него появится свободный доступ к печке, перекрытый хозяйствующей мамой. Нужно было поджечь оболочку бикфордова шнура – его использовали взрослые как постоянный источник огня. Оболочка, освобожденная от пороха, медленно тлела в течение довольно длительного времени. И для получения огня тлеющий кончик раздували как трут.

Бикфордов шнур в те времена, в отличие от спичек, дефицитом не был.

Семью вкупе с домом спасло то, что отца, заталкивающего мину под дом, видел учитель. И понял намерения мелкого отпрыска.

**********************************************

Дело было после службы отца в армии. Он заметил группу подростков что-то увлеченно творящих. Мальчишки сгрудились вокруг какого-то процесса. Протолкавшись в середину, родитель увидел, как подростки пытались выкрутить взрыватель из точно такой же противотанковой мины, какой он чуть не поднял в космос свой дом.

- Дайте я, - отец оттер в сторону «сапера». Мальчишка, увидев юношу в солдатской форме, уступил.

Родитель возился с «главной частью» мины долго. Перепробовав различные способы. Озлобившись, взял попавшийся под руку камень, начал сильно стучать по кромке взрывателя, одновременно поворачивая – дело пошло.

Вынутый запал команда поместила в костер, разведенный в заброшенном на краю деревни сарае.

«Я весь покрылся липким потом и у меня в течение всего дня тряслись ноги, - вспоминал отец, - когда увидел на какую высоту взлетели от взрыва доски сарая. Я представил, что так бабахнуло бы подо мной, когда я долбил булыжником по взрывателю. Точно так же, спустя двадцать лет, у меня, - говорит отец, -  тряслись ноги, когда я два часа покатался по Лене на водных лыжах, не имея на это привычки»