Княжна Тараканова волнует сквозь века

Людмила Канашева
События, описываемые в произведении Мельникова-Печерского "Княжна Тараканова и принцесса Владимирская", происходят в России и Европе в 18 веке во времена царствования Екатерины 2.

Многим известна картина художника Флавицкого "Княжна Тараканова".На ней изображена молодая красивая женщина в богатом   изодранном платье из бархата и атласа, стоящая на кровати и с отчаянием смотрящая, как из зарешеченного окна хлещет на пол камеры вода, заполняющая комнату. В воде плавают крысы.Они карабкаются на кровать и платье женщины, пытаясь спастись от наводнения.

Эта картина была написана художником почти через сто лет после изображенных событий и была впервые выставлена в Петербурге в 1863году на выставке Академии художеств.
В 1867 году картина отправляется на всемирную выставку в Париж.

В советские годы иллюстрации этой картины часто печатались в популярных журналах.Я помню ее с детства, но вот что за этими событиями, прочла только сейчас.
Писатель Мельников-Печерский в своем произведении приоткрывает  эту давнюю тайну Российской истории, приводя множество архивных документов.

Его произведение впервые опубликовано в 1867году, в том же году, что и картина художника.
Автор доказывает, что на самом деле было две женщины под этим именем. Вернее, одна под именем княжны Таракановой,(до сих пор неизвестно откуда взялась эта фамилия), а другая  под именем принцессы Владимирской.
Характерно, что обе женщины приблизительно одного возраста, и обе писанные красавицы, с великолепно красивым лицом и точеной фигурой. Обе знали несколько языков , были умны и блестяще образованы. Обе умерли в заточении.  Одна из них (княжна Тараканова) царских кровей, а другая (принцесса Владимирская)-самозванка.

Княжна Тараканова появилась на свет от тайного брака царицы Елизаветы Петровны, дочери Петра1, с графом Разумовским, которого она же вывела в люди из простонародья и поселила у себя во дворце,
дав ему титул графа и фельдмаршала. До этого молодой человек необычайно красивой наружности и обладающий красивым певческим голосом был привезен с Украины , когда искали певчих для царского церковного хора.Фамилия его тогда была Розум, это уже Елизавета Петровна сделала его Разумовским.

От брака с Разумовским у царицы было двое детей (по некоторым данным трое),сын и дочь Августа. Оба в раннем детстве были вывезены из дворца, воспитывались в других странах, а затем помещены пожизненно в монастыри.
Дочь Елизаветы Петровны была необычайной красоты и тихого нрава. Где она воспитывалась до сорока лет неизвестно, но в сорок лет в 1885г ее привезли в московский Ивановский монастырь, постригли в монахини и нарекли ей имя Досифея. В монастыре она жила отдельно от других монахинь 25 лет, до самой смерти. Дни ее проходили в молитвах и рукоделии. По смерти ее похоронили в московском Новоспасском монастыре, под именем монахини Досифеи в усыпальнице бояр Романовых.
Ее портрет находился в настоятельских покоях московского Новоспасского монастыря. Под портретом надпись"Принцесса Августа Тараканова во иноцех Досифея, постриженная в московском Ивановском монастыре, где по многих летах праведной жизни скончалась в 1808 г. и погребена в Новоспасском монастыре". На надгробном камне надпись, что Досифея скончалась 4 февраля 1810г.

Совсем другая история представлена про самозванку, принцессу Владимирскую.Она проживала в Европе, в разных странах.  Пользуясь своей красотой, вела образ жизни увеселительный, имела бесконечную череду любовников среди высокопоставленных особ. Без конца занимала крупные суммы денег, проматывала их и подводила своих любовников к разорению. Она жила под разными именами, нередко скрываяь от кредиторов.

Ее- то и заметила польская парижская эмиграция и вступила с ней в сговор, по которому она стала называть себя наследницей русского престола и начала подготовительную работу по смещению с престола Екатерины 2.

Вся Европа говорила о красоте принцессы Владимирской, как скоро она стала сама себя называть, о ее кутежах, долгах и любовных похождениях, и, конечно,  о том, что она дочь императрицы Елизаветы Петровны и должна по закону вернуть себе российскую корону.

Елизабет, как она вскоре стала себя называть, развернула кипучую деятельность в поиске средств и союзников. Разъезды по странам, переписка с королями и знатными вельможами, бесконечные разговоры о будущем России под ее началом.
 
Она надеялась по совету польской эмиграции склонить Турцию и Швецию на свою сторону, тем более  что Турция после сокрушительного поражения от России была недовольна заключенным с Россией невыгодным для нее мирным соглашением и потерей своих земель, а Швеция рвалась отыграться за Полтаву. Они были недовольны политикой Екатерины 2 и расширением границ русского государства при ней. Польша надеялась сместить ставленника Екатерины 2 на польском престоле и предотвратить раздел Польши между тремя странами. Газеты пестрили сообщениями о русской принцессе и о ее намерении занять русский престол, надеясь на разыгравшуюся в России в это время пугачевскую смуту. Самозванка уверяла в своих письмах к знатным особам, что Пугачев ее брат и поможет ей занять престол.  Европейские газеты писали  о скорой победе Пугачева, о том, что он знатного рода, получил блестящее образование в Европе, делал особые  успехи в математике и тактике и в юношеские годы был пажом при российском дворе.
 
Но в России иностранные газеты  тогда не читали, кроме двора и  министерства иностранных дел. Поэтому о слухах  в Европе, неблагоприятных для Екатерины 2,  знали только двор и министры. Екатерина 2 приняла решение немедленно убрать самозванку и доставить ее в Петербург. Фаворит Екатерины 2, теряющий к тому времени кредит доверия у императрицы, вызвался заняться этим вопросом и обещал Екатерине 2 привезти самозванку.
Узнав от своего агента Христенека характер  самозванки, он решил воспользоваться  свойствами ее характера, ее чувственной слабостью и смелостью в решениях.
Приехав в Рим, где она находилась, он встретился с ней и сделал все, что бы она в него влюбилась.
  Ровно семь дней он играл с ней в любовь, затем попросил ее руки и сердца, одновременно написав письмо Екатерине 2 о том, что он прикинулся для дела страстным, и что самозванка в него влюбилась.
Елизабет, действительно, не устояла перед красотой графа Орлова и его обхождением. Тем более "это был красивейший человек своего времени, настоящий русский богатырь, и прежние ее любовники:  голандцы, немцы,французы, поляки и  алжирцы были пигмеи по сравнению с ним". Елизабет пала и подверглась влиянию страсти, потеряв былую осторожность и бдительность.Граф Орлов пригласил ее в Ливорно на смотр русских кораблей, устроил в честь нее маневры, с пушечной пальбой. Елизабет сама под руку с графом Орловым под матросские крики "ура" проследовала в свою ловушку - на шлюпку, на которой была отвезена на корабль "Три иерарха" и там немедленно арестована.

  Затем ее привезли в Петербург под строжайшим секретом и посадили в Петропавловскую крепость. Елизабет продолжала любить Орлова, была беременна от него и к тому же от прежней развеселой жизни заболела туберкулезом, который у нее в темнице усилился, а после рождения сына привел ее к гибели.
Елизабет умерла от туберкулеза 4 декабря 1775г в Петропавловской крепости, там же и похоронена. Во время следствия она так и не назвала своего настоящего имени и происхождения, а также тех, кто внушил ей мысль овладеть русским престолом.

Сын ее, родившийся в Петропавловской крепости, и получивший фамилию Чесменский (отец граф Орлов-Чесменский) в дальнейшем служил в конной гвардии и умер в молодые годы.
 Дата смерти самозванки свидетельствует о том, что она умерла за два года до наводнения, случившегося в Петербурге в 1777г и изображенному на известной картине.

Смущает немного то, что граф Орлов -Чесменский всегда объезжал Ивановский монастырь, где томилась в монастыре настоящая принцесса.А также указания на то, что даже Пушкину А.С. не позволили ознакомиться с материалами дела о Пугачеве, когда он заинтересовался этим незадолго до своей гибели и вынужден был сам собирать материал по деревням и селам.
Странно также то, что материалы о самозванке, в большом количестве сохранившиеся, как утверждает писатель Мельников-Печерский, в польских бумагах в московском архиве, во времена написания писателем этой истории были закрыты.

Что изменилось с того времени, стали-ли известны новые подробности в деле самозванки, княжны Таракановой и Пугачева?