Детка Порфирия Иванова

Борис Сибиряк
Босиком по талому снегу, безмятежно и неторопливо шагал я весенним берёзовым парком, а душа ликовала. Радовался всему, что меня окружало: деревьям, просыпающимся от зимней спячки, синему без единого облачка небу, весёлому доброму солнышку и слегка влажному снежку, который лишь приятно холодил ноги, хотя бродил так уже около часа, разбивая пятками ледок в попадающихся на пути лужицах и с наслаждением омывая студёной водой оголенные ступни. Воскресный весенний день 8 апреля 1990 года выдался отрадно солнечным и безветренным. Пока ещё не удалось избавиться от курения, но, перечитав Поля Брэгга «Чудо голодания», последнюю неделю марта провёл я на полном голоде, употребляя лишь воду. И вот теперь, спустя неделю, чувствовал себя так расчудесно, что это невозможно было описать никаким словами.

Увлёкшись с осени закалкой “по Иванову”, всю зиму обливался на окраине этого парка при любой погоде, набирая по два ведра ледяной воды из торчащей в сугробе заброшенной артезианской колонки. Ни тридцатиградусный мороз, ни стылый ветер не могли мне помешать. Наоборот, капризы погоды добавляли задора, позволяя испытывать новые замечательные ощущения. Не так ли поступал великий полководец Александр Суворов в перерывах между битвами!

Никакие лютые эпидемии гриппа были теперь не страшны, а если и начинали они цеплять, то трёхдневное голодание вкупе с обливаниями через каждые три часа, начисто убирали даже видимость насморка. Присоединились ко мне и другие жильцы молодёжного общежития, мы выходили к колонке уже по трое-четверо. Один приятель неожиданно прекратил пить, и курить одновременно, хотя до этого, казалось, ничто в этой жизни не могло заставить его перестать травится этими “прелестями”. И если бы кто-то назвал нас сектантами, мы бы, услышав такую чушь, от души рассмеялись.
 
Сектанты... В то время сектантами у нас называли исключительно христиан-баптистов, которые основали в Новосибирске молельный дом в частном жилом секторе на улице Севастопольская и отказывались подчиняться советскому законодательству о культах. Вообще же, что касается религии, то для нас, недавних комсомольцев, её не было вовсе – всё воспитание шло в духе атеизма, и лишь изредка всплывало то обстоятельство, что наши великие предки Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов и многие-многие другие оказывались глубоко верующими людьми. Однако вместо «Основ православной культуры» нам преподавался «Научный коммунизм».

В условиях горбачёвской перестройки, на фоне повального безверья в Россию скоро хлынет масса зарубежных миссионеров, как грибы после дождя появятся всевозможные секты и конфессии. Но пока этого не произошло, мы знали только два понятия: религия, которая по определению Энгельса является «опиумом народа» и атеизм, который в нас формировался с младенчества, начиная едва ли не с колыбели.

Но вот в начале 1989 года на чистом белом поле безверия появляется нечто новое.

– Ты ничего не слышал про систему Порфирия Иванова? – спрашивает меня старый товарищ и коллега по работе в Совете молодых учёных НИИ авиации.

– Ты, наверно, имеешь в виду новую систему пожаротушения на планере «Большого транспортного самолёта»? – шучу я.

В ответ лёгкое замешательство и смех:

– Ой, не могу, рассмешил, ха-ха-ха, вот, почитай... ну ты даёшь!

Игорь протягивает мне чумазые копии страниц, взятых, кажется, из какого-то регионального журнала.

– Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу МИРА! – читаю вслух первую попавшуюся взгляду фразу и вопросительно гляжу на коллегу.

– А это одно из двенадцати правил, называемых «Деткой», чтобы быть здоровым! – слышу уверенный ответ и обращаю внимание на выделенную жирным шрифтом фразу: “Я не поп, не знахарь, я практик в природе”. Нет, не зацепила меня эта статья. Поблагодарив друга, вернул “манускрипт”, заметив, что у меня не возникло никаких возражений. Давно представлялся этот товарищ мне одним из современных Дон-Кихотов, на которых, возможно, и держится весь наш мир. Прямо или косвенно пытался поддержать его во многих, на первый взгляд, наивных начинаниях, ну а тут... тут и спорить было не о чем.

Вновь услышал о системе Иванова лишь в конце августа, после отпуска, от своей подруги, когда мы возвращались с турслёта. Тут же прозвучало её предложение “прямо сейчас войти в голодание без воды и продержаться до завтрашнего вечера”, которое было принято мной с живым интересом. Ведь одно из правил «Детки» гласило: “Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды...”

Я был хорошо знаком с ледяной водой. Купание в горных реках во время походов и работы в спортлагере на Алтае были обычным делом, доставлявшим огромное удовольствие. А вот целые сутки совсем ничего не есть и не пить... Такого ещё не испытывал!

Впервые голодать двадцать четыре часа, да ещё всухую, оказалось откровенно муторно, зато следующим вечером два помидора и стакан кефира показались необыкновенно вкусными, а следующий день принёс ощутимый прилив энергии.

Когда же впервые вышел босиком на снег, то вначале не ощутил ничего особенного, а в голову пришла шутливая думка: “Обманул старик!” Однако вскоре устыдившись подобных мыслей, ходил босиком по снегу в своё удовольствие каждый день. По Иванову это звучало как “делай пока хорошо”.

В какой-то момент показалось, что зверски простыл: чуток поднялась температура, и пребывал я, простите, весь в страшных соплях, чихе, кашле и поте. Казалось, надо срочно прекратить все эти босохождения с обливаниями и, напившись чаю с малиной, залечь под тёплое одеяло. До знакомства с «Деткой» так бы и поступил, но подруга моя по телефону уверенно объяснила: “Это началась чистка, выходит накопившаяся грязь и слизь. Обливайся почаще, ешь поменьше, а ещё лучше, лишний раз поголодай! ”

Безо всякого преувеличения скажу: совет оказался верным на все сто процентов. Причём, каждое очередное обливание ледяной водой мгновенно возвращало в состояние самого что ни на есть прекрасного самочувствия. Три дня – и я окончательно почувствовал себя абсолютно здоровым, но ещё через недельку растрескались в мелкую сетку губы, а потом... пятки. “Смажь маслом или вазелином... Это ведь это не сердце, не лёгкие, не желудок, им-то сразу легче...  болезни наружу выходят ”, – советовал Порфирий Иванов. И вправду, быстро всё прошло и наступило такое прекрасное самочувствие, какого никогда и не знал.

После этого исчезли все остававшиеся сомнения, закаливание стало ежедневным, и захотелось пообщаться с более опытными «практиками в природе». Так попал я на встречу сторонников здорового образа жизни, организованную клубом «Надежда» при Новосибирском Доме культуры имени Жданова. На встречу приехали гости из разных уголков страны, в том числе и те, кто жестоко пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС. Иванова здесь уважительно называли Учителем, в зале царила атмосфера полного доверия и открытости, так что довелось мне пообщаться и с теми, кого ранее официальная медицина приговорила к мучительной смерти. Много услышал я необычного, но мог ли предположить, что через какие-то полгода и сам попаду в чрезвычайную ситуацию…

Однако вернёмся к собранию. Обливание холодной водой – это первое правило «Детки», второе же гласило: “Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья”. Так вот, выяснилось, что мало желать здоровья, нужно ещё и просить его! При этом верующие, которых в то время было совсем уж немного, просят здоровья у Бога, а неверующим, предлагалось просить здоровья у живой природы, но лучше, у самого Учителя, если вы пропитались духом его идей. “Проси, у кого веришь!” – рекомендовал Иванов.

– Выходишь босиком на землю, а зимой на снег и медленно-медленно через гортань тянешь воздух, представляя, что берёшь его из верхних слоёв атмосферы и, мысленно направляя струю в голову, в грудь, в живот, в больное место. Потом на паузе просишь: “Учитель, дорогой мой, дай мне моё здоровье”, – поясняла пожилая, совершенно седая, но весьма энергичная Новелла Ивановна, которая благодаря этой системе, смогла избавиться от многочисленных недугов, а также от любых таблеток и микстур.

Никакой мистики или религиозности в этих советах я не ощутил. Рассудил иначе: тут целый комплекс оздоровительных процедур: выходишь босиком – заземляешься по Микулину, медленно тянешь воздух – насыщаешь кровь углекислым газом по Бутейко, концентрируешься на больном месте и просишь здоровья – аутогенная тренировка по Леви. Ну, а критерием истины, конечно, будет практика.
 
Но вот ещё одно правило: “Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье”.
 
– Здесь речь идёт не только о защите природы. Когда вы проглатываете свою мокроту, а не выплевываете её, происходит наилучшая самовакцинация организма, вы усиливаете свой иммунитет своими же наилучшими средствами – втолковывает умудрённая опытом Новелла Ивановна.

Импонировало то, что здоровье надо просить. Да-да, не брать, не хапать, а именно просить и зарабатывать своим трудом в природе. Ведь речь-то шла не только о физическом здоровье. “Мне не болезни ваши нужны, а душа и сердце”, – поговаривал Порфирий Иванов, утверждая, что физические хвори – это следствие нашего неправильного поведения в природе. Вот о чём говорят его последние шесть правил «Детки»:

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу МИРА!

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо, но самое главное – ДЕЛАЙ!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
 
“Слово «здравствуйте» открывает сердце и выбивает плохую мысль” – утверждал Иванов. Понятно, что здороваться со всеми, не означает, что, войдя в переполненный трамвай, ты должен подойти к каждому и поздороваться. Достаточно мысленно, но искренне, от души пожелать всем присутствующим здоровья, вот это на самом деле важно. Точно также, правило “Не употребляй алкоголь и не кури” вовсе не означает, что можно употреблять, скажем, героин. Ясно, что это правило относится к любым наркотикам.

Кстати, изобретатель дыхательного тренажёра Владимир Фролов как-то заметил, что у многих заядлых «моржей» настолько оказывается деградированной печень, что в обычной обстановке (вне проруби) они начинают «гореть», температура их тела не опускается ниже 37,5 градусов. Это является явным отклонением от нормы и в итоге ведёт к преждевременному разрушению организма.

А вот, что на эту тему пишет известнейший популяризатор и практик здорового образа жизни сам, кстати, «морж», автор знаменитых «Трёх китов здоровья» Юрий Андреевич Андреев:

“Всем известно, что «моржи» простужаются реже обычных людей. Однако мало кто знает, что их адаптация к холоду вызывает атрофию печени и падение в организме холестерина гораздо ниже тех значений, которые можно было бы считать благоприятными для профилактики атеросклероза. Следовательно, нужно изучить так называемые перекрестные виды адаптации. Вот что это такое: структурный след, оставленный одним фактором перестройки организма, часто тянет за собой звенья, повышающие стойкость организма по отношению к другим стрессовым воздействиям. Например, выносливый к физической нагрузке человек быстрее привыкает к высокогорному, бедному кислородом воздуху. Это и есть так называемая перекрестная адаптация”.

Вот и Порфирий Корнеевич Иванов утверждал: “Голодать и не обливаться можно, а обливаться и не голодать нельзя. Пробуждаются корни болезней”.

То и дело появлявшиеся в печати, в том числе журнале «Здоровье», невежественные, а я бы сказал, бредовые рекомендации начинать закаливание путём обливания слегка прохладной водой при еженедельном понижении температуры на один градус, были в пух и прах были разбиты практикой Иванова, а затем американскими учёными, разработавшими теорию «Пароводной оценки состояния здоровья человека». Подробно об этом можно прочитать у того же Юрия Андреева в «Трёх китах здоровья», привести цитату из которых хочу по другому поводу:

“Здесь невозможно не вспомнить о том, что возвращение человека к Природе, подход к нему как к существу не только социальному, но и как к биосоциальному составляет суть учения замечательного русского человека, народного философа Порфирия Корнеевича Иванова. В практике самого Иванова и в его теоретическом наследии содержится самое существенное для восстановления и укрепления нашего здоровья – это признание неразрывной связи между внутренней экологией человека и экологией окружающей его Природы. К его урокам, его системе – «Детке» – следует отнестись со всем возможным вниманием и уважением, ибо в ней сконцентрирован опыт комплексного подхода к оздоровлению посредством благотворных психических изменений в сознании человека, а также с помощью регулярного закаливания и перехода к заметно уменьшенному рациону с регулярными голоданиями. Появившиеся в прессе насмешки над словесной формой его заповедей и гимнов я считаю недостойными.

С другой стороны, мне хотелось бы в самой деликатной форме выразить свое несогласие с тем духом неистового фанатизма, с которым я подчас встречаюсь, общаясь с некоторыми последователями Порфирия Корнеевича Иванова. Фанатизм, который сродни бездумному религиозному экстазу, жестокое самоограничение себя только формулами и горизонтами, установленными «Деткой», поневоле заставляет вспоминать мудрое изречение «не сотвори себе кумира».

Само предположение о том, что развитие ищущей человеческой мысли заканчивается в двенадцати пунктах «Детки», у любого здравомыслящего человека может вызвать несогласие. Жизнь-то не останавливается, и за каждым этапом ее развития следует новый виток спирали времен. В чем-то повторяя достижения прежнего, он приносит нам и дополнительные знания. Глубоко и искренне уважая Порфирия Корнеевича Иванова, сердечно восхищаясь всем тем необыкновенным и удивительным, что удалось ему в его прекрасной жизни сотворить, я смею считать его заветы прекрасной основой для объединения людей, возрождающих свое здоровье, такой основой, которая может и должна быть спокойно и доброжелательно и продолжена, и углублена, и развита в соответствии с самим духом учения Иванова о бесконечности возможностей Природы и человека”.

Впрочем, я отвлёкся. После собрания в клубе «Надежда» выяснилось, что целый ряд моих добрых знакомых самостоятельно, особо не афишируя, но и не таясь, также занимаются закаливанием «по Иванову». Один из них сделался прямо-таки фанатом и круглый год обходился без пальто (это в сибирских-то условиях, когда порой птицы на лету замерзают)! Другой интеллектуал вывел формулу: “Не система Иванова, а – образ жизни по Иванову” и переехал из города на постоянное место жительства в деревню Каменка в избу с банькой и колодцем. Ну, а мы с огромным удовольствием, радостно продолжали без затей заниматься закалкой-тренировкой по «Детке».

Так я и дошёл до своего первого семидневного голодания «по Брэггу» в последнюю неделю марта 1990 года. А потом растаял снег, набухли почки на деревьях, и стал я всё реже и реже ходить босиком, а обливался теперь в основном в душе – без мороза и снега энтузиазм шёл на убыль, наверное, из-за отсутствия элемента экстрима.
 
На майские праздники, взяв палатку, выехали мы на природу, а второго мая мне в затылок впился лесной клещ. Я не придал этому эпизоду особого значения – мало ли доводилось «ловить» клещей в алтайских походах… А зря! Клещ оказался заражённым вирусом энцефалита.
 
Через три недели, двадцать первого мая, совершенно измученный сильнейшими непрерывными головными болями, слабостью и высокой температурой, я «сдался» врачам заводской клинической больницы. Лечащий врач сообщила моей крайне встревоженной подруге, что возможен летальный исход и научила, как правильно со мной общаться, а всезнающие санитарки поспешили девушке разъяснить, что “поражена нервная система, нормальным человеком он уже никогда не будет, а если и выживет, то останется дурачком”. Возможно, так бы оно и случилось, если бы не моё увлечение – искать здоровье в природе...

Накачанный сильнодействующими препаратами, прикованный к постели, на грани гнойного воспаления мозговых оболочек, я ничего не знал о страшном «приговоре». Но зато знал другое: при первой же возможности возобновлю занятия по ивановской «Детке», и это меня выручит. Между прочим, мне нечем похвастать, будто собрав всю волю в кулак, я боролся с ужасом возможных катастрофических последствий болезни. Не было этого! Несмотря на обилие чёрных анекдотов про клещевой энцефалит, случившееся воспринималось как «экзамен в природе», а состояние духа при жуткой физической слабости было вполне нормальное.

Подробный отчёт об этом драматическом периоде моей жизни представлен в документальном рассказе «Клещевой энцефалит», после публикации которого известный воронежский врач Владимир Эткин прислал мне рукопись своей книги о том, как он попал в схожую ситуацию и выходил из неё схожими методами. Причём его состояние было куда хуже моего. Как подлинный учёный, Эткин после собственного исцеления разработал методику восстановительного лечения после перенесенного менингита и подобных ему заболеваний с помощью именно естественных, природных технологий.

В своём рассказе я старался как можно точнее передать всё, что довелось испытать, и есть там полумистический эпизод: почти сразу после укуса клеща вокруг поляны, на которой мы обедали, вспыхивает сухой камыш, но пожар оставляет вдоль обрыва у речного омута узкую полоску для отхода. После нашей «капитуляции» огонь в один миг охватывает всю поляну. Однако в рассказе был упущен другой случай.

За неделю до больницы, погостив у матери и уже явно недомогая, взял билет на транзитный авиарейс Барабинск-Новосибирск. Подруга, отчего-то забеспокоившись, по телефону долго уговаривала меня ехать на поезде, а я только отшучивался. Но к моменту отлёта начался такой буйный ветер, что прибывший на промежуточную посадку из райцентра Купино миниатюрный чешский «Л-410», нехорошо, как мне показалось, покачивая крыльями, еле-еле сумел приземлиться на полосу барабинского аэродрома. Я оказался единственным подсаживаемым пассажиром, и глядя на бледные, изнурённые болтанкой лица кыштовских пассажиров и слегка озадаченных пилотов, засомневался: лететь или не лететь. Тут ветер дунул с такой силой, что самолётик начало раскачивать прямо на стоянке. Проворчав в сердцах: “Эти женщины в кого угодно страх вгонят! ” – я трусливо покинул салон перед самым отправлением самолёта. И вдруг позже узнаю от лечащего врача, что лететь мне было нельзя в любом случае из-за набирающего силу менингита.
 
– Это природа тебя в очередной раз предостерегала! – уверенно сообщил один бывалый ивановец.

А может, Ангел-Хранитель? Но ведь я тогда не был крещён...

Вполне возможно, всё это – совпадения. А вот забавное происшествие. Выйдя через месяц из больницы, я каждый день подолгу ходил босиком по парку, совершая рекомендованные Ивановым «вдохи жизни». И, представьте себе, каждый раз неведомо откуда из кустов появлялся огромный серый пушистый кот, который важно вышагивал за мной, соблюдая трёхметровую дистанцию. Всё более удивляясь, в очередной раз обернувшись, подошёл я к нему, ласково погладил и в шутку произнёс: «Здравствуйте, Порфирий Корнеевич!» Кот потёрся о мою голую ногу, что-то довольно промурлыкал, несуетливо удалился и больше не появлялся. Хотите – верьте, хотите – нет.

Весело всё это вспоминать, но если бы не тогдашняя приверженность к «Детке» где бы, интересно, я был теперь? Ведь куда более лёгкие формы энцефалита приводили некоторых моих знакомых к полной инвалидности! Я же, через пять недель по выходу из больницы уже руководил горным походом, а ещё через четыре месяца женился.

Своеобразная духовная практика, появившаяся на чистом белом поле безверия, увлекла меня и повела далее сначала к рериховской Агни Йоге, потом к Айванхову и, наконец, к Православию, в котором я ощутил гораздо больше истины, чем в «Живой этике». Но когда попадаются статьи православных авторов с уничтожительной критикой идей Порфирия Иванова, я снова невольно думаю: где бы я сейчас был, если бы не Порфирий Иванов с его «Деткой»...

Удивительное дело: все мы прекрасно знаем, что для здоровья полезно вести активный образ жизни, закаляться. Но человек, став верующим, эту истину вдруг забывает, считая закаливание «недуховным» занятием.

 “Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует. А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела... Так стоит ли верующему пренебрегать своим телом и здоровьем?” – резонно задаётся вопросом в своём очерке «Нужно ли православным заниматься физкультурой...» глубоко верующий человек, писатель Андрей Сигутин, и справедливо замечает, – Христианину нужно во всем иметь баланс, «идти срединным путем» и быть реалистом”.

Нашёл раз я в Интернете так называемую свободную энциклопедию  «Википедию», и не веря своим глазам, прочитал там: «Движение последователей П. К. Иванова ныне представляет собой деструктивный культ, распавшийся на несколько течений. Он включает в себя несколько тоталитарных сектантских групп. В идеологическом плане, ивановщина есть эклектичное сектантское учение, включающее в себя элементы социалистической утопии, неоязычества и движения «Новой Эры» («Иванов, Порфирий Корнеевич», Википедия)».

Как говорится у Козьмы Пруткова: “Если увидишь на клетке слона  «Буйвол», не верь глазам своим”. Не пытаясь комментировать прочитанное в «Википедии», скажу лишь, что лично я вижу совершенно другое.  Я вижу, как хорошо знакомые, уважаемые мною люди, не входя ни в какие группы и секты, самостоятельно укрепляют здоровье «по Иванову», причём, верующие делают это с молитвой, а неверующие с просьбой, без какого-либо культа.
 
В более серьёзной литературе мы находим важное уточнение: «К тоталитарной деструктивной секте относится... так называемый “внутренний круг” адептов Порфирия Иванова (существует довольно широкий круг последователей Иванова, занимающихся оздоровительными упражнениями, обливанием и т.п., а есть "внутренний круг" избранных адептов, посвящённые в который занимаются оккультными практиками)». Да, чего только не существует в нашей жизни!

По словам самого главного российского сектоведа, профессионала в своём деле А.Л. Дворкина, этот “внутренний круг глубоко законспирирован, и МЫ О НЕМ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ (выделено мною – Б.С.) ” (Сектоведение», Дворкин А.Л»)

Вот и я о нём ничего не знаю, да мне это и не интересно.

Порфирий Иванов в общей сложности двенадцать лет своей жизни, провёл в психбольницах, тюрьмах, изоляторах. Ещё бы! Одно то, что он всегда при любом обществе (это в советское-то время) пребывал лишь в одних сатиновых, до колен, трусах, при этом утверждая, что мысль у него “не такая, как у нас с вами”, уже являлось для него приговором. Ведь под коммунизмом он понимал вовсе не то, что написано в учебниках. По Иванову, коммунизм – это общество, в котором люди максимально приближены к природе и живут с ней и друг с другом в полной гармонии. В слово «Бог» Иванов вкладывал и вовсе не религиозное понятие: “Бог – это эволюционно движущийся человек в Природе”, т.е. развивающийся согласно природным требованиям, не убивающий Природу. Кстати, в то атеистическое время такое определение кое-кому даже нравилось.

Иванов был неверующим человеком, как и большинство советских граждан в то время, и заявлял: “Если из моего дела сделают религию, то оно проиграло”. Но вот что интересно, по свидетельству очевидцев Библию он знал почти наизусть. И даже самые ярые его критики должны признать хотя бы тот факт, что “есть у него несомненная заслуга перед страждущим человечеством. Он вовремя осознал, что техногенная цивилизация зашла в тупик и для спасения людей необходим возврат к простым и вечным ценностям, слияние с природой. Находя правильные ответы на сложные вопросы современности, Иванов назвал их внятно, последовательно и просто. И за это ему большое человеческое спасибо”. (Елена Печерская, «Люберецкая газета» от 15.02.08).

Сколько бы не звучало невежественных утверждений в адрес системы Иванова, сколько бы не лилось потоков откровенной лжи и наветов, обмануть тех, кого эта система спасла невозможно. Те, кто бережно отнёсся к наследию этого удивительного человека знают: "Сводить  значение Иванова только к "Детке" или к одной из множества оздоровительных систем  значит совершенно не понять и принизить его. Порфирий Иванов - это глубокий мыслитель, уникальный целитель, ученый-исследователь (свое тело сделал лабораторией) и практик по познанию окружающего его мира. Порфирий Иванов - это самобытный, целостный взгляд на всю нашу жизнь, на отношения человек - общество - цивилизация - природа. Это мысли о тупиковости, обреченности существующих отношений, о том, что человек не должен вести себя в природе хозяином, эгоистом. О бесперспективности современной медицины, делающей ставку на лекарства, на лечение симптомов, а не настоящих причин болезней, и из-за этого  колоссальных растрат средств, труда, а главное -  здоровья людей."

Перед обливанием маленького сынишки родниковой водой, говорю: “Господи, благослови!” Ребёнок «под водопадом» из ведра радостно хохочет, кувыркается на дачной зелёной траве у родника и весело кричит: “Ещё, ещё!” В его глазах сияет детское счастье.

PS. «Клещевой энцефалит», Б. Сибиряк – см. http://www.proza.ru/2006/08/13-87 ;
«Нужно ли православным заниматься физкультурой...»,
А. Сигутин – см. http://www.proza.ru/2008/05/11/387