Улитка

Наталия Май
               

         размышления о романе Пэмелы Хенсфорд Джонсон «Особый дар»

«Раковина» – это домик миссис Робертс, матери главного героя, честолюбивого и способного молодого человека, Тоби Робертса. Он обладал всеми данными для того, чтобы стать «своим» в кругах лондонской знати. Но это не примитивный карьерист, а, возможно, даже более жесткий человек. С одной стороны, Тоби не совершает откровенных подлостей, он ничего никому не обещает, не связывает себя ненужными обязательствами, а просто хочет наслаждаться жизнью, не торопясь строить серьезные планы в отношении девушки из высшего общества, Мейзи Феррарс. Ему хочется самому всего достичь, выгодный альянс не помешал бы его планам, но Мейзи – при том, что, казалось бы, полностью его устраивает во всех отношениях – не кажется молодому человеку подходящей кандидатурой. Ему льстит ее внимание и явный интерес, но, поскольку он крайне самолюбив и достаточно мнителен, Тоби кажется, что она снисходит до юноши его положения, с удовольствием играя роль благодетеля его семьи. Помогая скромной застенчивой матери с продажей картин, которые, если бы не помощь Мейзи, могли никогда не предстать перед публикой, в глазах Тоби эта девушка приобретает некие смутные вражеские очертания – кажется существом, вторгающимся в «святую святых», его частную жизнь.

Все это очень понятно и близко многим, но разницы между чистым импульсом и высокомерным жестом Тоби не чувствует, не способен увидеть. Тогда как его мать, понимая, что Мейзи слишком наивна и не подозревает о бездне подозрительности и сплошных «подводных камнях» в мутной душе своего амбициозного сына, переживает за эту девушку. Она совершает ошибки – одну за другой, но иначе не может, слишком еще молода. Только попытка самоубийства после расставания с Тоби по ее собственной инициативе убеждает его, насколько все было серьезно. А узнав о ее решении выйти замуж за человека вдвое старше, он оказался настолько раздавлен, что был просто не в силах поверить в случившееся. Именно это событие заставляет его повзрослеть.

У Тоби было все – добропорядочные примерные родители, хотя и не аристократы, но ничем не умаляющие его в глазах знакомых. Образование в одном из лучших университетов страны, внешние данные, благоприобретенный лоск. Но он так и не перестал стыдиться происхождения и думать о том, что это волнует весь мир. Поразительно, что его собственная мать, которая нигде не училась, и случайно прославилась как художница с помощью Мейзи, не изменилась. Такова была ее натура затворницы-отшельницы, равнодушной к тому, что происходит за пределами ее «раковины» и свободной от предрассудков. Будь ее сын устроен проще и руководствуйся он исключительно заурядными устремлениями, с ним было бы куда проще поладить, и он мог не причинить столько боли людям.

Но «гонористость», закомплексованность и осознание своей исключительности в сочетании с большими амбициями сделали его куда более опасным для слишком наивных и неиспорченных душ.

Клэр Фоллз не относилась к нему так серьезно, как Мейзи, а с долей иронии, видя насквозь, поэтому «не обожглась». И в этом была ее мудрость. Инстинкт самосохранения подвел Мейзи – она ужасно надломилась. После ее ухода из жизни Тоби осталась у него одна основная, но очень важная эмоциональная опора, – мать. Его сердце смягчилось. Раны, нанесенные Клэр исключительно самолюбию, затянулись. А поскольку «…Тоби вообще все затрагивало лишь до определенной степени», уверенность в том, что жизнь свою он наладит, автор вполне убедительно передает прочитавшим роман.