Баня на Мане

Андрей Зуев
Баня, как много в этом звуке для сердца русского слилось! А сколь, чего отозвалось? И для меня и брата, это как песня, которую нет, нет, а захочется спеть. Вот и расскажу, что для сибиряков значит – баня.
 
Для начала я сознаюсь, что испробовал разные варианты Русской бани. Вернее потребление оной в разном виде. И с девочками и с водочкой, и с пивом. Конечно, если баня с девочками, то и обязательно с водочкой.     А  бывало, что я  просыпался,  в предбаннике, на следующее утро, в тошнотном состоянии и не мог вспомнить, парился ли я?  И ни какого удовольствия от бани не оставалось.

Теперь, годы проходят, мы становимся мудрее и понимаем, что надо выбирать, либо мойся, либо пей. Теперь мы в баню даже пиво не берем. Баня это священнодействие!

Баня начинается с того, что мы приезжаем на дачу к брату.Находится она в дачном поселке Манский, естественно на Мане.(Для непосвященных - Мана впадает в Енисей, а он протекает в Сибири.) А мы, это я, брат Сергей и мой спаниель Бим.  Дом и баня заледенели, и весь двор покрыт толстым слоем снега. Я принимаюсь за расчистку снега, а брат растапливает печи в бане и доме. Бимка с упоением носиться по глубокому снегу, только уши и видны на поверхности.  А подготовка к бане подходит к своей кульминации.  Двор расчищен от снега, и на плите в доме вариться что-то вкусное.  И в баню уже натаскано много чистого снега, он утрамбовывается в ёмкость для воды, где тает и греется.  Сергей сообщает, что баня готова.  И мы идем в дом и раздеваемся. Да, именно в доме, а не в предбаннике. Вот мы готовы. На головах войлочные шапки, на плечах простыни и в руках тапочки. И мы пошли в баню. Нагишом, потому, что вокруг ни души. Зима.  По ледяному полу, по снежной дорожке, босиком и не спеша. По пути прихватили из машины «Хан-куль» и подготовили организм для принятия минеральной воды, путем опорожнения мочевого пузыря. Расписались на сугробе. А ноги уже застыли. Быстрее в парилку. Псу одному скучно и он забирается на крышку погреба и наблюдает оттуда за дверью бани.  А мы забираемся на самую верхнюю полку и осознаем, что термометр явно врет и не может быть в бане 80 градусов. Не жарко.  На камни полетел первый ковш воды.  Вскоре потеплело. Но, тело остается сухим и ещё один ковш летит  вдогонку первому. Наконец-то открываются поры на коже, и  выступает пот. Мы покидаем парилку и располагаемся на лавках в моечном отделении.
Сергей готовит веники. О, это особые веники, он их делает с любовью и по особой технологии. Они у него не желтые, а как будто только срезанные, зеленые и пахучие. А технология у него, такова:
 В первой половине лета, Сергей идет к Мане и на её берегу, недалеко от воды, ломает тонкие прутья берёзы.  А предварительно проводит экспертизу, срывает маленький листок с кончика ветки и прикладывает к языку, если не ощутит во рту смоляной горячи, и листик не приклеился к языку, берёза созрела. Затем, уже на своём дворе, он собирает веники. На несколько часов кладет их под гнёт, дабы придать им нужную форму. После этого, укладывает стопки веников в шкафу. Продукция готова.
Вот и наступила основная часть священнодействия. Сергей заходит в парилку и капает на полок несколько капель пихтового масла.
- Заходи брателло-чипурелло.
Я отправляюсь в парилку и занимаю место на обжигающе горячем полке, а  Сергей ждет моей команды в моечном отделении. Плеснув на камни немного воды, я погружаюсь в истому блаженства.  Приятно пахнет хвоей, и волны горячего воздуха опускаются на мое тело. Я уже достаточно прогрелся и зову Сергея. Он заходит, держа в обеих руках по своему чудесному венику.
- Поддать?- спрашивает Сергей.
- Только немного, а то вылечу как ошпаренный.
Камни взрываются от выплеснутой из ковша воды. Раскаленный воздух касается моей спины, и только усилием воли я остаюсь на месте. Сергей осторожно прижимает веники к моей коже и начинает мягко скользить по всему телу. Он не хлещет меня по спине, а лишь слегка похлопывает и попеременно, двумя вениками массирует мои телеса.  Вдруг я ощущаю не привычно резкое давление на мышцы спины. Оказалось, это Сергей черенками прутьев начал постукивать по моему хребту. Немножко больно, но приятно. Температура в парилке поднялась до порога терпимости. Прошу Сергея усилить массаж и похлестать меня покрепче. Он хлещет меня от души,  пока я не взмолился о пощаде. Я чувствую, что и он уже устал. Я отпускаю брата и сажусь на полке, продолжаю хлестать себя уже своими руками. Всё, уже тяжело. Выхожу в «мыльню»  и сажусь на лавочку.
- Ну, спасибо брателло, ты меня хорошо отвалтузил.  Пойду охолонусь.
Я снимаю свою шапочку и выхожу на двор. Ослепительный свет бьет по глазам, заставляя жмуриться и, не стазу выпуская меня из-под навеса. От меня валят клубы пара и растворяются в морозном воздухе. Я прохожу по заснеженной тропке за баню, туда, где у Сергея  летом стоит теннисный стол, а сейчас сугробы нетронутого снега. Я падаю лицом в снег и ощущаю сильнейший термический удар, от соприкосновения кожи со снегом.
На первый раз хватит! Подскакиваю и бегом в парилку. С меня, растаивая, сползают снежные лавины. Я укладываюсь на полке, не замечая его температуры. Освободившись от талого снега и приведя температуру своего тела в норму, я выхожу в «мыльню» и отправляю брата греться. Затем, вся операция с обработкой тела вениками, повторяется, с той, только разницей, что я допускаю более жесткий контакт. А с улицы Сергей принес охапку снега, и мне  еще пришлось растирать его спину. Через несколько минут, мы снова сидели в парилке и время от времени кидали на камни немного воды. Распарившись, снова и снова бросались в снег, уже не просто на несколько секунд, а поворачиваясь с живота на спину и растирая сам себя пригоршнями снега. Всё дольше и дольше грелись в жаре парилки. Но всему есть предел,  мы уже устали. И так же дольше стали отдыхать на лавочках  моечного отделения.  Хорошо освежает «Хан-куль», так же пьется хорошо и заваренный на  веточках смородины чай. Да и баня стала остывать, Сергей больше дрова не подкладывал.
Спасибо тебе, Русская баня! Выходим из бани в одних тапочках и наброшенном полотенце. Заходим в теплый дом, где нас ждет кое-что вкусное. И не портим наслаждение алкоголем. Спасибо тебе Баня, до новых встреч.