Мой бешеный скороход. часть первая. глава первая

Инна Лимонова
               
Памяти моих, умерших от рака друзей: Руслана Галимова, Светланы Алешковой , Леонида Остапенко , Валерия Сурова , Олега Маленко , Юрия Колесникова , учителей Ефима Григорьевича Ховива и Алевтины Павловны Александровой  посвящаю эту книгу.

МОСКВА. ЗРЕЛОСТЬ. 2000 ГОД
ГЛАВА 1. СНАЧАЛА БЫЛО СТРАШНО

Как и все, я не была готова к этой болезни. В 2000 году мне было 45 лет, пять лет назад я переехала из Татарстана в Подмосковье, в  судьбе моей было много неясного, в планах на будущее царили хаос и неразбериха.
Нужно ли упоминать, что работала я в то время ответственным секретарем журнала "Дорожный патруль" ( вы знаете одноименную телепрограмму -  в 2000 году это была одна редакция с нашим журналом). Вопросы жизни и смерти , единственные, интересовавшие  телепрограмму и наш журнал , словно бы приелись и стали привычными и обыденными, мы, конечно, планировали с ближайшего номера заняться на страницах журнала разбором причин человеческих несчастий, но так всерьез и не занялись - за неимением средств на издание, весной 2000 года журнал закрыли.
Необходимость искать другую работу в очередной раз не совмещалась с необходимостью лежать в больнице. Уже давно я чувствовала себя неважно, но не хватало времени показаться врачам. Безработность обеспечивает нам преимущество перед работающими - свободного времени - целая куча.
Я не люблю больницы и поликлиники. Не знаю почему, может быть оттого, что в этой жизни у меня было много знакомых врачей, я не слишком верю, что в их силах предотвратить неотвратимое. Я заметила, что врачи зачастую пугливее своих пациентов, они просто замирают от ужаса, узнав что-либо, на их взгляд, непоправимое о состоянии вашего организма. Замирают не только от сочувствия к вам, чаще они подсознательно переносят ваше состояние на себя. И очень страдают, бедные.
Внезапно появившееся свободное время  привело меня в поликлинику. Я плохо себя чувствовала -  это точно. Под левой подмышечной впадиной любой желающий смог бы нащупать шишку.
После полубессмысленной толкотни у кабинетов мытищинской районной больницы судьба направила меня к хирургу московской онкологической больницы №1 на улице Волочаевской Андрею Юрьевичу Фомину. Он осмотрел  место, которое я ему  указала,погрустнел и предложил взять пункцию и , возможно, прооперироваться . Я не  спорила, особенно с того момента, как узнала результаты пункции . Операций понадобилось две, мы их с  Фоминым выдержали - анализ дал малоутешительный результат: в удаленном лимфоузле обнаружили меланому. Это злокачественная опухоль. Фомин, страдая от необходимости сообщить мне об этом, сообщил.
- Да не расстраивайтесь вы так,- попыталась я утешить его, пережив первые минуты невыразимого отчаяния.- Вы лучше скажите, сколько мне жить осталось. У меня ведь семья на руках.
Он посмотрел на меня участливо и удивленно.
- Не знаю. Честное слово, не знаю…
Горевать было некогда. Срочно нужно было что-то предпринимать. В смысле семьи, разумеется . В смысле моей опухоли все уже было предпринято. Ее удалили, и другому лечению я не подлежала. Лимфосистема - это ведь весь организм. Облучать его весь - нет  смысла . Где опухоль вырастет в следующий раз и когда - знать не может никто . Кроме Бога, наверное .Оставалось укреплять иммунную систему. Потому что от этого хотя бы нет вреда . А от облучения - есть . На том и порешили.
Мне назначили уколы реаферона . Столько ,сколько выдержу , столько и колоть эти уколы. Ну и сколько потяну материально . Меня утешили ,сообщив , что я не всю жизнь буду колоться за свой счет . Месяцев через пять-шесть у меня будет возможность получить инвалидность, не ниже второй группы , и тогда государство возьмет на себя обязательство обеспечивать меня лекарствами бесплатно .Оставалось всего- ничего - протянуть эти пять месяцев.
Давайте условимся, все, что я расскажу про онкологическую больницу №1 на улице Волочаевской дальше - ни в коей мере не характеризует ее с отрицательной стороны.Там для меня сделали очень много хорошего и заведующий отделением,и врач -анестезиолог, и медсестры . А Фомину я буду признательна, даже если завтра меня повезут в неизвестном направлении с головой покрытую белой простыней - я искренне благодарна ему, что прожила после его умело проведенной операции уже семь лет и эти годы были во многом счастливее предыдущих сорока пяти.
Но пока вернемся к последовавшему вслед за днем, когда я осознала, что не в силах ничего изменить в своей жизни, утру.
 С вечера, вернувшись после беседы с Фоминым в палату и послушав жалобные разговоры соседок, я поняла, что в больнице мне долго не пролежать - от одного вида неизлечимо больных людей можно было бы помереть. По крайней мере, мне такая жизнь точно не подходила.
 Я переобулась и вышла на улицу. Идти в больничной одежде, мало скрывающей бесконечно мокнущие под мышкой бинты, мне было некуда. Дома меня никто не ждал - имевшийся к тому времени номинальный муж по всякому мельчайшему поводу впадал в боязливость и непосредственно за этим - в состояние амнезии, другими словами –запивал . Пугать его своим видом мне не хотелось. Тогда я пошла в магазин и купила водки. Вернувшись в палату, предложила соседкам составить мне компанию, но они отчаянно замахали на меня прооперированными конечностями. Пришлось пить одной. Тоска немного отодвинулась, в голове роились мысли о том, что будет с матерью ,которая находилась в психиатрической больнице по причине постоянных , казавшихся окружающим беспричинными, страхов и позывов к суициду, что будет с сыном , с трудом пытавшимся выбраться из депрессии после убийства в 1995 году его брата – близнеца. Хотелось еще выпить и заплакать, кажется потом мне это удалось. Плакала я молча, чтобы не разбудить уснувших соседок.
Утром на лестнице меня остановил солидный мужчина в белом халате. Я знала, что это профессор Демидов, но мы с ним знакомы небыли и я удивилась, когда он со мной заговорил.
- Ну и что вы теперь собираетесь делать? - он сразу начал с вопроса.
- В каком смысле? - не поняла я.
- А в прямом…Я был у вас на операции. У вас все очень серьезно. Медлить нельзя.
- А что надо делать? - продолжала недоумевать я.
- Нужно доставать лекарства. Они дефицитные и дорогие. Но я берусь их вам достать. Если у вас  есть деньги, конечно.
- А сколько нужно денег?
- А сколько у вас есть?
Такая деловитость меня вывела из себя. Деньги у меня были, но этого человека волновало единственное - чтобы они поскорее все без остатка перекочевали в его карман.
- Я должна подумать над вашим предложением, посоветоваться с лечащим врачом…
Демидов вовсе не затем за мной охотился, чтобы я советовалась с лечащим врачом. Я была его добычей, добычей профессора, а не какого - то там оперирующего хирурга. Это у Демидова на кабинете золотая табличка, а не у Фомина. Он взглянул на меня разочарованно, чуть ли не сердито: " Смотрите, здесь промедление смерти подобно…". И удалился с достоинством, пошел, видимо, искать еще какого-нибудь денежного и безнадежного больного.
Все бы ничего, ну остался неприятный осадок, ну не оправдала я профессорских надежд, не выложила всю наличность за его золотую табличку …Только через пару дней он снова поджидал меня на лестнице . Я буквально за час до этого узнала, что необходимые мне лекарства продаются в аптеке без рецепта . Цены серьезные, но главное - все можно купить . А тут снова Демидов: "Ну что, надумали?"
- Прекратите ходить за мной, как смерть с косой! Все, что мне необходимо, продается в аптеках. А вам должно быть стыдно, профессор.
- Тогда пеняйте на себя,- он с досадой махнул рукой и двинулся по лестнице подыскивать новую жертву. Он ее в этот же день нашел. Она лежала в нашей  палате. Ее щедрые, перепуганные  родственники притащили Демидову денег. Он взял, а помог ли - не знаю - результат в этой области медицины, как правило, печальный. Чудесные излечения - скорее исключения, чем правило.
Заклинания Демидова меня разозлили - спасибо ему и на этом. Когда, дожидаясь на больничной койке неизвестно чего и размышляя о причинах человеческих несчастий и человеческого жлобства одновременно, вдруг поняла, что

РАКА НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ, ХОТЯ БЫ ПОТОМУ, ЧТО ЭТО НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА,
 мне стало ясно, что нужно делать.

В тот же день я попросила Фомина выписать меня домой. Он поинтересовался причиной такого решения - мой послеоперационный период должен был длиться предположительно месяц. А потом еще четыре месяца - лечение дома по больничному листу. Зачем только  нужен больничный, если я - безработная?
- Я не хочу здесь лежать с больными...- ответила я на  вопрос Фомина.
Тот удивленно поднял брови. Потом я узнала причину его удивления. Я в этой палате была самой безнадежной. Из семи человек . Пока мои документы готовили к выписке, заведующий отделением привел в палату студентов . Они проходили практику - изучали на нас особенности злокачественных опухолей.
- Разденьтесь, - предложил он мне. - Повернитесь спиной.
Я поспешно раздевалась и поворачивалась, а он будничным тоном объяснял:
- Здесь мы имеем дело с метастазами…
- Как с метастазами? - я искренне изумилась.
- Не спорьте, я лучше знаю…
Я и не спорила. Я опять переживала страшные минуты. Срок моего пребывания на этой земле сокращался, как шагреневая кожа. Хорошо, если эти студенты хотя бы успеют что-нибудь изучить. Студенты по очереди меня щупали. Сначала спину, там тринадцать лет назад, еще когда я жила в Набережных Челнах , мне удалили внезапно появившуюся родинку . Оперировал тоже онколог, но про рак он мне ничего не сказал . Потом студенты щупали  меланому. Вернее то место, где она недавно была.
- Это и есть метастазы …- подытожил врач.
Компания, удовлетворенная, направилась к выходу . Кое-кто со мной сочувственно попрощался.
Что мне оставалось после таких сообщений? Я приняла решение уносить ноги. Пока они меня несли…
Еще раз уточню: за все, что со мной  сделали в больнице на Волочаевской , я искренне благодарна всем ее обитателям. И в первую очередь - врачам. Я получила очень сильную психологическую встряску, мне ничего не оставалось, кроме как серьезно задуматься:

           ПОЧЕМУ ИМЕННО СО МНОЙ, ИМЕННО ЭТО ПРОИСХОДИТ?

У меня теперь даже испугаться , как следует, не оставалось времени - нужно было позаботиться о семье.
С  так называемым мужем я решила немедленно разъехаться - он своим отношением к жизни действовал на меня удручающе. Он всю жизнь паниковал и по менее серьезным поводам, например из-за того, что кто-нибудь из гостей может в ванной тайно вытереть руки его полотенцем. Моя забота о нем, то есть наш с ним по моей инициативе разъезд, его глубоко тронули - он от всего сердца помогал мне переезжать на снятую мной квартиру. По возможности ни за что в этой жизни не отвечать - было для него главнейшим принципом. Отвечать за что-либо ему казалось опасным. Мало ли как у нас все складывалось до моей болезни - он уверял, что любил меня.Но теперь же я  безнадежно больна…Короче, он всю душу вложил в мой переезд.
Я смотрела на него, как он суетится, боясь откровенно продемонстрировать свое облегчение, и презирала .Все-таки мне в детстве внушили, что замуж выходят для того, чтобы иметь на случай невзгод рядом сильное плечо. Сейчас я видела как он отчаянно трусил, мельтешил.  Я с облегчением закрыла за ним дверь своего нового, незнакомого жилища. Я спросила себя, глядя в темное зеркало: "Если ты все равно когда-нибудь станешь такой же пугливой и такой же в своей пугливости отвратительной, стоит ли тебе сопротивляться и цепляться за эту жизнь?"
С матерью и сыном было много сложнее. И в чем-то проще. Все же мы были родные, я могла рассчитывать на их понимание, даже если  была преступно неправа, как и они могли рассчитывать на мое. Мой переезд в отдельную квартиру означал, что я ограничиваю их право вмешиваться в мою жизнь. А главное: мое право вмешиваться в их жизнь. Посмотрев на наши отношения со стороны, я поняла, что мы не просто существовали в одном пространстве, мы отравляли друг другу жизнь. Каждый доказывал каждому право подчинять своим представлениям поведение остальных . Наша семейная жизнь протекала в борьбе. На борьбу у меня сейчас не было сил. И я перестала бороться. Мама на неопределенное время осталась в больнице, сын остался  в нашей квартире со своей подругой, с которой они вечно ссорились, но жизни друг без друга  пока не представляли. Я определилась с маминым врачом, она сама предложила о ней позаботиться, если со мной что-нибудь случится. Финансовые моменты мы тоже с ней обсудили. Вот вы сейчас подумали обо мне: "Заплатила и отвязалась от матери…" Возможно вы и правы, только что бы вы сами, интересно, сделали , если просто никто не знает, сколько вам дней , недель или месяцев осталось жить? А мама, когда я  в одно из посещений все же поддержала без конца заводимый ею разговор о моем здоровье (слухи о моей болезни до нее очень быстро добрались) задала мне вопрос в лоб: "Ты умрешь, а как же буду я?"
Ну и довольно об этом. Короче, я дала волю здоровому эгоизму, возможно, впервые в жизни я решила прекратить назойливо заботиться о близких . И не позволять докучать мне своими заботами. Впрочем, никто сильно и не домогался. О том, что на самом деле здоровье человека  - это его личная проблема, я отчетливо поняла на сорок шестом году жизни. Пролетарский писатель Максим Горький, на мой взгляд, очень точно подметил:

                "ЧЕЛОВЕК СВОБОДЕН , ИБО ОН ЗА ВСЕ ПЛАТИТ САМ"

Теперь вы понимаете, для чего я пишу эту книгу? Нет? Я и сама не совсем это понимаю. Возможно, еще раз хочу убедиться, что все делала по наитию, но, как оказалось, так было и нужно.
 А скорее всего потому, что в тот тяжелый для меня период я практически осталась наедине с книгами. И они мне многое подсказали. Ведь, хотя Фомин, который год назад осматривал меня, и сказал , что шесть лет жизни после второй операции - это еще не результат, я с ним впервые принципиально не согласна . Еще какой результат! Оглядываясь сейчас на прожитые мной после второй операции годы, я уверена в том, что они отличались от всех предыдущих по качеству.
У меня в эти годы появилась новая, любимая работа, успех в которой зависит только от меня самой. Она приносит мне чувство уважения к себе и деньги. Она забирает все мое свободное время и на тяжелые мысли  его почти не остается.
Ко мне в эти годы пришла новая любовь - теперь я постоянно чувствую, что в моем доме есть сильное плечо. Теперь я уверена, что мой муж  не сбежит впопыхах, узнав о том, что  я могу слечь, потому что он женился на мне, зная обо всем, что его может ждать.

Сутулой спиною прохожий похож на тебя.
Но окликов резких усталые люди не любят.
Они в нас внезапно надежду на встречу разбудят.
И горечь досады разбудят. Чуть-чуть погодя.

Стоим друг пред другом - чужие – не та и не он.
Как холодно в сумерках вывесок светит неон!
Простите, прохожий. Я снова ошиблась. Похожих
На вашу усталую спину вокруг миллион.

Еще не единожды окликом я ошибусь.
Еще не однажды окликнут меня по ошибке.
Но в мире огромном, скупом на любовь и улыбки ,
Надеждой на встречу несбыточную  задержусь.

Теперь у меня есть свой дом. Он, хотя и потихоньку, становится  именно таким домом, какой мне был нужен.

Теперь мне есть, что терять, и потому я буду беречь эту жизнь, вкушать ее, как изысканное вино и благодарить Бога, врачей и книги, которые научили меня  этой великой премудрости - просто жить.


Но давайте не будем забывать, что  я ни в коей мере не врач . Я писатель и журналист , и еще - я тот самый человек, который находится внутри темы, по которому студентов учат распознавать эту загадочную болезнь. У меня нет рецептов, как ее излечить .У меня есть только опыт - как с нею жить . И как при этом радоваться жизни .Эта книга - рассказ о том, как все последние шесть лет я шла к пониманию, что же такое нормальная счастливая жизнь с неизлечимым заболеванием . Все, что мне казалось приемлемым из советов авторов множества прочитанных мною в то время книг, я сразу проверяла на себе .Это отнимало у меня много времени: и само чтение, и применение советов, вычитанных в книгах .Очень хорошо, что отнимало, потому что я уверена , что

БОЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО КАК МОЖНО МЕНЬШЕ ЛЕЖАТЬ В ПОСТЕЛИ.

Все не так плохо в твоей жизни, пока ты можешь сам себя обслуживать. Когда мне после многочасовой операции и сна под наркозом принесли утку - я искренне изумилась – зачем? Я почему-то считаю, что пока тебе стыдно в присутствии посторонних людей пользоваться уткой - у тебя есть все шансы надолго остаться ходячей. И даже  когда уже всем, и тебе в том числе, понятно, что шансов нет, нужно постараться встать, сходить в туалет и почистить зубы. Так сделала моя подруга Светлана, тяжело и долго умиравшая от рака. Я дежурила у нее в больнице в последнюю ночь перед ее кончиной. Ночью мы каждые три часа кололи наркотики, чтобы облегчить ее нестерпимые боли. А утром она сказала, что хочет умыться и почистить зубы. И позволила только слегка  себя страховать по пути в умывальник.
Так сделала моя любимая школьная учительница Алевтина Павловна: она попросила принести в палату фен и бигуди, и умирала мужественно, с хорошо уложенной головой, как будто в ближайшее время ей предстоит спешить в класс на урок.
А тем более, если у вас, как у меня - еще куча  нерешенных вопросов и незавершенных дел - в постели нужно постараться проводить как можно меньше времени. Это не значит, что не нужно отдыхать. Стоит прилечь на полчаса, если чувствуете усталость. Я, как правило, завожу будильник перед тем как лечь, и через сорок пять минут он звонит. Даже если не удалось сразу заснуть, пятнадцати минут бывает достаточно, чтобы почувствовать себя бодрой. Нужно понять, чего мы при этом добиваемся. Во-первых, мы бережем драгоценное дневное время, чтобы успеть что-то важное для своего здоровья сделать. Во-вторых, мы не хотим ночью, когда все спят, ворочаться в постели и думать о грустном. Ночью нужно спать, человек так устроен, иначе днем он будет вялым и ничего полезного не совершит. Даже если ночью не спится, нужно любыми подходящими способами заставить организм расслабиться: кому-то подходит легкое снотворное, кому-то алкоголь ( я, бывает , принимаю его, но тут есть большой минус: после того, как с вечера выпил, просыпаешься под утро, когда организм еще не отдохнул, начинаешь функционировать раньше обычного и к тому времени, как все встают, уже снова чувствуешь себя не выспавшимся ).
О своем отношении к алкоголю я расскажу ниже, а сейчас закончим с борьбой с бессонницей. Нет, не с борьбой, в том-то и дело, что с ней не нужно бороться, борьба предполагает усилия, а нам ведь нужно расслабиться . Нужно так жить ,чтобы ближе к ночи хотелось спать и засыпалось. Я, например, заметила, что когда я более менее регулярно посещаю бассейн (хотя бы два раза в неделю по утрам), с засыпанием у меня проблем нет . Но, когда получалось ходить в бассейн вечером после работы, уснуть потом удавалось с трудом .Вообще - вода мне просто необходима в жизни - бывали моменты, когда два-три ведра холодной воды ,вылитые на голову , выводили меня из очень серьезных депрессий. Правда ненадолго, на день-два. Ну и что? Через два дня - опять три ведра холодной воды на голову - заметьте, не на плечи, а на голову, желательно на самое темечко.
Еще необходимо много пить воды, еще нужно временами чистить водой кишечник, еще нужно, находясь на отдыхе, вечерами сидеть на берегу и смотреть на воду - об этом подробнее я расскажу позднее. Сейчас мы о том, что по ночам необходимо спать. А если заснуть не удается, нужно как учит моя очень мудрая подруга, молиться. Не знаете молитв, молитесь своими словами. А утром, проснувшись, найдите и выучите хотя бы "Отче наш" или "Богородицу".
Говорят, хорошо засыпать под спокойную музыку, желательно классику, я сама пока не пробовала, но попробую обязательно. Привычки нужно время от времени менять. На то они и привычки, что к ним привыкаешь и они начинают слабо действовать. Я убеждена, что
ЧЕЛОВЕК , ЕГО ПРИВЫЧКИ И ХАРАКТЕР ДОЛЖНЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ НЕОДНОКРАТНО МЕНЯТЬСЯ.
Я не воспринимаю осуждающего тона, когда, знаете, долго кого-нибудь не видишь, а потом встречаешь, разговариваешь, и он тебе разочарованным голосом вдруг заявляет: "А ты изменилась ". Будто бы ты дебил или кретин, и должен навечно застрять в детстве…
Ну так вот, заканчивая про бессонницу: нужно научиться так спать, как спят люди с чистой совестью .В нашем с вами случае совесть тем чище, чем больше за предстоящий день мы успеем сделать для того, чтобы нашим близким было легко и счастливо жить рядом с нами . А чтобы много успеть - нужно рано вставать. Да, это вам заявляю я, творческий человек ( как известно, большинство творческих людей - совы. Заметили, редакции и издательства очень редко начинают работать в десять часов утра , я уж не говорю про девять . Просто таким "ранним утром " на работу творческих людей не соберешь). Так вот, существуют исследования ученых, подтвержденные экспериментами, доказывающими, что утренние часы - самые плодотворные в творческих профессиях. Я и без исследований ученых знаю - у меня  утренние часы - наиболее эффективные по работоспособности. Все, на что с вечера требуется час, утром я сделаю за полчаса. Я и решения все судьбоносные привыкла принимать утром, и книги свои писала в утренние часы.
Условимся в очередной раз: высказываемые мной здесь соображения не являются догмой. Мне, как и всем, известно, что люди делятся на сов и жаворонков. Но вдруг вам просто кажется, что вы сова? Попробуйте перестроиться. Мы же только что говорили о том, что привычки должны меняться. Вдруг вашему организму как раз не хватало такого графика: раннее пробуждение (было время, когда идеальным для себя я считала подъем в 5 часов утра, тогда до пробуждения домашних я успевала два часа поработать за пишущей машинкой в тишине и выполнить свою утреннюю норму) и довольно раннее засыпание - в 10 часов вечера .Это тоже не я придумала, что самый продуктивный, здоровый отрезок сна - до полуночи).
ТОЛЬКО НЕ НУЖНО СЕБЯ НАСИЛОВАТЬ, СТОИТ СРАЗУ ДОГОВОРИТЬСЯ О ТОМ, ЧТО ВСЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЫ ПРИМЕНЯЕМ ПО УБЕЖДЕНИЮ, А НЕ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ.
Вы спросите меня, чем вам нужно заниматься, пробудившись в столь раннее время?
Хороший вопрос - не все же пишут книги. Действительно не все, но во многих прочитанных мною книгах о восстановление здоровья сообщается о том, что 5 часов утра - самое подходящее время для клизмы. Впервые о необходимости чистить кишечник я вычитала у Алексея Толстого. По-моему это была статья, к сожалению, не помню ее точного названия, ну что-то из советов начинающим литераторам. Меня тогда поразило, что классик считает необходимым об этом написать, а позднее, когда я на себе прочувствовала всю тяжесть чрезмерно заполненного кишечника и легкость своего состояния с промытым, освобожденным кишечником, я поняла, что Толстой и в практических советах своих был гениален. Он не был чужд простых человеческих радостей, любил поесть и выпить, но для того, чтобы работать, и перед тем, как сесть за работу, предпочитал освободить свой кишечник от всего лишнего, мешающего, представьте себе, сосредоточиться на более существенном, чем последствия вчерашнего переедания  Клизмы нужно делать по схеме:
1 неделя  - клизма  каждое утро,
2 неделя - клизма через утро,
3 неделя -  клизма через два утра на третье, т. е 2 раза в неделю, а затем - клизма раз в неделю, всю оставшуюся жизнь. Рекомендуют делать клизму с помощью полуторалитровой спринцовки в позе "Березка", именно в период с пяти до шести часов утра. В этот период кишечник наиболее восприимчив к подобным процедурам. Врачи не советуют увлекаться клизмами, потому что человек, почувствовавший облегчение от таких промываний, как правило, пытается еще существенней улучшить свое состояние и злоупотребляет. Нужно помнить, что цель этой процедуры не в том, чтобы вымыть из кишечника всю так необходимую ему естественную флору, а просто помочь ему освободиться от того лишнего, что он вчера себе за обедом и ужином позволил.
Для того, чтобы не усложнять себе жизнь бесконечными постановками своего организма в позу "Березка" в столь раннее утреннее время существует еще масса способов очищения желудочно-кишечного тракта. Своим изобретением я считаю следующий способ, который по моему личному убеждению дал основной эффект по восстановлению иммунитета в тот послеоперационный период 2000 года, о котором я рассказала в начале книги. В сущности, мое изобретение состояло в том, что я смешала древний рецепт из системы Ниши (восточная медицина) и народный способ, которым широко пользовались медики у нас на Урале, борясь с последствиями утечки радиации после ее выброса  на предприятии "Маяк"в речку Теча , когда еще не зная о страшных последствиях утечки радиоактивных веществ, люди стали тяжело болеть и умирать.
Ниши считает, что могучим средством борьбы с раком является принимаемый натощак свежевыжатый  сок пяти овощей и фруктов, произрастающих именно в той местности, где родился или живет больной. Обратите внимание: именно пяти, и именно родной местности. "Значит, в моем случае - это не грейфруты и не киви,"- легко догадалась я. И тут же вспомнила, как в 1961 году, нас, челябинских первоклашек, буквально закармливали в школьной столовой свеклой.Чуть ли не насильно и абсолютно бесплатно. На наше оздоровление были выделены деньги из бюджета и на них закуплены тонны свеклы. Родители обсуждали этот бесплатный свекольный завтрак между собой, и тогда я впервые услышала, что свекла в народе считается сильным противораковым средством. Потом был Чернобыль, и семью моей, живущей тогда в Киеве подруги, тоже настойчиво кормили свеклой за счет городского бюджета. Правда, там еще добавляли красное виноградное вино, ну  о вине разговор особый, в школе первоклассников им вряд ли бы стали поить, даже при такой смертельной опасности.
Перенеся  рецепт из системы Ниши  на нашу русскую почву, я изобрела свой рецепт:
ОДНА НЕБОЛЬШАЯ СВЕЖАЯ СВЕКЛА, ОДНА НЕБОЛЬШАЯ СВЕЖАЯ МОРКОВЬ, СРЕДНИХ РАЗМЕРОВ ЯБЛОКО, БЕЛОКОЧАННАЯ КАПУСТА (сколько поместится на ладони) И ОДИН ЛИМОН БЕЗ КОЖУРЫ, НО С БЕЛОЙ ОБОЛОЧКОЙ . Все это пропускается через отечественную соковыжималку (импортная соковыжималка свеклу как нужно не отожмет),перемешивается и выпивается натощак . Можно запить этот сок водой, так как получается он довольно густой, и с водой лучше переваривается .
Сырая свекла вообще имеет вкус специфический, мне не сразу удалось почувствовать удовольствие от напитка. Точнее -  я его едва выпила. Экзотический фрукт лимон потому и попал в этот букет, что, помимо того, что он содержит массу витамина С, всегда необходимого организму, он еще имеет свойство отбивать вкус других продуктов. К примеру, на мой взгляд, чай с лимоном, вовсе даже и не чай, а нечто с лимоном.
Так или иначе, сразу после выписки из больницы я начала принимать этот сок. Время, возможно, было не совсем удачное, овощи только появились, ранние и привозные, никто не считал, больше в них вредного или полезного в связи с их скороспелостью ( дело было в мае ), но мне казалось, что важнее не упустить время. Людям, которые собираются начинать пить сок из профилактических соображений, я всегда советую дождаться хотя бы середины июля, когда появление молодой свеклы, моркови, капусты и яблок на рынке выглядит более естественно. Но я дожидаться июля не стала. Другое дело, что в июле я сок выжимать и пить продолжала, но, кажется, к тому времени  уже начала ощущать пользу от его употребления. Сначала очистились склеры глаз. Белки глаз, которые я уже начинала называть "желтками глаз" (видимо от лекарств у меня были перенапряженными печень и желчный пузырь) ,так вот эти самые "желтки-белки" очистились и стали даже голубоватыми. Я читала ни один раз о том, что цвет склер  свидетельствует о состоянии слизистой оболочки всего организма. То есть, если они чистые, то и слизистая в порядке. Свекла делала свое дело - она чистила кишечник, лимфу и кровь, об этом свидетельствовал повысившийся гемоглобин. Нужно добавить, что питаться я стала по преимуществу без мяса. Благо я его и так не слишком много ела, мне просто не требуется много мяса, хотя вегетарианкой я тоже никогда не была. Вспомним, что у меня, находящейся на больничном листе безработной, оказалось достаточно свободного времени, чтобы сделать себе салат и сварить овощной суп, вместо того, чтобы хватать бутерброды на ходу,  как это было в прошлые времена в редакции .Овощи и зелень я всегда любила, любила до такой степени, что весной могла отщипнуть листок стоящего на подоконнике комнатного растения и съесть .Теперь у меня появилось время и на морковные котлеты, и на капустные шницели, которые у меня в семье никогда никто не ел,а для себя я готовить  раньше просто не умела . Преимущественно вегетарианское питание и сок пяти овощей и фруктов натощак помогли мне похудеть без труда . Не то чтобы я стала моделью ( я всегда была полной, с детства), но явно постройнела и окружающие стали это замечать .Сок сырой капусты отлично лечит воспаление в кишечнике и желудке , я перестала чувствовать свой, нажитый в студенчестве, гастрит . Кожа лица заметно посвежела, приобрела здоровый цвет, я думаю, это поработали яблочный и морковный соки. Ну а про лимон я уже упоминала. Кстати, все время собираюсь заменить его соком черной смородины или красного болгарского перца, но у них уж очень короткий сезон. Так что приходится мириться с заморским лимоном в составе чисто русского средства, они (лимоны) есть в продаже круглогодично .Так я и лечилась до Нового года, а после Нового года я временно прекратила выжимать соки, мне показалось, что запас питательных веществ в них исчерпан. К тому же, в начале сентября я вышла на новую работу, и времени опять стало мало. К осени я чувствовала себя здоровым человеком и инвалидность оформляла только потому, что все с моим диагнозом ее оформляют. Нерабочая вторая группа еще и врать меня на работе вынуждала, скрывая ее, ну что поделаешь, если по другому у нас подходящей работы не найти.
Заканчивая рассказ про свеклу, я хочу добавить, что не считаю ее чудодейственным средством, панацеей от злокачественных опухолей . Хотя вот сейчас открыла довольно старый лечебник и прочла : "Издавна свежую свекольную кашицу прикладывают к язвам и опухолям". Еще не так давно я услышала рекомендации диетологов – свекольный сок должен постоять часа два в холодильнике и только потом может быть смешан с другими соками и выпит. Но я сама видела, как меняется моя внешность и внутреннее состояние, когда принимала этот сок регулярно. Увидела я изменения в худшую сторону и вскоре после того, как перестала его пить. Все это время за мной не слишком тщательно вели наблюдение онкологи, я жила на съемной квартире в центре Москвы и для врачей местной поликлиники была чужой. В  мытищинскую поликлинику ездить было далеко и постоянного врача там на участке не было.Так что я положилась на Бога и свою интуицию.
Реаферон (отечественный заменитель интрона ) я колола себе ежедневно сама ровно восемь месяцев.
Заинтересовавшись моим способом лечения, подруги тоже принялись готовить соки: в результате у одной из них неожиданно прошел псориаз, у другой улучшилось общее состояние организма и сама собой отпала бородавка на лице, которая очень портила ее внешность. Мы поздравляли друг друга и передавали этот рецепт по цепочке. Не у каждого находилось столько времени, чтобы заниматься выжиманием сока регулярно. Но те, кто терпеливо делал это хотя бы месяц, обязательно отмечали улучшение своего здоровья, не говоря уже о внешности.
Каждое лето я возобновляю свою сокотерапию и продолжаю до глубокой осени. Как правило, запаса прочности хватает на всю зиму, весной я не так остро, как многие, чувствую авитаминоз. Врачи, проводящие мне ежегодные обследования в связи с переосвидетельствованием на группу инвалидности не отмечают ухудшения моего здоровья, два года назад вторую группу инвалидности мне заменили на третью.
Есть еще одно табу, которое я стараюсь не нарушать. Профессор Несветов , исследовавший мою опухоль, передал мне через друзей буквально следующее: "Она может не соблюдать никакой диеты, она может пить или не пить спиртные напитки , есть все , что нравится , на свое усмотрение , но солнце ей не просто вредно, оно для нее очень опасно".Сначала я расстроилась, потому что привыкла каждый год отдыхать на море , люблю плавать и нравлюсь себе и окружающим загорелая . Я погоревала и смирилась, спросив у себя:
ТАК ЛИ УЖ Я ЛЮБЛЮ СОЛНЦЕ, ЧТО ГОТОВА УМЕРЕТЬ ОТ НЕГО ?
Кстати, ученые с недавних пор настойчиво рекомендуют блондинам и рыжим как можно реже бывать на солнце – рак кожи ( а меланома –  один из видов этого злобного заболевания), поражает, как правило, светлокожих и светловолосых.

Если с физическим состоянием оказалось разобраться скорее нудно, чем сложно, то с психологическим дела у меня обстояли хуже. В книгах я вычитала, что
суть ракового заболевания — нарушение действия формообразующих сил на физическое тело человека. Некоторые исследователи этой загадочной болезни утверждали, что
смерть — это ненормальный конец такой болезни, как рак.
Рак, по их мнению,— болезнь не смертельная, это всего лишь поворотный момент в жизни и возможность осуществить то, о чем вы всегда , может совсем не подозревая об этом , мечтали.
Жизнь человека – своего рода творчество - сначала появляется мысль о каком-либо предмете (прообраз предмета), а затем человек творит этот предмет.
Энергия прообраза (дух) побуждает клетки порождать формы, подобные себе, а в ситуациях, когда эти клетки не контролируются духовными силами, клетки начинают делиться стихийно, без какой-либо программы; возникает рак. Защитная система организма достаточно сильна, чтобы отторгнуть чужеродные клетки, но существует опасность блокировки защитной системы. Это происходит при душевных перенапряжениях, стрессах, депрессиях, под воздействием алкоголя, наркотиков, ненависти, одиночества, чрезмерных эмоций, при неправильном питании, при наличии геопатогенных зон и других онкофакторов, которые всегда базируются на неверных духовных установках. Люди с такими установками склонны жалеть себя или сосредоточиваться на прошлых неприятностях. Они страдают от неспособности прощать, заботиться о поддержании хороших человеческих отношений, их мучает низкая самооценка или боязнь быть отвергнутыми и непризнанными.
Рак возникает вследствие нарушения гармонии формообразующих сил, гармонии энергии духа и материи, нарушения глубинных духовных и нравственных принципов. Это, главным образом, непреодолимые личностные трудности, пониженная сопротивляемость, внутреннее одиночество, бурный рост отрицательных эмоций.
Одна из главных причин — глубокая накопленная обида, которая вносит в жизнь человека хаос и буквально начинает поедать тело. Мы, как устрицы, берём старую обиду и носимся с ней, пока она не перейдёт в опухоль. Это так  называемое "проигрывание старой плёнки". Так, опухоли у женщин в матке, яичниках и т. п. происходят оттого, что они берут эмоциональную боль, происшедшую в результате удара по их женственности, и пестуют ее  всю жизнь до возникновения опухоли.
Или, скажем, в детстве происходит нечто, подрывающее нашу веру в жизнь. Этот случай никогда не забывается и человек живёт с чувством огромной жалости к себе. Ему трудно порой строить долгие серьёзные взаимоотношения. Жизнь такого человека состоит из бесконечных разочарований. Чувства безысходности и безнадёжности преобладают в его сознании, ему легко винить других в своих проблемах.
Ведь и вам, наверное, часто приходится слышать  слова:"Он меня сильно обидел". Надо понять, что если ваши взаимоотношения с кем-то заканчиваются, это совсем не значит, что с вами не всё в порядке, и это вовсе не доказывает, чего мы действительно стоим.
. Дело не в том, что с нами происходит, а в том, как мы на это реагируем.
Специалист по исследованию рака доктор Хамер разработал критерии возникновения рака:
— рак возникает при непереносимой личной трагедии, происходящей во внутренней изоляции и при ослабленных защитных силах организма;
— вид личной трагедии определяет локализацию рака:
а) рак груди — при разрушении духовно-душевного партнерства. Партнером может быть супруг или друг, но могут быть и дети, начальник или учитель;
б) рак гортани (чаще мужчины) — причины те же, что и в предыдущем случае;
в) рак шейки матки — сексуальные конфликты и конфликты в широком смысле;
г) рак легких — страх смерти у женщин и мужчин;
д) рак желудка или кишечника — что-то, с чем постоянно сталкиваешься, но это невозможно переварить;
Течение болезни строго соответствует процессу переработки содержания конфликта, послужившего толчком для ракового процесса. Это одинаково относится как к интенсивности, развитию, улучшениям в состоянии, так и  вообще ко всему ходу болезни.
Болезнь, а рак в особенности, — всегда сигнал о необходимости оставить путь, по которому идешь.
Обнаруживший у себя рак должен серьёзно пересмотреть и переориентировать всю свою жизнь. Прежде всего , необходимо осознать проблему, послужившую толчком к болезни,  в мыслях и чувствах , переработать , решить ее и отпустить. Очень важно при этом изменить свою жизненную философию.
Полезно всеми способами повышать защитные силы организма, но поскольку мы не можем совершенно уклониться от отравления окружающей среды, необходимо всячески поддерживать защитную и обезвреживающую функцию тела (особенно полезны пивные дрожжи). Необходимо оптимизировать питание и исключить все пищевые яды, прежде всего никотин, алкоголь и кофеин в больших количествах. Употребление мяса следует ограничить, равно как и употребление денатурированных пищевых средств. Очаги инфекции в миндалинах, придаточных пазухах, зубах и прочие должны быть выявлены и обезврежены.
Но - прежде всего, необходимо изменить образ жизни, чтобы в будущем никогда не возникало неразрешимых проблем.
Когда человек начинает работать над собой, он обязательно доходит до стадии, которую можно назвать всепрощением.  Это очень непросто. Нужно искренно и осознанно простить всех обидчиков как учителей жизни, простить себя за то, что опустился до чувства обиды и за злопамятство. Можно ежедневно писать себе самому записки о прощении всех и себя. Верующему нужно чаще ходить в храм молиться, исповедоваться и причащаться. Следует также работать самостоятельно, просить Природу, Высший разум, Бога простить обижающих и себя. После такой истовой, а не формальной подготовки человек приступает к лечению.
Излечение возможно при содружестве трёх следующих сил: первая символизирует священника, принимающего покаяние у больного; вторая — доктора, практикующего нетрадиционные методы лечения (работа в Причине, голодание, гомеопатия, народные средства и др.); третья — себя в образе волевого, старательного, не сомневающегося в успехе человека.
 Тот, кто не смог заставить себя бороться и мобилизовать свою волю, — был обречён, тот, кто смог — выжил!



И когда я решилась уже
Доживать в пустоте и смиренье
Словно чиркнули спичкой в душе-
Ты, мой дом, эта ветка сирени...

Пятилистая, зябкая гроздь
Долго будет в стакане качаться-
Это ты, мой нечаянный гость
Так внезапно напомнил о счастье.

Две науки – прощать и спасать
Не освоены мною покуда –
Так спасать – чтоб самой воскресать,
Так прощать – чтоб уверовать в чудо!

Так в чужой раствориться судьбе –
Чтобы сам не пропал, кто спасает...
Я то вижу, какое в тебе
Ожиданье беды воскресает.

В основе любого исцеления всегда лежит глубокая нравственность.

У больных раком, как правило, обнаруживаются серьезные психологические проблемы.
Тридцатипятилетняя практика Лоренса Ле Шана — американского психотерапевта, работающего с онкологическими больными, убедила его  в том, что рак — это поворотный момент в жизни человека, когда нужно сделать выбор: умереть или стать счастливым.
Первые упоминания об этой болезни относятся к IVвеку. В исторических документах, сохранившихся до наших дней, сказано, что рак чаще всего встречается среди вдов и вдовцов, а также в семьях, переживших смерть любимого ребенка. Общим для всех этих случаев было то, что человек, который умер, являлся для остальных членов семьи целью существования, смыслом их жизни. Рак напрямую связан с тем внутренним состоянием, в котором пребывает человек. И если человек не видит в своей жизни смысла и ему незачем ложиться спать вечером и просыпаться утром, то реакцией на это отрицание жизни может стать рак.
Особенно часто рак бывает у тех людей, которые вели очень  активный образ жизни, а затем почему-либо "сложили крылья'.  Если же у этих людей возобновляется интерес к жизни, рак, как правило, перестает их беспокоить.
Но бывает так, что интерес к жизни уходит постепенно, незаметно для самого человека, и очень трудно обнаружить, что явилось первоначальной причиной этого.
У каждого человека есть собственное предназначение на Земле. Когда он выполняет его, то его способности используются максимально, и человек получает огромное удовлетворение от жизни. Если же он находится не на своем пути, то жизнь не приносит ему радости. В этом случае, даже если его жизнь внешне абсолютно благополучна, реакцией на нее может стать рак.
Многочисленные примеры доказывают справедливость старой истины: "Никогда не поздно начинать все сначала". Иногда заставить человека вспомнить об этом может только рак. Рак — это последнее предупреждение, сильнейший сигнал, который заставляет человека вспомнить о своем предназначении на Земле. У каждого из нас есть в жизни своя песня, мотив которой звучит в нас с рождения. Порой мы сознательно заглушаем этот мотив, стесняясь его простоты или, напротив, необычности звучания, пытаясь подстроиться под общий лад. Но любой инструмент ломается, если слишком долго из него выжимать несвойственные ему звуки. Когда обнаружена злокачественная опухоль,  больному не важно, чем вызвано заболевание: потерей ли близкого человека или тем, что он долгие годы преодолевал себя ради общества. Выслушать подобный приговор одинаково трудно и в двадцать, и в сорок , и в шестьдесят  лет.                . Единственно значимым в этот момент становится возможность выжить. Но рак ставит условие: жить дальше можно только счастливо. Даже после осознания этого у многих людей возникает проблема, так как они не знают, в чем заключается их предназначение, не знают, что может принести им счастье.
 А что если представить себе, что, распрощавшись с этой жизнью, вы вновь родились на Земле? Попытаться вспомнить самый счастливый и самый несчастный день в своей жизни. Вряд ли кто-то, оглядываясь назад, может утверждать, что он никогда не был счастлив.
Ну что же, похоже, настала пора оглянуться назад и заняться разбором полетов...