Краткий обзор произведений конкурса Загадка

Фонд Всм
В обзоре использованы замечания членов жюри: Илана Арад, Тамара Костомарова, Марина Мурсалова, Лана Балашина, Татьяна Чечельницкая – огромное спасибо!!!!!!!


Когда на конкурс начали поступать миниатюры, сразу стало понятно, что судить его, несмотря на всю простоту поставленной перед авторами задачи, будет сложно.
По той простой причине, что поступать на конкурс начали не просто детские загадки  (что само по себе серьезно и сложно оценивать), а очень разнообразные и неожиданные произведения, не только для детей, но и для взрослых. Не просто загадки, а миниповести о судьбе, жизни, любви. Ироничные и смешные, трогательные и печальные, исполненные в разных стилях и жанрах.
Разброс судейских оценок на одно произведение иногда составлял ровно десять баллов – от 1 до 10 – члены жюри тоже имеют свой взгляд на литературу, они  не профессиональные критики и оценивают произведения исходя из своего понимания произведения.
 Объективность оценки в данном случае достигалась именно достаточным количеством членов жюри, которым я выражаю огромную благодарность за проделанную работу.

Очень понравилась почти всем членам жюри занявшая первое место «Зимняя сказка» (автор Игаль). Хорошая, добрая сказка с неизбитым сюжетом, немного длинная для загадки (на ее участие в конкурсе мною было дано разрешение – уж очень понравилась). Загадка очень органично вписывается в сюжет. И хотя отмечались некоторые неточности, миниатюра произвела на всех очень хорошее впечатление.

«Елка» (Асанова Элла) – хороший, неплохо раскрытый сюжет. Замечательная детская новогодняя сказка. Составила очень серьезную конкуренцию «Зимней сказке». Обойти ее помешали маленькие стилистические неточности.

«Загадка» (Елена Рябчевских) – единственная миниатюра в тройке победителей, написанная для взрослых. Очень красивый этюд. Сочетание слов «мерцающие-отражающие» создаёт ощущение пышности, великолепия. Во всём – изысканность, утончённость, любование.

«Опять вдвоем» (Юлия Ванадис) – сложно определить жанр произведения. Акростих, изложенный поэтичным  верлибром? В любом случае, получилось очень красиво и оригинально. Отставание от призеров минимально, так же как и у следующей миниатюры

«Зимняя загадка» (Ринка) – отличная зимняя загадка с вплетением сказочных нитей. Очень хорошая миниатюра. Замечаний по тексту практически нет. Просто общий уровень произведения не дотянул до победителей. Может не хватило капельки души?

Замыкает первую шестерку «Загадка» (Владимир Шарамыгин) -Славная новелла о Зайчишке и Галчонке. Образы "главных героев" выписаны хорошо, язык лёгкий, и прямая речь выстроена хорошо. Слишком резкий обрыв в финале и несколько не совсем удачных оборотов (на взгляд некоторых членов жюри) снизили оценки.

А в целом, на мой взгляд, все произведения первой шестерки (да и следующей тоже) вполне могли претендовать на призовое место – что такое отрыв от победителя в 20 баллов на 12 членов жюри?

А из следующей шестерки в первую очередь хотелось бы отметить «Снова про мороз. Теперь загадка» (Анна Чайка) в первую очередь за оригинальность исполнения – мини-акрозагадки в прозе и хороший добротный акростих. Помешали, скорей всего, некоторая хаотичность образов и временные неувязки.
«Невыразимая свежесть бытия» (Рем Квадрига) – оптимистичная новелла, поданная с хорошим юмором. Легкая выразительная речь, удачные шутки. Подвели пунктуация, стилистика (ну  нет в чистом виде деепричастия от глагола «петь» - напевая, распевая, но не «поя») и, самое главное, отсутствие, хотя бы в завуалированном виде, самой загадки.
Нельзя не отметить «Уроки литературы» (Нина Нимфа) – использовать произведения Булгакова для загадки – отлично придумано. Но… слишком резкий переход от Булгакова к загадке и общий уровень произведения не позволили претендовать на высшие баллы. Но все-йцтаки в целом – очень хорошее впечатление.

Из всех произведений, занявших места с 13 по 33 обратили на себя внимание

«Мечта, рассказ девочки» (Ян Кауфман) – из всех предложенных на конкурс миниатюр – одна из  сильнейших. По всем параметрам замечаний нет. Достойна была занять первое место. Почему не получилось? На мой взгляд, исключительно из-за трагичности происходящего – радостный праздник и трагедия 4-х летней девочки не очень гармонируют друг с другом. Отсюда не всегда высокие оценки.

«По коже» (Дмитрий Вечер) – оригинально, чувственно выразительно. Своеобразный подход в видении мороза в отношениях мужчины и женщины. Не понравилась концовка – неестественная. В основной части хорошо передано настроение, и слог хороший.

«Helada» (Дмитрий Томидо) – очень оригинальная идея. Смутили членов жюри смысловые неувязки (ну кто станет возмущаться по поводу просьбы девушки подарить еще роз), неоправданное использование жаргонизмов и пунктуация. А в целом получилась веселая, хорошая миниатюра, чуть не «дожатая»…

«Зимний GeForce» (Миша Конь» - авангардно, стильно, лаконично. Написано живо, яркая миниатюра. Но в небольшом тексте много ошибок, особенно пунктуационных.  Это мешает восприятию…


Ну и наконец, антигерой конкурса «Что убило кота» (Самир Шахор) - Написано неплохо, однако что это было, черный юмор или «записки сумасшедшего»? Стоило бы определиться, хотя бы для того, чтобы вовремя пресечь это «обнародование» (смакование) подобных «физических опытов». Многие члены жюри просто отказались оценивать эту миниатюру (исправлял нули на единицы – по условиям оценки конкурсов).

А, в целом, хотелось бы отметить, что конкурс удался. И авторы, и их произведения продемонстрировали – есть на «Прозе» талантливые люди.

С уважением и благодарностью
Председатель жюри
Максим Валов