Глава 7 Толкование на книгу Иова

Влас Сергеев
Толкование  на  книгу   Иова

Глава 7
На первый взгляд книга Иова,не несёт в себе таких явных и чётких
пророчеств как например книга Исайи,или книги других пророков.
Но это тололько на первый взгляд.Если взглянуть на сию книгу
образно,да ещё из нашего времени,то получится такая картина:
Как мы знаем из книги Иова,Господь позволил диаволу искусить
Иова,и тот лишил Иова сыновей,дочерей,слуг и всего имения,а
после поразил проказой,как сказано:от подошвы ноги и до темени.
Так вот Иов выступает здесь прообразом Иудейского царства,которое
лишилось защиты Господней,и которое было отдано в руку диавола,
и вот,царство это было отдано в руку диавола после разрушения   
Иерусалимского храма,в семидесятом году нашей эры.
Исайя 1;5-6-7-8-9
Во что вас бить ещё,продолжающие своё упорство?
Вся голова в язвах,и всё сердце исчахло.От подошвы ноги до темени
головы нет у него здорового места;язвы,пятна,гноящиеся раны,
неочищенные и необвязанные и несмягчённые елеем.Земля ваша
опустошена,города ваши сожжены огнём,поля ваши в ваших глазах
съедают чужие;всё опустело,как после разорения чужими.И осталась
дщерь Сиона,как шатёр в винограднике как шалашь в огороде,как
осаждённый город.Если бы Господь Саваоф не оставил нам не
большого остатка,то мы были бы тоже,что Содом,и уподобились бы
Гоморре.
Слово Иова об этом страшном дне:И начал Иов и сказал:Погибни
день,в который я родился,и ночь,в которую сказано:зачался
человек!День тот да будет тьмою;да не взыщет его Бог с выше,и да
не воссияет над ним свет!Да омрачит его тьма и тень смертная,да
обложит его туча,да страшатся его,как палящего зноя!Ночь та,- да
обладает ею мрак,да не сочтётся она в днях года,да не войдёт в
число месяцев!О!Ночь та - да будет она безлюдна,да не войдёт в
неё веселье!Да проклянут её проклинающие день,способные
разбудить левиафана!Да померкнут звёзды рассвета её:пусть ждёт
она света,и он не приходит,и да не увидит она ресниц денницы,за
то,что не затворила дверей чрева матери моей! Иов 3;2-3-4-5-6-7-
-8-9-10
Книга Иова:Ибо ужасное,чего я ужасался,то и постигло меня;и чего
я боялся,то и пришло ко мне;Нет мне мира,нет покоя,нет отрады:
постигло несчастие. Иов 3;25-26
Эти слова Иов произнёс при трёх своих друзьях,пришедших утешать
его.Но как ни странно эти три(утешителя)превратились в самых
безкомпромисных обвинителей Иова,пред Всевышним.
И уже Иов не жалуется им,а укоряет их:К страждущему должно быть
сожаление от друга его,если только он не оставил страх к
Вседержителю.Но братья мои не верны,как поток,как быстро текущие
ручьи.Которые черны от льда,и в которых скрывается снег.Когда
становится тепло,они умаляются а во время жаров исчезают с мест
своих.Уклоняют они направление путей своих,заходят в пустыню,и
теряются:смотрят на них дороги Фемайские,надеются на них пути
Савейские,но остаются престыженными в своей надежде,приходят
туда,и от стыда краснеют.Так и вы теперь ничто,увидели страшное
и испугались.Говорил ли я:дайте мне,или от достатка вашего
заплатите за меня,и избавьте меня от руки врага,и от руки
мучителей выкупите меня?Научите меня,и я замолчу,укажите,в чём
я погрешил!Как сильны слова правды!Но что доказывают обличения
ваши?Вы придумываете речи для обличения - на ветер пускаете
слова ваши.Вы нападаете на сироту,и роете яму другу вашему.
Иов 6;14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27
Так кто же,сии три друга,Иова,и под какой образ или определение
они подходят более всего?Эти три друга,Иова,как бы это не
парадоксально звучало:три Христианские конфессии.Призванные быть
ходатаями и утешителями Израиля,пред Господом,но превратившиеся
в самых ярых обличителей и обвинителей,всего Еврейского народа.
И Иов обращается со скорбью к Творцу:Выводишь новых свидетелей
Твоих против меня,усиливаешь гнев Твой на меня,и беды,одни за
другими,ополчаются против меня. Иов 10;17
И Иов обращается к друзьям с упрёками:Подлинно,только вы люди,и
с вами умрёт мудрость!И у меня есть сердце,как и у вас;не ниже
я вас,и кто не знает того же?Посмешищем стал я для друга своего,
я,который взывал к Богу,и которому Он отвечал;посмешищем -
- человек праведный,непорочный.Так презрен,по мыслям сидящего
в покое,факел,приготовленный для спотыкающегося ногами.Покойны
шатры у грабителей,и безопасны у раздрожающих Бога,которые как
бы бога носят в руках своих.И подлинно:спроси у скота,и научит
тебя,- у птицы небесной и возвестит тебе. Иов 12;1-2-3-4-5-6-7
Иов:Сколько знаете вы,знаю и я.Не ниже я вас.Но я к Вседержителю
хотел бы говорить,и желал бы состязаться с Богом.А вы сплетчики
лжи,все вы безполезные врачи.О,если бы вы только молчали!Это
было бы вменено вам в мудрость!Выслушайте же рассуждения мои,и
вникните в возрожение уст моих.Надлежало ли вам ради Бога
говорить неправду и для Него говорить ложь?Надлежало ли вам быть
лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?Строго накажет
Он вас,хотя вы и скрытно лицимерете.Напоминания ваши подобны
пеплу;оплоты ваши глиняные. Иов 13;2-3-4-5-6-7-8-9-10
Иов:Дыхание моё ослабело,дни мои угасают,гробы предо мною.Если
бы не насмешки их,то и среди споров их око моё пребывало бы
спокойно.Заступись,поручись Сам за меня пред Собою!Иначе кто
поручится за меня?Ибо Ты закрыл сердце их от разумения,и потому
не дашь восторжествовать им.Кто обрекает друзей своих в добычу,
у детей того глаза истают.Он поставил меня притчею для народа и
посмешищем для него. Иов 17;1-2-3-4-5-6
Иов:Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?
Вот,уже раз десять вы срамили меня,и не стыдитесь теснить меня.
Если я и действительно погрешил,то погрешность моя при мне
остаётся.Если же вы хотите повеличаться на до мною и упрекнуть
меня позором моим;то знайте,что Бог ниспроверг меня и обложил
меня Своею сетью.Вот я кричу:обида!И никто не слушает,вопию,и
нет суда.Совлёк с меня славу мою,и снял венец с головы моей.
Иов 19;2-3-4-5-6-7-9
Иов:Помилуйте меня,помилуйте меня вы,друзья мои,ибо рука Божия
коснулась меня.Зачем и вы преследуете меня,как Бог,и плотью
моей не можете насытится?О,если бы записаны были слова мои!
Если бы начертаны были они в книге;резцом железным с оловом,- на
вечное время на камне вырезаны были!А я знаю,Искупитель мой жив,
и Он в последний день воставит из праха распадающуюся кожу мою
сию.И я во плоти моей узрю Бога.Я узрю Его сам,мои глаза ,не
глаза другого,увидят Его.Истаевает сердце моё в груди моей!
Вам надлежало бы сказать:зачем мы преследуем его?Как будто корень
зла найден во мне.Убойтесь меча,ибо меч есть отмститель неправды,
и знайте,что есть суд. Иов 19;21-22-23-24-25-26-27-28-29
Здесь Иов вспоминает свою прежнюю жизнь:О если бы я был,как в
прежние месяцы,как в те дни,когда Бог хранил меня,когда
светильник Его светил над головою моею,и я при свете Его ходил
среди тьмы.Как был я во дни молодости моей,когда милость Божия
была над шатром моим,когда ещё Вседержитель был со мною,и дети
мои вокруг меня.Когда пути мои обливались молоком,и скала
источала для меня ручьи елея!Я был глазами слепому и ногами
хромому.И говорил я:в гнезде моём скончаюсь,и дни мои будут
долги как песок,корень мой открыт для воды,и роса ночует в
ветвях моих,слава моя не стареет,и лук мой крепок в руке моей.
Внимали мне,и ожидали,и безмолствовали при совете моём.После
слов моих уже не рассуждали,и речь моя капала на них.Ждали меня,
как дождя,и как дождю позднему,открывали уста свои.Бывало
улыбнусь им,они не верят,и света лица моего они не помрачали.Я
назначал пути им,и сидел во главе,и жил как царь в кругу воинов,
как утешитель плачущих. Иов 29;2-3-4-5-6-15-19-20-21-22-23-24-25
Упрёк Иова:А ныне смеются надо мною младшие меня летами,те,
которых отцов я не согласился бы поместить со псами стад моих.
И сила рук их к чему мне?Над ними уже прошло время.Люди
отверженные,люди без имени,отребие земли!Их то сделался я ныне
песнию и пищею разговора их.Они гнушаются мною,удаляются от меня,
и не удерживаются плевать пред лицем моим.Так как Он развязал
повод мой и поразил меня,то они сбросили с себя узду пред лицем
моим.С правого боку всаёт это исчадие,сбивает меня с ног,
направляет гибельные свои пути ко мне.А мою стезю испортили:всё
успели сделать к моей погибели,не имея помощника.Они пришли ко
мне,как сквозь широкий пролом,с шумом бросились на меня.Так,я
знаю,что Ты приведёшь меня к смерти и в дом собрания всех
живущих. Иов 30;1-2-8-9-10-11-12-13-14-23
У читателя наверное возникает вопрос:как Иов считающий себя без
греха,стал прообразом Израиля,который как известно далеко не без
грешен?
Да,но и Израиль не видит за собою греха.
А что касается его друзей,то они изначально пошли путём   
вражды.Если бы они в кротости и молитве и с терпением,несли
Израилю благую весть,умоляя Господа о милости к отвергнутому
сыну Его,то возможно ещё в первых веках Господь послал бы
покаяние ему.
Когда закончился спор Иова с друзьями,то появился новый
обличитель Иова,Елиуй.И он говорит такие речи:Вот я,по желанию
твоему,вместо бога,я образован также из брения. Иов 33;6
Подожди меня немного,и я покажу тебе,что я имею ещё сказать за
Бога. Иов 36;2
Потому что слова мои точно не ложь,пред тобою совершенный в
познаниях. Иов 36;4
Больше всего этот обличитель подходит под образ антихриста.
И заканчивается всё покаянием Иова пред Творцом,и угодную
жертву Господню совершает именно Иов,ибо только его лице угодно
Богу.И Иов совершил эту жертву,это будущая вечерняя жертва.
О ней мы будем говорить в следующих главах.