Когда тебя слушают стены

Константин Присяжнюк
 
....Долгая,долгая,долгая дорога в скалах.Дорога подземная,подгорная, сплетающаяся с тысячами других тоннелей,проложенных за сотни столетий до меня.Какие неведомые существа трудились тут,куда пробивались,зачем - откуда мне знать...Скорее всего,цели их были черны,как сама жизнь под землей; а может,и цели-то не было вовсе - рылись себе бессмысленные твари во тьме, оставляли дыры и следы своей жизни,и считали,что иначе и быть не может.Да и не я ли это был,а?..
  Шутка.Я-то знаю,зачем год за годом пробиваю свою дорогу,креплю галереи,снабжаю тоннели тайничками,где всегда есть фонарь с маслом,веревка,инструмент и сухари - ну,словом,что нужно,когда идешь под землей.Я-то знаю,что этой дорогой когда-то пойдут.Знаю потому,что...Ну, неважно.Забыл.Потом вспомню - надо работать.Память уже не та,что была когда-то,она стала похожа на подземное озеро с толстыми слепыми рыбами-мыслями.Вроде вот она,рядом,резвится и не видит же ни шиша,нечем ей,а цапнешь - и выскользнула,сверкнула тусклой искрой в глуби...И забыл.Забыл что-то главное опять,что-то нужное и хорошее.Вот незадача...Мне поговорить бы с кем,посидеть часок за беседой где-нибудь в прохладном каменном зале среди хрустальных сталактитов - ну обязательно бы вспомнил,зачем я...Давно один,понимаете,вот в чем дело. Я - и подземная дорога,шаг за шагом,год за годом.Тут и себя-то забудешь,екарный бабай...
  Шучу опять.Себя-то я,конечно,помню.Ну,не все,может быть - имя вот никак на ум не идет,хотя его,возможно,и вообще не было.А так что ж - ноги кривые,руки-загребалки ниже колен,шерсть коричневая на роже.Как у всех из моего племени.
  Племя-то зовется гоблинами,да,такое вот название,а я,стало быть,Одинокий Гоблин - это так Светлые когда-то сказали,но про то я после подумаю.Еще на пять шагов пробьюсь,а там уж - передых.Дорога,она ведь ждать не может,она нужна.А кому ж еще и бить ее - Светлые под землю ни ногой,у наших другие пути...У наших - сказал тоже.Будто есть у меня какие-то "наши",кроме кирки вот да мешка с харчами...
  Ну,в общем - выгнали меня,так скажем.Урод я.Племя-то испокон веку Злу поклоняется,Злом и живет,а я не такой какой-то получился.Мне от черных дел внутри погано,если понимаете,о чем я.Они говорят - убивай,а как же убить-то,когда волшебство ведь,чудо - жизнь.Не было-не было и вдруг - живет! Ведь для чего-то,ведь не просто же так...А мне кричат:они другие, они - не мы,убивай! Да какая ж разница,батюшки,кто какой - всем ведь жить хочется,наверное.
  Лупили меня долго,само собой,обзывали всяко.Поняли со временем,что бесполезно,да и выгнали в конце концов.Убирайся,говорят,наверх,к Светлым, там тебе,выродку,самое место.А я как наверх пойду? Я кроме тоннелей да пещер,жить-то не могу нигде,глаза режет,Желтая Морда эта страшная с неба печет,прямо сожрать хочет.Но кто меня слушать станет - выкинули из норы,да двери закрыли.Ну,поковылял кое-как к лесу, в лесу хоть тень - досижу,думаю,до ночи,там посмотрим.Чуть не сдох,пока добирался,думал уже,что нутро плавится...
  Выдержал как-то,дополз,слава Ородруину.Передохнул в тенечке,башку в ручей сунул,полегчало.И тут гляжу - екарный бабай,ручей-то чуть ниже по течению весь трупьем завален! И наши вроде,только нездешние,крупные какие-то,и люди,и - вот уж я спужался неслабо - эти,огнеглазые,страшилища длинноволосые в серебряных доспехах... Эльфы! Я и про себя забыл,хожу ахаю,и аж дрожь по телу - мне еще маленькому мамка говорила,что эльфы для нас смерть верная,на дух они нас не выносят и коль первым не убьешь, живым не уйти! Они,конечно,у ручья-то вроде как мертвые уже,а все равно, знаете,как-то корежит возле них,словно светом горячим по шкуре поливает...
  В общем,брожу-дрожу,думаю про себя - да что ж такое в мире-то творится, чего рвут-то так все друг друга,и зачем меня,блин,именно в этом месте выкинули,насмеялись,что ли,напоследок? Мне и страшно,понятное дело,и тут же,знаете,такая тоска взяла,так жалко всех этих побитых стало,ну вот как будто накануне еще синие цветы смешные у нас в ущелье мотались,а за ночь дохнуло севером и все - скрючились,и ни радости,ни жизни... Ну чего,в толк не возьму,не хватает всем? Ну я еще понимаю,с гномами у нас вражда - живем в одних местах,да и то: гор,что ли,на свете мало,чтоб всем уместиться? Огнеглазым наши пещеры на фиг не нужны,они без света своего дышать долго не могут.Нашим их земли разве только ночью интересны, все равно ведь с Желтой Мордой не поладишь.Люди эти вообще со всеми в драку лезут без разбору... Сдурел мир,право слово,сдурел!
  Двигаюсь так и слышу вдруг:застонал кто-то.Я по первости,знаете, обрадовался, во думаю,щас хоть одному пособлю чуток,все легче будет.Побежал на стон,да и встал как вкопанный - Светлый стонет,эльф-убийца! Порубанный весь,две стрелы из груди торчат,а сам живой и хрипит,и все к ручью тянется, да черпнуть не может. Вот,екарный бабай,повезло-то,как всегда мне,дураку, достается: хотел помочь кому-нибудь,так на тебе - помогай самому что ни на есть для нашего брата извергу...
  Но я,честное слово,долго не думал.Уж больно беспомощным этот казался,не так уж на вид опасный.Я и набрал водицы-то в кружку,что в мешке у меня была, подхожу осторожненько.А огнеглазый меня как увидал,пуще захрипел,заерзал и за меч хватается.Только порубанными руками особо не помахаешь.
- Что нужно тебе,отродье Зла? - вопрошает так яростно.
- Воды,- говорю.- принес.Пей.
  Он аж зарычал как-то и кружку мою так мне в рожу и толкнул.Да и обмяк совсем - сил,видать,решился.Ну,что на побитого-то обижаться - утерся я, сходил еще воды принес.Смотрю,вроде в себя он пришел,только совсем слабый, даже не возится.
- Слышь,- говорю.- ты попей,полегчает.Вода хорошая,только что набрал.
  Эльф в ответ глазищами своими страшными сверкает.Я тогда попросту кружку сунул ему ко рту,голову приподнял.Он вроде дернулся еще,да жажда-то не тетка, раз-раз - и выхлебал все.Отдышался малость.
- Хорошо,что ты не попался мне в сече. - говорит. - Твое счастье,орк!
- Я тут и не был. - отвечаю. - Я после пришел.
  Он молчит и только смотрит на меня - с ненавистью,конечно,но все-таки удивленно как-то.Я в сумке порылся,мазь нашел.
- Давай, - говорю. - раны смажу,снадобье крепкое.Для тебя вонючее,наверно, да ведь все лучше,чем ничего.Потом стрелы выдернем,как тебе получше станет.
  Он еще посопел и спрашивает:
- Почему ты помогаешь мне,орк?
- Ну дак ты один живой-то остался. - объясняю. - Кому ж тут еще помогать?
  И в общем,знаете,невредный мужик оказался этот Светлый. Дичился,конечно, оченно я ему на вид не нравился,а только поправил я его как мог,стрелы вытащил,перевязал.Разговорились постепенно. Он чего-то про битву рассказывал, я уж не упомню сейчас толком - да что помнить,по нему-то,конечное дело, выходило,будто наши на них вероломно напали,а они,значит, в союзе с людьми ехали за правое дело биться.Говорил он,говорил,потом видит,что я вроде как хмурею (а чего мне,от радости прыгать за их "правое дело"?) - сменил тему.
- Ты не похож на своих. - говорит. - Впервые разговариваю со столь странным орком.
- А ты с другими-то разговаривал вообще? - спрашиваю.
  Он и смутился.Нет,говорит,никогда.
  Вот,а еще судит о чем-то.И орком он меня зазря называл,никакой я не орк,а вовсе гоблин,хотя для них,Светлых,это,пожалуй,один хрен.Но ведь и мышке каменной не понравится,когда ее крысой называют! Правда,зато он мне подсказал, как от Желтой Морды - солнца - глаза оборонить.Тряпочку реденькую завязывать на них надо - и видно,и не жжет.Это уж на другой день было,а так я всю ночь около эльфа того просидел. Шалашик кое-какой замастрячил,рыбину в ручье подловил,поел он чуток... И разболтались мы с ним,надо сказать,довольно душевно.Не то что бы,знаете,родственные души нашлись,но действительно о многом рассуждали. У себя в норах я так ни с кем не говорил.Наши через пару минут разговора со мной обычно орать начинали - выродок,мол,и все такое...
  А на следующий день меня чуть насмерть не пришибли.Понаехала целая орава этих Светлых,а я как раз за водой пошел,к ручью-то.Ну и как шандарахнули чем-то меня безо всяких предупреждений,я уж думал - все,кабздец пришел.Да тут "дружок" мой порубанный шуметь начал - не троньте,мол,его.И правда,спаси Око,больше не тронули.
  Дальше,знаете,потеха пошла в натуре.Битый час меня эти чудища многомудрые допрашивали,что я такое есть.Никак в мозгах ихних светлых не проворачивалось, что гоблин эльфу помогать способен.Им легче поверить было,что какой-нибудь чудодей мне личину сменил и в такой,по-ихнему, страхолюдный вид упаковал.Только старшой - Элландар,кажись,его звали, - понял быстро,что никакими волшебниками тут не пахнет.Да и какие в наших краях волшебники,право слово?
  И вот стал,короче говоря,Элландар-то этот на меня всячески удивляться и разговоры со мной плести.Спасибо тебе,говорит,за спасение витязя нашего, и вообще,мол,не ожидали,и давай,дескать,мы тебя за это отблагодарим.Для них ведь,для эльфов,если вы не знаете,смерть тошнее тошного - они-то сами по себе бессмертные,но убить их можно и уход этот для них очень тяжел.Причем за любого собрата умершего,я видел,переживают как за себя.Ну и вот говорит мне этот самый Элландар,что,мол,надобно мне идти в эльфийские края и там уму-разуму учиться и быть вообще с ними,раз я, стало быть,такой необычный по-ихнему гоблин.А остальные огнеглазые все,надо сказать,пялились на меня и даже трогали иногда - интересно им,чудикам,было...
- Благодарствую, - говорю. - а только никак мне с вами,господа эльфы,не с руки быть.Во-первых,я Желтой Морды боюсь и мне ваш свет разлюбезный как рыбке суша.Во-вторых,по чести сказать,вы мне сами не особо нравитесь,корежит меня от вас по породе.Вы вот для знакомства меня чуть не угробили сперва, сородич ваш тоже все помощи моей боялся - это что ж,мне у вас каждому встречному объясняться,что я не убивец,как вы все про нас думаете?
  А Элландар говорит мне такие слова:
- Я понимаю тебя,гоблин,и удивляюсь твоей расудительности.Мы и вы - два конца посоха мировой судьбы, и посоху тяжело быть свернутым в кольцо. Это даже противоестественно.Однако если не по пути тебе с твоим народом, мы могли бы отвести тебя к нашим друзьям людям,к подгорным гномам,которые любят,как ты,жить во тьме...
- Еще раз благодарствую, - говорю. - только что мне там делать,сами посудите - уродцем привезенным на потеху работать? Мало мне,что свои не признают,так еще чтоб чужие презирали... Нетути,не пойдет.
  Задумался Элландар и говорит потом:
- Знаешь,гоблин,я немало веков прожил на свете и,наверное,отвык от необычного.Но вот встретив тебя,понимаю,что видел и знал далеко не все. Ты,пожалуй,сам не ведаешь,кто ты для нашего мира.А нам,эльфам,долго и тщательно придется теперь думать о многом.О том,что свет есть даже в абсолютной тьме,что Добро и Зло не только связаны между собой,но и проникают друг в друга,меняя Вселенную.О том,как жестоко и несправедливо бывает Добро,а истинная жизнь на самом деле часто отличается от любых представлений самого опытного мудреца...
  И знаешь,гоблин,теперь я,наверное,уже не смогу,как прежде,без сомнений уничтожать порождения Зла.Если есть ты - кто может знать,что не будет таких еще?
- Вот это хорошо бы. - говорю. - Дружка бы мне попроще не помешало.Насчет добра и зла я,извиняюсь,не очень въехал - не знаю,что вы этим называете. Ежели добро - это чтоб всем хорошо было,так свет ваш тут явно ни при чем.А кто там кого породил и зачем... Я так кумекаю: каждая тварь жить хочет.И не виноват никто,что его там из тьмы породили,али со свету.Он-то ведь ниоткуда не просил,но раз уж получилось так - не мешайте,коль вас не трогают,пущай живет как знает.
- Может быть,ты и прав. - говорит Элландар. - До сих пор мы думали,что смешение Добра и Зла,Света и Тьмы возможно только в людях.Они созданы такими...Но,видимо,жизнь меняется и черно-белое знание первенцев мира уже не в силах охватить ее. У вас есть ты.У нас был Эол Темный Эльф.Есть и другие примеры того, что любая сущность не является одинаково целой.Проще всего называть исключения из правил выродками и отщепенцами.Но,может быть, именно они несут в себе то,что еще недоступно большинству...Не знаю.Об этом мне пока рано судить.Но я знаю и вижу другое: ты будешь очень одинок, бедный странный гоблин.Тебе придется постоянно метаться между непониманием тех,с кем ты хотел бы быть и своим нежеланием быть с теми,кто принял бы тебя...
  И будто в воду глядел огнеглазый - так оно и получилось со мной.Я ведь после той встречи с эльфами немало еще по разным местам помыкался.Кого только не встречал... Гномы,тролли горные,степные люди,гурры,орки да гоблины разных племен - всяких видел.Лечил иногда как мог,хотя какой из меня лекарь - разве так,пособить да посочувствовать,но и то,говорили, помогает; и подрабатывать всяко-разно приходилось,и драться даже - куда денешься,коль убить хотят? И нигде,знаете,покою внутреннего не нашлось, верно Элландар тот напророчил.
  Среди наших все больше с детенышами у меня получалось - ляльку им там посмешнее смастеришь или сказку какую расскажешь,они и рады.Только вот незадача: им сперва-то интересно,гурьбой таскаются,а потом как поймут,что не могу я их ни ударить,ни укусить - тоже,как взрослые,презирать начинают. Норовят то гадость какую исподтишка сделать для смеху,а то и впрямую наброситься...
  Для человека же хоть что делай,все равно чужим останешься.В одной только деревне люди хорошие попались: не били,не гнали,работу дали - колодцы я им рыл.Это меня,надо сказать,тогда в степь здорово занесло,они там гоблинов-то сроду не видали,потому,видать,и ненависти обычной не было,только кое-где хихикали порой,что такой я,на их взгляд,уродский.С месяц я там прокантовался,еду мне от пуза давали за работу и не обижал особо никто,а я и рад стараться - вкалывал за семерых,думал уж,что пристроюсь там жить как-нито.А тут на грех ураган налетел,переломало все в деревне,кого и покалечило даже.И вот все воют с горя,а кто-то возьми да на меня пальцем - это он,мол,проходимец поганый,ураган наколдовал! Как накинулись на меня все,с кем еще вчера здоровкался,как пошли метелить... Еле я живым оттуда ноги унес.
  У гурров глупых наоборот - наколдуй нам,пришелец,то да это,ты из краев горных,у вас знание есть.А у меня-то никакого знания и нету! Опять не ко двору... Тролли всех,кто мельче их,только за добычу признают,народы по вкусу различают.Гномы - племя сдержанное,с понятием,но как можно рядом жить, когда за тобой постоянно приглядывают,не стащил ли чего...
  Больше всего мне то грустно было,что одно у всех общее: пока помогаешь кому-то,пока на ноги его ставишь,пользу приносишь - не важно ему,кто ты есть.А вот когда от тебя не надо уже ничего - тяготятся.В лучшем случае. Да нет, не потому вовсе,что такие все плохие на свете.Просто тяжело любому быть благодарным и никому это не нравится...
  Я уж поэтому постепенно и распознавать научился,когда уходить надо.Не дожидался,пока прогонят.И знаете,даже молва обо мне,оказалось, пошла - бродит,дескать,по свету такой Одинокий Гоблин,в беде поможет и награды не спросит.Награды я,действительно,ни у кого не просил,мне одно нужно-то было
- прилепиться куда-нибудь,да жить со всеми в ладу.Но тут еще с этой славой вообще беда.Я ведь не спасатель какой,не чародей,не воин всесильный.А от меня уже такого ждут,спаси Око,что, пожалуй,и не каждый эльфийский король бы справился.
  А однажды вот,не поверите,и впрямь всамделишнего волшебника довелось встретить! Важный такой,грозный.Мудрость в глазах вселенская,аж страшно, помню,было.Но я и обрадовался,однако,особливо когда оказалось,что слыхал он про меня.Да не только слыхал - он встречи со мной искал,во как.Ну уж,думал я,пришла удача,вот я ума-то поднаберусь,вот мне кто скажет,как жить! Сказал... Чего он мне только не говорил,волшебник этот.Ну,про старину-то и прочее поведал много,на том спасибо ему.А вот потом все начал сворачивать,что,мол,уготована тебе,Одинокий Гоблин,высокая роль - взорвать силы Зла изнутри.Должен я,оказывается,идти в тоннели и пещеры своего народа и отвращать всех от Черного Властелина.Для этой цели дан мне будет дар великого красноречия и будут мне,значит,внимать все от мала до велика.А если кто противиться сильно будет - на тот случай обучит он,волшебник,меня штукам всяким чудодейским и небывалую мощь мне даст.Любого на месте расплющить смогу.
  Слушал я все это,слушал - и подумалось про себя: да идите-ка вы,сударь, к Сауроновой матери с вашими поручениями. У вас,многомудрых,конечно,великая борьба Добра и Зла из веку в век идет,у вас Черный Властелин для Светлых Сил как заноза в заднице,только на фиг мне-то это все сдалось? Роль мне, видите ли,высокая уготована! Кто ее уготовил,меня не спрашивал. Я его,уготовителя,в глаза не видел и видеть не хочу.Черного Властелина я,по чести сказать,сам до печенок боюсь и ничего против не имею,коль его бы не стало.Но вожди этих самых Светлых Сил для меня разве лучшее что-то придумали ? Я из родной пещеры на пинках вылетел за то,что убивать никого не хотел,я полсотни лет по миру слоняюсь из-за этого,а теперь, стало быть,с высокой ролью обратно давай и тем же самым занимайся, разве что для иной цели?!
  Короче говоря,сбежал я тишком от волшебника как-то ночью.Ничего мне другого не оставалось,как хотите думайте.Может,и надо было возражать как-то,спорить с ним,что ли,так ведь я говорить-то не мастер,да и как поспоришь с таким - разгневается еще,в земляную жабу превратит.Чего могущество сердить зря!
  Вот и не получилось у меня чародеем заделаться.И летописи геройские без меня остались.А когда убег я от волшебника-то - куда,думаю,податься? Он ведь в любом краю найдет,ежели захочет.А вдруг я его побегом своим до того оскорбил,что жаждет он теперь меня наказать от души,за все сорванные свои планы посчитаться? И пришлось мне опять в в горы зарываться.Я так прикинул,что в тоннели-то он за мной вряд ли полезет.И вправду - не полез.Зато я с тех пор,почитай,на поверхности почти не появлялся.Пару раз только,но это позже уже,когда дорогу себе придумал.
  А с дорогой оно как получилось: прорылся я,стало быть,от волшебника того поглубже,пещерку оборудовал - и притих там.Пересидеть,так сказать, смутное время,пока не отвяжется.А делать-то особо нечего было в пещере, вот и полезли в голову мысли всякие - что я,да для чего.Ну ведь который год уже мыкаюсь-то по свету,и ни толку,ни смысла особого! Зло творить не хочу,хорошим быть сколько пытался - всем от меня только надо чего-то было.Устал,по правде сказать.А чего ищу - и сам не знаю.Чувствую,что в сказку какую-то превращаюсь,да мне-то это зачем,я всего-то и хотел,чтоб хоть как-нибудь,что ли,понимали... Хотя оно ведь и ясно,почему понимать никто не пробовал - гоблин я и есть гоблин.И коль зла,как положено,не творю - стало быть,с придурью просто;стало быть, надо пользоваться и все тут.Но рожу-то я себе никак не сменю и от роду-племени не отопрешься! А тех,кто на рожу не смотрел бы,кто принял бы всерьез - так и не нашлось.Знаю,что должны такие быть,наверняка есть,но... сколько ж я искать могу.Мир огромный,а я ростом с пол-лопаты.Годы-то идут,у сверстников моих уж,небось,детеныши взрослыми стали,а я все,как бы сказать,на подхвате - подай-пособи... Одно слово - Одинокий Гоблин,екарный бабай.
  И вот сидел я так,смурел - и вдруг как обухом меня по башке озарило.
  Да не тех я вообще ищу,не в те двери стучусь! Я из шкуры вылезал,чтоб всем доказать,будто обыкновенный я,такой,как они - а если я и нужен кому по большому счету,так это как раз необыкновенным,изгоям вроде меня! Да и тех искать не надо: им путь показать нужно,цель! Место,где их ждут и поймут.Где им хорошо будет,потому как разницы никому нет,кто ты - эльф,гоблин,да хоть дракон!
  А где такие места искать - конечно,под землей.То есть,можно,наверное,и на поверхности где-то,но я все-таки тварь подземная,мне тут легче.А все подземные жители знают,что встречаются в глуби гор такие пещеры,что хоть тысячу народу посели - прокормятся.И озера там с рыбой имеются,и трава растет всякая,и даже свет,кому надо,найти можно: стены светятся. Один мой род таких благодатных мест штук десять имеет; по всему выходит, что должны быть и ничейные,неоткрытые еще.Вот мне такое и отыскать надо!
  Кто с подземным народом близко не знаком,тот подумает,небось,что трехнулся Одинокий Гоблин от мечтаний,нашел тоже край обетованный. Пророешься,мол,так, куда хотел,начнешь обустраиваться,а тут орда какаянибудь и нагрянет следом.Раз ход есть уже.Но вот как раз и не нагрянет! Хоть знаний мне магических и не досталось от волшебника-то,но одно умение у всех гоблинов с рождения имеется: дорогу запечатывать.Нет, не каменюками заваливать,конечно, - желанием закрывать.Ну,не знаю я,как оно правильно происходит,просто если я ход пробиваю и не хочу,чтоб следом за мной шел тот,кто навредить мне может - я об этом думаю и повисает в тоннеле этакая невидная паутина.Тех,кто мне по душе - пропустит,а остальные далеко не залезут: страшно им будет,тошно.Ну,правда,это и ход должен быть довольно длиннющий,чтоб сработало.На короткое расстояние прорвутся,конечно,всяко.Так ведь я на путь неблизкий и рассчитывал!
  Вот этим дорога-то моя и началась.Сходил я пару раз вечерком в ближайшее селение к гномам,выменял припасу различного да инструменту. Кое-что,если уж по правде,просто спер.Больше из озорства: ну достали бородатые,право слово,подозрительностью своей! (Я ведь до того на них чуть не год пахал и все равно откровенно ждали,когда я у них стащу чего-нибудь.Держали за вора - нате вам вора,чтоб не переживали,что столько времени зря изводились.Не обеднеете от пары кирок...) На входе в тоннель рун набил с объяснениями,что за дорога и для кого.Не то чтоб я шибко грамотный в этом деле,но кому надо - прочтут.
  И пошла работа.Первый зал я где-то месяцев через пять,кажется,открыл. Все вроде,как представлялось:озеро с речушкой есть,мох мягкий,шмырнингов до фига (это,ежели вы не знаете,кролики наши подземные - питательная штука),простор.Живи не хочу.А мне как-то,знаете,очень уж дорога в охоту пришлась,так весело было,пока пробивал ее - обо всем плохом на свете забылось.А тут бац - и конец.Приехали...
  И вот выкупался я,прилег на мох мягкий,храпанул чуток,а потом и думаю - ну и что теперь,все? Сидеть тут и ждать,когда родная душа забредет? Да я ж с тоски,может быть,подохну,пока кто-нибудь доберется.Без дела-то!
  Помыкался я по найденной своей обители,оглядел все... да и вбуровился в новый ход.Послание только на стене нацарапал,что,мол,владейте на здоровье,кто добрался и устал,а я дальше пошел.
  ...Не знаю,сколько лет с тех пор проползло.Под землей время по-другому течет,а когда работаешь день за днем,то вообще его не чувствуешь. И сколько пещер подходящих встретилось,тоже толком не помню - то ли пять,то ли семь... Может,подумете вы про меня,что дурак - но я и эти места все позади оставил.Превратилась как-то моя дорога из средства в цель.Мордор его знает,как это получается,а только пока сквозь скалу прорубаешься,потом седьмым исходишь, - кажется,ну все уже,вот доберусь хоть до чего-то и брошу наконец эту дорогу,и никуда больше ни ногой.А дойдешь,передохнешь какое-то время,и опять чешутся руки,и зовет что-то внутри - давай вперед,там лучше будет,там такое найдешь!..
  Один-единственный раз пошел я на попятную.Недавно,в общем-то,года еще,наверное,не прошло.Пещерища попалась - чудо невиданное.Стены в алмазах,свет такой мягкий от сталактитов, куда там Желтой Морде... Река чистейшая,травы чуть не по плечо мне,зверья всякого мелкого подземного немеряно.Там деревья даже были,роща целая! А посредине прямо из земли скала такая чудная прет,будто замок заправский. Когда пошел я дальше,каждую ночь мне это приволье снилось - ясно-ясно.И сейчас еще снится,реже только...
  Но я все-таки ушел,екарный бабай.Лиг на сто,наверное,пробился дальше - и в гранит уперся.Да не просто гранит,а прямо кости земли какие-то,ничем не взять.В сутки по два шага проходил!
И вот издолбался я у того гранита однажды вконец,ажно упал мешком.Ну все,думаю,хватит.Пойду назад.
Приплелся обратно к пещере,а там... Там уж живут.Двое их было,кобольды, кажись,судя по виду.Он и она... Может,выгнали их из рода,может,сами от кого спрятались - не знаю.Одно понятно: раз их дорога моя пропустила,стало быть, не злыдни какие-то,а точно вроде меня.Сидят у скалы той в обнимку,сгорбились, что-то муркают друг другу...
  Я не подошел.Ну зачем,на фига я им,спрашивается? Третий лишний,а у них теперь все есть,что надо.Учапал я тихохонько по дороге своей,чтоб не мешать, а потом,знаете,как полилась у меня вода соленая из глаз - прямо сам не знаю,что такое случилось.И печально мне как-то,и радость такая,что не зря все было,что вот хоть два кобольда счастье свое нашли.А может,я сам нашел - ведь знаю же теперь,что идут по моей дороге,нужна она! Значит,и я все-таки в мире нужен...
  Добрался я так весь мокрый до гранита своего - и давай долбить,аж искры снопами.Так и пробился в конце концов!
 ...Вот ведь сколько припомнилось-то,екарный бабай.А еще на память жалуюсь. Ну,оно немудрено,коли сиднем-то сидишь - вон уж,стены от испарины захолодали,небось,больше часа от работы увиливаю.Разленился Одинокий Гоблин,на треп потянуло.Старею,что ль? Да и ладно.Мы,гоблины, долго живем.Еще не одну тысячу лиг проложу.
  А вообще почем знать - может,всего только пару раз киркой махнешь,и такая красота откроется,что никто и не видывал досель? Дорога,она ведь тем и ценна,что куда-нибудь да приводит.И коль не нашлось вам места там, где вы есть - что за беда? Ищите дорогу,она все покажет.Хотите,так и моя подойдет.Я ведь не против. Я даже рад буду,если кого-то моя дорога к счастью выведет.У меня-то, видите,свое счастье - путь продолжать.
  Такая моя планида,екарный бабай.