Этимология понятий культ, секта, церковь

Эксперт Роман Либерти
Как связанно происхождение понятий «культ», «секта», «церковь» с их трактовкой различными авторами сегодня? Можно ли утверждать, что произошла подмена содержания  данных определений? Как повлияли эти обстоятельства на терминологическую точность и ясность категориального аппарата исследователей в области религии?

Для реализации корректного исследования необходимо ввести базовые термины и, по возможности, сформулировать вытекающие определения, чтобы отчетливо увидеть тонкие границы, на стыке которых сегодня наблюдаются разночтения отдельных авторов. Критически сравнивая взгляды специалистов и этимологию терминов можно придти к новаторским идеям по поводу анализа форм организации религии.

В трактовках зарубежных специалистов  иногда обнаруживается некоторая тождественность понятий «секта (sekta)» и «культ (cult)», просматривается размывание границы между ними также и в научно-популярной литературе отечественными авторами, т.к. зачастую считаются взаимозаменяемыми понятиями. Однако это не совсем верно.

В качестве аргумента необходимо дать латинский эквивалент этих терминов. Одним из вариантов происхождения слова «секта» от лат. sequence – следовать, последование (англ.  sequel - продолжение ), что однозначно не соответствует латинскому эквиваленту слова «культ» - cultus – уход, уважение, почитание, поклонение, хотя некоторую, достаточно тонкую связь между ними проследить все-таки возможно.

Интересно отметить, что в самом латинском эквиваленте допускается возможность двойственного понимания  термина «культ»:
1) почитание (почет кого-либо, чего-либо) - уважение;
2) поклонение (поклон кому-либо, чему-либо) - обожествление.

Мы видим, что совсем не обязательно применение термина «культ» в сфере религии и  совсем не обязательно он должен относится к религиозным группам, хотя приемлем в сфере «священного».

Можно предположить, что лишь общество (стереотипы общественного сознания) того или иного периода истории осуществляло почитание в специфической форме, тождественной религиозному поклонению в силу своей склонности к обожествлению чего-либо (кого-либо).

Историческая тяга народных масс к поклонению высшей государственной власти охарактеризована, например, в классическом учебнике: "Царь считался, по крайней мере формально, единственным собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя <...> Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохранялась вера в то, что царь (вождь) обладает магической силой, от которой зависит благополучие его народа" [1].

Иллюстрируя данную мысль, можно привести пример культа личности Сталина в нашей стране. Несмотря на то, что религии как таковой в сфере почитания вождя не было, но общественное сознание было подчинено культу поклонения в политическом эквиваленте, другими словами вера в Бога была заменена поклонением личности вождя-лидера, но только без отправления обрядов, традиционно воспринимаемых как религиозные.

Другая иллюстрация основана на мнении Эвгемера из Мессены (4 в. до н.э.), который считал, что люди обожествляли древних героев – реальных людей, поразивших общество величием своих деяний.

Если идти по этому пути, то культом следует считать и современное почитание звезд эстрады и кино, которое является не только стихийным преклонением перед красотой искусства, но и во многих случаях организованной практикой, включающей в себя систему ритуалов, структурированные общины «фанатов» и т.п. Тогда можно говорить о культе рок-группы «Beatles», ведь в сознании «фанатов» эти люди и в самом деле обожествляются, становятся реальными идолами, ради которых можно умереть.

Это логически подводит нас к мысли, что культ, как явление, приемлемое в области верований в некое Божество, способен трансформироваться, видоизменяться, преломляться и функционировать как форма верования, поклонения, обожествления и подчинения, но уже  человеку. Свойствами культовой личности, могут, в определенных условиях, быть невежество или абсурд, деструктивность (разрушительность) или  тоталитаризм, тирания и деспотизм и т.д. Это влечет за собой определенные последствия, когда в руки одной личности попадает никем и ничем не регламентированная власть, дающая возможность влиять на мировоззрение, поведение, суждения, управлять эмоциями, индивидуальностью, волей и, в конечном счете, свободой повинующихся или подражающих лидеру, людей. 

Следовательно, т.к. культ может иметь место и без посвященности Богу как таковому, иначе говоря, культ может быть как религиозным, так и псевдорелигиозным понятием (околорелигиозным феноменом), не предполагающим наличие Бога, мы имеем право не ставить знака равенства между двумя понятиями: «культ» и «священное» (лат. sacer – посвященный Богу).

Однако в силу традиции многие ученые чаще всего употребляют термин культ для обозначения религиозного феномена в поклонении.

Так в атеистической литературе, по мнению М.П. Мчедлова, под культом понимается: «Совокупность особых символических действий, с помощью которых верующие пытаются влиять на иллюзорные сверхъестественные объекты или на реальные объекты, которым приписываются сверхъестественные свойства. В основе всякого культа лежит вера в то, что сверхъестественные силы могут воздействовать на судьбы людей и что люди через посредство религиозных обрядов могут повлиять на эти силы [2]».
 
В другом ретро-источнике [3], культ – это религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т.д., с помощью которых, можно «вступить в контакт» с Богом, святыми или иными сверхъестественными силами.

Сегодня в толковом словаре культ – это религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды.
 
«Термин “культ” используется различным образом; обычно этим понятием обозначают небольшую религиозную группу, объединяющую людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющую харизматического лидера. Эта группа во многом напоминает секту, но ее характеризует более глубокий разрыв с доминирующей в обществе религиозной традицией. Далее, под культом понимается такой тип религиозной организации, который дальше всего отстоит от типа “универсальной церкви”. Это небольшая, недолговечная, часто локальная, обычно строящаяся вокруг властного лидера организация. Легко прекращает свое существование, и одинаково маловероятно его развитие, как в “устойчивую секту”, так и в деноминацию. Типичным представителем этой категории является движение “Белое братство” [4]».

Приведенные в различных публикациях трактовки иллюстрируют широкую вариативность суждений по поводу понятия «культ», однако, взятые без учета этимологии, они выполнены в рамках характерных особенностей явления, но никак не отражают их сущностного содержания, и несут скорее функциональный (даже поверхностный) аспект в исследование.

Таким же образом осуществляется некоторая погрешность с термином «секта», который произошел от лат. sequire – следовать, следование (англ. sequel — продолжение). Зачастую ему придается религиозный смысл, хотя по существу этому нет никаких оснований. В научном историческом издании термин «секта» – это народное религиозно-реформационное движение.

Наиболее приближенное к этимологическому значению термина понятие находим в современном толковом словаре, где секта – направление, учение (ученики), школа. Но далее термин снова трактуется как религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви, хотя сразу же уточняется как обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих мелких, узких интересах (например, политическая секта). Сектантство в этом смысле - общее название различных религиозных групп, общин, отделившихся от официальной религии и противостоящих ей. Характерными чертами считается узость и догматичность взглядов.

Скорее всего, этому термину приписывается религиозный смысл в силу определенной традиции или же некоторой религиоведческой парадигмы. За отсутствием интересующего нас корневого по происхождению определения, исходя из этимологии термина, введем несколько вариантов собственных трактовок.

Секта (лат. sequire – следование):
- это группа людей, разделяющих какое-либо мнение, суждение, идею, ставших в ряды последователей этого воззрения;
- движение, идеологическое течение, пропагандирующее и защищающее свои права, выступающее часто как необычное явление в силу оригинальности, нетрадиционности своих суждений (партия, блок, формация, ячейка, вариант);
- учение, включающее либо уставное структурно-оформленное, либо устное (нигде не оформленное), но всегда идеологическое содержание.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что изначально термин «секта» не несет в себе никакой религиозной нагрузки. В некоторых источниках данное понятие заменяется термином «ересь» (греч. – особое вероучение) – религиозные идеи и течения, отклоняющиеся от официально признанной точки зрения в вопросах догматики, культа и церковной организации.
 
Следует сказать, что термин «ересь» вполне оправданно вводится, т.к., собственно, он только и несет религиозный оттенок (не так как «секта» по существу).

Рассматривая и сравнивая вышеприведенные определения с ключевой трактовкой происхождения слова «секта», можно проследить, как постепенно в общественном сознании оседают и весьма прочно закрепляются некоторые заблуждения, формирующие некорректные суждения по поводу форм организации религии. С другой стороны, понятия и категории – явление историческое, они меняются в связи с изменением объекта, который обозначают, а также в силу доминирующей научной или богословской парадигмы.

Итак, очень часто, употребляя в быту термин «секта», люди придают этому слову явно негативистский смысл, хотя, с точки зрения этимологии (происхождения) данного слова, «сектой» является любой политический блок или партия, выражающая свои особенные, непохожие на других, мысли.

В философских и научных кругах приверженцы нетрадиционных, а иногда даже оппозиционных суждений также могут быть обозначены «сектой». Ученики, как Сократа, Платона, так и Иисуса Христа являются последователями - sequence, а значит (если отбросить предрассудки ассоциаций и амбициозных стереотипов мышления) - сектантами по определению.

В письме-консультации от 22.11.1996 (по поводу употребления термина «секта») председателя Постоянной комиссии по образованию и культуре при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Л.П. Романкова мы находим этому подтверждение: «В законодательной практике слово «секта» не употребляется, поскольку не имеет четкого юридического определения. В современной публицистике, философии каждый автор толкует это понятие по-своему, причем не всегда в негативном смысле. В мировой законодательной практике для религиозных организаций негативного плана используются понятия: «тоталитарный культ», «деструктивный культ» и т.п. Мы в таких случаях используем понятие: «нетрадиционные религиозные объединения, в результате деятельности которых страдают люди». Однако журналисты, корреспонденты в своих передачах и публикациях вольны использовать терминологию по собственному усмотрению. Но, не входя при этом в противоречие с Уголовным кодексом РФ. В случае если та или иная публикация, радио или телепередача оскорбляют честь и достоинство религиозных объединений, следует обращаться в судебные органы, которые и установят или не установят факт правонарушения [5]». 
 
Здесь представляется уместным сравнить понятия «культ» и «секта» с такими понятиями, как «церковь» и «деноминация».

Греческий эквивалент слова «церковь» («экклессия» – собрание) выражает сообщество индивидуумов. Но на иврите еврейский эквивалент «микра», что значит – «вызванные из…» используется для обозначения церкви (как народа Божьего), уточняет данное определение, подводит его к логическому завершению.

Таким образом, законченный вариант термина несет формулировку не просто «собрания», но собрания людей, объединенных одной верой, вызванных и собранных библейским Богом-Яхве по Его воле (инициативе).

Однако в учебной и справочной литературе опять же отсутствуют этимологические трактовки, следовательно, введем собственное определение (на основе происхождения термина).

Церковь – общность людей, объединенных одной религиозной верой,  целостная система или организация, вызванная (принципиально!) библейским Богом, извне, сверхъестественным образом для достижения какой-то цели, выполнения какой-то миссии и т.д.

В различных религиоведческих и социологических  источниках термин «церковь» трактуется весьма неоднозначно и далеко не в соответствии с изначальной идеей древнееврейского и греческого слова. Скорее всего, это произошло в результате того, что на сегодняшний день «церковь», как явление уже не отражает ту сторону своего бытия, как это было изначально.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что наши рассуждения могут показаться достаточно революционными по отношению к уже сложившейся форме определения церковной организации, хотя, по нашему мнению, нет ничего страшнее, чем слепое следование традиционной религиоведческой парадигме, стоящей на зыбучих песках неточностей, погрешностей в деталях категориального аппарата, а порой попросту невежества поверхностных представлений отдельных авторов.
 
В заключение еще раз обозначим основные понятия и выводы:

Культ – стремление и осуществление поклонения в различных формах  (политической, культурной, философской, религиозной).

Понятия «культ» и «секта» - это не одно и тоже по этимологическим эквивалентам слов.

Культом может обозначаться не только религиозное поклонение, но и почитание вообще, достигающее определенного уровня в сознании людей. Также псевдорелигиозное поклонение, не имеющее в своей основе наличие Бога, может быть отнесено к категории культа.

Термин «секта» не несет в себе религиозной нагрузки, а вешается, зачастую, как ярлык негативизма на нетрадиционные религиозные деноминации в силу предвзятости и предрассудков рядовых граждан нашего общества, либо представителей традиционной (на территории России) РПЦ.

Отклонение от истинного вероучения обычно определяет термин «ересь», однако его употребление явно предполагает наличие истинной религии, но это уже вопрос другого исследования, вопрос индивидуального самоопределения, где каждый сам решает, что для него есть истинна, а что нет.

Церковью, в этимологическом (в частности библейском) понимании, может называться лишь то сообщество людей, которые призваны самим Богом, а это, естественно, невозможно зафиксировать эмпирическим путем и, следовательно, – вопрос открытый.

Каждая религиозная организация имеет право верить в свое Божественное призвание, но достоверность этого установить нерелигиозному человеку сложно.

Итак, называть себя церковью – сугубо индивидуальное дело, но в рамках широкой дифференциации христианских вероисповеданий необходим более лояльный демократический подход. 
   
В связи с этим для всех христианских религий более приемлем термин конфессия или деноминация, т.к. разнообразная палитра этих религиозных групп требует нейтрального подхода.

Для непредвзятого человека все так называемые «церкви» лишь номинальные элементы в общем списке христианства. Обычно конфессией принято называть возникшие в эпоху Возрождения христианские реформационные движения и их производные «дочерние» деноминации.

В XVIII-XIX вв. расслоение протестантских деноминаций породило широкий спектр христианских вероучений, но в современном обществе многие из них вполне позитивны и уже зарекомендовали себя как приемлемые, хотя могут быть и исключения.



ССЫЛКИ:

[1]. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – С. 16-17.

[2].Научный атеизм: Учеб. пособие для системы полит. учебы / Под ред. М. П. Мчедлова - М: Политиздат, 1988.

[3]. Сказкин С. Д. Настольная книга атеиста. http://libes.ru/351224.html

[4]. Социология. Волков Ю.Г. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/09.php

[5] Секты против Церкви (Процесс Дворкина). - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2000.