Мастер айкидо

Игорь Исетский
 (Опубликовано в журнале "Сибирский край", выпуск 15.)

«Удар, удар, ещё удар, опять удар – и вот
Борис Будкеев (Краснодар) проводит апперкот…»

(В.Высоцкий, «Песня сентиментального боксёра»)

   Мишка Меренков был старостой в группе. Потом он покинул этот пост. Вместе с общественной должностью Михаил оставил свою общежитскую комнату. То ли раздоры там какие были, то ли по другой причине.
   
   Поселили Меренкова у нас. По вечерам мы стали подолгу общаться с ним. Обнаружилась масса общих интересов. Вскоре мы стали практически неразлучными друзьями.
   
   Мишка служил в морской пехоте. Владел экзотическим видом единоборств – айкидо. Это такая борьба, где тоже бьют и руками и ногами. Но в айкидо очень сложные стойки и всяческие другие хитрости. Однажды Мишаня зашёл на занятия институтской секции карате. Тренер каратистов зная, что Меренков владеет каким-то видом борьбы,  предложил ему спарринг. Из короткой схватки Миша вышел победителем, а каратист, добродушно принявший поражение, только удивился: «Как это ты ловко прыгаешь».
   
   Однако я веду к тому, что владение хитрыми приёмами порой создавало определённые сложности, как самому Меренкову так и тем, кто в определённые жизненные моменты оказывался с ним рядом.
   
   Дело в том, что иногда Миша вдруг начинал применять свои жестокие приёмы в различных общественных местах, где возникал какой-либо скандал.
   
   Однажды мы что-то отмечали с Меренковым в свердловском ресторане «Малахит» (у нас его называли «малахай»). Я сидел за столом, а Миша пошёл оттанцевать быстрый танец. В толпе его случайно толкнули. Эти толчки обычны на небольшом участке танцпола, и редко кто обращал на них внимание. Но Мишка был не таков. Он в ответ так двинул тазом назад, что его невольный обидчик полетел на пол. Друзья упавшего бросились к Мише, но он нанёс несколько резких ударов. После того как закончилась музыка и танцоры двинули к своим местам, стало видно, что с пола пытаются со стонами подняться двое или трое человек.
   
   Из-за столика напротив решительно встало трое парней, очевидно, друзей кого-то из поверженных.
   
   Я схватил полный фужер с вином и крикнув: «Сидеть!», - выплеснул его в лицо одного из ребят. Тот схватился руками за глаза, а потом все трое стали выходить из-за стола, зловеще поглядывая на меня. А Мишки уже не было. Он, видно, вышел в фойе. Что же делать? Пару лет я занимался карате. И случались у меня схватки с несколькими соперниками на улице. Но там проще. Растянешь нападающих и бегаешь от одного к другому, нанося удары, не давая окружить себя. Здесь же совершенно иная ситуация. Я начал озираться: неужели в субботний вечер в ресторане нет никого из наших? Ведь всегда кто-нибудь есть. Лихорадочно осматривал зал, но знакомых лиц не находил. Мой взгляд невольно остановился на столовых приборах. И тут справа от себя я услышал:
   - Так, кенты, вам же сказано было сидеть.
   
   Посмотрел вправо. Неподалёку от меня тоже поднялся на ноги мой сокурсник Коля Борзов, высокий чернявый паренёк с шикарными усами. Он отдыхал с дамой.
   - Вот тот, тот и тот столик – всё наши кореша сидят, имейте в виду, - Николай указывал пальцем в первые попавшиеся ему на глаза столы - я-то знал – никого там из студентов института нет.
 
   Однако слова Кольки возымели своё действие. Ребята, приготовившиеся напасть на меня, смиренно присели.
   
   Благодарно махнув Борзову рукой, я вышел в фойе и увидел, как Меренков продолжает драку ещё с парочкой оппонентов. Быстро расправившись с ними, Михаил зашёл в мужскую комнату. А в это время избитые делегировали ко мне своего представителя.
   - Молодой человек, - обратился тот ко мне. - Вы ведь с этим товарищем, который… Ну, который сейчас…
   - Да я всё видел. Что вы хотели?
   - Ваш друг, он сильно разошёлся, сказал, что это ещё не конец. Мы бы хотели на мировую, короче.
   - Хорошо. Попробую усмирить товарища.
   
   Тут из туалета один за другим выскочили двое человек, а следом за ними разъярённый Мишка. Убегавшие быстро скрылись в зале.
   
   Я позвал Михаила. Он подошёл и вдруг с криком:
   - Этот тоже из их компании! - ударил моего собеседника.
   - Мишка, они хотят мировую! - крикнул я, отводя рукой паренька, и тут же соскользнем получил удар, предназначавшийся тому.
   - Прости, Игорёха, - сказал Михаил и остановился.
   
   Тут злость охватила уже меня.
   - На мировую, говоришь! - вскрикнул я и, собственно, передал парню удар, который только что словил вместо него.
   - Да, да! Мир, парни! - быстро заговорил тот. - Пойдёмте к нашему столу. Ну, хватит уже драться.
 
  Мы успокоились и присели за столик к недавним врагам.
  Миша рассказал, что те парни, которые выбежали под его пинками из туалета, пытались одолеть его хитростью. Они напали на него, воспользовавшись тем, что руки Михаила некоторое время были заняты, но Меренков и в той непростой ситуации быстро сориентировался и дал такой отпор, что драчуны спаслись бегством.
   
   Мишаня, приняв мировую, уже сидя за столом за столом "капитулировавшей" стороны, всё пытался отыскать глазами тех, что скрылись от него в зале.
   - Я ещё разберусь с ними, - нервно приговаривал он.
   
   Инцидент исчерпан, думал я. Слава богу, обошлось без участия милиции.
   
   Наконец мы вышли на улицу и направились к стоянке такси. Неожиданно Михаил сказал:
   - Да вот же тот, который убежал, - и, подскочив к какому-то парню, нанёс ему короткий апперкот в подбородок. Человек на момент оторвался от земли и тут же рухнул навзничь.
   
   Склонившись над ним, я заглянул в его затуманенные глаза. Однако парнишка уже приходил в себя.
   
   Кто-то требовал вызвать милицейский наряд, а мы с Меренковым уже без очереди влезали в подошедшее такси.
   - Шеф, давай быстрее, - попросил я таксиста.
   
   Тот понимающе кивнул и дал по газам.
   
   Вот такие истории иногда случались с теми, кто оказывался с Михаилом на известных «мероприятиях». Зато, находясь рядом с ним, любой чувствовал себя в полной безопасности. Это примерно то же самое, что пойти по злачным местам со Стивеном Сигалом.*

* - Стивен Сигал – известный американский киноактёр и спортсмен. Обладатель чёрных поясов по айкидо и ряду других единоборств.

   На фото: в нижнем ряду справа - наш мастер айкидо.
Автор чуть выше и левее его.

   Ещё один рассказ о мастере айкидо: http://proza.ru/2010/05/16/660