Встреча, которая будет

Сергей Павленко
- Волота отклываются! - раздался картавый крик в толпе мальчишек.

Но никому уже не нужно было ничего говорить и тем более кричать. Все мальчишки уже и так прильнули к ограждению, прижавшись к нему своими маленькими ладошками и расплющив о его стекло свои крохотные носы. Все внимание этой детворы ясельного возраста было сосредоточено на воротах в нескольких метрах от ограждения. Кто войдет в них сегодня?

Сначала вошел Проводник, который как всегда первым появлялся в воротах в это время. К этому мальчишки уже привыкли. Их волновал вопрос, кто будет следующим...

Проводник остановился  и отошел в сторонку, чтобы дать дорогу кому-то другому, следующему за ним…

Мальчишки затаили дыхание…

Секунды показались вечностью…

Наконец, в воротах показалась чья-то голова - на уровне колена Проводника. Очередной мальчуган испуганно оглядел внутренний дворик перед стеклянным ограждением, потом увидел мальчишек за стеклом и от неожиданности подался назад.

- Пошли-пошли, не бойся, - подбодрил его Проводник. - Дай мне руку.

Ребенок остановился, немного подумал и сделал один шаг вперед. Теперь мальчишки видели его полностью - маленького, худенького, с глазами на поллица.

В душе своей каждый из здешних ребят желал увидеть на этом месте совсем другого человека, но все вдруг сделали то, что делали они всегда при виде новенького: замахали руками и радостно закричали. Мальчишки не знали, откуда это повелось, но их когда-то точно так же встречали здесь, и они не хотели, чтобы кто-нибудь из новеньких чувствовал себя в этом месте чужим. Это сработало. Новенький ребенок воспрял духом и послушно взялся за руку Проводника. Тот провел его за заграждение, и мальчишки радостной толпой обступили новичка.

- Привет! - раздавалось со всех сторон. - Мы тебя рады видеть!

Новенький не знал, рад ли был он.

- Меня зовут Игорь! - крикнул ему один из мальчишек, взяв его за руку.

- А меня Антон! - крикнул другой и взялся за другую его руку.

- А меня… - продолжали другие.

- А как тебя зовут? - наконец спросили они новенького.

Новенький задумался. Он оглянулся к Проводнику:

- А как меня зовут?

- Тебя зовут Малыш, - ответил тот и снова отправился к воротам.

- Меня зовут Малыш, - представился новенький.

- И меня зовут Малыш, - сказал кто-то из мальчишек.

- И меня!

- И меня!

- Меня тоже!

Похоже, большинство мальчишек здесь носили имя Малыш.

- Пошли с нами, новый Малыш! - почти хором сказали мальчишки и веселой гурьбой направились в столовую.

Малыш после такого приема освоился быстро и делал все то, что делали мальчишки вокруг него, и вскоре он мало отличался от тех, кто провел в этом лагере уже многие годы…

   ***

После ужина кто-то из мальчишек поковылял на игровую площадку, кто-то отправился на речку,  другие остались помочь прибраться в столовой, нисколько не обидевшись на то, что другие не помогали им помогать. 

Еще двое мальчишек не поковыляли на площадку, не пошли на речку и не остались в столовой. Они взяли свои недоеденные пирожки и направились куда-то за столовую.

Новенький Малыш в нерешительности посмотрел на одних, на вторых, на третьих и на тех двух и решил пристать к тем, с кем он сегодня первыми познакомился, то есть к тем, что шли куда-то, с серьезным видом дожевывая свои пирожки.

- Игорь! Антон! - окрикнул их Малыш.

Ребята обернулись.

- Можно мне с вами?

- Пойдем, - хором ответили те.

- А вы куда? - спросил Малыш, догнав ребят. Он был меньше их и действительно казался малышом.

- Мы идем на наблюдательный пункт, - ответил Антон.

- Будешь? - Игорек отломил полпирожка и протянул Малышу.

- Это то, что мы ели в столовой? - спросил Малыш, взяв предложенное ему. - А как это называется?

- Пирожок, - ответил Игорек.

- А тебе мама никогда не делала пирожки? - спросил Антон.

- Нет, - ответил Малыш.

Игорек легонько ткнул Антона локтем в бок. Тот вместо того, чтобы ответить тем же, шлепнул себя по лбу, как будто ругая себя за то, что он что-то забыл.

- Пошли, Малыш, - сказал Игорек и взял Малыша за свободную руку. Когда тот доел свои полпирожка, Антон тоже подсоединился и взял маленькую ладошку Малыша в свою тоже небольшую ручонку.

Трое мальчишек шли по дороге к наблюдательному пункту и вели нехитрый разговор.

- Как тебе у нас? - спросил Игорек Малыша.

- Нормально.

- Как тебе наш завтрак? - спросил Антон.

- Нормально.

- А как тебе наши ребята? - спросил Игорек.

- Нормально.

- Ты какое-нибудь другое слово знаешь? - не выдержал Антон.

- Знаю.

- Какое?

- Мама, - ответил Малыш.

- А еще?

Немного подумав, Малыш добавил:

- Папа.

- Ты хочешь к ним? - спросил Игорек.

- Да, очень!

- Я тоже хотел бы к ним, - признался Игорек. - Или чтобы они сюда за мной пришли.

- А они за тобой придут?! - удивился Малыш.

- Конечно, - уверенно ответил Игорек.

- Так и моя мама тоже за мной придет? - обрадовался появившейся возможности Малыш. - Или папа?

- Мама-папа, - передразнил Антон. - Ты же их не видел!

- Нет, я помню…

Слов Малышу не хватало, чтобы описать, что он помнил. Так и не подобрав нужных слов, он спросил:

- А вы помните своих родителей?

- Конечно, - ответил Антон.

- А вы давно их видели?

- Я совсем недавно их видел.

- Недавно ; это сколько? - спросил Малыш.

- Три года назад.

- А ты? - обратился Малыш к Игорьку.

- Восемьдесят лет два месяца и пятнадцать дней, - ответил Игорек, которому на вид нельзя было дать и двух лет.

Малыш недоверчиво посмотрел на Игорька.

- Привыкай, Малыш, - добавил Антон. - Здесь много таких.

Малыш вздохнул и сменил тему разговора:

- А зачем мы идем на наблюдательный пункт?

- Чтобы встретиться с Наблюдателем, - ответил Антон.

- А зачем нам встречаться с Наблюдателем, - допытывался до сути настойчивый Малыш.

- В основном, чтобы узнать новости о наших родителях, - снова заговорил Игорек.

- И о моей маме можно узнать?! - удивился Малыш.

- Конечно, - ответил Игорек. -  На то он и Наблюдатель, чтобы знать обо всех.

- Это хорошо, - воодушевился Малыш и прибавил шагу…

   ***

С новым темпом добраться до места оказалось делом недолгим. Скоро Малыш впервые увидел наблюдательный пункт - небольшой домик с простенькой антенной на крыше. Мальчишки завалились в комнату Наблюдателя, всё так же держась за руки.

- Здравствуйте! - хором сказали они.

- Здравствуйте, Игорь, Антон и… - Наблюдатель немного задумался - … и Малыш!

- Вы меня знаете?! - удивился Малыш.

- Я видел тебя, когда ты был еще там, - Наблюдатель мотнул головой в сторону потолка. - Ведь я Наблюдатель.

- Малыш у нас первый день, - сказал Игорек, забыв, что для Наблюдателя новостей не бывает.

- Я знаю твою маму, - сказал Наблюдатель Малышу.

- Маму! - с удовольствием повторил Малыш.

- … и папу тоже, - продолжил Наблюдатель.

- … и папу! - восторгу Малыша не было предела.

- Они у тебя очень хорошие люди, - сказал Наблюдатель.

- … хорошие! - как зачарованный повторял Малыш.

Тут Антон по-деловому перешел к своему наболевшему вопросу:

- А моя мама сегодня приняла Послание?

- Какое Послание? - недоуменно спросил Малыш Антона, не дав Наблюдателю ответить на вопрос Антона.

- Малыш еще не был в школе, - объяснил Игорек Наблюдателю невежество Малыша.

Наблюдателю объяснять ничего не надо было.

- Завтра утром он все узнает в школе, - сказал он.

- Ну, так как там моя мама? - не отставал от темы Антон.

- Мы работаем, но пока она никак...

- Кто последний раз предлагал ей Послание?

- Коллега на работе, - отчитывался Наблюдатель перед деловым Антоном.

- Что мама ответила?

- Как всегда сказала, что она уже с детства приняла Послание.

- Эх! - расстроился Антон.

Игорек сочувственно обнял Антона и по-детски погладил его по головке.

- Не горюй, - сказал он и хотел было добавить, что все будет хорошо, но вспомнил, что от них здесь уже ничего не зависит, и не сказал ничего.

Зато у Наблюдателя было, что сказать Игорьку:

- Игорь, я поздравляю тебя. Сегодня – трое.

Игорек засветился от счастья:

- Слава Богу, вчера был только один.

- Что трое и что один? - не разобрался в этой арифметике Малыш.

- Тебе Игорь потом все расскажет, после школы, - не стал отвечать Наблюдатель. - А вам, ребятки, уже скоро пора будет спать. Но завтра можете приходить еще, я вам всегда рад…

Мальчишки вышли из наблюдательного пункта вместе с Наблюдателем, тот помахал им рукой на прощание и вернулся снова на свое рабочее место. Ребята же, дружно взявшись за руки, опять отправились в свой лагерь.

Они вернулись как раз к отбою. Темнеть – не темнело, но все мальчишки знали, что пришло время ложиться спать. А новенький Малыш уж подстраивался под заведенный здесь распорядок.

- Пойдем в нашу комнату, - сказал Игорек Малышу. - У нас есть свободная кровать.

Уже лежа в своей маленькой кроватке Малыш спросил Игорька:

- А почему ты ничего не спросил про свою маму?

- У него все в порядке с родителями, - высказался Антон с противоположной стороны комнаты. - Они приняли Послание еще до того, как он родился.

- О каком Послании вы все время говорите?

- Завтра в школе тебе все объяснят.

Малышу ничего не оставалось делать, как поскорее лечь на бок и во сне дожидаться начала школы…

   ***

После завтрака Малыш попал на то, что все вокруг называли школой.

Все мальчишки пошли в класс, к ним пришел Учитель. С точки зрения Игорька, Антона и других мальчишек, урок прошел как обычно. Для Малыша же все здесь было удивительно. Кроме того, он и не знал, как должен проходить обычный урок в школе. Наверное, именно так, как он это увидел на первом в своей жизни уроке.

Учитель брал детишек на руки, находил для каждого доброе слово, гладил по головке и сажал на колени. Он говорил, и все его слышали, и каждый слышал свое - то, что было нужно именно ему. Кто-то познавал тайны вселенной, кто-то рылся в тайниках прошлого, кто-то постигал смысл жизни. Новенький Малыш познавал азы.

Он узнал, почему так много здесь мальчишек, носящих имя Малыш. Это были дети, погибшие во время абортов - так на Земле называется убийство детей, когда они еще находятся в животике у мамы. Другое имя Малыши получали, только когда родители забирали их из этого лагеря. А попасть сюда родители могли, только приняв так называемое Послание.
Теперь Малыш знал, что спрашивать у Наблюдателя - приняла ли мама за прошедший день Послание или нет. Он ее очень хотел увидеть.

Помудрев так, как некоторые люди и за всю земную жизнь не могли это сделать, Малыш поспешил  после урока к своим новым друзьям:

- Антон, Игорь, так я, значит, однажды увижу маму?

- Если она примет Послание, - веско заметил Игорек.

- И тебе хочется ее видеть после того, что она сделала с тобой? - искренне поинтересовался Антон.

- Я ее люблю, - все просто объяснил Малыш.

- Но ты ведь ее даже не видел!

- Я ее люблю, - не знал другого объяснения Малыш.

- Мы тоже любим своих мам, - сказал Игорек. - Пойдем играть. До обеда еще есть время.

Они пошли на игровую площадку. В конце концов, они были дети, хотя и жили здесь по многу десятков лет.

   ***

После сытного обеда, тихого часа, сладкого полдника и веселых стартов на спортивной площадке повторилось опять то, что здесь всегда происходило ближе к вечеру: мальчишки снова собрались у стекла в ожидании открытия ворот.

Малыш был тоже с ними. Он, как и  остальные Малыши, хотел увидеть свою маму - впервые в жизни. Так уж вышло, что не получилось у них сделать это в той жизни, может, получится в этой.

Другие ребята, имевшие нормальные человеческие имена, тоже ожидали встречи со своими мамами, которых они не видели уже долгие годы, но помнили с совершенно недетской памятью…

И вот ворота, наконец, открылись. Вошел Проводник. Он подозрительно улыбался. Мальчишки  затихли…

В ворота зашла женщина. Она выглядела немного растерянно. Сотни глаз смотрели на нее из-за стекла. Она не знала, что ей ожидать в этом странном месте. Но об этом прекрасно знал один мальчишка, который сразу узнал ее.

- Мама, - крикнул он и рванулся к выходу за ограждение.

Мама не сразу поняла, откуда был этот крик, а когда увидела, не раздумывая ни секунды, бросилась к своему мальчишке. Проводник вежливо посторонился.

Мама и ребенок встретились на полпути между воротами и ограждением. Мама обнимала, целовала своего сына, прижимала к себе, потом снова отводила от себя, чтобы впитать его в свои глаза, словно ее подразнили и сейчас от нее снова заберут ее мальчугана…

Но никто не собирался забирать его у нее. Проводник с пониманием стоял в сторонке, дети за стеклом радостно хлопали в свои маленькие ладошки.

Мама думала, что сейчас она расплачется, но слезы почему-то не выступали из глаз в этом месте. Это на земле плачут в такие моменты.

Мальчик, снова обретший маму, развернулся к своим друзьям и помахал им рукой:

- Ребята, до свидания!

- До свидания! - кричали в ответ мальчишки. - Увидимся, когда за нами придут!

Они тоже дружно махали своими ручонками. Весь этот детский сад радовался за своего товарища. Все здесь было искренне. Места для зависти в этом месте просто не было.

Когда мама с ребенком ушли с Проводником за ворота, мальчишки пошли в столовую. Все были рады за своего товарища и уже представляли, как завтра они опять будут ожидать возле стеклянного ограждения и, кто знает, может быть, и им повезет на этот раз.

    ***

На ужин было картофельное пюре с каким-то соусом. Малыш впервые в жизни попробовал картошку. А потом, набравшись смелости,  задал вопрос, который редко задают за столом, если вообще когда-либо задают на Земле:

- А как вы умерли?

Здешние мальчишки к таким вопросам были привычнее и наперебой стали рассказывать:

- Я упал из окна, когда хотел помахать папе ручкой, - сказал Антон.

- А на меня упала кастрюля с кипящим бульоном, - сказал Игорек.

- Я попал в аварию, - сказал еще кто-то за столом.

- А меня загрызла соседская собака.

- А я задохнулся при пожаре.

- Ну, а про нас ты знаешь, - сказал один из Малышей.

- А ты что-нибудь помнишь? - спросил в свою очередь Малыша Игорек.

- Я помню, как я игрался с мамой в ее животике. Она была всегда такой нежной там со мной… Но потом я помню, как начался жуткий холодную ветер. Затем мне стало очень больно… А потом пришел Проводник, и всё остальное вы знаете.

- Немного впечатлений о той жизни, - заметил Антон.

- Почему немного, - удивился Малыш. - Я там пробыл дольше, чем нахожусь здесь.

- У тебя еще целая жизнь впереди, - заметил Игорек.

- Да, и я увижу маму! - мечтательно закрыл глаза Малыш.

- Если только… - попытался напомнить Игорек.

- Знаю-знаю, - перебил Малыш. - Обязательно пойдем сегодня к Наблюдателю…

   ***

Сразу после ужина трое друзей снова отправились на наблюдательный пункт. Это не значило, что только они ходили к Наблюдателю. Просто у всех мальчишек было свое время паломничества к Наблюдателю: кто раньше, кто позже, но все они заявлялись к нему, а некоторые и по два раза на дню…

- А сколько вам было лет, когда это произошло? - спросил Малыш идущих рядом с ним друзей.

Игорек сразу понял, что Малыш имел в виду, и совсем по-детски показал ему указательный палец.

- Один год? - спросил Малыш.

- Вообще-то, полтора.

- А мне почти два, - сказал Антон.

- Но почему?

- Почему на меня упала кастрюля с кипящим бульоном? - уточнил Игорек суть вопроса.

- Я имею в виду - зачем?

Малыша не интересовал пока еще смысл жизни (слишком мало он еще пожил), его интересовал смысл смерти (ее он изведал еще раньше своего рождения, вернее, вместо своего рождения).

- Я спросил однажды об этом Наблюдателя, - поведал Игорек. - Он сказал, что после моей смерти один писатель написал обо мне, и это помогло миллионам людей принять Послание.

- Значит, твоя смерть, - сделал вывод Малыш, - была ненапрасна.

- У каждой смерти есть смысл и значение, - заметил умудренный опытом Игорек.

- Какой же смысл может быть в моей смерти? Обо мне что ли тоже кто-то напишет?

- Все возможно. Но лучше спроси Наблюдателя…

   ***

Наблюдатель встретил детей с распростертыми объятиями.

- Как вчера школа? - спросил он, больше обращаясь к самому маленькому.

Малыш и ответил:

- Я как будто заново родился!

Наблюдатель хмыкнул по поводу несуразности ответа и продолжил:

- Какие у вас будут вопросы?

- Сколько на этот раз? - первым спросил Игорек.

-  Поздравляю тебя, за вчерашний день пятеро.

Пора было и Малышу разобраться с этой арифметикой, о которой он ничего не слышал в школе.

- Что это за цифры? - спросил он.

- Я тебе говорил о книге, которую написали обо мне после моей смерти, - напомнил Игорек.

- Мне интересно, сколько человек приняли Послание за последний день, прочитав эту книгу.

- И их было пятеро, - закончил объяснение Наблюдатель.

- Я их однажды встречу, - добавил Игорек.

- Но прежде ты встретишь маму, - добавил Наблюдатель.

- Да, но прежде я встречу маму! - мечтательно повторил Игорек.

- А обо мне кто напишет? - снова задал вопрос Малыш.

- Я еще не знаю, - признался Наблюдатель.

- Если писать про каждого Малыша, то Земля будет завалена книгами, - привел свою статистику Антон.

- А все же будет какая-то польза от того, что я не родился?

- Может, и будет, - ответил невсеведущий Наблюдатель. - Может быть, твоя мама, поняв свою ошибку, раскается и начнет бороться против абортов, спасая жизни другим малышам. Может быть, она вместо тебя возьмет к себе еще несколько брошенных детей.

- И я их увижу? - жаждал Малыш увидеть смысл в своей смерти.

- Жизнь покажет, - философски ответил Наблюдатель.

- А сейчас она ничего не показывает? - не унимался настойчивый Малыш.

- Я только Наблюдатель. Я констатирую факт. А если факта еще нет, я не могу его наблюдать. Я же не Господь Бог.

- Когда увидите факт, сразу конста… - Малыш запнулся на трудном для него слове.

- Констатируйте, - помог Антон.

- Запросто.

- Как там моя мама? - дошла очередь до Антона задавать вопросы.

Взгляд Наблюдателя вдруг стал необыкновенно серьезным.

- Ну, же, констатируйте! - просил Антон.

- Констатируйте же! - выучил новое слово Малыш.

- Твоя мама в больнице, - констатировал Наблюдатель.

- Что с ней?

- Авария. Автомобильная…

Было непонятно, обрадовался ли Антон или нет. У него появился шанс, очень скорый шанс, но здесь было одно «но».

- Ей кто-нибудь предложил Послание? - спросил он, зная все, что нужно для жизни после смерти.

- В больнице работает женщина, принявшая Послание, но она пока молчит.

Антон расстроился. Вместе с ним расстроились и ребята. Малыш даже забыл поподробнее расспросить Наблюдателя о своей маме. Да и Наблюдатель был явно не рад своей новости.

- Что нам можно сделать? - спросил у него пока еще мало знающий Малыш.

- Ничего, - ответил Игорек вместо Наблюдателя. - Пошлите обратно в лагерь.
Мальчишки побрели назад в лагерь. Молча…

   ***

Придя домой, ребята застали у входа в спальные комнаты Проводника.

- Вот вы где! - он, похоже, поджидал именно их.

Но видимо, нужен был ему среди них только один. Проводник обратился к Антону:

- Я за тобой. Собирайся.

Антон съежился, но послушался и пошел в свою спальню за вещами. Игорь пригорюнился еще больше. Малыш ничего не понимал.

- Что случилось? - шепнул он Игорьку.

- Его мама умерла.

- И…?

- Она так и не приняла Послание.

Даже Малыш почувствовал что-то обреченное в этой новости.

- Что с Антоном будет теперь? - спросил он снова Игорька.

- Его забирают к другим родителям…

Антон вышел из корпуса  и, подойдя к своим двум друзьям, обнял каждого:

- Увидимся, когда за вами придут!

Ребята кивнули. Малыш взрослел прямо на глазах, понимая все больше и больше в этой жизни.

Антон пошел за ворота вместе с Проводником. У самых ворот он оглянулся. Игорек и Малыш увидели, как на глазах Антона блеснули слезы.

- Как? - удивился Малыш. - Неужели здесь могут течь слезы.

- Это единственный случай, когда они могут течь, - ответил уже все знающий Игорек.

Антон скрылся за воротами. Малыш и Игорь остались…

   ***

Ночью Малыш разбудил Игорька:

- А вдруг вот также и со мной произойдет?

- Как произойдет? - не разобрался спросонья Игорек.

- Вдруг мама моя не примет Послание и не придет за мной, - продолжал Малыш трясти друга за плечо.

Игорек перевернулся на другой бок и, засыпая, пробурчал:

- А может, она уже приняла Послание?

Малыш остановился.

- А может, она приняла Послание… а может, она приняла Послание… - как зачарованный повторял он фразу Игоря.

Игорек уже снова спал. Малыш, сверкая глазами, вернулся к своей кроватке и забрался под одеяло.

- Надо спросить Наблюдателя, - были его последние слова перед тем, как заснуть.

   ***

Наблюдатель удивленно посмотрел на Малыша. Тот вместе с Игорем пришли к Наблюдателю сразу после школы и обеда, как только в детском лагере начался тихий час. Спать они сегодня не собирались, потому что их волновало сейчас совсем другое.

- Приняла ли за прошедший день твоя мама Послание? - повторил вопрос Малыша Наблюдатель.

- А с чего ты взял, что она не принимала Послание еще раньше?

Теперь был черед Малыша удивиться:

- Но ведь она меня…

Он не смог выговорить это слово.

- …убила? - помог ему Наблюдатель.

Малыш кивнул. Наблюдатель наклонился и потрепал его по головке:

- Принявшие Послание – это еще несовершенные люди, и иногда они совершают очень непонятные поступки.

- То есть моя мама придет за мной? - с надеждой в голосе проговорил Малыш.

- Да, - просто ответил Наблюдатель.

Малыш подпрыгнул от счастья и кинулся обнимать Игорька.

- Малыш, я так рад за тебя! - искренне обрадовался друг.

- Кстати, насчет Малыша, - добавил Наблюдатель. - Его мама уже жалеет о том, что она сделала, и она дала своему нерожденному сыночку имя.

Большие глаза Малыша сделались еще больше.

- Имя?! Мне?! - пролепетал он, не веря своему счастью.

Наблюдатель довольно кивнул.

- Ну же! - не терпелось Игорьку.

- Теперь тебя зовут… - Наблюдатель выдержал паузу - Никита.

- Ни-ки-та! - произнес восторженный Малыш, вернее Никита.

- Никитушка! - ласково погладил его по голове Игорек.

- Так что, Игорь и Никита, можете спокойно идти отдыхать, - предложил Наблюдатель, - до полдника осталось еще два часа.

Друзья пошли к выходу из наблюдательного пункта.
 
- Можете еще поспать, - добавил Наблюдатель, хотя понимал, что ребятам теперь от случившейся радости уже не до сна.

- Да, поспим обязательно, - ответил улыбающийся Никита, незнавший еще всё об особенностях человеческой психики.

- Постараемся, - добавил более опытный Игорек. - До свидания!

   ***

Весь остаток тихого часа друзья – Игорек и Никитка – просидели у себя в комнате, мечтая вместе о том, как за ними придут их мамы.

Игорь не знал, как сейчас выглядит его мама, но знал, что узнает ее, как бы она не выглядела. Здесь все всегда узнавали своих мам - даже Малыши. Сейчас маме Игоря было уже за восемьдесят, Игорю – по-прежнему полтора.

Печально было, что Антон так и не увидел свою маму, и больше никогда не увидит. Весь лагерь уже знал об этом. Все сочувствовали, но в душе своей ожидали, что такого с ними не случится. Игорек и Никита знали точно, что с ними такого уже не может быть никогда…

После полдника произошло то, что происходило здесь постоянно в это время – столпотворение у ворот.

Игорек был среди своих друзей. Никита был где-то рядом. Антон был где-то с новыми родителями.

Мальчишки галдели, как это делают все мальчишки – и живые там, и живые здесь. Все резко замолчали только, когда ворота открылись. В ворота вошел Проводник. Он тут же отошел в сторону и дал пройти кому-то еще…

Для всех мальчишек это была просто какая-то женщина. Почти для всех мальчишек. Но не для Игоря.

- Мама!

Она совсем не изменилась.

- Мама!

Она сквозь десятилетия разлуки узнала голос своего родного человечка.

- Мама!

Игорек пробирался через мальчишек, которые стояли слишком тесно, чтобы быстро пройти через них к своему самому родному.

- Мама!

Игорек выбежал за ограждение. Мама бросилась к нему. Они встретились на середине двора.

- Мама!

- Игорек!

- Мама!

Игорь тоже совсем не изменился. Мама взахлеб целовала его, как будто пытаясь воздать ему все, что было недоцеловано за эти годы, проведенные не вместе. Игорек не сопротивлялся.

- Мама!

- Игорек мой!

Ребята за ограждением аплодировали.

- Мама!

- Сынок!

Долгожданные поцелуи не прекращались…

Игорь с трудом высвободился из объятий мамы, взъерошенный и зацелованный, и крикнул своим ликующим мальчишкам то, что все уже давно поняли, и то, что все они мечтали сами однажды произнести:

- Это моя мама!