Папа Римский и Покаяние за Холокост

Анатолий Клепов
               

Интересно, что происходит у нас в России? Президент России Д.А. Медведев публично выступает с заявлениями о том, чтобы всеми силами препятствовать разжиганию национализма и религиозной нетерпимости, а на сайте проза появлется статья, которую можно, по моему мнению, расценивать как призыв к национальной и религиозной вражде.
Меня просто поразила статья Альберта Максимова «Иоанн Павел II, нацизм и холокост» о его отношении к католицизму и иудаизму. И это тогда, когда наметились серьезное сближение между различными мировыми религиями, чтобы найти полное взаимопонимание.
Поэтому захотел более подробно проанализировать его статью.
               
 А. Максимов пишет: «…не имею ничего против многочисленных поездок папы, посещений им рок-концертов и футбольных матчей, однако нельзя посещать чужие культовые сооружения. Я против какой-либо конфронтации с иными религиями. Земной шар маленький и нужно уживаться без войн и религиозных и этнических погромов. Но и не надо предавать своего Бога в угоду другому, надо помнить слова Христа: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Но папа Иоанн Павел II забыв слова Христа, не только посетил синагогу, но и назвал иудеев «старшими братьями».

Ответ: Сначала разберемся с историей, которая предшествовала  речи Христа, которую автор А. Максимов привел в пример, потому что без ее подробного изучения невозможно точно понять её смысл, а потом выясним, кто на самом деле предает Бога. Приведу выдержки об истории религии из книги А. А. Опарина и С. Б. Молчанова:  «Но как было во дни Ноя...».

 «Линия противопоставления Вавилона как символа объединения людей, изобретающих свои формы поклонения — центра язычества и группы детей Божиих, сохраняющих поклонение Господу, прослеживается во всей Библии. Авраам — родоначальник Израиля — народа Божьего, также по повелению Господнему вышел из Вавилонии.
Вавилон на протяжении тысячелетий был центром языческого мира, городом, где разрабатывались формы и ритуалы языческого поклонения. В Вавилоне существовал тайный верховный совет жрецов, который контролировал жречество всего древнего мира и имел огромное влияние через местное жречество на властителей мира.
В Вавилоне на протяжении веков была разработана система государственной религии — иерархическая пирамида, на вершине которой восседал царь, ему подчинялось бесчисленное множество начальников областей, военачальников, чиновников различных рангов. При этом невидимые нити связывали царя с тайным советом жрецов храма верховного бога Мардука. Задачей жреческих союзов было поддерживать суеверия людей. Вместо того чтобы направлять умы людей к истинному Богу, жрецы разрабатывали магические обряды, поддерживали страх перед различными явлениями природы, объясняя их как кару богов, разрабатывали пантеон богов, системы поклонения им, гороскопы, толковали сны, приметы. Таким образом, они имели колоссальную духовную власть. Царь ничего не делал, не посоветовавшись со жрецами, не услышав от них благоприятного прогноза. К тому же цари и сами зачастую были верховными жрецами, им присваивались титулы полубогов, они требовали божественного поклонения себе. Нередко цари пытались разорвать связь со жрецами, выйти из подчинения им, но почти всегда это заканчивалось поражением царей.
Еще в детстве наследники престолов отдавались в обучение жрецам, которые обучали их наукам, магическим обрядам, основам языческого поклонения. В это время и закладывалось то влияние, которое затем имели жрецы на правителя на протяжении всей его жизни. Сатана, изобретя языческую форму поклонения, идолопоклонство, был вдохновителем вавилонской системы поклонения. Он желал использовать этот мощный союз религии и государственной власти для подавления всякой попытки поклонения истинному Богу.»
Из событий тех лет становится очевидным, почему Христос, борясь с влиянием язычников и Сатаны на сознание людей,  разъясняет сомневающимся,  почему он послан от Бога. Чтобы понять слова Христа, надо вспомнить высказывания Христа об Аврааме. Вот краткая выдержка из Википедии, свободной энциклопедии Интернета.
 «В Новом Завете Авраам наряду с Моисеем наиболее часто упоминаемый ветхозаветный праведник. Родословие Иисуса возводится к прародителю всех евреев Аврааму: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова»  (Мф.1:1). В рождении Иисуса христианская традиция видит исполнение обетования Аврааму о том, что в семени его (которое, по слову апостола Павла, есть Христос (Гал.3:16)) благословятся все народы земли (Быт.22:18).
В Евангелии от Иоанна, а затем в христианской богословской традиции упоминания Авраама используются для обоснования божественности Иисуса Христа. В главе 8 описан спор Иисуса с фарисеями, сомневающимися, что тот послан от Бога. Фарисеи именуют себя «семенем Авраамовым» (Ин.8:33) и утверждают, что не нуждаются в «освобождении» через познание истины, которую, по его собственным словам, несёт Христос. Иисус признаёт их телесное происхождение от Авраама (Ин.8:37), но отрицает духовное: фарисеи не исполняют заветов патриарха, собираясь убить человека, возвещающего слово Бога (Ин.8:39); из-за этого они не имеют права именоваться детьми Авраамовыми, их отец — диавол, чьи «похоти» они и исполняют (Ин.8:44). Разгневанные фарисеи считают Иисуса одержимым бесом (Ин.8:48) и обвиняют его в том, что он «славит сам себя» и ставит себя выше давно умершего и пользующегося всеобщим почтением патриарха Авраама (Ин.8:53). На это Иисус отвечает: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался»  (Ин.8:56) — то есть, по богословскому толкованию, знал о грядущем пришествии Христа-Мессии [3]. Фарисеи недоумевают, поняв эти слова так, что Иисус, которому «нет ещё пятидесяти лет», будто бы жил одновременно с Авраамом (Ин.8:57). На это Иисус говорит: «Прежде нежели был Авраам, я есмь»  (Ин.8:58), утверждая тем самым, что он существовал вечно.»

Таким образом, Иисус разграничил две формы поклонения. Одна - истинное поклонение Господу, основанное на Его слове, и другая, только по форме похожая на поклонение Богу. На самом же деле - это поклонение Сатане, т. к. не основана на Божьем слове.
Слова Христа, которые А. Максимов цитирует в статье, ни коим образом не относятся к посещению синагоги. Христос говорит лишь о необходимости поклоняться истинному  Богу.
А. Максимов возмущен, что Папа Иоанн Павел II назвал иудеев «старшими братьями». В Евангелии от Иоанна, как мы видели из приведенного выше текста,  для обоснования божественности Иисуса Христа упоминается  об Аврааме. Так что Папа Иоанн Павел II ничем не противоречит Евангелию в этом вопросе, говоря о «старших братьях». Чтобы больше прояснить этот вопрос, я хотел бы привести речь Алексия II Патриарха Московского и всея Руси о единении Иудейства и Христианства.


Речь Алексия II Патриарха Московского и всея Руси,
сказанная им 13 ноября 1991 г.
в г. Нью-Йорке на встрече с раввинами.

«Ваши пророки – наши пророки»
Дорогие братья, шалом вам, во имя Бога любви и мира!
Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени тернового куста, и сказал: «Я Бог отцов Твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». Он Сущий – Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета его на Синае, который в Новом Завете, как мы христиане, верим, обновлен Христом. Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него восприял Свое «человечество» от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. «Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова… И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия». Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской Православной Церкви Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто лет назад.
Главная мысль этой проповеди – теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религиями. Единение Иудейства и Христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от Христианства, не вопреки Христианству, а во имя и в силу Христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще «не вполне христиане», а иудеи потому отделяются от нас, что они «не вполне иудеи». Ибо полнота Христианства обнимает собой и Иудейство, а полнота Иудейства есть Христианство.
В основе выступления Архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания между Православною Церковью и еврейством. Это стремление к сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861 г. Епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев) призвал Церковь содействовать прекращению враждебности, установить отношения диалога с евреями. В таком же духе обращался к евреям в начале века и Архиепископ Николай (Зиоров). «Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон – это наш закон, ваши пророки – это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают Христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами.
Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром 1903 года в Кишиневе, Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) публично заявлял: «Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что они стали палачами народа, который возлюблен Богом».
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви – профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий – твердо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Валдковский). Мужественно защищали евреев от вражды и неправых обвинений со стороны антисемитских кругов многие другие наши иерархи и богословы: Митрополит Макарий (Булгаков), Епископ Гродненский Донат (Бабинский), Епископ Виссарион (Нечаев), Архиепископ Серапион (Мещеряков), Архиепископ Макарий (Миролюбов)…
Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против антисемитизма многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей, например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, о. Сергея Булгакова. Соловьев считал защиту евреев, с христианской точки зрения, одной из важных задач своей жизни. Для него еврейский вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, Христиане.
Для налаживания христианского диалога много сделали наши знаменитые православные религиозные мыслители, евреи по происхождению, Семен Франк и Лев Шестов.
Однако не только знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов и преследований. Во время Второй мировой войны и нацисткой оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью укрывали евреев. Классические примеры этого – мать Мария (Скобцова), священники Дмитрий Клепин и Алексий Глаголев, многие другие, о подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер следует всем нам знать. Армия нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм, освободила оккупированные немцами страны Европы и тем предотвратила «окончательное решение еврейского вопроса», запланированное и жестоко проводимое нацистами на этих территориях, спасла евреев от полного истребления.
После Второй мировой войны наша Церковь начала налаживать свои отношения, сотрудничество со всем Христианским миром, со многими международными нехристианскими организациями и объединениями, в том числе с еврейскими. Мы активно участвовали в деятельности Всемирного совета церквей, в частности в его комиссии «Церковь и еврейский народ», в работе международных конференций – в Москве были проведены две крупные международные конференции представителей христианских церквей и нехристианских мировых религий, где Русская Православная Церковь выступила с решительным осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма.
К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской Церкви помочь победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество, - демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать, и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога – Отца всех. Бога отцов ваших и наших.


Лучше Патриарха сложно  сказать об отношении Православной Церкви к Иудейству. Кстати, интересный факт из жизнеописания Христа. «Спаситель пробыл в Капернауме немного дней; но эти дни должны были стать образцом для всей последующей жизни. Он проповедовал в иудейской синагоге,  построенной римским сотником, и его дело любви становилось известным людям многих народностей (Лука, IV, 23)».
Спрашивается тогда, почему Христос мог проповедовать в синагоге, а Папа Иоанн Павел II не может даже посетить её. Это явное противоречие в утверждении А. Максимова.
Папа Иоанн Павел II не забыл слова Христа. Это  А. Максимов вырвал цитату из большой речи Христа и  привязал к своему обоснованию, которое никак к нему не относится.  Выходит, что не  Папа Иоанн Павел II забыл слова Христа, а  А. Максимов намеренно  исказил смысл речи Христа, чтобы обосновать свою ложную теорию. Более того, своими выводами А. Максимов полностью опровергает стремление православной церкви наладить диалог с мировыми религиями. Вспомним, что Святейший Патриарх Алексий II не только посетил католический храм, но и совершил православный молебен возле величайшей христианской святыни, тернового венца Иисуса Христа, в католическом соборе Парижской Богоматери.


А. Максимов пишет: «Больной на голову Иоанн Павел II (он последние 12 лет страдал болезнью Паркинсона, зачастую выражающуюся в прогрессирующем слабоумии, причем первые внешние признаки болезни появляются после 10-15 лет от ее начала. Следовательно, можно предполагать, что начало болезни у папы Иоанна Павла II совпало по времени с моментом его избрания на римский престол) даже признал, что в холокосте есть доля вины и христиан. Он попросил прощения у иудеев за то, что верующие христиане не сумели воспрепятствовать холокосту. То есть, таким образом, признал вину христиан в холокосте. Поэтому теперь, благодаря его словам, можно встретить такие фразы иудеев в адрес христианского мира, как: «Одна часть Западного мира уничтожала евреев, другая спокойно за этим наблюдала».

Ответ:
Проанализируем более внимательно это заявление А. Максимова. Он предполагает, что только из-за начинающейся болезни Паркинсона Папа Иоанн Павел II сделал следующее заявление: «признал, что в холокосте есть доля вины и христиан. Он попросил прощения у иудеев за то, что верующие христиане не сумели воспрепятствовать холокосту. То есть, таким образом, признал вину христиан в холокосте.»
Посмотрим, что же на самом деле заявил Папа Иоанн Павел II.
В 2000 году он посетил Иерусалим. В том же году Понтифик выступил с известным посланием "Mea culpa" ("Моя вина"). Он попросил прощения у Бога и людей за действия Католической Церкви в отношении еретиков и вольнодумцев, за религиозные войны, а также за нетерпимость многих христиан к евреям.
В своем послании "Мы помним: размышления о Холокосте" Иоанн Павел II признавал, что участниками уничтожения миллионов евреев были христианские народы, которым прививались антисемитские настроения. Папа решительно осудил  тех христиан, чье молчание и безразличие способствовали совершению нацистских преступлений. Вместе с тем Иоанн Павел II не возложил вину европейских католиков на всю Католическую Церковь. Он заявил: "Святая Римская Церковь всегда выступала против антисемитизма и планов уничтожения еврейского народа, противоречащих Божественному провидению".
Таким образом, мы видим , что А. Максимов упускает важнейшую деталь речи Папы Иоанна Павла II: обвиняя европейских католиков, он не обвиняет всю Католическую Церковь. 
Вот еще один интересный факт.15 февраля 2003 года был снят гриф секретности с документов, касающихся отношений Ватикана с национал-социалистической Германией. В заявлении пресс-секретаря Ватикана Хоакина Наварро-Вальса говорилось, что эти документы предназначены не для широкой публики, но станут достоянием исследователей. В заявлении Ватикана было также отмечено, что значительная часть документов, относящихся к 1931-1934 гг., погибла при бомбардировке Берлина и в 1945 году во время пожара в здании  дипломатической миссии Ватикана. Однако в целом документы  1922-1939 гг. дают более или менее детальное представление о взаимоотношениях Святого Престола и руководителей гитлеровской Германии. Особый интерес представляют документы Папы Римского Пия XII (Папский нунций в Баварии (1917) и Берлине (1920) заключил в 1933 году конкордат с Третьим рейхом.  В этих документах могут содержаться сведения о личном отношении Папы Пия XII к Гитлеру.
Несмотря на огромное давление, Ватикан так и не открыл все свои архивы, относящиеся непосредственно к периоду Второй мировой войны. Можно предположить, что гриф  секретности был снят не со всех материалов, а лишь с тех, которые не дискредитируют Ватикан.

 Папа Иоанн Павел II не мог отрицать известные исторические факты об участии католиков в истреблении евреев, но с другой стороны и не хотел открывать все факты, чтобы не поколебать веру в католическую церковь. Приведем некоторые примеры.

1. Трудно было отрицать тот факт, что Гитлера к власти привела фактически католическая партия, членами которой были католики.
24-й пункт официальной программы НСДАП, принятой в Мюнхене 24 февраля 1920 года, гласит, что "партия, как таковая, стоит на точке зрения позитивного христианства, не связывая себя с определённым вероисповеданием". В январе 1933 года Гитлер пришёл к власти при поддержке католической партии Центра, которой тогда руководил Франц фон Папен. С помощью голосов этой же партии Гитлер получил 23 марта 1933 года особые полномочия на четыре года. 20 июля, благодаря усилиям фон Папена и монсиньора Людвига Кааса, был подписан конкордат между Рейхом и Ватиканом, который обязал епископов принести присягу Рейху. В результате фон Папен был назначен послом в Турции, а после войны получил сан камерария папы Пия XII.
Из этого следует, что немецкие епископы фактически поддерживали Гитлера. Это очень устраивало фюрера,  ведь с их помощью он мог усилить собственную власть в стране. Поэтому в своей книге "Моя борьба" Гитлер чётко выражал  свою позицию: не вмешиваться в религиозные споры. "Это воля Бога, - писал он, - который некогда даровал людям их форму, природу и способности. Разрушать его создания - значит объявить войну творению, божественной воле. Таким образом, каждый должен действовать, разумеется, в лоне своей церкви, и считать своим первым и самым священным долгом выступление против всех, кто своими словами, действиями или поведением выходит за рамки своего собственного вероисповедания ради конфликта с другим". Таким образом, Гитлер за молчаливое согласие католической церкви не вмешиваться в его дела однозначно обещал  ей невмешательство со своей стороны. Своеобразный союз креста и свастики. Сам Гитлер, кстати, продолжал до самой смерти делать пожертвования католической церкви. По этой причине он покровительствовал движению "Немецких христиан", основанному в 1925 году в рамках Немецкого христианского рабочего сообщества, которое в III Рейхе именовало себя "межцерковной ветвью национал-социалистического движения".
Конечно, нечего говорить о церковниках Германии или оккупированных нацистами стран. Они были настоящими пособниками фашистов. В  книге Гюнтера Леви "Католическая церковь и нацистская Германия" (Нью-Йорк, 1964), сказано, что,  благословляя молодежь в соборе Трира, католический епископ Борнвассер нашел для нее такие вдохновляющие слова: "С поднятой головой, твердым шагом мы вошли в новый рейх и готовы служить ему всеми силами нашего тела и нашей души". Другой священник заявил, что его коллеги не только признали новую власть, но и служат ей "с горячей любовью и всеми силами". Известному теологу из Тюбингена принадлежит оригинальная идея о том, что "национал-социализм и католицизм сопутствуют друг другу, как природа и красота". Эта мысль получила развитие в сочинениях немецких теологов. В ежемесячнике иезуитов вдумчиво исследовалось сходство между свастикой и крестом: "Символ природы находит свое воплощение в символе красоты". Здесь же утверждалось, что "личность Гитлера стала символом веры немецкого народа". Немецкие теологи нацистских  времен умудрились объединить  Гитлера и Иисуса!

2. Не стоит забывать, что практически все более или менее влиятельные деятели Третьего рейха — Гитлер, Геббельс, Борман, Гиммлер и Гесс - были практикующими католиками.  Адольф Гитлер до последних дней своей жизни исправно исповедовался и причащался. Католическим священником был и лидер созданного Германией фашистского словацкого государства Йозеф Тисо, а выходившие в Хорватии во время войны католические газеты и журналы однозначно поддерживали репрессии против евреев.

3. Отец лагерей уничтожения рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер был настолько набожным католиком, что не только начинал каждый день благодарственной молитвой, но и отказался зарегистрировать брак со своей второй женой, так как католическая мораль запрещала ему развестись с первой.


4. «Мы молим Господа о прощении и просим еврейский народ услышать эти слова раскаяния». Этой фразой заканчивается декларация, с которой 30 сентября 1997 года выступили в парижском пригороде Дранси руководители французской католической церкви. Они признали, что поведение священников, молча наблюдавших за тем, как во время войны десятки тысяч французских евреев отправляли в лагеря смерти, было грехом. «Мы молим Господа о прощении и просим еврейский народ услышать эти слова раскаяния». Приведем цифры. В 1940-1945 годы из Франции в Германию было депортировано 63 300 евреев, в том числе около десяти тысяч детей. Вернулись после поражения Германии лишь три тысячи. Большинство депортируемых переправляли через транзитный пункт Дранси, созданный специально для этого французскими властями,  а охраняли его французские войска.  Массовую депортацию евреев осуществляли не германские войска — они сражались на восточном фронте. Депортацией занимались армия маршала Петэна и французская жандармерия. Отношение католической церкви к происходящему лучше всего сформулировал тогдашний архиепископ Лиона кардинал Пьер Жерльер: "Петэн — это Франция, а Франция — это Петэн". Петен был ревностным католиком.  Насилие над евреями с молчаливого согласия католической церкви Франции убеждало французских преступников в том,  что состава преступления в их действиях просто нет.

В прошлом году в США было рассекречено около пяти миллионов исторических документов, в том числе периода Второй Мировой Войны. В некоторых  из них убедительно  доказано, что английская разведка  расшифровывала сообщения подразделений СС, передаваемые по их системам связи, и знала о Холокосте за несколько лет до его начала. Она не предпринимала никаких действий, чтобы предотвратить Холокост,  опасаясь, что фашисты  поймут: враг читает их шифрограммы. Многие английские разведчики были католиками, однако в силу тех или иных причин не противодействовали антисемитским планам Гитлера и не помешали массовому истреблению евреев. 

И самый главный вопрос - об отношении Папы Пия XII к Гитлеру и к массовому уничтожению евреев. Гитлер  был первым главой государства, которому новый папа сообщил о своем избрании, а Германия — первой после начала войны страной, с которой Ватикан заключил договор о нейтралитете. Что именно Ватикан понимал под термином "нейтралитет", стало ясно в начале  1940-х годов, когда германские власти и союзные им правительства большинства европейских стран начали депортировать евреев в концентрационные лагеря. Сообщения о депортациях и о том, что на самом деле представляют собой построенные немцами концентрационные лагеря, начали поступать в Ватикан в начале в это же время. Сначала - от представителей еврейских организаций, которым Ватикан наотрез отказался верить. Однако вскоре информация о массовых убийствах стала приходить из источников, от которых Ватикан уже не мог отмахнуться.
      
Так, в 1942 году Папе Пию XII было передано письмо берлинского химика Герштайна, добровольно вступившего в войска СС для того, чтобы попасть в Освенцим и проверить слухи о массовом уничтожении людей. В свою очередь, польское правительство в изгнании, нашедшее убежище в Лондоне, направило своего представителя в варшавское гетто. Он должен был выяснить, правда ли, что германские оккупационные власти  массово истребляют евреев. Отчеты и свидетельские показания были переданы Папе Пию XII вместе с просьбой о вмешательстве и помощи. Официальный Ватикан молчал.

Встречаясь с дипломатами, представлявшими страны антигитлеровской коалиции, Папа Пий XII объяснял свой отказ выступить в защиту евреев либо желанием соблюдать нейтралитет, либо опасениями усугубить положение самих евреев гласной критикой германских властей.
Как мы видим, Папе Иоанну Павлу II трудно было отрицать, что с молчаливого согласия европейских католиков происходило массовое уничтожение евреев. Тем более, что и сам Гитлер был католиком. Поэтому он осторожно и выступил со своим заявлением, в котором упомянул только европейских католиков. Ни о какой слабости головы Папы Иоанна Павла II речи быть не может. Нельзя было отрицать очевидные исторические факты, поэтому, спасая престиж своей католической церкви и  "догмата о непогрешимости Папы", Папа Иоанн Павел II и решился на такое заявление. Однако, как сказано выше, он не предоставил историкам все рассекреченные документы того периода, очевидно опасаясь, что могут вскрыться очень серьезные факты сотрудничества Ватикана и Гитлера. Вероятно, Ватикан располагает большим количеством материалов на эту тему.


Государство Ватикан имело собственные каналы, по которым приходила информация о том, что некоторые христиане, которые могли бы противодействовать фашистам   в осуществлении их зловещих планов,  по тем или  причинам занимали пассивную позицию.
Я приведу выдержки из книги "Тайное становится явным" Владислава Минаева. (Военное издательство Министерства обороны Союза ССР Москва – 1960)
«Разведку Ватикана фактически обслуживает вся католическая церковная иерархия. Свыше полусотни "дипломатических" представителей папы и полторы тысячи архиепископов и епископов, руководящих католическим духовенством в разных частях света, систематически собирают самую различную информацию от десятков тысяч подчиненных им низших церковных чинов и направляют ее в Ватикан. Добыванием разведывательной информации занимаются многочисленные монашеские ордена, созданные Ватиканом. Важнейшими организующими центрами ватиканской разведки являются резиденции папских дипломатов - нунциев (послов), интернунциев (посланников) и апостолических легатов (церковных представителей папы). Весь поток собираемой информации поступает в специальное ведомство Ватикана - "Конгрегацию священной канцелярии", учрежденную в 1542 году и заменившую собой "Великую римскую инквизицию". Огромный аппарат чиновников ежедневно тщательно изучает и классифицирует поступающие сведения. Томас Морган, автор книги о Ватикане, метко названной им "Пост подслушивания" пишет: "День и ночь стекаются к святому престолу вести, дурные и хорошие, из самых отдаленных уголков мира".
В октябре 1939 года, спустя месяц после начала второй мировой войны, Ватикан создал при своем государственном секретариате так называемое "Бюро информации", которое возглавил бывший католический епископ в царской России Евреинов - один из старейших деятелей Ватикана на поприще шпионажа. Это бюро организовало свои филиалы в важнейших центрах и в особенности в районах, где происходили военные действия. Сеть филиалов систематически расширялась. Они имелись в Вашингтоне и Токио, в Каире и Бангкоке, в нейтральных странах и во многих пунктах оккупированной гитлеровцами территории. Сотни специальных агентов каждодневно занимались выполнением заданий бюро.
Под видом "розыска военнопленных и беженцев", "помощи голодающим" и т.п. "Бюро информации" распространило свою деятельность на все театры военных действий.»
Естественно, что глава католической церкви, имея такую мощную организацию, располагал обширнейшей информацией о тех христианах,  которые молчали и не препятствовали  этой жуткой трагедии. Поэтому Папа Павел Иоанн I и просил прощение за тех европейских католиков, которые не препятствовали трагедии Холокоста, потому что имел об этом объективные данные.
С другой стороны, Папа Павел Иоанн I обошел молчанием отношение и других стран к трагедии евреев. Наверное, самым позорным актом соглашательской политики американского и британского правительства остается история с кораблями "СанЛуи" и "Струма". Безусловно, отказ Англии пропустить пассажиров "Струмы" в Палестину и запрет США предоставить хотя бы временное убежище беженцам с "СанЛуи" прозвучал им смертным приговором. А Папа Павел Иоанн I не просил прощения за католиков других стран.
Я полагаю, что автор статьи А. Максимов был не в курсе происходивших исторических событий в тот период, а также  реакции международного сообщества на них, поэтому его вывод о том, что Папа Иоанн Павел II сделал свое заявление о покаянии из- за своей болезни, абсолютно неправильный.
А. Максимов спрашивает в своей статье:  «Но какое отношение нацизм имеет к христианству? Ведь сам Гитлер и его приспешники де-факто не были христианами.»
Ответ:
 
22 мая 1904 года, когда Адольфу Гитлеру исполнилось 15 лет, он прошел конфирмацию. Адольф Гитлер был католиком. Также как и его многие ближайшие сподвижники. «КОНФИРМАЦИЯ, миропомазание, христианское таинство, в котором молитва о даровании Св. Духа сопровождается возложением рук или помазанием освященным маслом. Своим происхождением этот обряд обязан апостольской практике сообщения дара Св. Духа через возложение рук (Деян 8:12-17). В древней церкви конфирмация (миропомазание) осуществлялась непосредственно после крещения, и за ней сразу же следовало первое причастие (в рамках единой церковной службы). Эта практика сохраняется в православных церквах, где конфирмация совершается над младенцами и осуществляется маслом (миром), освященным епископом. На Западе конфирмация объединялась с крещением вплоть до эпохи Средневековья и в отличие от православия осуществлялась епископом, поэтому в его отсутствие конфирмацию приходилось переносить на другое время.
В 1215 IV Латеранский собор одобрил практику откладывания конфирмации до достижения ребенком сознательного возраста. В результате этой отсрочки таинство приобрело новый акцент, получив смысл уже не только подкрепления верующего дарованием Духа, но и подтверждения крещальных обетов. В Католической церкви конфирмацию осуществляет епископ, хотя в особых случаях он может делегировать эту свою власть священнику.» (Википедия)
Опять автор статьи не знает, что много людей из числа гитлеровской верхушки, как и сам Гитлер, были де-факто христианами.
Цитата автора А. Максимова: «Однако никакого покаяния за преступления католиков в годы Второй мировой войны против православных от Ватикана почему-то не последовало.»
Ответ:
Как видно из заявления Папы Павла Иоанна II,  он не полностью покаялся за преступление всех католиков  в массовом истреблении евреев в годы нацистского террора. Он это сделал под давлением неопровержимых исторических фактов, которые трудно было отрицать. Вероятно, в дальнейшем он покается  за преступление католиков по отношению не только к православным, но и мусульманам, а также  людям иных религиозных убеждений, убитым  католиками-нацистами. 
По видимому, Ватикану необходимо собрать больше объективной информации. По мере того, как страны будут рассекречивать свои исторические материалы о событиях тех лет, мы сможем  получать более объективную оценку тех лиц и организаций, при молчаливом участии которых осуществлялось истребление евреев. 

 
А Максимов пишет:
«Именно на Иоанне Павле II лежит значительная доля вины в распространении, окутавших ядовитым облаком Европу и Америку, толерантности, политкорректности, мультикультурности. Нет, я ничего не имею против этих понятий самих по себе, просто европейские и американские либералы настолько извратили их истинную сущность, что думающий человек без сопутствующего ругательного слова эти понятия не назовет. Теперь эта разрушительная и зловонная гадость широким потоком течет и в Россию. Но нам преподносят это как пример прогрессивного развития человеческого общества и называют это европейской культурой.»


Ответ:
Замечательный философский апофеоз статьи. Автор вроде не возражает против толерантности, политкорректности, мультикультурности, но, по его мнению, Папа Иоанн Павел II распространил их по Европе, а кто-то другой исказил их смысл.  Кто и что исказил совершенно непонятно. Но, как мы видим, автор статьи - сам большой любитель  искажать исторические события и понятия.
Если бы  А. Максимов хотел  рассмотреть этот вопрос детально, он бы объяснил, в чем именно заключается искажение истины, что в его видении означает толерантность и т.д. А заодно привел бы свое определение  истины.
А. Максимов рассуждает: «А что ждет Европу в недалеком будущем? Именно во многом на руках Иоанна Павла II будет лежать кровь, широкими потоками прольющаяся в Европе, кровь гибели ее цивилизации, наконец-то «удачно» заведенной в тупик.»

Ответ:

Папа Иоанн Павел II осудил  тех христиан, чье молчание и безразличие способствовали совершению нацистских преступлений.  Даже если он это сделал не в полной мере. Это очень хороший пример для подражания. Покаяние никогда не приводит к агрессии. Я полагаю, что многим необходимо покаяться сейчас, особенно за те преступления, которые были совершены во время правления Сталина по отношению к советскому народу. Покаяние Папы Иоанна Павла II не может привести к трагедиям, о которых говорит А. Максимов. Это абсурд. Различные кровавые конфликты возникают по вине таких авторов, как А. Максимов, которые публикуют подобные материалы и проповедуют  разжигание национальной и религиозной ненависти.   
Я полагаю, что  следует хорошо запомнить, что сказал Президент России Д.А. Медведев на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности Р.Ф., состоявшемся в Москве 29 января 2009 года.
 «В числе первостепенных задач остается и жёсткое противодействие национализму и экстремизму. Любая пропаганда сепаратизма, национализма, религиозной нетерпимости – это, безусловно, вызов стабильности и единству нашего многонационального государства. Здесь уже нужна не только работа по последствиям, но и эффективная профилактическая деятельность, самое тесное взаимодействие с институтами гражданского общества.»

Я хочу поблагодарить всех авторов, имена и произведения которых не упомянуты в моей статье, но которые помогли мне предоставить фактический материал и веские аргументы для написания этой статьи.