О помощи, добре и подаянии

Сергей Лушников
Вчера переводил старушку через дорогу. И мне это очень понравилось - пройтись с женщиной под ручку, потихоньку разговаривая, а потом почувствовать пожатие слабой руки и слова:
- Спасибо, милый!
Между прочим,  пару недель от женщин не слышал, так хотя бы на улице дождался хороших слов. Улыбнулся про себя и пошел.
А был другой случай. У нас кинотеатр Родина был при социализме, а напротив его остановка трамвая. Я ехал в кинотеатр, а народа в трамвае было битком. Впереди стояла женщина приличных размеров, и я не мог ее обойти, поэтому и спросил:
- Вы, у Родины сходите?
Она медленно разворачивается, и как шарахнет меня по щеке:
- Я тебе уродину покажу!
Я долго не мог понять, только в кинотеатре дошло, что ей сочетание у Родины послышалось как уродина. Это я к тому, что аккуратней надо быть с женщинами, когда помощь предлагаете.
На Курском вокзале вижу, как бабушка тащит огромный чемодан, изогнувшись в правую сторону. Я к ней с порывом душевности:
-  Бабуся, давай помогу!
Она ставит чемодан и давай кричать на весь вокзал:
- Милиция, чемодан отбирают! Люди, помогите!
Я ей несмело, почти заикаясь:
- Я помочь, бабушка, донести.
А она в ответ лихоматом кричит:
- Грабят! Жулики!
И забрали меня в отделение. Писал объяснительную бумагу, документы предъявлял, но отпустили, а я долго ощущал жар  щек от крика бабуси.
Я часто вспоминаю Льва Николаевича и его эпопею с благотворительностью.
Кратко расскажу, потому что редко кто так обстоятельно об этом писал.
Решил Толстой облагодетельствовать народ, перепись которого вел. Дяденька он был серьезный, не чета нашему брату. писаке, поэтому и начал он со статьи об этом благом деле.
Отмечу, что саму статью я не читал, но по его словам, она являлась призывом к обществу толстосумов, чтобы они поделились с бедным людом, который подберет наш великий писатель, проводя перепись.
 А перед этим он встретился с богатеями на вечере, где озвучил свое бескорыстное дело. Однако никто из присутствующих ему не пообещал денег, хотя никто против идеи и не высказался; слов же в поддержку было сказано немало.
Но Толстой был не только обстоятельный мужчина, но и упрямый исследователь  своих идей.
Он вел перепись со студентами, которым за нее было назначено, по моему 17 рублей, а ему, как организатору 15 рублей. Они решили свои заработанные деньги  отдать людям.
И вот Толстому нужно распределить эти несчастные 32 рубля. Казалось бы, распределить ничтожное количество денег элементарно, но это простому человеку, которому проще, не думая, отдать и отвязаться.
Лев Николаевич не один день изучал данный вопрос, даже проституток не обошел вниманием,  пожалев их, чем вызвал изумление падших женщин и смог распределить только пять рублей, а остальные отдал распределять трактирщику.
Казалось бы, среди почти тысячи не найти нуждающихся людей! Но, Толстой, как исследователь душ начинает понимать, что деньгами не изменишь их жизнь, в лучшем случае пропьют.
А посадить бедных к себе за стол, положить со своими детками, дать образование для этого надо изменить себя полностью, а это не под силу, даже столпам литературы!
Я  это понял давно, в 1975 году, когда решил помочь детям, предложив свою помощь детской комнате милиции. Дали мне три шестнадцати - квартирных  дома, возле площади Батенькова, имени декабриста, сосланного к нам в Томск.
 Мне досталось три квартиры, где были проблемы с детьми. Это при социализме, заметьте, было.
Один ребенок не выходил в пять лет из дома и когда я его вывел в первый раз, то всего боялся, словно волчонок, а глаза его закрывались от солнечного света.
Я учился тогда в институте, но на свои деньги покупал другой девчонке молочную колбасу, которая ее вначале не брала, потому что ни разу не пробовала.
 Когда я первый раз оставил ей колбасу, то на следующий день выяснилось, что родители у нее забрали и съели, как только за мной закрылась дверь.
 Пришлось сидеть и смотреть, чтобы она наелась, а слеза наворачивались предательски на глаза. Поэтому я написал ходатайство о лишении родителей их прав на ребенка.
Но, до сих пор, у меня стоит в ушах ее крик, когда родителей лишили прав, а она уезжала в детдом.
А потом я ходил в детдом и видел, что  и там она была несчастлива.
Там были восПитатели!
Однажды я пошел в кинотеатр с воспитанниками детдома и их  воспитателями. Мне нужно было бежать на занятия, а фильм уже шел, поэтому купленный кулек конфет для ребятишек, я оставил воспитателям.
Вдруг, по пути в институт, я обнаруживаю, что забыл конспекты  и бегу назад. Захожу в зал, а воспитатели доедают мои конфеты.
Нет, я не говорю, что такие все – упаси, грешить на всех, но тот случай вывернул мне душу наизнанку.
Поэтому я понимаю Толстого, который пришел к выводу, что благотворительность – дело пустое, когда оно ограничивается подачкой в любом виде.
Но, не могу согласиться полностью, даже во многом разделяя его выводы! Не хочу!
Сегодня все же изменилось состояние народа. Единственное, в чем он полностью прав, что лучше знать,  кому помогать. Но, можно и не знать, принося себе пользу, но берущему редко. Чтобы знать, что принесешь ему пользу, нужно время, много времени, а его у нас нет или нам жалко тратить на несущественные отвлечения.
Поэтому, первый вывод – не забудьте дать своим детям, хотя бы и не деньги, как пытаемся часто, лишь бы отвязаться, а душу, хотя бы часть.
Я  в жизни, занимаясь чужими детьми, в детской комнате милиции, детдоме, подшефной школе часто забывал своих родных детей, но, слава богу, что все обошлось.
Научите детей работать, жить собственным умом и делами и это будет главным вашим вкладом в их жизнь, любите их и они воздадут вам по заслугам!
Но, а насчет подаяния решайте для себя сами, хотя лучше оказать помощь реальную и ощутимую.
Вспоминаю, как главный бухгалтер, одного из уважаемых государственных учреждений мне рассказывала, как однажды она, выбрасывая мусор в контейнер, в темноте вывалила его на мужика, которого пожалела и пригласила домой, просушиться, так как на улице было холодно.
Когда новый знакомый зашел в квартиру, то ей показалась, что баллон сероводорода у нее взорвался – она такой запах иногда вдыхала на нефтехимическом комбинате.
Что делать? Извечный русский вопрос. Сразу не нужно было делать, а начнешь делать, сами знаете, что приведет к следующим шагам. Она и сделала, дала мужику раздеться, нет, не сразу догола, только верхнюю одежду, которую засунула в мешок из под картошки и вынесла на балкон. Мужику же мужнину одежду нашла. Все равно пропадала, правда, отдельно от прохвоста, сбежавшего с  яркой молодухой.
Он бедный держит одежду – спортивный костюм, семейные трусы, майку и спрашивает:
- Здесь сымать?
Чистая женщина идет дальше, и  двери ванны распахивает для дядьки.
Через полчаса выходит оттуда добрый молодец – щеки красные, то ли от неловкости, то ли от тепла, пахнет шампунем марки Ромашка, будто весной повеяло. У  бухгалтера и закружилась голова, когда он еще волшебное слово произнес:
-  Спасибо.
Как признавалась мне почтенная женщина, что если бы добавил милая, то она бы могла и сразу броситься к нему. А так все чинно получилось. Застолье, бутылочка немного позже.
Спать в первую ночь легли по разным кроватям, она же русская женщина, а не  взбалмошная голливудская красавица, которая и накормить то мужика не может, а одежду срывает с него, чтобы, не дай бог, не сбежал!
Но, ворочалась, не спала всю ночь. Не то, что хотела совершить нечто зазорное, постыдное, антипартийное. Нет, и это было в мыслях, но больше думала о вещах и своей жизни.
Уснула под мерный храп неожиданного сожителя. Проснулась резко от стука посуды на кухне. Она соскочила в халате, который служил ей всю ночь надежной кольчугой.
А, Вася, так звали мужика, готовил кофе! Ей, в постель хотел принести!
В итоге, он остался, бывший, между прочим, кандидат наук! Стали жить да поживать!
Полтора года пролетели сказочно! Вася устроился обходчиком квартир в городское газовое хозяйство, а через год уже был мастером.
Цветы, походы, рассказы о писателях и поэтах, вечерние прогулки были незабываемы.
И вот однажды прогуливались вечером по улице, под ручку. Навстречу женщина в шубке, она, еще издали, не понравилась моей знакомой. Поравнялись, а та как закричит:
- Вася! Дорогой мой!
И Вася ушел, виновато оглядываясь, будто, прося прощение.
Она плакала о своем бомже, потому что сильно выпила, а я успокаивал, предлагая ей, фирму открыть по возвращению падших людей из небытия.
В любом случае, она совершила очень хорошее дело – вызволила человека из беды! И самой повезло счастливо прожить с мужиком целых полтора года!
Поэтому делайте добро вдумчиво, желательно не только для себя и для других, но, а если обломиться для себя, то уж не отталкивайте – может это последнее  ваше счастье.