Снаряд почтальона Печкина

Фима Жиганец
6 августа 2002

 
 
В последние недели российская политическая элита раздосадована и недовольна. Оказалось, что западные правозащитные организации вновь принялись муссировать тему нарушений прав человека в Чечне. Особо возмущает европейских защитников гордого вайнахского народа то, что федеральная сторона не желает идти на переговоры ни с «чеченским правительством в изгнании», которое возглавляет Аслан Масхадов, ни с другими партизанами-сепаратистами.

Однако нам удалось ознакомиться с последними уникальными разработками российских военных стратегов, предназначенными для установления диалога со всеми здоровыми силами в Чечне. Правда, проект этот весьма оригинален и явно предназначен не для слабонервных...

Кот Леопольд как зеркало русской агитации

Спешу сообщить: установление мирной и счастливой жизни в Чечне уже не за горами. И всё благодаря тому, что на вооружение Российской армии поступило эффективное оружие под названием «агитснаряд»! Скоро моджахеды, оглоушенные этой психологической болванкой, стройными рядами пойдут сдаваться федералам и восстанавливать республику.

Во всяком случае, так кажется дядям с большими погонами – военным психологам. Не так давно агитационные снаряды поступили из редакционно-издательской группы психологических операций СКВО в отряд психологического действия Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД РФ – для обмена передовым опытом. Кто ещё не в курсе: оказывается, война в Чеченской Республике уже победоносно завершена, и теперь подчистить «мелкие недостатки» – дело внутренних войск. Разумеется, в поддержке «старшие братья» не откажут! И вот уже подполковник СКВО Игорь Алефиренко знакомит вэвэшников с чудом техники XXI века. Чудо представляет собой полую металлическую болванку, набитую мудрыми военными листовками. Идея проста: артиллерия накрывает позиции противника плотным огнём агитснарядов, и те, лопаясь, рассыпают во все стороны листочки, полные уверений в любви и дружбе. Общий смысл посланий: «Ребята, давайте жить дружно и вместе кушать шоколад!»

Подполковник Алефиренко подробно растолковал, как набить снаряды душевной макулатурой. А дело, оказывается, непростое: вкладывать листовки в болванку надо прямо перед использованием, поскольку от длительного хранения бумага спрессуется и в нужный момент не разлетится. Тяжёлый идеологический ком может случайно долбануть по башке зазевавшегося боевика, и добрые намерения психологов будут неправильно истолкованы.

Вверх стреляю – вниз не отвечаю

Вообще-то агитлистовки с давних пор используют армии всех стран. Например, для поддержки морального духа собственных бойцов («Папа, убей немца!», «Слава сталинским соколам!») или для дезорганизации противника:

Клим играет на гармошке,

Сталин пляшет гопака.

Проиграли всю Россию

Два советских дурака!

Ещё задача: убедить врага сдаться. Но во все времена листовки разбрасывались над позициями, занятыми противником. То есть федеральными агитснарядами должны обстреливаться позиции чеченских боевиков. Однако где они находятся, не знает никто из нынешних ермоловых. Идёт партизанская война. Можно, конечно, посыпать листовками горные ущелья по принципу «вверх стреляю – вниз не отвечаю». Но, как резонно замечает само военное командование, «это приведёт лишь к потере материальных ресурсов». Разве что случайный аксакал использует воззвание не совсем по назначению или бумажку задумчиво сжуёт горный козёл.

Борьба против «моджахедов» перешла в стадию так называемых «зачисток». Боевики скрываются чаще всего в своих домах, в населённых пунктах, которые формально подконтрольны федеральным властям. То есть федералы вынуждены будут обстреливать агитснарядами... собственную территорию, самих себя! К тому же большей частью листовки обращены почему-то не к бандитам, а к мирному населению:

«Жители Чеченской Республики!

Бандиты и наёмники продолжают обрекать население на бессмысленные жертвы и лишения. Не поддавайтесь на провокации бандитов! Изгоняйте их из своих населённых пунктов! Не оказывайте им помощи!».

Или:

«ОБРАЩЕНИЕ к гражданам Чеченской Республики.

Мы взываем к вашему разуму. Не позволяйте запугать или обмануть себя стае бешеных псов! Не дайте ненависти и злобе затмить ваш рассудок!».

Ещё одно:

«ПРАВОВЕРНЫЕ ЧЕЧЕНЦЫ!

Пора спасать молодёжь. Ей сегодня нужно не вредное для веры учение ваххабитов, а традиционное мусульманское и светское образование, возможность работать, создавать семьи, рожать детей...».

В принципе, возразить нечего. Один вопрос: зачем эти слова писать на бумажках, засовывать в болванки и обстреливать ими мирных жителей Чечни? Нельзя просто собраться и поговорить? Или вместо листовок издавать газеты, где рассказывать о реальных достижениях и сложностях, искать пути решения настоящих проблем?

Ситуация напоминает мультфильм, когда в одной избе сидят пёс Шарик и кот Матроскин, а общаются только через почтальона Печкина, передавая письма, бандероли и посылки с печки на лавку. А потому что обиделись друг на друга и не разговаривают.

Веди, Щелкунчик, нас смелее в бой!

Почему же до сих пор не найдено реального противодействия боевикам, почему не складывают оружие чеченские партизаны, почему их поддерживает местное население, как реально найти общий язык «чужакам» с вайнахами? Вот вопросы для военных психологов. Но вместо поисков ответов стратеги играют в «пушки-хлопушки». Газета внутренних войск СКО «На посту» размышляет: «Работать ещё есть над чем. Например, листовки выполняются в довольно примитивной форме... Нет у отряда возможности использовать листовки в цвете, на бумаге высокого качества. А психологи знают, что листовки, выполненные в цвете, производят гораздо больший эффект. Желательно, конечно, чтобы на листовках были и рисунки, и фотографии»...

Это, конечно, лучше. Можно использовать фотографии из «Плейбоя». Или буклеты об отдыхе на Ривьере. В условиях разрухи, нехватки электроэнергии, еды и одежды такие картинки, несомненно, произведут большой эффект.

Признаюсь, я надеялся, что военные интеллектуалы нас уже не в состоянии удивить. В 1999 году они выпустили «Ситуационный русско-чеченский разговорник», объяснив: «чеченцам будет льстить национальному самолюбию, если вы обратитесь к ним на их родном языке». Оказалось, самолюбию чеченцев особо льстят фразы «Руки вверх!», «Ложись!», «Ни с места!» и прочие милые просьбы. В 2000 году центр психологической помощи СКВО издал пособие по борьбе с дедовщиной в армии, где в качестве одной из мер предлагалось «дедам» и «салагам» водить хороводы, крепко взявшись за руки. Но агитснаряд для обстрела мирного населения – самое крутое ноу-хау российского военного ведомства. На очереди – бесценный опыт известного германца, летавшего на ядрах, выполняя ответственные задания командования. Звали его, помнится, Иеронимус фон Мюнхгаузен...
 
На фото: обрывок листовки из немецкого агитснаряда времён Великой Отечественной войны