Половое воспитание

Доктор Романов
Под знаменем полового воспитания

    Мысль о написании данной статьи возникла на очередном витке «регулярно-популярных» споров о приоритетах в воспитании детей. Улица или семья, школа или средства массовой информации – кто? Крича, люди обвиняют друг друга в просчетах, если ребенок уже совершил проступок. Разгребая попытки свалить ответственность на кого-то, попробуем разобраться.
    Давным-давно на свете не было ни улиц, ни газет, ни даже школ. Дети росли в семьях. Из девочек вырастали женщины, которые становились женами и матерями. Мальчики превращались в мужчин, ответственных за семью. Подобное развитие контролировалось родителями и называлось половым воспитанием, хотя люди этого названия тогда еще, конечно, знать не могли.
    Постепенно микросоциум (семья) стал обрастать влиянием других людей, множившихся вокруг. Пещеры превращались в деревни, поселки – в города. В городах появились улицы, детские сады, школы. В больших домах дети включали телевизоры, их родители читали газеты. И все ЭТО, вместе взятое, уже можно было назвать «средой обитания» человека.
    Средовое влияние росло, росло и наконец вышло за рамки незаметного явления. Мне бы очень хотелось, чтобы семья по-прежнему определяла на 90 процентов качество личности, в том числе и половом аспекте. Но я погрешу против истины, если не отмечу колоссальное давление окружающей среды. Попробуем придать ей гендерную (половую) характеристику.
    Человечество ориентировано на мужчин. Сообщество людей подстраивается под правила, придуманные самими же мужчинами. Нужны доказательства? Пожалуйста. Чьи отчества мы присваиваем детям? Сколько женщин в составе кабинета министров? Нужны экзотические доказательства? Извольте. В «Толковом словаре» В.И. Даля к слову муж приводятся разнообразные ласкательные производные: «муженек», «мужонка», «мужнушка», «мужилка», – и нет ни одного подобного термина к слову жена. Когда-то, анализируя содержимое «киндер-сюрпризов» по половому соотношению, я заметил, что из 10 львят (бегемотиков, лягушат и т.п.) – 8 «мальчиков» и 2 «девочки».
    Требования к мужественности («маскулинности») мальчиков в целом жестче, чем к женственности («фемининности») девочек, и предполагают ответственность более сильных перед слабейшими. Но именно мальчик испытывает большее средовое давление. В ходе воспитания он переходит из одних женских рук в другие: мать – воспитательница
-2-

детского сада – учительница в школе. Постоянно находясь под влиянием женщин, мальчик не может в должном объеме освоить роль мужчины. Вырастает существо, привыкшее находиться под опекой противоположного пола.
    Женская опека чувствуется повсеместно. Читая в школах лекции на тему полового воспитания, я за двадцать лет не упомню случая, чтобы меня встречал мужчина-педагог. Проблема недостаточного количества мужчин в школах и полное их отсутствие в детских садах, на мой взгляд, стоит наиболее остро в ряду других проблем педагогики. Денег там не заработаешь – вот и не идут добытчики воспитывать чужих детей. Они и на своих внимание обращают отчасти. Редкого отца увидишь на родительском собрании. Получается замкнутый круг. Безотцовщина делает еще менее значимой и без того слабую позицию семьи в общем контексте воспитания.
    Свято место пусто не бывает. Сверстники в значительной степени пытаются заполнить эти семейные пробелы. Знаете ли вы, почему мальчик часто становится изгоем среди сверстников? Вроде культурный, умный, добрый, но…они чувствуют его несоответствие мужской роли и начинают его терроризировать. Кстати, в таком случае не следует отдавать сына в секции агрессивных видов спорта (борьба, бокс, каратэ и т.п.). Лучше в игровые (футбол, баскетбол, хоккей и т.п.), там он постепенно будет зарабатывать авторитет среди сверстников.
    Детская среда жесткая, но не жестокая, а вот как можно охарактеризовать влияние масс-медиа? Подбирая слова, остановимся на неожиданном – использующее. В бесчисленных сериалах, ток-шоу, газетных и журнальных «эпосах» чувствуется забота не о нашей образованности, информированности, здоровье и уровне культуры, а о собственном рейтинге. Паразитируя на умах граждан, средства массовой информации, бесспорно, оказывают свое влияние.
    Вернемся к началу статьи и началу развития общества. Чтобы у семи нянек дитя было зрячим, понимание главенствующей роли семьи должно стать основой воспитательного процесса. Только среди родителей, братьев и сестер возможна качественная постановка взросления. А остальные? Они нужны безусловно, но они помогают, а не определяют.