Еще об одном парке

Татьяна Яровинская
Чем становишься старше, тем чаще возвращаешься мыслями в прошлое.  Чередой проходят картинки детства, юности… Я снова   гуляю по парку. Но уже другому – имени  Тельмана.

Старейший в Ташкенте, он был  заложен до Октябрьской революции  по приказу Константина фон Кауфмана, генерал-губернатора Туркестана,  удостоенного Ташкентской городской думой звания «первого гражданина города Ташкента», что в современном варианте соответствует  почетному гражданину города. Только тогда он, то есть парк, своего названия не имел.

Имя немецкого коммуниста, арестованного по личному приказу Гитлера и содержащегося  в одиночной камере, он приобрел  в 1934 году,  о чем жителям города  сообщила 24 июня газета "Узбекистанская правда", пригласившая всех желающих  на торжественное открытие парка новой формации. И успевшие состариться акации, каштаны, липы да карагачи с интересом смотрели на то,  как обновились  клумбы и газоны, как на эстраду взобрался  духовой оркестр, исполнявший бравурные марши…

Этот парк был особо любим моими родителями, так как напоминал им студенческие годы. Занимаясь в расположенном неподалеку ТашМИ,  они с друзьями нередко прибегали  сюда после лекций. Поженившись, снимали комнатку в домике, прилегавшем к парку у симпатичных людей со смешной  фамилией Дрынкины,  с которыми на долгие годы сохранили теплые отношения.  Естественно,  ничему из вышесказанного  я  свидетелем не была, да и быть не могла. Все это записано с чужих слов.  Личные воспоминания относятся к началу 50-х.   

С улицы Каблукова, расположенной  напротив Алайского базара (о ней и базаре рассказ особый),  я с мамой и папой шла в сторону  Асакинской.   Мы переходили Пушкинскую и двигались  вверх по Якуба Коласа. Через квартал (ли два)  оказывались перед арочными воротами.  Слева (или справа?)   находились окошечки  билетных  касс. Выстояв небольшую очередь,  папа  подходил к нам, держа в  в руках синие  прямоугольнички билетов.

Мы смотрели там  фильмы довольно часто. Но из всех запомнился  лишь один - модный  американский  фильм о Тарзане.  Тот,  о котором повсеместно говорили, а мальчишки-подростки, мгновенно превратившись в дикарей, влезли на деревья и стали, оглашая окрестности дикими криками, качаться на веревках, рискуя сорваться в Анхор или Бос-су.

Помню, как однажды, когда до начала сеанса  оставалось примерно полчаса,  мы отправились на детскую площадку с песочницей, качелями, вертушками, горкой и прочими притягательными атрибутами, будоражащими детское воображение.

Однако  развернуться и получить максимум удовольствия мне не дали, потому что было ясно: облазив все агрегаты, имевшиеся там, я  буду иметь такой вид, что в кино уже не пойдешь. Но я, не желая этого понимать, капризничала. Получив шлепок, уже готова была  пуститься в рев, но…

Но  ситуацию спас звонок, извещавший о начале сеанса и приглашавший зрителей занять свои места на  простых деревянных скамейках,  занимавших пространство,  с одной стороны огражденное стеной, а с другой - деревьями, на которые, словно обезьянки, взбирались мальчишки, устраивавшие себе в ветвях  бесплатную ложу, из которой прекрасно  было видно все, происходящее на экране.

Конечно, ни сюжета, ни деталей  этого фильма  я не помню. Помню лишь то, что там была смешная обезьяна Чита, симпатичная девушка в белом платье, которую похитил  дикарь Тарзан и усадив  на ветку дерева, разорвал в клочки отобранный у нее носовой платок. И как сейчас вижу летящие вниз белые кусочки батиста…

Иногда я приходила  в парк с бабушкой. Это было тогда, когда дед, руководивший  кружком художественной самодеятельности при одном их хлебопекарных заводов, привозил сюда своих питомцев, принимавших участие в концертах, что шли и на открытой эстраде для  развлечения  гуляющей публики.

Самым любимым кружковцем деда был Юра Гунькин. Длинноногий парень с густым набриолиненным чубом, выходивший на сцену как настоящий артист в черном костюме с галстуком-бабочкой и срывавший  громкие аплодисменты за  исполнение итальянских песен.

Я так хорошо запомнила его потому, что он  порой приходил к нам домой. То за нотами, то еще по какому-то поводу. И каждый раз с новой девушкой.  Вероятно, поэтому-то  у него и возникли  неприятности, закончившиеся весьма  плачевно.  Когда дед, упавшим голосом сказал,  что Юру убили, я долго и горько  плакала.

Запомнился и  другой студиец. Черноглазый грек-эмигрант по имени Георгий. Тогда в 50-х  их, бывших то ли коммунистами, то ли демократами,  бежавшими в СССР  после  прихода к власти радикально настроенной партии Греческий сбор во главе с маршалом А. Папагосом, было очень много.
 
Георгий тоже был солистом в этом коллективе и выводил красивым тенором с симпатичным акцентом:

Ах ты, душечка, красна девица,
Мы пойдем с тобой, разгуляемся.
Мы пойдем с тобой, разгуляемся.
Вдоль по бережку Волги-матушки.

Когда выступление заканчивалось,  дед присоединялся  к нам,  и мы шли к тому месту, откуда в путь отправлялась коляска с запряженным то ли осликом, то ли пони, которую дед почему-то называл «Тпрутатайкой». Я залезала на сиденье, где уже сидело несколько детишек, и под звон колокольчика, висящего под дугой, мы отправлялись в чудесное путешествие по аллеям парка.

А потом детство кончилось. На  долгое время этот парк выпал из моей жизни, вернувшись  в нее тогда, когда  я сама стала мамой  и водила  детей в чешский Луна-парк, разместившийся  в этом месте.

К этому времени парк, как таковой, утратил былое очарование, Правда, он по-прежнему привлекал  студентов расположенного неподалеку ТашМИ да иную молодежь, которая была не прочь пропустить в  парковом  павильоне одну - другую  кружечку пива, закуситьих шашлыком, наполняющим воздух неповторимым ароматом. Что ни говори, а в Ташкенте всегда умели вкусно готовить. Даже  на улицах.   

Очень жалею, что, уезжая из города, я не пошла попрощаться с этим местом. А теперь  парка им. Тельмана нет. На волне «национального самосознания» он сначала стал парком Боги Эрама, а потом превратился в парк им. Гафура Гуляма. Поистине все течет, все меняется.

2009