Братья наши меньшие

Валерия Полякова
Все мы родом из детства. И рано или поздно    то,  что заложено в детстве  от родителей, условий  жизни или , в конце концов, на генетическом уровне  дает себя  знать .   Мои родители – люди абсолютно разные. И трудно понять , что держало их вместе на  протяжении всей жизни. Видимо, действительно, противоположное притягивается. Мама – рассудительная,  мобильная, целеустремленная,  строгая;  и отец – добрый,  мягкий,  наделенный чувством юмора,  наблюдательный и тонко чувствовавший  чужие боли.  Лучшее в их характерах оказалось во мне. От мамы целеустремленность и организованность. От отца – чувство юмора, умение наблюдать и сопереживать. От отца и мое восприятие животного мира.
Наши братья меньшие… Отец никогда не говорил красивых фраз, но  воспринимал животный мир именно так. Помню  такую сцену из своего детства.  Отец возвращается из кладовки и вдруг останавливается посреди дороги, опускается на корточки и замирает. Мать наблюдает за ним из окна и  через полчаса не выдерживает.
- Люда ( это моя сестра), сходи, узнай, что там отец увидел.
 Сестра отправляется  к отцу, садится рядом с ним на корточки и тоже замирает. Еще через полчаса мать отправляет на разведку меня.  Приближаюсь  к сидящему  на корточках уже не менее часа отцу: « А что вы смотрите?»
«Смотри, - говорит отец, - муравей тащит в норку чаинку , которая в пять раз больше него. Как думаешь, затащит?». Сажусь рядом,  и делаем ставки – затащит – не затащит. Мы хохочем над пронырливым муравьем и его настойчивостью, я даже пытаюсь муравью помочь, но отец не позволяет, боится, что разрушу муравейник.  Мураш бросил чаинку, когда стемнело, а мы все это время наблюдали за ним, радовались  его удачным движениям и возмущались, когда он  оказывался неловким.   
Другое воспоминание… Среди летней ночи  отец будит меня : « Любовь ( так он меня называл почти всегда, это не имя, а отношение), вставай, я ежа поймал». Зеваю, но бегу во двор к отцу. Там горит свет, а в пустом корыте  свернулся в клубок ежик. Тащим его на кухню, наливаем в миску молока, вываливаем ежа на пол и ждем. Вскоре еж , вполне успокоившийся, смело разгуливает по кухне, а потом начинает лакать молоко. И мы с отцом хохочем, уж больно  по-поросячьи он чавкает.
 Я и сегодня считаю, что умею понимать, что хотят сказать  наши меньшие братья. Это , скорее, самовнушение или самоуверенность, но неважно. Для дальнейшего повествования это значения не имеет.

Итак, история первая.

 Собачья благодарность.

Мне всегда собаки казались умнейшими существами. Эта убежденность тоже из детства. Однажды довелось провести три дня у родственников, у которых была собака. И мое общение с ней стало дружбой двух равных существ. Мы играли в прятки, ссорились, если кто-то из нас в игре мухлевал, и плакали ( оба!) когда расставались. 
А дальнейшая жизнь подкидывала уверенности в правоте моего отношения к собакам. И эта история из той же серии.
 Возвращаюсь морозным зимним вечером  с работы домой. Остановилась на  нерегулируемом переходе.  Жду, когда остановится густо идущий транспорт. Откуда ни возьмись рядом оказывается  крупный черный пудель. Не глядя на меня , он было ринулся на дорогу, но  резкий гудок заставил его отпрянуть назад. Пес замер, а машины одна за другой проносятся по дороге. Говорю псу: « Подожди, я скажу, когда можно». Пес  внимательно смотрит на меня, подходит ближе, встает рядом.  Наконец  на дороге просвет. Я командую: «Ну , пошли, друг!» Пес  идет нога к ноге .  Резкие звуки тормозящих машин  пугают его, он суетится, пытается повернуть назад. Я убеждаю: «Не бойся, иди рядом и все.» Пес слушается. Дорогу перешли и оба остановились. Спрашиваю: « Тебе куда? Со мной идешь или тебе в другую сторону?». Пес подтверждает – в другую.  Говорю ему: « Ну, пока!». Делаю несколько шагов. И вдруг пес подбегает, встает на задние лапы, лизнул меня в руку, посмотрел в глаза. Я успеваю погладить его по кудрявой голове и все.  Пошли каждый своим путем. А  на сердце тепло : мы подружились.
А в следующий раз наблюдала такую картину. Шла по дороге весьма нетрезвая женщина. Её периодически заносило из стороны в сторону. А рядом  бежала холеная породистая овчарка. Видимо собаке было очень стыдно за свою нетрезвую хозяйку. Она  то убегала вперед, то отставала и горестно подвывала. На что хозяйка едва ворочая языком ей выговаривала : « Что, стыдишься меня? Эх, ты, предательница! Ну выпила лишнего, с кем не бывает. А ты и бросить готова?» Собака подбегала ближе, шла рядом, подставляя голову под руку хозяйке. Но хозяйку вновь заносило, от неё шарахались прохожие, и собака опять убегала в сторону,  взвывая от  стыда и переживания  за родного человека. Но не бросала, не убегала далеко, а на переходах жалась к ногам хозяйки, переводя её через дорогу.  Смотреть на эту дружную пару было очень трогательно.  И я снова  и снова убеждалась в том, что нет  существ , благодарнее  и преданнее собак .

История вторая.

О голубях.

 Голуби никогда не были мне интересны. Птицы и птицы. Но после смерти отца я услышала  легенду о переселении душ. И мне было легче думать, что отец не исчез в никуда, а просто стал иным существом. Но он рядом, видит меня , наблюдает и сопереживает. А ряд совпадений в этом убеждении утвердил.
 Вскоре после смерти отца во дворе нашем появился голубь, который вел себя очень странно. Он не пугался нас, не улетал, когда мы  ( мама, я, или моя дочь ) приближались. Лишь немного отодвигался в сторону. Он сидел на  бельевых веревках, когда мама вешала выстиранное белье, он заглядывал в окно, когда мы сидели в доме у телевизора, он усаживался неподалеку, когда мы с дочерью катались во дворе на качелях. И я уверила себя, а потом и маму, что именно в него, этого голубя, переселилась душа нашего папы. Мама сначала восприняла мою мысль как какую-то глупость, но мысль запала в душу. Через некоторое время увидела, как мама старательно этого голубя подкармливает. И вешая в очередной раз белье, пытается делать это аккуратно. Бережное отношение к голубям стало  нормой для всей семьи.  И повелось.
Делаю ремонт в квартире. Распахиваю выкрашенное окно. Вечером обнаруживаю, что в кухне по столу расхаживает голубь. Спрашиваю: «Тебе чего? Поесть хочешь?» Выяснилось, и поесть, и попить, и переночевать. Семеныч, так мы назвали  этого приблуду, стал прилетать каждый вечер. Стучал в окно, если оно было закрыто, Ел, пил, ночевал на балконе. Утром просился на волю и улетал. А вечером опять возвращался. Мы очень привязались к нему, и переживали, когда в очередной раз он не вернулся.
 Отдыхаем с дочерью в Черногории. Во время фиесты сидим в номере на балконе , рядом опускается голубь, настороженно смотрит на нас. Дочь переживает: « У нас в номере даже еды нет, чтобы голубя покормить» Я предлагаю: « Кинь ему шоколадное печенье» Кинула. Видимо, зря я это сказала. Голубь поклевал печенье, улетел, но через пять минут вернулся уже не один - впятером. Дебош они устроили хороший. Печенья на всех явно не хватило. На следующий день мы купили уже пачку. Прилетело семеро. Остались довольными. Стали прилетать каждый день в одно и то же время. Мы их исправно кормили. Но однажды  уехали на экскурсию и в обеденный перерыв в номере не оказались. Когда мы с дочерью вернулись, соседи высказали нам свои претензии. Оказывается, голуби, не застав нас дома и не получив привычный обед, устроили грандиозный  скандал. Шумели, галдели, стучали клювами по стеклам. Соседи сбоку, сверху, желая тишины, вынуждены были бросать нам на балкон все съедобное, что у них было.  Суть соседских претензий сводилась к следующему : приучили – сидите в нужное время в номере. Вот уж поистине : мы в ответе за тех, кого приручили.
Сейчас мы живем на севере. Мама уже старенькая. Но каждый день, выходя на улицу погулять, она берет с собой или пшено, или порезанный мелко хлебушек, чтобы покормить голубей. Они ждут, окружают её, жадно клюют все подношения. А потом усаживаются рядом. Дружат!