Судьбоносное решение для России. Царь Иоанн Грозны

Марина Оде
 
       Если следовать генетическому закону Менделя, то Иоанн Четвёртый Грозный должен был быть похожим на свою бабушку Софью Палеолог, т.к. греческие гены, вероятно, более "доминантны", чем смесь остальных "фряжских" и славянских генов. Действительно, когда сравнили воссозданные антропологами Никитиным и его учителем два скульптурных портрета: Софьи Палеолог и Иоанна IV, оказалось, что они удивительно похожи между собой. Только вот Софью называли гордой красавицей, а описание Иоанна говорит так: "...Глаза имел серые, нос прямой, крючком, был некрасив, плечи имел высокие, грудь широкую, мышцы крепкие, высок ростом (несомненно, в 21-м веке это был бы яркий красавец). Человек удивительного ума, изучивший изрядно книжную науку, красноречивый, в сражениях смел и за Отечество своё мог постоять..."

       Софье Палеолог, царевне греческой, не довелось понянчить внуков, но, без сомнения, она была бы замечательной бабушкой. Она бы любила внуков, дарила им тепло души и
чувство защищённости; как знать, быть может, маленький мальчик, "душевное чувствилище" которого было бы полно дающих силы воспоминаний о любви и заботе, никогда не стал бы, разрывая свою душу в кровь и выворачивая её наизнанку, мстить так жестоко всему миру!
       Но, увы, если бы на одну чашу весов положить все обиды, все слёзы унижений, оскорблений, которые достались маленькому наследнику престола в детстве, его разбитое сердечко, растерзанное "боярскими волками", а на другую чашу - разорение, кровь, злодейства, которые причинил он сам своим холопам, когда вырос, чаши бы уравновесились!
      
       История не знает примеров человека, который смог бы перенести такую непрестанную травлю от близкого окружения, начавшуюся в момент рождения Великого князя. Ничем не гнушались в боярском "стаде", изощряясь в выдумывании
всё новых терзаний, как душевных, так и физических, но так, чтоб нельзя было упрекнуть их в том, преследуя одну лишь цель: отодвинуть или убрать от управления государством законного наследника.
       Но сначала надо было сделать его беззащитным, вытащить из гнезда. К семи годам он стал круглым сиротой, совершенно один против взрослых, всесильных подлецов, отобравших у него власть, богатство, одежду, еду!...Все детские привязанности, все, кто мог хоть как-то согреть своим участием жизнь маленького князя, были либо посажены в темницу и умерщвлены, либо отправлены в монастырь. Даже любимую надзирательницу Агриппину насильно удалили от царевича и, несмотря на отчаянные просьбы ребёнка, постригли в монахини. Мальчиков (был ещё меньший пятилетний братец Юрий, больной мальчик, о нём заботился сам старший брат Иванушка) забывали покормить, забывали отправить спать, держали в лохмотьях, как "убогих людей". Никто не относился к ним, как должно относиться к детям, никто не согревал их теплом любви, не дарил ласку. Никто не радовался, глядя, как растут мальчики! Часто они коротали время на полу, забившись куда-нибудь в уголок или под стол, наблюдая голодными глазами со стороны бесчинство бояр. Их предали все. За такое отношение к детям в наше время лишают родительских прав. Князь, когда выжил, вырос и стал настоящим царём, сам лишил родительских прав своё Государство, сам вынес ему приговор за всё: за смерть родителей, за смерть брата, за смерть любимых дядей, тётей и нянек, за своё униженное детство, за убийство своей Первой Любви, своей жены, "юницы" Анастасии, за смерть своих дочерей и первого сыночка, за травлю волчьей стаи бояр - своих холопов, за бесконечное предательство... Государство оказалось "беспощадным, страшным убийцей"! Оно заслуживало самого сурового наказания! Но это случилось через много лет, когда самая последняя капля терпенья и надежды покинула израненную душу царя, так и оставшегося внутри маленьким затравленным мальчиком!

       Зато какие почести оказывались ему на торжественных парадных
выходах при народе! Как невозможно горько и обидно было ребёнку терпеть
этот обман, это лицемерие своих мучителей, отравителей его матери, виновников его одиночества, не только изуродовавших его детство, но и всю дальнейшую жизнь намеренной отверженностью, доставляющей незаслуженную, нетерпимую боль! Как страшно было жить среди таких людей, не зная, за каким углом тебя ждёт смерть, в какой тарелке найдётся твоя капля яда! Надо быть очень внимательным, всегда начеку, прислушиваться ко всем разговорам, никому не верить! А ведь тебе всего лишь семь лет и ты заботишься не только о себе, но и охраняешь своего маленького брата! Кажется невероятным, что он вообще смог выжить! Никто, никто не защищал маленького мальчика, не у кого просить помощи! Всем и каждому дорога была личная безопасность, ибо известна подлость без границ и жестокость без меры братьев Шуйских, захвативших опекунство над маленьким князем!

       В Казанском Соборе Санкт-Петербурга есть список (копия) с чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, поставленный там по велению Петра Первого в1737 году. Эта икона (копия) была привезена из Москвы, где она находилась с 22 октября (4 ноября) 1613 года, когда собранное князем Пожарским и гражданином Мининым ополчение вступило в столицу и освободило, с Божьей помощью, её от поляков.
       Чудотворная икона явилась в 1579 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном в городе Казани девятилетней девочке Матроне. Девочка испугалась рассказать об этом матери. Вероятно, не хотела, чтоб её считали искушаемою лукавым, так как считала себя недостойной такого видения Божьей Матери. Явление повторилось три раза, пока Богородица, от лица которой исходило пламя, сказала Матроне:" Если ты не расскажешь, что видела и слышала, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь".
       Тогда только ребёнок рассказал матери, а та довела это до сведения архиепископа Казанского. Он повелел копать в том месте, куда указала девочка. Там, в земле и
была обнаружена икона. При множестве народа архиеписком был совершён крестный ход с чудесно обретённой иконой Божьей Матери, названной впоследствии Казанской.Случилось это восьмого (двадцать первого по н.с.) июля и с тех пор празднуется сие чудо православною Церковью и русским народом.
      
       Приложиться к чудотворной Иконе Казанской Божьей Матери всегда есть желающие, очередь не спеша двигается, останавливается только во время чтения Святого Евангелия. Задерживаться возле Иконы дольше положенного не разрешается, за этим внимательно следит кто-либо из служителей храма.
       Но однажды возле иконы плакал мальчик лет 10-12. Так отчаянно одинок был его вихрастый затылок, настолько горько шептал он что-то Богородице!.. Мир для него не существовал в тот миг, скупые слёзы стекали незамеченными по щекам, а глаза устремлены были только туда, к сердцу мира, к Матери Божьей, не видели больше никого и ничего. Ни у кого, даже у бдительных служителей, не возникла кощунственная мысль поторопить подростка, очередь аккуратно обходила мальчика, двигалась дальше. А он был один на один с Богом, шептал Ему что-то, самое своё горькое, сокровенное, один на всей земле, один на всей планете... Нет сомнений, что Бог его слышит, что Бог его любит. Но больше - никто! Маленький принц Экзюпери, один на всей планете, да ещё овечка и роза, те, о ком он заботится и, кого любит - вот всё его богатство...

       Я вышла из храма, голуби нежной стайкой слетелись к моим ногам...
 Вдруг двери собора отворились в прошлое, и я увидела другого маленького, отверженного, одинокого мальчика... Вот он ночью пробрался в храм и, заливаясь слезами, молит Богородицу забрать его туда, к себе в Рай, где ждут любящие отец и мать: "Зачем Вы покинули нас с братцем Юрием?!.. Мы здесь одни на всей земле! Нас не кормят во-время, одежда на нас - рвань, бояре волками смотрят, всё добро наше, яко собаки, к себе растаскивают... Изведут они нас с братцем, младенец Юрий и сказать-то ничего не умеет, болеет всё - столько проклятий на нас, Ваших чад, кинуто ворогами Божьими!.. Одни мы, одни на всём Свете!.."


       Оба мальчика были ещё в «чине ангелов», когда не стало отца и матери.. Одни в Московском Кремле, самом сердце православной Святой Руси,"третьем Риме", и пожаловаться некому, выше Великого Князя только Господь Бог! Вот Его-то и просил Иванушка!..
      
       Насколько символично это для России! Одинокий, беспомощный, беззащитный ребёнок и рядом у золотой кормушки рвущие добычу на куски пожирнее взрослые, сильные мира сего. Будь этот ребёнок хоть царём, ничто не остановит у нас в России властьимущих взрослых. Ничто, кроме личных интересов.

Примерно, так: "...Зачем нам проблемы этого Маленького Принца",- сказали они,- "Давай убъём его нежную овечку, уничтожим прекрасную розу, и он станет одним из нас.

       Князья Василий и Иван Шуйские занимались воспитанием Маленького Князя по-своему: семилетний ребёнок каждый день должен был участвовать в травле животных, смотреть на кровь, на зверства, должен был учиться жестокости, разврату. Ценности Божьи и общечеловеческие постепенно заменяли на извращённые, изуродованные цинизмом и всем, что только было плохого на земле. И, если бы, не была заложена в мальчике в самом начале жизни любовь к Господу, к Свету, к Вере, то воспитание князей Шуйских, преследовавших одну цель - развратить юную душу, деморализовать в глазах народа, сделать из него окончательного нравственного урода, необразованного, неспособного управлять государством - завершилось бы полностью блестяще.

       К счастью, в 1542 году появляется духовный наставник, будущий митрополит Макарий, который составит знаменитые Великие Четьи Минеи, а вскоре под псевдонимом Ивана Пересветова (одна из предполагаемых версий) напишет для Ивана Свет Васильевича "Сказание о Магомете - салтане", где
даст полную программу действий, опишет необходимые реформы, проведённые Иоанном Грозным позднее. Уже в самом начале "Сказания" читается подтекст авторской мысли: " ...После смерти отца своего остался (Константин XI) на царстве трёх лет от роду. И греки из-за своего лихоимства и нечистых поборов богатели на слезах и крови людской, и справедливый суд нарушали, и осуждали невинных за взятки. Царевы вельможи до совершеннолетия царя богатели от несправедливых своих поборов. КОГДА ЖЕ ЦАРЬ ВЫРОС И НАЧАЛ ПОСТИГАТЬ ВЕЛИКУЮ МУДРОСТЬ воинскую, присущую его царскому достоинству, то вельможи его...
сказали так:" Наша жизнь при нём будет беспокойной и наше богатство на веселье другим достанется!" ... И сказал Магомет-Салтан: " Видите, как они, богатые и лживые, опутали царя коварством, хитростью и кознями, дьявольским соблазном, мудрость и счастье его уменьшили и меч его, который возвышался над всеми его врагами, унизили своею коварной враждой и опутали ересью... ...И я говорю вам, мудрым философам: "Берегите меня во всём, чтобы нам Бога ничем не прогневить"".

       Эта фраза могла бы послужить девизом к большей части жизни Великого князя...
Она высвобождала совесть Иоанна из-под контроля души, ибо всё, что делал царь, происходило по воле Господа. И царь разрешил своей душе жить отдельно от совести! Потому, что не было в душе пламени любви, который зажигают родители, близкие люди, друзья, радея о воспитании ея. Лишь на тринадцать лет удалось зажечь огонь души прекрасной царице, юной Анастасии, его первой, незабываемой любви, которую Иоанн будет любить и помнить всю жизнь! Как и все, кто мог любить Иоанна, она была уничтожена врагами - отравлена! Травля Иоанна продолжалась.
      
      
       С САМОГО НАЧАЛА.
      
       Отправив первую бездетную жену Соломонию в монастырь, Василий Ш женился, с разрешения митрополита, на молодой красавице Елене Глинской, осуждаемый за это боярским окружением: Не бывает - де у христианина много жён, это блуд, а не женитьба, и ребёнок, рождённый в новом браке - незаконный...
       Через три с половиной года, после нескончаемых молитв, паломничеств ко святым местам., сбылось, наконец, заветное желание Великого князя: родился наследник престола, сынок Иоанн. Радости не было границ! За один день руками московского люда была выстроена церковь в честь Иоанна Предтечи!
Скоро родился и второй сынок !
       Но, спустя три года, Василий III умер, успев перед смертью принять постриг с именем Варлаам и оставив двух сыновей с молоденькой матерью, назначенной им опекуншей наследника, а своих братьев просил не оставить без помощи семью.
       Елена быстро попала под влияние героя военных походов,боярина Ивана Овчина-Телепнева-Оболенского, который стал фактическим правителем. Его сестра Агриппина была надзирательницей над маленьким Иваном. Отношения Елены к братьям Василия Ш тёплым было назвать никак нельзя; с её согласия они поочерёдно погублены Телепнёвым-Оболенским. Родной дядя Елены, Михаил Глинский, осмелился сказать ей, что она " дурно исполняет обязянности правительницы и матери государя", - посажен в темницу и умерщвлён.

       Родственники Глинские, Бельские, Шуйские - все пытались приблизиться к власти. Жестокое, беспощадное время, когда погубить, отравить, предать родных и друзей было обычным и естественным явлением. Всё происходило на глазах впечатлительного, одарённого, умного мальчика, с младенческих лет живущего рядом со смертью!
       Спустя четыре года была отравлена красавица Елена Глинская.
 ...Остался один семилетик Ваня....и больной пятилеточка Юрочка.
      
       Шуйские стараются сделать из Иоанна непригодного правителя для православного государства. Неудивительно, что мальчик, сидя на высоком крыльце, скидывал вниз маленьких котят и щенков, смотрел на то, как они стукаются о землю, калечатся или гибнут и, якобы, забавлялся! "Пусть державный веселится",- говорили бояре, позаботившиеся о том, чтобы этот поступок стал достоянием истории, в то время, как замалчивалось истинное положение царевичей во дворце, которое было в сто раз хуже, чем у этих котят. Это ещё раз доказывает, как нужно кому-то было сделать из государя жестокого тирана. Не верится, что привыкший с младенчества анализировать все поступки ребёнок так безрассудно, напоказ делает плохое. Это возможно только в том случае, если его поощряли в таких поступках.

   Главная задача, которая стояла перед маленьким царевичем - В Ы Ж И Т Ь ! Пусть Шуйские думают, что всё идёт так, как они хотят! Посмотрите на меня : вот какой я жестокий, не хуже вашего! Лучше выживем мы с Юрием, а котятами придётся пожертвовать... Если вспомнить, что это был, всё-таки, маленький ребёнок, которому так не хватало любви, можно предположить так же, что причиняя боль животным, он надеялся на хоть какое-то внимание к себе, возможно даже на похвалу со стороны Шуйских, ведь, как все дети, он так хотел "быть хорошим"...
      

"... Когда же Божьей судьбой родительница наша, благочестивая царица Елена, переселилась из земного царства в небесное, остались мы с покойным братом Георгием круглыми сиротами - никто нам не помогал; осталась нам надежда только на Бога, Пречистую Богородицу, на всех святых и на родительское благословение. Было мне в это время восемь лет, подданые наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя; об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и напали при этом друг на друга..."-писал Иоанн Грозный в письмах к своему старому единомышленнику князю Курбскому, когда-то входившему в Избранную Раду, но, спустя почти двадцать лет, предавшему царя и переметнувшемуся в литовский лагерь.

"...Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменяли нашему отцу и матери, выпустили из заточения и привлекли на свою сторону... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как инстранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чём нам воли не было; ни в чём не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Помню одно:бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит - ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ...Как исчислить подобные тяжёлые страдания, перенесённые мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя...."
       Какое сиротское одиночество сквозит в этих строках даже спустя много лет, какое застывшее в слезах обид и ран сердце надрывается от давней непреходящей боли! Не было научено любви и прощению это сердце! Некому было учить. Не было оно посвящено в семейные радости, согрето душевной теплотой, защищено от зла любящей матерью! Провидение на всю жизнь наградило Ивана Грозного комплексом бесправного, беззащитного детства!
      

       Боль от обид в душе проходит, когда человек, мысленно возвращаясь к ситуации, прощает своего обидчика. Иначе причина обиды может забыться, но боль в душе, рана, нанесённая злом, останутся. Душа продолжает болеть и гнить, а раны - кровоточить.
       Научиться любить людей, перешагнув через свою боль, уметь прощать - значит стать сильным, достойным человеком. Этому должны учить мама, папа, дедушка и бабушка, или просто тот, кто вас любит... Главный урок детства - научиться любить.
       Не зря ведь одним из первых таких уроков, как ни странно, является наказание ребёнка. Наказывать чадо можно только с любовью. Тогда это послужит его правильному развитию, не обозлит и не оскорбит человеческое достоинство. Много хороших мыслей по этому поводу можно прочитать у Иоанна Златоуста!

      Сколько молился маленький Иван, спрятавшись от всех глаз, сколько спрашивал себя: "За что?!" Отвергнутый, одинокий, беспомощный ребёнок, он нёс на маленьких плечах тяжёлое бремя наследника Российского престола. Как когда-то отец его мечтал о сыне, так теперь он мечтал об отце, о защитнике. Он не был ребёнком у себя дома, он служил мишенью для боярских интриг, превративших детство царевичей в настоящий ад. Боль растерзанной юной души не оставляла мальчиков никогда. Повзрослев физически, они оставались в душе отвергнутыми маленькими сиротами, не просто обиженными жизнью, а бесконечно униженными преднамеренно уродливым воспитанием.
       Чуть повзрослев, Иван заставляет учить себя, библиотека становится одним из главных его местопребываний. Возможно и, даже, вероятно, что именно тогда им прочитан труд дьяка Фёдора Курицына, посланного Великим князем Иваном Ш в качестве посла к Стефану Молдавскому, отцу Ивановой тёти Елены (жены брата отца). Труд был о воеводе смутьяне Владе IV, по прозвищу Цепеш или Дракула. Дьяк Фёдор назвал «Повестью о Дракуле» свою работу, где рассказывал о кроваво -"справедливых" расправах его с подвластным населением. Можно предположить, что в мечтах своих маленький беззащитный правитель множество раз представлял, как на помощь к нему спешит сам грозный воевода, чтобы посадить на кол его обидчиков, или содрать кожу с живых бояр и т.д... Пройдёт много времени, и Дракула действительно воскреснет в образе Грозного Царя Ивана Четвертого, чтобы отомстить за все обиды, за все смерти...
      
       Поддержка в облике нового друга - митрополита Макария даст ему новые силы бороться...
 
   Подрастая, Иван прислушивается по очереди то к  князьями Бельским, то к Глинским, родственникам матери...
    29 декабря 1543 года тринадцатилетний мальчик созовёт бояр и объявит, что хочет наказать тех, кто грабит и убивает его подданных, и, прежде всего, князей Шуйских! Так грозен был вид молодого правителя, что никто из старых седобородых бояр не посмел показать ни малейшего неудовольствия! Шуйского вывели на улицу и отдали на волю псарей. А те, в свою очередь, отдали его на растерзание к зверям.

       Но не надо думать, что теперь молодой Иван будет вести себя, как образец благочестия. Переходный возраст, ощущение власти, вкус мести, плоды растления юной души - всё это неудержимо вырвется "за ворота", вселяя в гражданское население ужас перед явно грядущей новой эпохой. Затравить медведями людей, наказывать бояр "налево и направо", промчаться верхом на резвом скакуне с отрядом молодцов, давя всех подряд - князь чувствовал себя в отличной форме! Вот только душа ныла и тосковала, и было не заглушить эту боль ни жестокими выходками, ни буйным весельем!
      
       Живой, пытливый ум и зрелая душа заставляли Ивана неустанно пополнять своё образование. Он отлично понимал, что необходимо обновить свод законов, провести ряд новых реформ...
       По политическим соображениям он решает венчаться на царство. Конечно, непременно византийским наследием - шапкой Мономаха. В шестнадцать лет он не только Великий князь, но и царь Всея Руси! Так же обдуманно он решает жениться на русской девушке.
       Со всех концов России привезены лучшие дочери боярские, независимо оттого, богатые или бедные, знатные или нет. Государь выбирал себе невесту по сердцу.
Вся Русь молилась тогда за государя. Молитвы простого народа были услышаны.
      
       Душа так устроена, что тянется ко всему светлому, доброму и прекрасному. Неудивительно, что многострадальная душа Ивана выбрала кроткую и добрую, прекрасную, юную, четырнадцатилетнюю Анастасию, дочь Романа (Кошки) из авторитетного старого боярского рода Захарьевых-Юрьиных. Это была первая, самая сильная, самая пламенная и неземная любовь. Так любят только один раз в жизни! Почти в детстве! Шестнадцать и четырнадцать лет, юные и прекрасные царь с царицей! Это было похоже на начало чудесной сказки!..

       Юная Анастасия отвечала Ивану полной взаимностью, конечно, всей душой, всем сердцем! Иван нашёл, наконец, то, о чём мог только мечтать и что хорошо научился ценить за свою одинокую сиротскую жизнь - любовь и преданность! В волнах тепла и света Анастасии потихоньку исчезали страшные привычки князя. А случившийся пожар в Москве и городской бунт был воспринят Иваном, как знак свыше, что пора в корне менять своё отношение к окружающему миру. Мир и благоденствие наступили, наконец, в счастливом государстве! У юного царя выросли крылья от любви, он мог свернуть горы! Он был счастлив, а вместе с ним была счастлива и вся Россия. У него была его любовь, его супруга, его советчица, его преданный друг, утром, днём, вечером, ночью, она была его всегда! Мог ли мечтать о таком счастье настрадавшийся Иван, мог ли поверить в это чудо?!


       Мы не ставим своей целью полный и подробный перессказ исторических событий. Наша цель - понять: пока жива любовь в душе - человек остаётся "живым" человеком.

       Тринадцать счастливейших лет - вот сколько было подарено государю свыше. За это время Анастасия родила ему пятерых детей: двух девочек и трёх мальчиков.
Из них умерли за эти годы трое. Вполне возможно, что не все дети умерли своей смертью. Надобно думать, что молодые любящие родители очень переживали. Но ничего не выносилось "за стены" семьи.
       Однажды, после удачного похода на Казань, Иван опасно заболел и, думая, что умирает, велел принести присягу его новорожденному наследнику. Не стыдясь умирающего, в соседней комнате громко обсуждали это близкие ему люди и тут же предали, присягнув двоюродному брату Ивана. Иван выжил и великодушно простил всех.
       Но после этих событий как-то опять стала остывать в сердце вера в людей... Позже он накажет предателей. А пока рядом с ним была его Анастасия, он, несмотря ни на что, был счастлив!
       Россия благоденствовала. Иметь счастливого юного гениального правителя – это большая редкость для государства. За это счастливое время Иваном IV был издан свод законов "Судебник", реформированы многие сферы деятельности: созван церковный собор для улучшения порядка и благочиния, упразднены "кормления", введено земское управление, управление на местах передавалось авторитетным и честным судьям, упорядочена военная служба, начата торговля с Англией(!), внедряются "новые технологии" - книгопечатание...
   Удачные походы на Казань и Астрахань заставляют Русь гордиться своим государём. Благодаря этим военным успехам для России откроются огромные просторы для колонизации, строительства множества городов: Самары, Саратова, Царицина, Уфы, т.д., где будет утверждено православие. Вскоре развяжется и затянется на долгие годы ливонская война, чуть было не открывшая для России то самое "окно в Европу" , которую бы выиграл талантливый правитель без особого труда, если бы не великое горе, практически, переломный момент в жизни Ивана.

       Травля, травля... Троих детей он уже потерял, а теперь вот неожиданно умирает цветущая молодая царица Анастасия. Теперь факт отравления доказан учёными, а тогда Иван мог только подозревать... И был прав! Надо ли говорить, какое это было горе для царя. Неполных тридцати лет он потерял свою любовь! Своего лучшего друга, свою жену, первую любовь, мать своих детей!.. Сердце плачет вместе с Иваном! Как могут души человеческие быть жесточе самой жестокости?!
       Остались дети - два мальчика: постарше - Иван, очень похожий на Анастасию лицом, а на отца - характером и помладше - Фёдор, очень мягкий, верующий мальчик, которому сплошные посты и аскетический образ жизни в раннем детстве (опять очередное детство без мамы) не дали развиться в здорового сильного мужчину. Иван - младший всюду сопровождает отца, становится его товарищем во всём. Иоанн не желает с сыном расставаться ни на минуту: глазами Анастасии глядел на Ивана IV его старший, оставшийся в живых, сынок, его большая любовь была рядом с ним.

       Следующим умирает (внезапной смертью, что предполагает очередное отравление) любимый младенец-племянник Василий, затем и его отец, младший брат Иоанна Юрий, разделивший с ним сиротское детство,(остававшийся вместо Ивана управлять государством, пока тот завоёвывал Казань, Астрахань,) оставив после себя жену Иулианну. Её, как сестру, царь с особенной пышностью устраивает в монастыре, так как не хочет, чтобы она нуждалась в чём либо. Вскоре умирает митрополит Макарий. Иоанн скорбит. Замыкается в себе, не верит больше никому - не осталось ни одного друга, кроме детей, некому верить! Люди вокруг него умирали слишком часто и, как правило, не своей смертью.
       Последней каплей стало предательство князя Курбского, убежавшего в Литву от гнева царского.
       Кто смог бы вытерпеть столько горя, столько тяжёлых ударов судьбы?!
       Однажды ему показалось, что он больше не может! В декабре 1564 года он со всем двором отправился на санях в Александровскую слободу с тем, чтобы побыть там одному, подумать и, может быть, объявить, что снимает с себя корону.
       Несколько дней царь провёл в одиночестве, обдумывая, молясь и решая судьбу свою и России. Вот, наконец, решено: он вышел, дабы объявить об отречении
своём от престола. Лик его за это короткое время изменился до неузнаваемости: волосы на голове оказались почти полностью вырваны, глубокие скорбные морщины прорезали измождённое лицо, взгляд горький и обречённый...В который раз объявлено боярам о бесчестии их отцов во времена детства Великих князей, о разорении казны государевой, что не о России они радеют, а о том, как набить собственные закрома, о бесконечном предательстве со стороны окруженцев и смерти по их вине любимых людей...
       Но, дав себя уговорить не бросать царство на произвол судьбы, Иоанн Васильевич не только не покидает престол, но и принимается за "чистку Руси"!
Опричнина и земщина, террор в собственном государстве...Никому не верить, сражаться со всем светом, нет больше у царя ни одного друга, ни одного близкого человека. Нельзя же считать, в самом деле, близкими людьми самых омерзительных выслуженцев  Малюту Скуратова и Басманова...
       "Не убили бы мою юницу, не было бы и Кроновых жертв!"..

 
    НО на самом деле умный и образованный политик, прекрасный правитель Иоанн Четвёртый, тщательно взвешивая "ЗА" и "ПРОТИВ" принял СУДЬБОНОСНОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ!

  Дело в том, что бывшим удельным князьям ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ОПЯТЬ ВЛАСТИ, что вполне естественно для людей, не так давно потерявших её! НО - с разных концов границ Русских смотрели и поднимали носы:с запада  -  поляки-католики обещали своё покровительство с помощью Рима, с юга - наступал ислам, так же соблазняя властью князей, от немцев - протестанты во главе с пастором  Лютером послаблениями и ересью зазывали к себе под крылышко, иудаизм, рассеянный тут и там, скользким полозом скользил по стране, растлевая православных... Ещё чуть-чуть промедлить - и рухнет православная огромная РУСЬ, растащат на куски: евреи, турки, поляки, немцы! А виной всему этому - нечистые мысли, корыстные желания князей: хочется им власти,да набить свои закрома, да успеть разорить соседа... как в старину бывало!
   Но выпестовалось государство из прошлого, стало другим после "двухсотлетнего урока моголов", выросло... Нельзя больше повторять разрозненность земель, назад - не было больше дороги! Царь русский принимает жестокое, но единственно правильное решение в тот момент, которое было еще возможно реально претворить в жизнь, которое еще могло спасти весь мир: ТЯЖЕЛАЯ, ЖЕСТКАЯ ОПЕРАЦИЯ на больном теле государства - чтобы сохранить ему жизнь! Жизнь ГЛАВНОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНСКОМУ ГОСУДАРСТВУ, которое НЕ МОГЛО, НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ИСЧЕЗНУТЬ!!!
   Свидетелем важности этой операции по спасению жизни православного великого государства является то, что ДО СИХ ПОР не угасают споры, обвинения в каких-то невероятных злодеяниях этого православного царя. Хотя он ничего не сделал такого, чего-то особенно жестокого, чего бы не делали все другие правители. И даже - гораздо менее  жестокими были его решения, нежели многих других правителей: императоров, кайзеров, президентов, фюреров...

   Так что же до сих пор заставляет так сильно жалеть о содеянном им, и КТО и ПОЧЕМУ никак не могут успокоиться? Может быть, всё-таки, то, что невероятными усилиями, несмотря на все попытки разрушить православие на РУСИ, царю удалось спасти ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, истинную веру от первоисточника, от Христа?

 Да, вот: прозвище ГРОЗНЫЙ православный царь получил вовсе не за то, что грозил так сильно всем НЕВЕРНЫМ. А как раз за то, что САМ, будучи образованным, духовным человеком, составил КАНОН АНГЕЛУ: ВОЕВОДЕ ГРОЗНОМУ. Для защиты от врагов всех людей русских, кого вверил ему Господь.  Кто-то очень сильно желал запутать тех же русских людей , испоганив память об этом царе, переставив все местами, перевернув с ног на голову. Алексей Толстой в 19 в. пишет "князь серебряный" зачем-то очень сильно бессовестно перевирая все известные данные или просто замалчивая их. Просто удивительно. Талантливо ( ничего не скажешь)  показывая только одну сторону: потери тех, против кого было направлено решение царя... И ничего не показано в романе объективно. Совершенно ясно, что написан роман с главной целью: очернить как можно сильнее того,  кто сохранил РУСЬ ПРАВОСЛАВНУЮ. Поставленная задача, стало быть: уничтожить память о настоящем, изменить понятие истории. Ибо, кто не знает своего прошлого - для того нет и будущего.  Всеми силами пытались и пытаются отобрать всё, что может дать силы защищать православие.


    Гонению подвергались не только князья, но и их бояре, и "боярские дети"( то есть потомки),  жёны, слуги. А как можно было сделать по-другому?...

       И только через какое-то время, в Пскове, юродивому (к ним особенно уважительно относился Иоанн IV) Николе Саллосу, прискакавшему на палочке-лошадке к царю и подарившему  царю кусок кровавого мяса, удалось образумить душу Великого царя.
   - Да пойми, они же смерти моей хотят! - оправдывался перед юродивым царь. "Кровопийца!" - был однозначный приговор, -"Коня потеряешь, коли не сейчас не образумишься! Вот те Божье повеление!..
  Ожесточение и цинизм сменились на хмурую задумчивость, когда через несколько минут, царь, продолжая давать указания, сел на коня. Конь, сделав несколько шагов, упал замертво!
  Это был знак для царя - ДОВОЛЬНО! Теперь - довольно всего и "дальше ехать так нельзя".

  Последовали переосмысление, раскаяние и запрет на политику опричнины.


       Неоднократно Иван пытался найти себе новую супругу, замену Анастасии, может быть, мачеху для детей... Надо ли говорить, что все жёны его не жили долго... Последнюю, Марию Нагую, он отправил в Углич с юным царевичем Дмитрием (возможно, спасая жизни жене и малышу, царь сделал вид, что отослал их от себя по причине нелюбви). Не намного пережил  маленький Дмитрий своего отца,  Иоанна Васильевича IV Грозного.
       1582 году умер сын Ивана Грозного, тоже Иван, которого отец готовил на трон после себя. Потеря сына Анастасии, бесценного плода такой яркой любви, конечно, для отца была безнадёжным горем!.(Те, кому приходилось ухаживать долго за больными людьми, знают, что, в большинстве своём, болезнь делает из приятного человека невозможно требовательного, обиженного выбором судьбы, обозлённого человека, который вынужден в одиночку справляться с болью...) Три дня осунувшийся от горя Иоанн не отходит от постели умирающего, сам за ним ухаживает, вытирает пот со лба, поит водицей, расчёсывает волосы, гладит по голове, держит за руку... Но все усилия тщетны, королевич угас на третьи сутки. Как странно плакал Грозный Иоанн, скупые слёзы никогда не стекали из его глаз, но всем было ясно, что он плачет... От самой Александрийской слободы Иоанн Грозный, царь всея Руси, идёт пешком за гробом до самой Москвы и через каждые десять шагов кладёт земной поклон, дабы вымолить прощение у Господа, у сына и у первой жены, своей любимой Анастасии... Но сам себя простить он не смог..

       С тех пор Иоанн IV Грозный начал таять и чахнуть, и уже никогда не был более здоров. Не прожил царь русский после смерти любимого сына и двух лет... Анализ останков говорит нам о том, что оба – и отец и сын были отравлены, причём начало приёма яда примерно совпадает у обоих. Поэтому версия о том, что Иван Четвёртый убил жезлом своего любимого сына, с буйством фантазий иллюстрированная русским художником Ильёй Репиным, отпадает.

       Искренне верующий человек, считавший, что всё, происходящее по приказу его, исполняется по воле Господа, Иоанн Васильевич служил панихиды об убиенных, где зачитывались поимённо жертвы опричнины, жертвы террора... Десятками насчитывались бояре, тысячами - простой люд...В свой синодик просил записывать их царь Иоанн Грозный.
       Автор не припоминает подобной аналогии в отмаливании правителем своих грехов в таком масштабе...Во времена советские, в первой половине, века, к сравнению, было замучено и убито около 66 тыс.700 млн. человек, не считая военных жертв ...Как назовут наши предки ушедший двадцатый век?..
      
 Через полтора года, в 1584 году на освободившийся трон сел предпоследний Рюрикович - Феодор Иоаннович. Дочь его скончается в двухлетнем возрасте, а жена Ирина (сестра Бориса Годунова) после смерти мужа пострижётся в монастырь. В царствование Фёдора Иоанновича будет убит (предположительно) Борисом Годуновым царевич Димитрий Иоаннович. А позже, не выдержав начавшейся смуты, народных волнений и появления "спасшегося царевича Димитрия" а, может, мук совести, Борис Годунов  скоропостижно скончался.
  На трон сядет Шуйский. Потомок того самого Шуйского - опекуна царя Иоанна Грозного.
  Но - неурожай в стране несколько лет подряд, ледяное лето, голод, разбой... Лжедмирии первый, второй, третий... Тушино...  Интервенция поляков ( присягя Владиславу Сигизмундовичу, польскому королевичу). Ополчение: первое и второе. Семибоярщина.

  И вот, наконец,Земским Собором 3 марта 1613 года выбран будущий царь - Михаил Фёдорович Романов: внук Никиты,брата царицы Анастасии, любимой жены Иоанна Васильевича и правнук РОМАНА Юрьева-Кошки, от которого и берёт этот род свою фамилию.  По близости родства непосредственно к последнему "настоящему" царю Михаил Фёдорович - племянник Фёдора Иоанновича, последнего Рюриковича на троне.
  Отец нового царя, Патриарх Московский Филарет (Федор Никитич) и шестнадцатилетний Михаил, правнук Романа Юрьева-Кошки - возглавили царственную династию Романовых  с 24 марта 1613 года, чем и закончили период Смуты на Руси.
                .......................