Об именах и именинах

Павлова
Данный текст является самостоятельной частью книги "Именинник. Вечный православный календарь", над которой трудился целый коллектив составителей. Однако приведенный ниже фрагмент является моим, авторским, благодаря чему я имею возможность опубликовать его здесь.

С уважением
А.А. Павлова



ИМЯ ТВОЕ ИМЕНУЕМ

Когда Бог создал первых людей, мужчину и женщину, Он сразу дал им имена: Адам, что означает собственно Человек, и Ева, что означает Матерь Жизни, то есть мать всех живущих.
Таким образом, имена их явились не просто набором звуков, которые позволяли бы не перепутать, о ком идет речь; имена отражали глубинный смысл их существования.

Затем Бог заповедал Адаму в свою очередь наречь именами все живое (Быт. 2; 19). Это был серьезный интеллектуальный труд. Имена надо было не придумать, а, скорее, найти или понять, постичь сущность каждой твари и выразить ее словом. Такая работа не по силам современному, уже падшему человеку. Только Адам в его первозданной чистоте, не тронутой грехопадением, мог давать истинные имена, называть все существа самими собою.

Также и самому человеку Бог частично приоткрывает Себя в Своих именах. Яхве – Бог Самобытный, то есть являющийся Сам причиной Собственного бытия, никем не сотворенный. Элогим – Боги. Это имя говорит о множественности Лиц в Едином Боге, прикровенно указывая на учение о Святой Троице. Адонаи – означает Владыка. Эл Шаддаи – Всемогущий.

Произнося их, мы приближаемся к Богу, посредством этих имен мы призываем Его. Не случайно и одна из 10 заповедей Закона Божия учит благоговейно относиться к имени Божиему, запрещая произносить его всуе, то есть напрасно, без надобности, как простое слово. Когда же мы произносим имя Господа осмысленно, призывая Его милость, такой призыв становится молитвой, способной даже отогнать силы зла.

Об этом свидетельствуют святые отцы Церкви, советующие всем христианам читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В этой молитве Господа нашего Иисуса Христа мы называем сразу тремя именами. Иисус переводится с древне-еврейского как Спаситель. Христос – греческое слово, обозначающее мессия-помазанник. Сыном Божиим мы называем Христа как истинно воплотившееся Второе Лицо Святой Троицы - «Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденнаго прежде всех век…» (Символ Веры). Такое молитвенное призывание имени Господа дает нам возможность богообщения, позволяет обращаться ко Христу как личность к Личности.

Конечно, имена людей не отражают в полной мере устроения их душ и даже особенностей характера, но вряд ли можно найти таких родителей, которые бы давали своим чадам имена совсем необдуманно и не придавали бы выбору имени ребенка никакого значения.

Еще в первобытные времена имя считалось такой же частью человека, как члены его тела. Один человек мог обладать несколькими именами, каждое из них предполагало еще одну, «запасную» душу. Если одно имя «испорчено», например, стало известно врагу или колдуну, то другое, по мнению древних язычников, вступало в силу и отводило опасность.

Громкое имя вождя считалось гарантией процветания племени. Наречением новых имен принято было лечить болезни, отгонять завистливых духов. Скажем, назвав девочку Некрасой, родители не беспокоились, что ее не возьмут замуж, поскольку она обязательно должна была вырасти красавицей, завистливые духи не догадались бы повредить ее красоте.

Те же, кто не боялся зависти, называли младенцев именами, выражающими свойства, которые родители мечтали видеть в своих детях. У русичей и у других славянских племен в дохристианскую эпоху были распространены такие имена, как Любава, Лада, Всеслав, Силан. Конечно, языческая традиция демонстрирует ошибочно прагматичный подход к имени человека. Но и язычники чувствовали, что в имени скрыто больше, чем кажется на первый взгляд.

С первохристианских времен наречение имени стало носить характер со-участия родителей в акте Творения, поскольку новые, христианские имена выражали стремление к новым идеалам и словно призывали помощь Божию для их достижения. Например, имя Анастасия – Воскресение.

Впрочем, происходил и параллельный процесс, когда старые языческие имена обретали для христиан новые значения, поскольку освящались христианскими подвигами тех, кто их носил.

 Примерно с 5-го века в христианской среде стал распространяться устойчивый обычай нарекать детям имена святых, даже если чисто исторически они носили на себе печать языческого происхождения: Аполлон, Афиноген, Меркурий; позже появились и русские имена - Ярослав (от Ярила). Никого не смущало, что это имена языческих богов, данные первым христианам при рождении, ведь праведность человека сама освящает его имя.

Трепетное отношение к именам святых выразилось и в древнем способе освящения икон. Долгое время для этого не существовало специального чинопоследования. Достаточно было начертать над головой изображенного святого нимб и надписать его имя. Это делал священник, а в последствии епископ, после чего икона становилась святыней.

Имя не всегда давалось человеку один раз и на всю жизнь. Язычники давали новые имена подросткам при инициации и жрецам при посвящениях. В мусульманских странах девушка, входившая в гарем, обрывала все связи с родными, как бы умирала для них и получала новое имя, с которым начинала жить по новому.

Из Священного Писания мы знаем случаи, когда Господь сам изменял имена праведникам, придавая им особый смысл и звучание. Такие имена называются теофорными, то есть богоносными. В Ветхом Завете теофорные имена получили Авраам (Отец Высокий) и Сара (Госпожа Моя), став Авраамом (Отцом Множества Народов) и Сарой (Госпожой Множества). Так в именах Господь запечатлел призвание этих людей.

Из Нового Завета мы знаем, что апостола Петра (Камень) Господь нарек этим именем Сам, а прежде святой апостол носил простое еврейское имя Симон. До своего обращения апостол Павел тоже звался по-другому. Родители дали ему имя Савл, что означает Испрошенный. Павел же переводится как Меньший, что подчеркивает его величайшее смирение.

Изменение имени при Крещении язычников употреблялось еще в древности. Например, великомученик Пантелеимон (Всемилостивый) звался до Крещения Пантелеоном (Во Всем Лев). Актуален этот обычай и теперь. Нередко человека с неправославным именем при Крещении нарекают созвучным именем одного из святых. Например, Розу могут крестить Раисой, Тимура – Тимофеем и т.п.

Сами христианские имена тоже подвергаются изменениям: мирское имя в случае принятия пострига меняется на монашеское, а монашеское в дальнейшем может измениться на другое при пострижении в схиму. Даже имена канонизированных Церковью святых не остаются абсолютно неизменными. К ним иногда добавляется дополнительное наименование, характеризующее святого и его подвиг. Например, Филарет Милостивый или Алексий Человек Божий.

Наречение именами святых животных, ураганов, тайфунов свидетельствует об отходе от христианской традиции. Сегодня, в неоязыческую эпоху появляются и новые предрассудки, связанные с именами. Порой мы слышим о магии имени, его нумерологическом коде или о какой-нибудь примете, например, что если назвать ребенка именем мученика, он всю жизнь будет мучиться. Это печальное явление, свойственное постхристианскому обществу, однако, не столь свойственно для России, где сохраняется в народе живая православная вера, почитание святых угодников Божиих, благочестивый обычай справлять свои Именины, а также обращаться по имени ко Господу и Его Пречистой Матери, призывая их в молитве.




СВЯТЫЕ СВЯТЦЫ

Не всем известно, что в честь Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери детей ни в одной христианской стране никогда не называли. Особое благоговение, которое мы испытываем к этим именам, не позволяет нам давать их младенцам. Редкое монашеское имя Иисус связано с личностью ветхозаветного праведника Иисуса Навина, а широко-распространенное женское имя Мария нарекается в честь одной из святых жен, например Марии Магдалины.

Так откуда же узнать, какие бывают православные имена? В память кого из святых они даются? Что означают? Ответы на все эти вопросы содержатся в православных святцах.
Чаще всего мирянами используется сокращенный вариант святцев, который представляет собой список имен святых по месяцам и числам, а также по алфавиту, чтобы легче было ориентироваться. Полные богослужебные святцы обычно включают в себя еще специальные статьи для определения подвижных праздников. Но какой-либо окончательной, единой редакции святцев нет. Даже количество имен в разных изданиях не одинаково: где-то приводятся все православные имена, известные в России, где-то только самые распространенные, а где-то к ним присовокупляют некоторые имена из грузинских, сербских, болгарских святцев и т.д.

В святцах можно найти имена латинского происхождения (Дамиан), еврейского (Вениамин), греческого (Феофан), славянского (Вячеслав), грузинского (Шио). Там содержатся имена популярные (Сергий, Ксения, Марина, Евгений) и редкие, встречающиеся в основном только у монахов, в виду их фонетически сложного звучания (Иасхил, Андропелагия, Екзуперия, Усфазан). Существуют имена, которые мы уже привыкли считать исконно-русскими, хотя произошли они из других языков: Иаков (Яков) – евр.; Иоанн (Иван) – евр., Клавдия – рим. К иностранным именам обычно прилагается перевод и обязательно указывается число, в которое празднуется память святого.

Почитание святых даже в самих именах всегда было настолько устойчивым в русском народе, что в безбожные годы советская власть постаралась сделать все, чтобы нивелировать христианское благочестие и заменить православные святцы на свои собственные, подложные. К красным святцам обращались при «звездинах» - регистрации рождения нового советского гражданина.

В ходу были имена, связанные с личностью революционных деятелей. Кларой называли в честь Клары Цеткин, Троцким – в честь известного исторического лица, носившего это наименование не в качестве имени и даже не в качестве фамилии, а как политический псевдоним. В то же время распространилась мода на имена-аббревиатуры: Марлен (Маркс+Ленин), Даздраперма (Да Здравствует Первое Мая). Эти имена отражали веяния советской эпохи и декларировали новые ценности. Людей называли даже «неживыми» именами, обозначающими экономический процесс (Индустриализация) или достижение техники (Трактор). Близнецов называли Рева и Люция, и тогда родителям могли сказать, например: «Ваша революция снова дерется».

Сейчас все это звучит курьезно, но определенной цели большевики добились. Из обихода выпали многие имена православных святых, которые стали считать неблагозвучными и даже «старушечьими». Зато появился «прогрессивный» обычай перенимать имена у иностранцев.
В 60-70 гг. российские ЗАГСовские книги пестрели такими именами, как Альберт, Вольдемар или Гарри. Хорошо еще если их можно было перевести в традиционную русскую транскрипцию и назвать Вольдемара Владимиром, а Гарри – Игорем. Иначе оставалось бы только пожалеть Иванов Вольдемаровичей и Елен Гарриевных. Вот, скажем, Петру Альбертовичу приходится куда сложнее.
 
Так обязательно ли нарекать младенца по святцам? В России до советского времени этой благочестивой традиции следовали неукоснительно. Но никакими церковными канонами подобное требование не регламентируется. В некоторых православных странах данного обычая практически не придерживаются. Например, Болгарской церковью принимаются древние национальные имена. То же относится и к грузинским христианам. Но если в первом случае болгары просто чтут свою историю, то во втором – грузинские святцы просто не могут содержать имена всех святых, прославленных в этой земле. Имена многих тысяч грузинских мучеников просто неизвестны. Только в один день, 24/11 декабря празднуется память 100 тысяч (!) мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-Дина. Протоколов мученических актов, характерных для римского или греческого судопроизводства, в Грузии не осталось. Поэтому предполагается, что любое древнее грузинское имя может оказаться именем святого.

К сожалению, священник бывает иногда так озадачен незнакомым звучанием имени, что даже не допускает к Таинствам наших грузинских, сербских, болгарских братьев. Святцы других поместных церквей у нас либо не издаются на русском языке либо подобные издания так редки, что не каждый приходской батюшка с ними знаком. Вот только некоторые из православных имен, которые записаны в соответствующих святцах, но малоизвестны у нас в стране .

Болгарские имена: Красимир, Стоян, Боян, Веселина, Гергана, Йонка, Пенка, Радка, Десислава, Даниэла, Диана.

Сербские имена: Милан, Марко, Раде, Радко, Радован, Вук, Весна, Снежана, Даница.

Грузинские имена: Томаз, Резо, Заза, Зураб, Лаша, Мераб, Лайла, Тинатин, Саломе, Гванца, Сабиана.

Кстати, и наши русские имена звучат непривычно в Греции или в Арабских странах, где тоже есть православные общины. Например, нерусскоязычного священника могли бы привести в замешательство такие имена, как Игорь, Глеб, Всеволод, Мстислав. Тем не менее, все это имена, указанные в святцах, освященные подвигом святых благоверных князей, глубоко почитаемых в России.

Итак, Церковь не обязывает нас нарекать имя ребенку по святцам. Однако, было бы неразумно терять традиции, которые наши бабушки и дедушки так бережно хранили. Святцы ни в коем случае не ограничивают наш выбор. Взглянув в них, можно убедиться, что разнообразие имен значительно превышает и наш собственный запас сведений в этой области, и список «модных имен сезона». Так что, конечно, не стоит отказываться от небесного покровителя только потому, что заставить нас его принять никто не имеет права. Православие вообще ни к чему не принуждает человека, а лишь открывает перед ним неизмеримые возможности. Возможность назвать чадо в честь святого, протянуть ниточку между младенцем и ходатаем за него на небесах, вполне оправдывает старания по прочтению святцев или месяцеслова.



ПРАЗДНИК ИМЕНИ

Праздники бывают разные: общецерковные, такие как Пасха или Рождество Христово; государственные, например День Народного Единства; личные – юбилей, свадьба. А Именины – самый родной и самый добрый праздник. Мы начинаем отмечать его с раннего детства. Он всегда ассоциируется с улыбками близких людей, с подарками, с душевной теплотой. Этот праздник настолько связан для нас с понятием радости, что, чувствуя себя счастливыми, мы говорим: « именины сердца», а человека, празднующего даже просто День Рождения, все равно как-то подспудно нам хочется назвать именинником. Впрочем, как раз в таком названии есть доля исторической правды. В старину дитя часто нарекали именем святого, в день памяти которого он родился, и поэтому День Рождения совпадал с Именинами.

В День Рождения Господь изводит нас из небытия в бытие, то есть дает нам начало жизни, не имеющей конца, предназначенной к вечности. Это значит, что данного конкретного человека не существовало прежде, но, родившись, он будет существовать всегда, и ему всегда будут необходимы Божия благодать, любовь и… имя, вместе с которым мы получаем святого покровителя, заступника и ходатая за нас на небесах.

Имя, нареченное после рождения и освещенное в Таинстве Крещения, становится подтверждением союза человека с Богом. Так какой же день отмечать: тот, в который мы родились; тот, в который празднуется память небесного покровителя; или тот, в который мы приняли Таинство Крещения? Все эти три дня важны, и все три являются праздниками: и День Рождения, и Именины, и День Ангела (то есть день Крещения, когда человеку дается Ангел-Хранитель).

Только, к сожалению, не все знают, в какой именно день их крестили. Многие были тогда еще младенцами, другие просто не запомнили дату. Вот и получается, что Именины и День Ангела мы празднуем в один и тот же календарный день, в тот самый, когда празднуется память нашего святого. Ведь и святые люди « пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22; 30). Вот и получается, что Ангелов у нас два, а не один. Святой Феодор Едесский учил: «Господь каждому из нас дает двух Ангелов. Один из которых - Ангел-Хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой – святой угодник Божий, имя которого мы носим – ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные».

Однако, Именины или День Ангела бывают не только личными. Иногда Именины празднуют много людей одновременно.

В Сербии, например, и у некоторых других православных народов, принято праздновать день покровителя всей семьи или даже рода. Такие праздники носят название «Славы». Чаще всего покровителем семьи считают святого, в честь которого был назван первый христианин среди предков. Но в тех случаях, когда подобных сведений не сохранилось, просто выбирают наиболее почитаемого в роду святого.

Именины бывают и у городов: Екатеринбург, Сергиев Посад; и у целых государств – Грузии, например. (Название образовано от имени святого великомученика Георгия – Джорджия). В России также можно праздновать общие Именины в Неделю Всех Святых в Земле Российской Просиявших.

Есть в году и такой день, когда абсолютно каждый православный христианин имеет право считать себя именинником – это Неделя Всех Святых. А общий День Ангела можно отмечать в праздник Архистратига Божия Михаила и Святых Сил Бесплотных.

Именины бывают даже у кораблей, названных в честь святого: «Федор Ушаков», например. И у общественных организаций: «Фонд имени святых благоверных князей Петра и Февронии».
В дни Именин следует прийти в храм, на богослужение, желательно исповедаться и причаститься, почтить память своих небесных покровителей молитвой. А потом можно пригласить гостей или провести время в кругу семьи, кому как больше нравится. Главное – иметь правильное расположение сердца, а отпраздновать Именины можно по-разному.

На Руси начали «гулять» Именины еще с 17 века. С утра, пока именинник находился в церкви, всем его родственникам и знакомым рассылали пироги. Чем знатнее и богаче родственник, тем больше пирог. Благодетелям, духовным лицам и царю доставлялись самые большие пироги. Начинкой им служили мясо, грибы, картошка, сало – в зависимости от того, на постный или скоромный день выпадал праздник. Совершенно особые пироги, со сладкой начинкой, принято было посылать крестным отцу и матери в знак сугубого уважения.
К вечеру на ужин сходились гости. Обычно из тех людей, кому были разосланы пироги, считавшиеся заодно и официальным приглашением. Но родственники, даже дальние, имели право прийти и без приглашения. Главное было – обязательно запастись подарком.
Священники дарили иконы. Миряне – деньги или ценные вещи, каковыми могли считаться не только кубки и украшения, но и отрезы ткани, например. Дети дарили вырезанных из бумаги ангелочков. Самым простым и распространенным подарком считалась картинка с поздравлением – аналог современной открытки.

На стол подавали столько блюд, насколько хватало средств, старались устроить пиршество как можно более пышно. Главным блюдом являлся именинный каравай с рыбой. За столом обычно пели хором, а после ужина плясали или играли. Одна из традиционных именинных игр дошла до наших дней и извест на каждому ребенку: «Каравай-каравай, кого хочешь выбирай».

Особым образом отмечали Именины царя. Царь лично одаривал бояр дорогими подарками, а для народа устраивал праздник на площади, где раздавали пироги и бесплатно разливали пиво. Более крепкие напитки в день Именин были не в чести, так как наши бабушки и дедушки чувствовали глубину значения этого праздника, а потому старались проводить его благочестиво, не бесчинствуя.

Праздновать Именины надо. Но надо и понимать, что веселье – не самоцель, а рецептура пирогов – не самое важное. В первую очередь, Именины – праздник сакральный, молитвенный, благодарственный, связующий человека с Церковью.




МОЛИ БОГА О МНЕ

Членом Церкви человек становится в Таинстве Крещения, но путь его к Богу начинается значительно раньше. Если речь идет о младенце, то Церковь молитвенно приветствует уже самое его появление на свет, а с 8-го дня после рождения в своих молитвах впервые называет его по имени.

На практике это правило соблюдается не всегда, часто молитва наречения имени читается непосредственно перед Таинством Крещения, в тот же день. Однако, не смотря на отсутствие строгости в данном вопросе, выбор именно 8-го дня жизни для наречения имени не случаен.
Эта традиция идет с ветхозаветных времен. Книга Бытия (17; 4-15) говорит о требовании наименования младенца вместе с обрезанием. А Евангелие от Луки (гл.2) повествует о том, как на 8-й день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа Пресвятая Богородица во исполнение этого закона принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. Православная молитва, которую читает священник над новорожденным в 8-й день, также знаменует, что путь будущего христианина к храму уже начался.

Молитва, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего:

«Господи, Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (имя) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Так какое же имя назовет батюшка, читая эту молитву? Выбор имени –один из самых сложных вопросов. Порой родители долго ссорятся друг с другом, пока не найдут подходящий вариант. Иногда мы сами, вырастая, остаемся не довольны их выбором. Но факт остается фактом. Имя мы выбираем себе не сами. Нам его дают. И самый лучший вариант, если имя нам дает Господь, как дал когда-то имена Адаму и Еве.

Святой Феофан Затворник учил: «Даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по православному календарю-месяцеслову (святцам)…Или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или в дня три по Крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

Итак, Господь, определяя день нашего рождения, все же оставляет некоторый выбор. В древности его делал священник, теперь родители чаще выбирают имя сами. Если ни одно из имен в день рождения ребенка, в день Крещения и в ближайшие к ним дни родителей не устроило, то можно назвать ребенка в честь любимого святого. Называют даже просто в честь родственника, носившего православное имя, значащееся в святцах.

Но выбирая имя произвольно, можно столкнуться с ситуацией, когда несколько святых носили его, и человеку не понятно, кто из них является его небесным покровителем, и когда надо праздновать Именины. В этом случае опять же следует обратиться к святцам и посмотреть, память какого тезоименитого, то есть одноименного, святого приходится первой после Дня Рождения. Этот святой и считается нашим небесным покровителем. Конечно, встречаются исключения из правила. Например, если ребенка назвали по обету - именем того святого, которому молились перед его рождением. Или если ребенок назван в честь конкретного святого, особо чтимого в роду.

Если память святого празднуется несколько раз в году, как например, преподобного Сергия Радонежского или святителя Николая Мирликийского, то Именины отмечают все равно только один раз, в ближайший после Дня Рождения день памяти.

Так образуется личная связь между святым угодником Божиим и человеком, делающим пока только первые шаги к своему Спасению. Эта связь – не символическая, она абсолютно реальна. Церковь земная и Церковь небесная не существуют совершенно отдельно друг от друга, но составляют Единое Тело Христово. Поэтому точно так же, как родители и духовный отец заботятся о нас на земле, наши святые делают это у самого Престола Божия. Они никогда не оставляют нас, и что самое удивительное, не смотря на наши грехи, они нас любят.

Этот замечательный союз мы и празднуем в день своих Именин. Этот союз мы утверждаем каждый день, читая в утреннем правиле:

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»

Аминь.