Самовольная разведка

Анастасия Хаванская
ГЛАВА ИЗ РОМАНА "СКАЗАНИЕ О МИРЕ ПРИЗРАЧНОМ"

Взор погаснет, но заново вспыхнет сильней:
Мы не знаем, не чтим компромиссов.
И порою похожи на диких зверей:
Стережём и хватаем, как львицы.

И так страшно устать и свой бег укротить –
Ведь мы дышим, мы живы – в движеньи!
Не забыть, не забыться, не остановить
Наших бешеных пульсов биенье.

 Остаток зимы Асвейг счастливо прожила с Арнгейром в его пещере-библиотеке. Несмотря на то, что она уже была замужем однажды, теперь ей казалось, что Арнгейр – её первый муж, другого не будет и не было. Прошлое на Земле казалось странным и несколько тревожным сном.
 Сиге жил по соседству с двумя своими жёнами, и Асвейг подружилась, наконец, и с той, и с другой. Только теперь она ощутила разницу в их внутреннем облике, и поэтому перестала их путать, что часто случалось раньше. Ведь как только мы узнаем человека изнутри – какой бы неброской нам ни казалась его внешность или же напротив - яркой, но разительно схожей с внешностью его брата-близнеца, мы уже никогда и ни с кем на свете его не перепутаем. Ибо все люди уникальны, так же, как уникальны амфотерны.
 Байна была по характеру чем-то похожа на саму Асвейг, только более медлительна и сдержанна в эмоциях. Также Байна была весьма красива для амфотерна. Житие в горах повлияло на неё наилучшим образом. Фигура приобрела особую стройность, грациозность. Выразительные и большие карие глаза утратили тусклость, обычную для представителя племени амфотернов, и стали влажно мерцать подобно глазам Арнгейра.
 Вифа была менее красива внешне и совершено другая по характеру. Она была не просто медлительна, но весьма рассеянна и ленива, глуповато-мечтательна, но при этом очень добродушна и мягкосердечна.
 Асвейг заметила, что Байна не стремится особенно ни с кем дружить, кроме собственного мужа, её – Асвейг, к которой Байна относилась с большой симпатией, Арнгейра и Кейтаро. Кейтаро Байна немного стеснялась и, так же, как и Асвейг, особенно о нём заботилась. Однажды, сидя за чаем с друзьями, Кейтаро пошутил, что, еcли о нём так заботятся чужие жёны, то своя и не нужна, чем расстроил ревнивого Арнгейра и вызвал лёгкое недоумение Сиге.
 Вифа, напротив, проявляла добродушную индифферентность к компании Асвейг, Арнгейра и Кейтаро, зато у неё было огромное количество подруг, которые почти ежечасно присутствовали возле пещеры Сиге, чтобы посплетничать или поплакаться «в жилетку» Вифе. Сиге это страшно раздражало, и посему он время от времени запирал Вифу дома, а подруг выходил разгонять палкой, одаривая их «нежными» выражениями вроде «тупые мильмы». Для Асвейг это звучало как «бестолковые коровы», и она догадывалась, как «хорошо» должна относиться к Сиге женская половина племени амфотернов, обитающая ныне в горах.
 Однажды Асвейг предложила Байне прогуляться вдвоём в сторону равнин и восточного моря. Это было небезопасно, что только подстёгивало обеих молодых женщин осуществить задуманное. О том, чтобы взять с собой Вифу, конечно, и речи не шло. Когда взору летящих амфотернов открылись заснеженные поля, а горные цепи остались позади, Асвейг предложила Байне присесть отдохнуть на одном из утёсов.
 - Байна, зачем ты вышла замуж за Сиге? - задала Асвейг давно назревший у неё вопрос своей новой подруге.
 - У меня был жестокий отец. Он избивал мать, и мне доставалось. Я думала, что всегда буду испытывать отвращение к мужчинам, никогда не выйду замуж. Но потом я познакомилась с Сиге. Он был не слишком умён, но мой ум оценил высоко. Он очень любит женщин, ты знаешь, и потому снисходителен к любым нашим недостаткам, кроме откровенной глупости. Поэтому меня он уважает больше, чем Вифу, - Байна улыбнулась.
 - Так тебя подкупили мягкость и добродушие?
 - Да! И то, что он с палкой гоняет подруг Вифы – лишь попытка создать видимость собственной мужской суровости, о которой теперь ходят дурацкие сплетни.
 - Байна, а тебя не смущает то, что ты – не единственная жена?.. - несколько смущённо спросила Асвейг.
 - Я не люблю Сиге так, как ты любишь Арнгейра. И к женщинам отношусь лучше, чем к мужчинам. Наверное, причиной этому - моё детство. Вифа меня не раздражает, мы с ней почти подруги. А Сиге так устроен – хорошо ещё, что он выбрал только нас двоих, а не четверых, к примеру. Ему нужно разнообразие. Ну и ладно. Зато я получила возможность завести семью, что раньше казалось мне чем-то совершенно невозможным, - спокойно ответила Байна, ничуть не обидевшись и не удивившись любопытству Асвейг.
 Асвейг тут же захотелось зацепиться за слова Байны «к женщинам отношусь лучше, чем к мужчинам» и спросить про Кейтаро, но она подумала, что это уже будет слишком, и сказала только:
 - Байна, а Кейтаро и Арнгейра ты узнала только когда Сиге привёл вас с Вифой к Арнгейру?
 - Да, - глухо ответила Байна, и подруги молча продолжили свой полёт.

 Заснеженные поля Призрачного мира были похожи на белую простыню, раскинутую на сотни миль вокруг.
 - Ни души, - крикнула налету Байна.
 - Одна видимость! - звонко ответила ей Асвейг.
 - Ты зря так думаешь! - громко сказала Байна. - Они могли уйти за море!
 - Тогда мы полетим за море! - ответила Асвейг.
 - Безумие! Для этого нужно знать особый путь, на котором всё время попадаются острова, где можно найти временное пристанище, и уметь ориентироваться по солнцу! А солнце сейчас вообще за облаками! - воскликнула Байна.
 - Хорошо, - Асвейг остановилась и зависла в воздухе, слегка помахивая крыльями. - Тогда попытаемся осмотреть равнинное пространство от гор до моря, насколько хватит сил, - ответила она.

 Асвейг и Байна разделились. Асвейг полетела на север, Байна – на юг. Далее с ними обеими произошли события, окончательно решившие дальнейшую судьбу Призрачного мира.

ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО С АСВЕЙГ

 Асвейг без толку провела в небе над белоснежными полями и одетыми в серебряный зимний наряд лесами почти весь день. К вечеру она выбилась из сил и присела прямо в глубокий снег в поле у подножия гор. Она устала, с нетерпением ждала, когда же прояснится небо, чтобы насытиться звёздным светом. Она соскучилась по Арнгейру.
 - Мне не хватит сил долететь до дома, если сейчас не прояснится небо… - с грустью подумала Асвейг, и тут же облака расступились, и на небосклон выплыл тёмно-красный шар, окружённый разноцветными сверкающими кольцами. Асвейг уставилась на него и долго смотрела, не отрываясь. Вдруг она осознала, что не управляет собственной волей. Планета амфотернов приковала к себе её взгляд и всё внимание так же, как магнит притягивает маленький железный опилок. Асвейг не сразу расслышала шаги тысяч приближающихся к ней существ – таких же амфотернов, как она. Все они, не отрываясь, смотрели на красный шар в мерцающих кольцах и шли ему навстречу. Вдруг с противоположного края неба выглянула луна. Её широкий луч пробил ночное пространство и упал прямо на Асвейг, окружив её золотистым сиянием. Тут же красная планета будто утратила свою силу, пришедшие к горам амфотерны отвели заворожённые взгляды от своей планеты-талисмана и дружно взглянули на Асвейг, которая сияла своей густой белой шерстью в потоке льющегося на неё золотистого света.
 - Это та самая Асвейг! - крикнул кто-то полуиспуганно-полурастерянно.
 - Знамение конца старого мира и начала нового! - вторил ему другой, такой же полуиспуганный-полурастерянный голос.
 - Как мы здесь оказались? - одновременно зашептали сотни голосов. Асвейг, наконец, очнулась, встряхнула головой и поняла, что действовать нужно незамедлительно.
 - Чудесная красная планета, планета-талисман племени амфотернов привела вас всех сюда из разных уголков той части Призрачного мира, что между горами и восточным морем! Вы – те, кого ещё не успел взять под своё руководство Кейтаро благословенный! - звонко заговорила она, и толпа тут же стихла.
 - Летите за мной! Скорее! Я отведу вас к нему!
 Тут над головой Асвейг послышался шелест крыльев, и в круг света влетел Арнгейр. При этом его серо-голубая шерсть вспыхнула серебряным огнём, а из глаз словно вырвались лучи, когда он обратился в сторону толпы.
 - Амитаби! Амитаби, отыскавший Чистую Землю для нашего исстрадавшегося племени! - завопили несколько голосов на разные лады, но общий смысл сводился именно к этому.
 - Как ты их нашла?! - тихо спросил Арнгейр у Асвейг.
 - Планета! Планета с кольцами чудесным образом привела сюда их, словно магнитом притянула. А я была уже здесь… - растерянно ответила ему Асвейг.
 - Светлый Бог, - уверенно проговорил Арнгейр, затем обратился к собравшимся на поле, предлагая следовать за ним и Асвейг в горы. Вскоре вся толпа подобно гигантской стае драконов поднялась в воздух и понеслась к дальним пещерам.

 Когда женщины не вернулись с прогулки к вечеру, Арнгейр объявил, что летит на их поиски, но в полном одиночестве. Кейтаро не находил себе места, и всё же, уступив уговорам Арнгейра, остался «на посту», как он сам называл свою маленькую пещеру. Так же поступил и Сиге, несмотря на то, что был всерьёз обеспокоен исчезновением Байны.
 К полуночи благодаря общительности Вифы уже все переселившиеся в горы знали, что Асвейг и Байна пропали. Амфотерны искренне считали Кейтаро, Арнгейра и даже Сиге новыми старейшинами племени. Поэтому весть о внезапном исчезновении их жён подействовала угнетающе. Многие вышли из своих пещер и с трепетом ждали возвращения Арнгейра, подняв глаза к небу на востоке. Но то, что предстало их взорам вскоре после полуночи, превзошло все ожидания. На фоне вышедшей из-за облаков огромной золотистой луны в небе появилось несметное количество амфотернов. Впереди всех летели Арнгейр и Асвейг. Их шерсть ярко светилась, словно пропитанная лунным светом.

 Кейтаро и Арнгейр всю ночь разговаривали с вновь прибывшими и заселяли тех в ещё никем не занятые пещеры. Пещер было так много, что проблем с жильём не возникло. Арнгейр боялся другой проблемы – предательства. Те амфотерны, что жили в горах всю зиму, были уже проверены временем на верность. Чего ожидать от тех, что явились только что – было трудно предугадать. Поэтому он предложил Кейтаро всюду появляться с охраной, которая обычно дежурила возле его пещеры и пещеры Арнгейра и Асвейг. Кейтаро внял совету, и действительно они с Арнгейром везде ходили с охраной. Асвейг, утомлённая долгим и беспокойным днём, забралась в любимую библиотеку и вскоре заснула. Возле библиотеки также оставили охрану.
 Сиге, поняв, что Байна так и не явилась, отправился на её поиски, за ним последовала Вифа и несколько вооружённых амфотернов по распоряжению Кейтаро.

 ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО С БАЙНОЙ

 Байна и Асвейг договорились, что будут искать рассеянных по огромной территории соплеменников с двух сторон. Асвейг – от северных степей, Байна – с юга, от гор, что спускаются к морю. Что произошло после этого с Асвейг, уже известно. Байну ждали более суровые испытания. Она, так же, как и Асвейг, почти до вечера бессмысленно летала над заснеженными просторами и совершенно истощила свои силы. Чтобы отдохнуть, она присела на небольшой каменный утёс недалеко от морского берега. И вдруг что-то сжало ей горло, и она мгновенно упала с утёса в глубокий снег под ним. На её шее была затянута верёвка. Байна задохнулась, если бы ей не позволили схватиться за верёвку и немного ослабить петлю. Она перепугано вскинула голову и увидела крупного тёмно-серого амфотерна, держащего верёвку, на которой теперь Байна была как на поводке.
 - Кто ты? - прохрипела она, с ужасом глядя на незнакомца.
 - Сейчас узнаешь. Пошла-а! - крикнул он и потянул её. Байна почти в бессознательном состоянии зашагала, повинуясь грубой силе, что тащила её за собой.
 Затем она обнаружила себя в каком-то очень большом мрачном помещении, освещённом многочисленными факелами по стенам.
 - Она из отщепенцев, что последовали за серебристо-голубым амфотерном, - произнёс чей-то голос. Кажется, это был голос незнакомца, приведшего сюда Байну.
 - Какая удача, не думал, что мы так быстро достанем их. Спасибо, брат, - ответил другой, более низкий и грубый голос.
 Сквозь пелену слёз и тёмные круги, плывущие перед глазами, наверное, от полученного психического шока, Байна рассмотрела небольшого тёмного, почти чёрного амфотерна, который разговаривал с тем, что привёл её сюда. Видимо, это были братья, по крайней мере, они так называли друг друга. Также имелось нечто общее в их внешности, только один – тот, что поймал Байну – был очень крупным, а другой, с низким и грубым голосом – почти маленьким.
 - Завтра собираем войско и летим в горы, - сказал маленький тёмный амфотерн. Он подошёл к Байне и, глядя на неё снизу вверх, беззвучно оскалился и дёрнул за петлю на её шее. Байна глухо застонала.
 - А ты полетишь как царица – впереди войска, указуя путь. А затем представишь меня своим сотоварищам как их наивернейшего друга и соратника, - злобно прошипел он, глядя в её затуманенные большие карие глаза своими жёлтенькими глазками. - Брат, отведи её ко входу и посади на цепь. Потерпит, не замёрзнет. К тому же ей нужно быть на улице, чтобы набираться сил к завтрашнему дню. Они каким-то образом берут энергию от ночного неба.

 Байна очнулась, оказавшись на улице. Она слышала, как зазвенела цепь, и кто-то снял веревочную петлю с её шеи - для того лишь, чтобы накинуть железную. И тут ею овладело странное состояние. Она вдруг подумала, что уже никогда не увидит Кейтаро. Почему именно Кейтаро? Что-то будто обожгло её изнутри, сознание не просто вернулось, но прояснилось окончательно за долю секунды. Железная петля ещё не успела сомкнуться на её шее, а верёвочная уже соскользнула. Байна рванулась с силой обезумевшего ввысь, к небу, где уже расступились облака и сверкали звёзды. Кто-то вцепился ей в хвост, но тщетно, она вырвалась. Те, что пытались посадить её на железную цепь, не ожидали, что женщина, будучи в полубессознательном состоянии, так себя проявит. Вскоре Байна была уже недосягаема для своих преследователей. Она подобно стреле неслась к дальним пещерам.

 Охрана возле пещеры-библиотеки Арнгейра с ужасом расступилась, пропустив внутрь хорошо знакомую, но всё же с трудом узнаваемую женщину. За один день она исхудала до костей, глаза лихорадочно горели, на лице-мордочке застыло непонятное выражение, словно она только что стала свидетелем какого-то страшного события.
 - Асвейг! - простонала Байна, вползая подобно раненому зверю в пещеру-библиотеку.
 Асвейг тут же проснулась.
 - Байна! - громко закричала она. - Где ты была? Что с тобой стряслось?!
 Асвейг с трудом уложила на постель из сухих трав, возвышающуюся на обогреваемом возле очага камне, свою исстрадавшуюся подругу. Байна была значительно крупнее Асвейг, поэтому той пришлось нелегко.
 К утру пришли Арнгейр и Кейтаро.
 - Байна! Байна, что с тобой случилось? Что с ней произошло? - воскликнул Кейтаро, обращаясь то к Байне, неподвижно лежащей на постели, то к Асвейг. Байна перевела на него глаза, и из них беззвучно потекли слёзы.
 - Байна, ты разве не встретила Сиге, Вифу и нескольких солдат, что отправились искать тебя вместе с ними? - мягко, но вкрадчиво проговорил Арнгейр, приблизившись к Байне. Та молча замотала головой.