Они живы... Лидия Николаевна Андреева-Чкалова

Матфевна
Лидия Николаевна.

Мы только что поженились и наконец-то смогли въехать в комнатку на первом этаже в трёхкомнатной квартире.
Одну комнату занимала пожилая пара, а в маленькой, совсем у входной двери, жила старушка очень интересная и внешне и каким-то притягательным внутренним благородством.
Узнав, что моего молодого симпатичного мужа зовут Валерий, она прониклась к нему нежной любовью. И когда случались ссоры , она успокаивала меня, находя оправдания моему гулёне.
Это была высокая, седовласая старуха с твёрдым взглядом умных серых глаз. Спенделёз не позволял ей ходить без палочки, но она никогда ни о чём нас не просила. Да и просить было бессмысленно. Убегали на работу утром , а возвращались вечером, часто довольно поздно. Нередко вечером я оставляла на столе невымытую посуду, а утром со стыдом находила её чистой и аккуратно сложенной. Она была довольно молчаливой, даже сидя у нас за праздничным столом, молча улыбалась нашим бредням и спорам. Также молча выслушивала мои обиды и раздражение по поводу поведения мужа и вообще всего…А мне будто того и надо. Я тащила в её комнатушку все новости … и хорошие, и плохие…О себе она старалась ничего не рассказывать. Знала я только одно, что никого у неё нет из родственников, только подружка медсестра, с которой вместе работала до ухода на пенсию.А ей к тому времени уже было за 70. Она работала секретарём –машинисткой у профессора Николаева, и часто вечерами я слышала, как она стучала на машинке, вновь выполняя чью-нибудь просьбу. К ней не редко заходил странный молодой мужчина, с которым она вела многочасовые беседы о йогах и их методах лечения. Печатала для него статьи. Телевизора не было и она много читала. Любила Рытхэу, Диккенса… Меня всегда удивляло её терпение. Она стойко выслушивала мои глупости и ни разу не сказала ничего в воспитательных целях.
Даже в сильные морозы не надевала ничего на голову. Только однажды я видела её в берете. Она меня воспитывала чем-то совсем другим, не словами, своим гордым существованием сильной женщины. Она начинала мыть полы, и я хваталась за тряпку, увидев, что пора убираться. И всегда какой –то намёк либо возбуждал во мне радость за себя или ужасный стыд. Я клялась себе, что больше никогда так не поступлю… и поступала…и опять становилось безумно стыдно за свою слабость. Когда она улыбалась мне, я ликовала в душе. Значит я поступила хорошо, значит я молодец.

Однажды я не смогла открыть дверь.
- Увезли в больницу – сказал наш мрачный сосед. - В своё отделение , к Николаеву.
Психиатрическая больница, где лечил голоданием профессор Николаев была недалеко и я пошла навестить.
Я с трудом прошла в отделение, но встретила холодный взгляд , поджатые губы. Она попросила больше не беспокоиться и посмотреть, не осталось ли каких- нибудь её вещей у нас. За ней хорошо присматривает и помогает медсестра, давняя знакомая.
Конечно я расстроилась такому приёму, но постаралась собрать все тарелочки, ложечки, стаканчики, что по разным причинам попали в мой шкафчик на кухне. Через неделю медсестра привезла её домой, где они вдвоём сделали перепись всего ценного в её каморке.

Через несколько недель приехала ночью медсестра с мужем и стала загружать вещи в машину. На мой вопрос ответила, что Лидия Николаевна умерла и завещала все вещи ей. Я в принципе не имела ничего против, молча наблюдала, как они рывком , не откручивая ничего сорвали люстру, бросили в машину как кирпич её пишущую машинку. Сердце ёкнуло как полетели книги, постельное бельё, платьишки (зачем они им?) , всё в одну кучу. Бережно уложен хрусталь и столовое серебро. Через 30 мин, оставив дверь открытой, умчались.
- подмети там – крикнула женщина , захлопнув входную дверь.
Я ещё постояла, оглушённая случившимся. Валера даже не проснулся, соседи тоже не подавали признаков жизни . Я вошла в комнату и стала разбирать разбросанные бумаги, сброшенные в кучу, вышитые полотенца, наволочки, салфеточки., затоптанны грязной обувью. Любимые книги Рытхеу и другие, которыми она очень дорожила, валялись разорванными.Страницами из них заворачивали хрусталь.
Страницы упражнений йоги, книга гаданий на языке ещё с «ъ», копии лекций, страницы из книги с поправками автора о Валерии Павловиче Чкалове, много мне непонятного. Папка с завязочками была целая и я решила обследовать её позже. Под утро я разобрала кучу. Все вышитые её руками наволочки были полны клопов, замочила в стиральном порошке.. Подушки , видимо, забрали…
На следующий день, после работы стала разбирать папку и ахнула.
Это был её личный архив с 1905 года. Теперь я понимаю, почему историки так трепещут, обнаружив захудалый отрывочек от записочки 18..года.А тут выписка из церковной книги, справки, анкеты,грамоты и дорогие видимо её сердцу две записки В углу одной из них напечатано "Герой Советского Ссоюза..." О нём написаны книги (одну из них именно она помогала печатать автору), сняты фильмы...Он известен всему миру.Он любил её и до самой смерти старался облегчить её судьбу и помочь...Она жила этой любовью ещё долго после его смерти, никому не мешая.

 Лидия Николаевна /продолжение/

                Автобиография /копия/

    Я, Андреева Лидия Николаевна родилась 1 марта 1905г в г. Астрахань.
Отец - Андреев Николай Николаевич работал надзирателем судоходного надзора за Астраханскими пристанями и являлся подхорунжим запаса Астраханского казачьего войска. Умер в 1907г.
    Мать - Мария Николаевна, член ВКП/б работала в больнице, в качестве старшей мед.сестры отделения. Была председателем совета жён офицерского состава при Сталинском  Райвоенкомате. Умерла 17/У111.1946г.

   Я училась в г. Егорьевске во 2-й Советской школе 2-й ступени, которую закончила в 1922г.
   Свою трудовую деятельность я начала с октября 1920г. в Раздаточной канторе "Губодежды" в качестве конторщицы, а потом статистки. Работая утром, я вечером училась в школе. В июне 1921года меня уволили для того,чтобы я могла подготовиться к последнему году учёбы, который я провела без отрыва от школы.
   Школу я закончила в У1-1922г.а Х-1922г.я вышла замуж за слушателя Егорьевской авиашколы Чкалова В.П. С ним я развелась в Х11-1924г. Во время замужества я не работала.

    С  Х-1924 по 1- 1925г. Работала в  Егорьевском  ЦРК в качестве кассира, откуда была переведена продавщицей в книжный магазин ОНО.
Через несколько времени, по уходе зав. магазином, я осталась заведующей этим магазином. Но соблазнилась предложением знакомой, я уволилась в августе 1925г. И уехала с ней в г.Борисоглебск.
Там мне устроиться на работу не удалось, и я фактически превратилась в прислугу своих знакомых. Поэтому я постаралась вернуться в Егорьевск и поступила на Биржу Труда..
    Через 8 месяцев меня направили на работу продавщицей книжного магазина агенства издательства»Вопросы труда». Там я проработала с 1по У11 – 1927г.
       Когда этот магазин закрылся, я через месяц поступила на работу в ГУМ, в книжный отдел. Здесь я проработала с 1Х-1927 по Х-1929г., до закрытия отдела. В период этой работы я была избрана членом правления Отделения  Союза Совторгслужащих, где работала с У- 1928 по У111-1929г.
       Очутившись снова без работы, я вновь пошла на Биржу Труда. Благодаря председателю правления Союза Совторгслужащих, который был знаком с зав.Биржей Труда, меня направили на работу старшей поломойкой в артель, существовавшей при Бирже Труда.
       Через месяц меня направили в лабораторию опытной станции в качестве чернорабочей, где я и проработала с 1Х-1929 по У1- 1930г. Одновременно я поступила на 9 месячные курсы медсестёрРОККа
     Окончив курсы я была направлена , как лучшая ученица, в качестве оспопрививательницы в Райздрав. Последний направил меня на оспопрививание в район, где я и проработала до 1Х-1930г.
      В это время в Егорьевске открылся медтехникум. Я подала заявление и была принята на 1 курс. Медтехникум я окончила У111-1932г. С хорошей характеристикой. В течении всей учёбы я работала председателем профкома медтехникума. По окончанию учёбы, за  хорошую общественную работу и академическую успеваемость,  я была направлена на учёбу в ВУЗ, но не была принята, т.к. опоздала на 12 дней.
       Ещё не окончив учёбу в медтехникуме, меня пригласили на работу в качестве медсестры во2ю Сов. Больницу, где я и работала, одновременно учась в медтехникуме. Здесь я проработала с 1У-1932г. По У1- 1933г. В период моей работы была мобилизована на 2 месяца на борьбу с сибирской язвой.
        В это время моя мать уехала по договору в Казахстан, и я поехала к ней. Приехав в село Глубокое  Иртышского  комбината, я поступила работать в амбулаторию, а через некоторое время по совместительству в больницу. Здесь я проработала с У11-33г. По 1У-34г.
        Ввиду консервации Иртышского комбината нас направили на работу в с.Солдатское, где находились шахты «Колбоолово». Здесь я проработала до конца договора т.е. до Х-34г. В качестве зам. врача (фельдшерицы).
          Мать заключила договор на отъезд в Сибирь и я уехала с ней в г. Усолье. В Усолье я поступила работать зав.здравпунктом спичечной фабрики»Байкал», а мать работала в заводе № 97. Через некоторое время я перещла на работу в медсанчасть завода №97. вначале зав.здравпунктом, а потом старшей медсестрой стационара, где и проработала до 111-1937г.
          Задумав поступить в институт, я уехала в г. Иркутск и поступила работать в Горбольницу, надеясь с осени поступить на подготовительные курсы. Вскоре ко мне приехала мать, у которой закончился договор.В Иркутске она заболела и врачи предложили ей переменить климат. Мы решили снова уехать в Егорьевск.
         Приехав в Егорьевск, я не бросила мысли об учёбе, уехала в Москву, где мне удалось устроиться работать в больнице при женском Трудпрофилактории. Там же я и жила в общежитии  Поступила на подготовительные курсы в МОКИ, но при сдаче экзаменов я не прошла конкурс и не была принята.
           В У11-38г. Меня перевели во вновь открытую в Сталинском районе больницу в качестве медсестры.
          В 1939г. Я вступила кандидатом в члены ВКП/б, а в 1Х-39г.была призвана в Красную Армию в госпиталь №726, который находился в г. Барановичи. В Х1-39г. Нас демобилизовали, и я снова вернулась на свою работу.
          В феврале 1940г. Я вновь поступаю на подготовительные курсы, но в мае меня призывают на прохождение лагерного сбора, где и пробыла до 1Х-40г.
         Вернувшись на работу, я решила, что в институт мне поступать поздно т.к. мне уже шёл 36 год. Я задумала переменить квалификацию и поступила на 2-х годичные курсы чертёжников- конструкторов. Первый курс я окончила успешно и перешла на 2курс. В это время началась война, курсы были закрыты.
         С первых дней войны я была назначена старшей медсестрой больницы. 9/111-1942г. Меня назначили Зав.Домом Санпросвета, где я и работаю по настоящее время.
          В июле 1942г. Я вступила в члены ВКП/б.  В 1943г. Я впервые была избрана в партбюро, где работала 1-м заместителем секретаря п/бюро.
          27/1Х-44г. Я выбрана секретарём партбюро в качестве коего я работаю третьи выборы.

1/111-1947 год.
г. Москва.

После 1947 года Лидия Николаевна работала в разных медицинских учреждениях, куда посылала партия.Во всех она была кроме медицинского работника или парторгом или секретарём парторганизации.
Из черновиков и листков по учёту кадров можно выяснить, что :
до 1949г.работала председателем Райкома Союза медработников.
в1951г. направили работать в психо-неврологический диспансер №9
до 1963 года , работая в диспансере, была секретарём парторганизации.
Жить продолжала в общежитии на Малой Семёновской ул. дом 15/17 корпус5., хотя ей уже было 58 лет.
Потом уже будучи на пенсии долго работала секретарём у профессора Николаева в психиатрической больнице, там и провела свои последние дни.

Записка от Чкалова: /в левом углу именно так напечатано/

Валерий Павлович
 Ч К А Л О В
 полковник
 герой советского союза

/далее написано размашистым почерком/

Лида
 постараюсь найти тебе комнату. Позвони мне по телефону 18-19ч дней через 5. Привет маме.

подпись: ВЧкалов.


Вторая записка личного плана об общих знакомых.

В папке много документов, подтверждающих место работы, характеристики, наградные листы и грамоты. Свидетельство о браке и определение о разводе (народный суд 1-го участка, Егорьевского уезда, Московской губернии)

Есть извещение, что она принята на учёт для удовлетворения жилплощадью от 24 февраля 1949 года

 От соседей, тоже очень пожилых людей, я узнала, что в эту маленькую 9м комнатку она въехала в 65-66г.
Мы с мужем стали её соседями в 1974г.

Умерла Лидия Николаевна в 1978г Ей было 73 года.
Она была одинока, но я никогда не видела её в депрессии, даже когда она страдала от болей в позвоночнике, наверно голодала.
Мы не слышали просьб о помощи, жалоб на трудности и т.д. Сами же были глупы,невнимательны и черствы.
Не получается у меня перенести сюда её фото.

И сейчас в Москве есть люди, живущие так, с незнаменитой биографией, которые создавали почву для знаменитостей и их знаменитых биографий.

P/S 2019г. Вот и мне 74 уже. Спасибо читателю, оживили воспоминания... Хорошо, что тогда всё скопировала сюда, ещё плохо владея ноутбуком. Сейчас бы и фото сумела представить...

Вот уже 2020год. Тогда, прочитав эту информацию, приехала журналистка из музея Чкалова в Егорьевске. Я ей передала весь архив Лидии Николаевны. Журналистка пообещала свозить меня в Егорьевск, посетить музей, но видать не судьба. Толи забыла, толи вообще не сочла нужным возиться со старушкой.А может эта информация не укладывалась в героическую жизнь Валерия Павловича.