Наследие Шейна...

Павел Хамидулов
После того как звезда Тарантино засияла в полный рост и его фильмы для многих стали культом, незаслуженно был забыт другой сценарист, по сути, пионер иронического стиля в классическом жанре боевика. Речь идет о Шейне Блэке. Началось все в 23, когда он продал свой сценарий «Смертельное оружие», где взаимоотношения столь непохожих друг на друга героев уже не шли по накатанной дорожке, а переплетались в затейливый клубок юмора и трагедии. Мартин Риггз одержимый манией смерти одновременно и заставлял улыбаться и переживать, как с эпизодом на крыше, откуда он пытается снять потенциального самоубийцу. Не это ли нашло отражение в «Криминальном чтиве», где герои, спасая жертву передозы, решают воткнуть ей шприц с адреналином в грудь.

В следующей своей профессиональной работе «Последний бойскаут» Блэк окончательно оттачивает стиль саркастических диалогов, по умолчанию сделав его схемой «бадди-муви». Брюс Уиллис и Дэймон Уэйнс, продолжив блэковские традиции «сочетание несочитаемого», выталкивают фильм Тони Скотта в ряды кинохитов. Дальше будет «Последний киногерой», где иронией над самим собой загорелся и Арни. Несмотря на отличный сценарий и режиссуру Мактирнена публика была не готова вместе с Блэком стебаться над жанром, который он сам же и создал. Фильм провалился. Но свою любовь у зрителя он нашел, что куда важнее. Возможно, это и было что-то вроде «арт-подготовки», позволив в будущем  Квентину Тарантино завоевать публику уже всерьез и надолго, в чьих фильмах границы ироничного и серьезного были окончательно стерты.

Как и Квентин Шейн любит кинематограф, но в роли актера появляется там гораздо реже. «Живьем» его можно увидеть в фильмах «Хищник», где он играет одного из коммандос (Хокинса) и «Лучше не бывает» в эпизодической роли менеджера кафе. Последний же опыт легендарного сценариста - это кресло режиссера в его собственном проектe «Поцелуй навылет».