Черный квадрат

Александра Метелица
               

               

Они встретятся, как обычно, у станции метро. Еще издалека Викентий заметит: не в духе!
-Привет,- скажет Леночка, - куда пойдем?
-В галерею, - ответит Викентий.
Идти придется недалеко. Крупные пушистые снежинки будут медленно падать, ненароком касаясь Леночкиного лица, и утешать её.
В галерею на Крымском валу Викентия  впервые привела за ручку мама, и они с Леночкой  сначала обойдут его любимые картины, а потом  долго постоят в безысходности перед улетевшим шариком Сергея Лучишкина. Викентий  что-то читал про сферическую перспективу, примененную художником  для написания этой картины, но все равно никак  не мог объяснить себе происхождение почти физическая боли, с которой его душа всякий раз задыхается в этом каменном дворе-колодце и рвется вслед за взмывшим в небо шариком.
Наконец, стараясь скрыть иронию, Викентий спросит Леночку:
 - Хочешь посмотреть картину всех времен и народов?
 Ему вспомнится  анекдот. На кладбище стоит памятник с надписью: "Здесь никто не похоронен, потому что никто не родился, а никто не родился благодаря нашему изделию".  Викентий подумает:
 -Можно было бы написать короче: « Здесь похоронен лучший из людей!».
И продолжит вслух с усмешкой:
 - В ней похоронена вся живопись, даже та, которой еще нет. Содержательнее этой картины уже ничего быть не может.
-А разве такая есть? - озадачиться Леночка.
-Есть. Сейчас увидишь.
И вот они стоят перед венцом станковой живописи - "Черным квадратом" Малевича.
-Такие квадраты мы в детсаду вырезали из цветной бумаги, а нянечка потом мешками относила их в мусорный бак, - не задумываясь, скажет Леночка.
- Леночка, ты неправа, - мягко возразит Викентий.- Вникни, пожалуйста. Это бездна мироздания смотрит на нас своим циклопическим черным глазом, это мыслящий океан нашего подсознания…
- Мы вырезали зеленые, синие, желтые квадратики,- между тем продолжит Леночка.
-Ну, хорошо. Но вы ведь  не оставляли на них своих автографов?
-Нет. Мы и писать-то не умели.
-Вот видишь. А то бы это была ваша интеллектуальная собственность со всеми вытекающими последствиями.
-И что бы вытекало?
-Ответственность за уничтожение интеллектуальной собственности.
-А что еще делать с таким хламом? – простодушно будет гнуть свое  Леночка.
-Представь, художник написал дерево, прям, как живое, - листочки, веточки,- разве что не колышется. Ну, и что с того? Стало одним деревом больше – только и всего! Искусство же,- тут Викентий сделает паузу, - призвано раздвигать границы окружающего мира и творить, так сказать, вторую реальность. А это, - он ткнет пальцем в стену,- ящик Пандоры, из которого твое воображение может извлечь все что угодно, это своеобразный код доступа к любому мыслимому и немыслимому образу.
Викентий и подумать не мог, что его так понесет, и движимый каким-то бесом  все больше вдохновлялся.
-Например, черный кот в черной комнате…. или благоговейная тишина спальни, в которой зарождается жизнь,- и Викентий, якобы, случайно приобнимет спутницу за плечико.
-Уже зародилась, - со злостью подумает Леночка и, вспомнив сопение Викентия в «благоговейной тишине»,  освободит плечо и из вредности скажет:
- Мне больше нравится белый квадрат.
-Ну, что же, - постарается не заметить подвоха Викентий, -  снежная равнина, чаша со сливками до краев, белая простыня…
-Это мне еще предстоит, - опять некстати подумает Леночка, - ну, а что еще делать с этой «второй реальностью»?
Несколько раз она применяла  известный, так сказать, "ораторский прием", – скандалила, хлопала дверью в надежде, что Викентий побежит за ней, умоляя вернуться: «Я не смогу без тебя!» - не помогло. Не побежал!
Леночка тупо уставится на этот  чертов квадрат, думая о своем  будущем, и не будет ей никакого ответа из «бездны мироздания».

  10.02.2009