7 Зарницы памяти. Мечты

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА
(Главы из книги. Сноски в конце текста.)

Эпизод \\\\[7й]////

МЕЧТЫ
    •>> Мечты, мечты, где ваша сладость?
    •>> «Что там пишет доктор Геббельс?..»
    •>> Генка (продолжение)

12 сентября 1971 г. (воскресенье)

Я испытываю почтение к мечтам моей юности.
Опытность часто останавливает стремление к добру.
Какое счастие, что мы ещё не опытны!..
      Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ
<<•>>
От множества мечтаний много тщетных слов.
      СОЛОМОН

      Сколько не говорил себе, всё равно продолжается! Чёрт его знает, как себя воспитывать! Это стремление сделать что-то выдающееся, как-то выделиться. Зачем это? Ведь живут же другие тихо, скромно – и ничего! А тут славы хочется! А ведь, как говорится, «слава – товар невыгодный: стоит дорого, сохраняется плохо». Кто это сказал? Бальзак, кажется. Тот, что Оноре де…
      В порыве тщеславия появляются такие мысли, что...
      Посмотрел художественный фильм «На войне, как на войне». Там есть сюжет, с гранатой, когда чека у одного размандяя случайно выпадает и все разбегаются из танка. А один парень потом героически возвращается и ставит чеку на место...
      ...И представил я себе стоянку современных истребителей. В кабину залазит лётчик, включает оборудование, нажимает кнопку запуска двигателя. Запускает его. Запрашивает у руководителя полётами разрешение на выруливание. И вдруг внезапно пламя, вырвавшееся из-под обшивки, облизывает фюзеляж машины. Люди разбегаются, зная о возможности взрыва. Пилот сперва замешкался, а потом, как ошпаренный, выскакивает из кабины. Все осознают опасность, нависшую над стоянкой самолётов: от взрыва пострадают и они. Ведь пылающий самолёт доверху заправлен горючим с подвесными баками... Нет! С подвешенными бомбами и полным боекомплектом (это моё воображение усложняет обстановку!).
      И тут появляюсь я! Я бесстрашно бегу к горящей машине, не смотря на крики командира полка:
      — Куда?! Назад! Ложись!
      А я ловко прыгаю в кабину, двигаю сектор газа, отпускаю тормоза и быстро выскакиваю на ВПП, РУД – вперёд, до упора, истребитель разбегается и отрывается от полосы, быстро набирает высоту...
      И вот я в воздухе!..
      Набрав высоту и сделав всё возможное, чтобы сбить (?) пламя  и, не преуспев в этом, я принимаю решение катапультироваться. Нажимаю на скобу выстрела. Пиропатроны выстреливают меня, и через пару секунд пылающий самолёт взрывается в воздухе, раскалываясь на куски! А я приземляюсь благополучно на мягкую траву аэродрома...
      Нет! Не так! Я в воздухе сбиваю (!?) это чёртово пламя (которое где-то там, под обшивкой!?) и прекрасно (!!) сажаю (!) спасённый истребитель! Ко мне бегут со всех сторон и поздравляют со спасённым самолётом... и с первым самостоятельным вылетом!..
      [Мысли о большом труде, о скрупулезной учёбе для того, чтобы научиться прекрасно сажать самолёт, в то время как-то в голову даже не приходят!]
      Или вот ещё!
      Мы пилотируем парой в зоне с лётчиком-инструктором. Вираж влево – вираж вправо, пикирование – горка, мёртвая петля – боевой разворот. И тут у него отказывает двигатель. Ему кричат с земли, чтобы он катапультировался! Но я, хладнокровно разобравшись в ситуации, прошу не спешить, в эфир обещаю помочь.
      — Отставить! — кричит в микрофон командир полка. — Курсанту отойти от самолёта ведущего! Инструктору катапультироваться! Как поняли?
      — Вас понял... Буду спасать машину ведущего!
      Это ответил я! «Буду спасать машину!» – здесь я не оригинален; это фраза из какой-то прочитанной книги о лётчиках.
      — Ну, погоди, шельмец! Только приземлись!.. — обещает командир полка, правда, не в эфир, а тем, кто рядом с ним на земле.
      (Это мне, конечно, потом расскажут.)
      — Выведите из крена! — командую я лётчику-инструктору.
      Ведущий подчинятся.
      — Уменьшайте вертикальную!
      Ведущий выполняет.
      Я подхожу сзади-снизу и осторожненько укладываю истребитель инструктора на спину своего самолёта. Обороты до максимума, двигатель надрывается. Блинчиком разворачиваюсь в сторону нашего аэродрома. И вперёд к площадке, где можно сесть на вынужденную без двигателя! Там освобождаюсь от нашей сцепки, и лётчик-инструктор благополучно сажает самолёт с неработающим двигателем на площ… Нет, на наше ВПП! А я с помятым фюзеляжем своего ястребка (ничего, техники в ТЭЧ полка выправят!) сажусь следом.
      Меня все обнимают, поздравляют!
      Каково? Какая красивая мечта! Ведь такого в авиации ещё не было – курсант героически спасает самолёт своего командира!
      Что тут начнётся!
      Газеты пестрят громкими заголовками и моими фотографиями. У моих учителей берут многочисленные интервью, из которых я сам с удивлением узнаю, какой я в школе был хороший!
      Нет, конечно, то, что я хороший – это и сейчас обсуждению не подлежит! Но, чёрт подери, не настолько же, как они говорят корреспондентам!
      И Танечка! Она будет гордиться мной. А меня будут узнавать прохожие на улице!..
      Так! Теперь нюансы! Так сказать, техническая сторона! Как это сделать? Возможно ли это в реале?
      Я даже ради того, чтобы сие уразуметь, ходил к газовочной площадке и рассматривал самолёты.
      Так-так-так! Тяга двигателя! На два таких самолёта её может и не хватить. Но ведь можно хотя бы уменьшить вертикальную скорость падения самолёта инструктора, у которого отказал двигатель. Было бы неплохо, если б всё придуманное мной произошло на МиГ-21 – там есть форсаж!..
      Мгм! С этим ясно! А дальше? Как этот самолёт «взять» себе на спину? Каркас фонаря может и не выдержать веса другого истребителя. Надо к нему подойти таким образом, чтобы моя кабина была впереди фюзеляжа самолёта ведущего. Стоп! А куда тогда девать свой киль? Подойти снизу, чуть по диагонали, чтобы мои вертикальные рули были чуть сбоку? И опять техника мешает исполнению моих мечтаний: у Л-29 – Т-образное хвостовое оперение, а у МиГ-17 – крестообразное. Можно повредить себе рули высоты. А вот 21й Мигарь для таких экспериментов подходит, т.к. у него стабилизатор прилажен к фюзеляжу. А потом как? Самолёты ведь боком не летают!
      Чёрт, отпадает! Значит, попробуем иначе! Киль моего самолёта должен быть сзади машины ведущего. Так можно, ведь у него движок не работает. Однако в таком случае на мой фонарь должно лечь брюхо истребителя ведущего! Но, опять-таки, выдержит ли остекление фонаря вес нескольких тонн металла? Вряд ли! Даже однозначно нет! На такие нагрузки плексиглаз остекления вряд ли рассчитан! Меня просто раздавит в моей кабине. Инструктор ещё может катапультироваться, а я уже нет! Вот и получается, что командир полка, запрещавший мне подобную попытку, был прав! А я был дурак, что не послушал его! И вместо потери одного самолёта, у которого стал двигатель, полк потеряет два. Причём, второй истребитель был совершенно исправный. Да плюс погибнет глупый курсант! А погибать, даже в своих мечтах, пусть даже героической смертью, я, вроде как, и не собирался!
      Эх! Не получается! А жаль!
      «Как всё хорошо начиналось – вызываем в Москву! И как всё плохо кончилось – на смотр художественной самодеятельности!» — припомнил я фразу из старой кинокомедии {1}. 
      И я с сожалением отхожу от газовочной площадки.

<>>> Non annumerare verba sed appendere {2} <<

  [+] Мечта и действительность сливаются в любви.
      Владимир НАБОКОВ
<<><><>>
  [+] Мечта хороша и полезна, если только не забывать, что она –  мечта.
      Жозеф Эрнест РЕНАН
<<><><>>
  [+] Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляет нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее.
      Франсуа де ЛАРОШФУКО
<<><><>>
  [+] Кошка мечтала о крыльях: ей хотелось попробовать лету-чих мышей.
      Эмиль КРОТКИЙ
<<><><>>
  [+] Мечта –  мысль, которой нечем кормиться.
      Жюль РЕНАР
<<><><>>
  [+] Тщеславие заставляет нас поступать противно нашим вкусам гораздо чаще, чем требование разума.
      Франсуа де ЛАРОШФУКО
<<><><>>
  [+] Мечта –  песня мысли.
      Олег ДЕНИСЕНКО
<<><><>>
  [+] Кому неведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит?
      Никколо МАКИАВЕЛЛИ
<<><><>>
  [+] Мечта есть мысль, рожденная желанием.
      Болеслав ВОЛЬТЕР
<<><><>>
  [+] Мечта крокодила: отольются ещё вам мои слезы.
Борис КРУТИЕР
<<><><>>
  [+] — Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие – это естественный наркотик.
      Из америк.  худ. к/ф-ма «Адвокат Дьявола»
<<><><>>
  [+] — Думаю, у вас вообще нет воображения.
      — Это правда, друг мой. К счастью, у вас его достаточно для нас двоих. Я очень ценю это.
      Из худ. сериала «Пуаро. Опасность дома на окраине»
<<><><>>
  [+] — Жизнь состоит из одних вопросов. А хочется, чтобы она состояла из одних ответов.
      Из худ. к/ф-ма «Гараж»
<<><><>>
  [+] — Я всегда думаю. Рекомендую и вам то же самое.
      Из худ. к/ф-ма «Сердца четырёх»
<<><><>>
  [+] — Выпьем за наши желания!
      — За несбыточные?
      — Разве от этого они станут менее желанными?
      — Никак нет!
      Из худ. сериала «Адмирал»
<<><><><><><>>

      …Не правда ли, с таким воображением не учиться в лётном училище, а фантастические романы писать! Дурацкое тщеславие! А, случись что-либо серьёзное в жизни, на лётной службе – и я не знаю, как поведу себя в сложной ситуации! Но с другой стороны – если хочешь, чтобы тебе повезло, чтобы что-то сбылось, надо ведь уметь мечтать! Не так ли?
      А тщеславие... Вот, к примеру, эти записки! Ну, зачем ты их пишешь, Юрий? Смогут ли они помочь избавиться от некоторых недостатков? Наверное, смешно будет читать всю эту чушь через пару десятков лет! Каким я был наивным и мечтательным!.. И что занимательного ты можешь поведать в своих записках о своей курсантской жизни?
      Ну, возьми и расскажи хотя бы о сегодняшнем дне! Что было интересного сегодня?
      Сегодня курсанты первого курса принимали присягу. Ведь это интересно? Ага, вот видишь, на принятии присяги ты не был, ерундистикой занимался, беллетристику почитывал! Писатель!
      Нет, всё же попробую описать сегодняшнее утро!
      Встали, как всегда в выходной день, на час позже обычного – в 7.30. Объявили, чтобы одевали парадку в сапоги. А это значит, что потом надо будет гладить помятые брюки! Но мять свои брюки не хочется!
      << [Скорее, не хочется гладить их! Лентяй, одним словом! Жаль на это тратить время! Лучше за этот час книжку почитать!] >>
      Решил схитрить. Подхожу к Коле Волошину:
      — Николя! Ты парадку одеваешь в сапоги?
      — Да!
      — Можно взять твоё «пэша»?
      — Бери! — разрешает Николай.
      Я, довольный собой и своей догадливостью, беру форму и иду в казарму одеваться.
      Зная, что моё «пэша» находится пока ещё дома (я отвозил, чтобы мама его постирала), и, видя, что я надеваю чужое обмундирование, Генка Новошилов гневно начинает выговаривать мне, чтобы, значит, и все остальные слышали, какой плохой этот Кручинин (поскандалить ему захотелось, что ли?):
      — Чего, бПл*дТь, взял чужое «пэша»? А потом его, еб*на вошь, другие будут искать!
      — Пошёл ты! Тебя оно ебП*тД? — не выдерживаю я.
      Что в переводе на язык французской галантности означает: «Вам, сударь, какая печаль? Пойдите подышать свежим воздухом!»
      И добавляю, чтобы отвязался:
      — Я спросил!
      — У кого? У каптёрщика? — не отстаёт Новошилов.
      Всё ему расскажи!
      — У Волошина! Гена! Ты меня уже заАебП*лЬ, х*рНЬ скандальный!
      По-французски это могло бы прозвучать так: «Ваши слова, уважаемый, – бурлеск чистой воды. Равно как и вы сам – акциденция нашей современности!»
      С Новошиловым в последнее время у меня натянутые отношения и он меня, время от времени, старается принародно за что-нибудь укусить. Я, конечно, огрызаюсь, и произвожу ответный укус – в карман за словом мне лезть не приходится. Его это выводит на закритические углы атаки и мы потом долго дуемся один на другого.
      Тут сообразив, что я надеваю брюки с разрешения их владельца, Генка переключается на предыдущую фразу, в сердцах неосторожно брошенную мной (разумеется, не по французской галантности).
      — Я сейчас пойду! Я тебе дам! Молодёжь х*евРНа! Надо было так и сказать!
      Послушать со стороны – у нас весьма интеллигентный разговор!
      Однако почему я должен перед ним отчитываться!
      Я не продолжаю перебранку. Кто-то сказал: никогда не спорь с дураком, иначе посторонние люди не увидят между вами разницы! Но так хочется высказать всё насчёт молодёжи!
      Новошилов намекает на то, что он на год старше. После школы он поступал в какое-то военно-морское училище и не поступил. Вот это теперь он и ставит себе в заслугу, что целый год на стройке пахал! Сейчас его отец, полковник в каком-то штабе, и сунул его к нам на курс. И то, по здоровью к лётному обучению он не прошёл, зачислен на штурманское отделение. Сердце у него, что ли, как-то не так работает... Как я уже говорил, с середины второго курса всех штурманов переведут под Керчь...
      Вчера сижу в Ленкомнате, просматриваю газеты, читаю речь Брежнева при официальном визите во Францию. Интересно всё-таки, что он там такого умного сказанул! Потом это можно будет использовать при ответах на семинаре по диамату. Только надо повернуть свой ответ так, чтобы это было к месту. И всё – пять балов обеспечено! А затем можно ходить на занятия и неделю в потолок поплёвывать!
      Да, так вот! Генка подходит и ехидненько так спрашивает:
      — Ну! Что там пишет доктор Геббельс?
      Шуточки у него, однако! Именно они почему-то меня особенно раздражают...

<>>> Sapientia vanitatem exuit mentibus {2} <<

  [+] — …В этом же районе бесследно исчезла целая бригада лесорубов. Бесследно, как и 30 лесорубов на том фото и два инспектора-лесника.
      — А ты кого подозреваешь? Снежного человека?
      — Вряд ли это он – ему не сожрать такое количество фланелевых кальсон!
      Из америк. худ. сериала «Секретные материалы»   
<<><><>>
  [+] — Я вспоминаю молодость – время, когда я был умнее всех... 
      Из фр. худ. к/ф-ма «Фантомас»
<<><><>>
  [+] — Знаю всё, но не всё могу.
      Из америк.  худ. к/ф-ма «Адвокат Дьявола»
<<><><>>
  [+] Мечты – самый дешёвый способ исполнения желаний. 
      Веслав ЧЕРМАК-НОВИНА
<<><><>>
  [+] Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает.
      В. БУШ
<<><><>>
  [+] — Я отобрал этот букет у парня со сломанной ногой… Он не сможет поймать меня!
      Из америк. худ. сериала «Секретные материалы»   
<<><><>>
  [+] Глупости так глубоко в нас засели, что всегда что-нибудь останется. Но постараемся оставить лишь самое неизбежное.
      ЦИЦЕРОН
<<><><>>
  [+] — Ну вот представь: ты мясник из Бей-Харбор. Как бы ты избавился от тел, чтобы их не нашли?
      — Миллионы вариантов! Болота, аллигаторы, свинофермы, серная кислота, молотилки, мусоросжигатели, чёрт, да хоть шаурма.
      Из америк.  худ. к/ф-ма «Декстер»
<<><><>>
  [+] Нет ничего, на что бы ни дерзнуло воображение человека.
      ЛУКРЕЦИЙ
<<><><>>
  [+] Что мыслимо – то возможно, что возможно – то мыслимо.
      Готфрид ЛЕЙБНИЦ
<<><><>>
  [+] Мечты слабых – бегство от действительности, мечты сильных формируют действительность.
      Юзеф БЕСТЕР
<<><><><><><>>
_______________________
      {1} Худ. к/ф-м 1930х гг. «Волга-Волга».
      {2} Non annumerare verba sed appendere (лат.) – Слова следует не считать, а взвешивать. (Совет Цицерона)
      {3} Sapientia vanitatem exuit mentibus (лат.) – Мудрость освобождает умы от тщеславия. (Из Сенеки)