Крайности религиозного сознания

Эксперт Роман Либерти
«Возлюбленные! Не всякому духу верьте,
но испытывайте духов, от Бога ли они,
потому что много лжепророков
появилось в мире» 1 Ин.4:1

XX век, как время новых тенденций в сфере науки, культуры, промышленности и т.д., продемонстрировал широкий спектр разнообразия человеческой мысли. Интеллектуальная деятельность человечества породила не только полезные изменения в материальной и духовной жизни планеты, но и угрожающие в перспективе тенденции разрушительной силы. Возрастающая дифференциация религиозной мысли привела в XX веке к возникновению разнообразных культовых организаций, однако некоторые из них осуществляют свою деятельность преступными методами, и бросают мрачную тень на религию в целом.

Современное общество столкнулось с увеличивающимся числом насилия со стороны, так называемых, «новейших» религиозных и псевдорелигиозных культов. Это, в свою очередь, настораживает и побуждает исследовать данный феномен. Возникшие относительно недавно культовые организации осуществляют свою деятельность методами физического, психологического, информационного и идеологического насилия, что вылилось в новое социальное явление религиозного терроризма.

В этих обстоятельствах справедливо ставится вопрос и проблема: "как же быть с «идеологиями» сатанизма, фашизма, терроризма, экстремизма, людоедства, инквизиции...? <...>, то есть границу между приемлемым и отвергаемым все-таки проводить придется, неизбежны ограничения и запреты. Возникают проблемы оценки, критериев, выбора, предпочтения. Встает проблема эталона, базиса и метрики [1]".

Мы, в свою очередь, детализируем следующее: религиозный опыт сам по себе никак не касается социальной сферы до тех пор, пока не выражен словами, действиями или организованной системой, хотя одно без другого встречается крайне редко.

Отсюда следует, что именно форма или способ выражения веры (как и любой идеологии) может выступать в качестве индикатора либо социальной приемлемости общественной формации, либо ее вреда. Разнородная палитра культов побуждает выработать критерии идентификации насилия.

Для краткого обозначения вредного влияния культов на личность, группу или общество введем термин «патология» (греч. pathos – болезнь) как болезненное отклонение от нормы, взятый из области медицины и клинической психологии. Нормальная и болезненная форма реализации веры должна иметь явно ощутимые границы. Ведь если медицина вводит понятие патологии, значит, отследить отступление от нормы все-таки возможно.

В религиозной сфере граница должна проходить также однозначно, как и в медицине, без туманностей, но эта граница или норма не столько по поводу религиозных убеждений личности (каждый имеет право на свободу вероисповедания), сколько по содержанию социально-психологических способов выражения личностной веры или идеологии вообще.

Специалистами [2] разных дисциплин были сделаны попытки классифицировать признаки аномии в религиозных организациях, однако эти подходы, как мы убедились, часто основаны на предвзятых и противоречивых точках зрения. В той или иной мере эти авторы правы, но порой не замечают, что своими выдвинутыми критериями вреда, дискредитируют сами себя и традиционную религию, представителями которой они являются, т.к. своей системой оценки обнаруживают одинаковые признаки вредоносного влияния на человека как в обычном религиозном сообществе, так и в опасном.

Например, Журлова И.В. в своей работе, ссылаясь на Дворкина А., помещает перечень "Характерные признаки тоталитарных религиозных сект"[3], который можно трактовать как угодно, он подходит по многим параметрам как тем, так и другим, как православным, католикам, протестантам, так и НРО. Поэтому вся ее Тема №7: "Виктимизация молодежи, вовлеченной в деятельность деструктивных религиозных сект" (см. указ. соч. - Стр. 87) - полна сомнительных выводов и спорных суждений по предмету нашего разговора.

И хотя такие классификации имеют право быть, мы всё же предлагаем более взвешенный подход и критерии определения проблемности той или иной социальной группы, подозреваемой в противоправной деятельности и вредном влиянии на людей.

ДИАЛЕКТИКА КРИТЕРИЕВ УГРОЗЫ, назовем наш подход так...

Научный скептицизм, академическая сдержанность (при разработке критериев) побуждают и даже обязывают нас не переходить к категоричному фундаментализму, т.е. не считать каждый нижеперечисленный пункт отклонением от нормы, но лишь разглядеть «источник опасности», потенциальную угрозу. Любой здравомыслящий ученый обнаружит в этих критериях долю вполне нормальных и естественных реакций. Поэтому, перечисляя возможные признаки «патологии» идеологических пристрастий личности или группы людей, упомянем и здоровый эквивалент данных критериев, полезную форму этих явлений, тем самым создав дискурсивый плацдарм для ведения диалога по предмету разговора, а не будем навязывать топорное прочтение феноменов.

1. ТОТАЛЬНОСТЬ (англ. total – всецелое, довлеющее, общее, полное). Реализуется как всеобщность, соборность, и оправдана в случае взаимообогащения элементов целого (например, в культуре), взаимовыгодность сосуществования – обоюдная польза, что вполне уместно в системе человеческого социума.

Однако вред появляется тогда, когда данный феномен культивирует слепое подчинение авторитету, иногда групповому (фундаментальная работа посвящена этому у Стивена Хассена [4]. Тоталитарность - это суровая организация, всеобщий контроль над всеми сторонами жизни: гражданской, профессиональной, творческой, досуговой, половой.

По мнению специалистов, тоталитарность чаще всего наблюдается в политических режимах , и организациях с ярко выраженной централизованной системой. Не исключено, что данный эффект коренится в массовом сознании, кочуя между различными сферами жизни общества, не проходя мимо и религии, закрепляясь в ней, и нередко, искажая нормальное (естественное) протекание реализации индивидуальной потребности вероисповедания (реализации какого-либо религиозного учения) или идеологических воззрений. Слияние вероубеждений с влиятельной системой управления (например, политикой, правоохранительными органами и государством в целом) дает уникальный эффект религиозно-политической власти над судьбой рядовых граждан.

Времена средневековья ярко продемонстрировали такую систему насилия, когда свободомыслие преследовалось как преступление против государственности, а инакомыслие подавлялось как антиобщественное начало, противоречащее традиционным устоям и догмату официальной церковной организации - инаковерие, инакомыслие. Тирания, дискриминация, деспотизм – характерные черты проявления тоталитарности в обществе, в группе или на уровне межличностных отношений.

Однако следует раскрыть и более тонкие нюансы данного явления. Мне, как специалисту по исследованию религиозных конфессий, конечно, ясно, что в большинстве, например, христианских церквей нет ярко выраженной тирании, но я знаю точно (я это видел и тщательно изучил) - там есть централизация власти [5], и тотальность в них выражена в иной форме, а именно в претензиях на исключительное право трактовать и в завуалированной форме диктовать индивиду возможность Спасения сугубо в рамках конфессии. Это я наблюдал сплошь и рядом как у Русской Православной Церкви, так и у Свидетелей Иеговы, у Баптистов, Пятидесятников, Адвентистов, Пресвитериан, Неопятидесятников [6], Вайшнавов (Кришнаитов), верующих Бахаи и т.д.

Кроме того, так же сильно в них стремление подчинить регламенту и сформировать чувство вины за естественную сексуальность в половой жизни. Об этом мои статьи в рамках такой научной линии как теология секса [7], где я анализирую богословскую степень оправданности борьбы церкви с философией свободной любви у молодого поколения.

Иными словами, проповедники и священники часто "торгуют" Спасением, этим словом спекулируя и даже не исключено, что в каком-то смысле шантажируя. А делается это на основании их собственных условий Спасения, например трактования Библии, кому как вздумается, или Корана, или Ведических Писаний, если речь о нетрадиционных религиях для большей части Российских территорий.

А люди запутаны в жизни в силу своих деструктивных поступков, невежества, им сложно выстроить свою жизнедеятельность в конструктивном русле, их мышление не приведено в гармоничное целое, но вместо ясных конструктивных решений людей чаще пичкают неразумными абстракциями иррационального "человеческого" толкования сути земной жизни, мол, "делай так, не делай этак, так сказал Бог, такова Его воля, так говорит Библия". Каждый религиозный учитель волен сам решать как ему наставлять паству, как интерпретировать тексты Писаний.

2. Другой возможной разновидностью «патологии» можно обозначить ДЕСТРУКТИВНОСТЬ, как разрушительное влияние на физиологию и/или психику человека. Деструкция (лат. destructio) – нарушение или полное разрушение структуры.

В принципе, на молекулярном уровне разрушение отмерших клеток - скорее благо, чем вред, отмирание устаревших стереотипов мышления – нормальное состояние адоптирующейся личности, а разрушение криминальных связей с преступным прошлым здравомыслящего молодого человека более польза, чем деструкция.

Но в опасных для общества культах данное свойство проявляется как отсечение человека от упорядоченной структуры, изоляция от стабильной системы с целью дезориентации и потери связи с социумом. Это естественным путем разворачивает его внутрь группы и фокусирует внимание исключительно, избирательно, формируя узость и догматичность [8] мышления.

Английские эквиваленты «destruction» (уничтожение, приведение в непригодное состояние, беспорядок, ликвидация, разрушение, отчаяние, умопомешение, безумие) и «distract» (сбивать с толку, ставить в тупик, расстраивать согласованность системы) - означают процесс уничтожения системы или объекта, внутреннего содержания чего-либо с негативными последствиями.

В таких случаях, с другой стороны, деструктивное начало формирует вражду и агрессивные установки, преступные наклонности личности. Культ, находящий выражение своих принципов и позиций в насилии, неминуемо идентифицируется как явление, угрожающее жизни и здоровью общества, и, следовательно, попадает в список деструктивных (вредных и разрушительных) идеологических общественных движений.

Но деструктивно не всегда лишь то, что явно. Повторюсь, в религиях полно таких вещей, которые сложно поддаются поверхностному анализу и требуется тщательное изучение, прежде чем будет установлено действительное разрушительное влияние на личность.

Например, отношение к военной службе очень по-разному толкуется в религиозных общинах и молодые парни, призывного возраста стоят перед серьезной дилеммой психологического давления и чувства вины за несоблюдение, якобы, воли Божьей, если нарушат то или иное толкование своей "церкви" по этому вопросу. И хотя эту тему многие христианские конфессии оставляют на усмотрение "личной совести" верующего человека [9], всё же такую свободу действий "на усмотрение СОВЕСТИ" они ни за что не предоставят молодежи по поводу добрачного секса, что однозначно скажется на психологическом самочувствии подростков, желающих и нуждающихся в сексуальной любви. То есть служить в армии молодым людям чаще всего позволено, не теряя своего членства в общине, но если просочится информация об их сексе до брака, то исключение из общины - фактически неминуемо, хотя заповеди "Не убей" и "Не прелюбодействуй" - имеют один источник, одно и то же отчётливое изложение в Декалоге [10].

На мой взгляд, а я считаю это небезосновательным, такие двойные стандарты морали [11] - очень разрушительны для психики человека, как показывает жизненная практика, ведь половая жизнь затрагивает самые глубокие механизмы самооценки личности, самоактуализации, а с ней так вероломно поступают в христианских современных кругах, да и не только христианских, кришнаитские точки зрения на половую жизнь также аскетичны и догматичны, как показало мое интервьюирование приверженцев МОСК.

3. Далее введем понятие «псевдонаучного» для определения мистических (но претендующих на статус научности) оккультных учений. ПАРАЛОГИЗМ (греч. para – рядом, возле;  paralogismos, paralogos – околонаучное) – ошибочное умозаключение.

В целом, паралогизм (ошибка, ненаучное) - это подчас, лишь незнание, «необладание» в определенный период времени информацией. Стремление к неизведанному, непознанному проявляется у ребенка, постигающего тайны мира. Также философ, ученый имеет эту тягу познать неизвестное, что, скорее благо, познавательная функция развития человека.

Однако оккультизм как критерий (лат. occultus – скрытый, тайный) – связь с потусторонним миром, душами мертвых, учения, признающие существование скрытых связей, необъяснимых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но только избранным, позволяет отследить и установить мистическую направленность культа, который набирает в свои ряды людей со склонностью к шизофрении. Хотя в этом пункте могу кому-либо показаться агентом травли ни в чем не повинных людей, всё же я не могу не сказать, что, чем посвящённей обыватель втягивается в расхожие оккультные эксперименты и  учения, тем более он становится неадекватным в рациональном разговоре, и напоминает пациента с расстройством психики. Если же этого эффекта нет, то исследования мистики не вредны.

Фиксация на технологиях вхождения в транс, спиритизме (установление медиумами связи с душами мертвых - контактерство), магии, парапсихологии,  сновидениях, кодировании или гипнозе, крайнее увлечение «исцелениями», изгнанием бесов (экзорцизм), медитацией, астрологией, реинкорнацией, паранормальными и экстрасенсорными явлениями (в общем, весь широкий фронт мистических учений) – все это развивает особое состояние ориентации личности на «потустороннем», попадает в категорию оккультного, и, соответственно, потенциально может обернуться психопатологическим отклонением сознания (см. примеры секты Аум Сенрикё).

4. Следующим возможным показателем «патологии» выделим ДЕПРИВАЦИЮ, как лишение или нехватку. В данном явлении чаще существует ее более отчетливое проявление в форме аскетизма – строгого образа жизни, отказа и отречения от жизненных благ, удовольствий; искусственного подавления в себе естественных желаний и побуждений.

Никто не будет спорить, что «аскет», который отказывается от употребления вредных наркотиков (формы удовольствия) – скорее здравая личность, чем фанатик, слепо идущий за своими принципами. Греческое askesis – подвиг, упражнение есть некий путь духовного совершенства через установление ограничений, обетов или отделение от мира вещей и праздных развлечений. Отказываясь от неприемлемых (но, подчас, приятных и привлекательных) для организма эффектов, человек выражает силу своей мысли и воли для достижения полноценной жизни. 

Но аскетизм также впитывает в себя те крайности культовых верований, которые ведут к негативным расстройствам организма и психики. Истязание своей плоти, изматывающие посты или отсутствие полноценного питания, уход в одиночные кельи,  лишение себя сна и изоляция от внешнего воздействия общества, родственников, друзей, источников информации нередко формирует паранойю и нарушение в биологические функции и ритмы организма, неминуемо искажают или полностью поражают центральную нервную систему с дальнейшими последствиями.

Аскетизм в крайней форме, как образ жизни не «растворяет» желания и побуждения физиологии, а скорее (по Фрейду) вытесняет их, доводя до максимальной степени концентрации. При отсутствии фактора «смягчения» или нейтрализации напряжения и возбуждения нередки случаи срывов и маниакальных наклонностей священников и рядовых членов церкви.

Монашество (monachos – одинокий) может обернуться как патологическим отрицанием жизни, так и растлением нравственности, обделенного естественными физиологическими проявлениями индивида, когда человек, не имея силы бороться с окружающим его беззаконием и несправедливостью или ради самосовершенствования, уходит в себя, замыкаясь и отказываясь от всего мирского (плотского), а в результате такого самообмана и преодоления своей плоти незаметно сам становится носителем порока и зла, рвущегося наружу из глубин подсознания.

5. Еще одной формой крайнего проявления религии является, свойственное многим культам, качество экстатического состояния психики - АФФЕКТ.

В пору обращения в религию многие неофиты испытывают на себе этот аффект, который формирует в них зачатки будущей религиозности и посвящения себя на дело служения Богу, священного доктринального ученичества или монастырского послушания.

Например, «св. Павел сам рассказывает, что он имел видение воскресшего Иисуса, которое дало совершенно новое направление всей его жизни <…> Нет ни одного религиозного движения, в котором подобные заблуждения не играли бы выдающейся роли. Можно даже сказать, что они постоянно наблюдаются в некоторых религиозных общинах, каковы, например, общины протестантских пиетистов, мормонов, католические монастыри. В этих маленьких экзальтированных мирках «обращения» нередко являются следствием какого-нибудь происшествия, в котором пораженная душа усматривает перст Божий. Так как в этих происшествиях всегда есть нечто ребяческое, то верующие обыкновенно их скрывают; это – тайна между ними и небом. Для души холодной или рассеянной случай не имеет никакого значения, но для души «одержимой» он является божественным предуказанием. Нельзя, конечно, сказать, что какое-нибудь материальное происшествие коренным образом изменило натуру св. Павла или Игнатия Лойолы, дав их деятельности новое применение. Решительный удар, конечно, был подготовлен внутренним душевным движением этих сильных натур; но самый удар является все-таки результатом внешней причины  [12]».

Нельзя сказать что такого рода аффекты однозначно плачевны для индивидуума, но в них есть нечто потенциальное, что и побуждает меня делать акцент на этом, "возмущенная совесть не может вполне располагать здравыми понятиями. А между тем только возмущенная совесть производит могучие движения <…> божественный инстинкт уверенно пролагает свой путь среди тысячи странных явлений [13]".

Конечно, всплеск эмоций – это свойство здоровой, не замкнутой личности, естественное психическое состояние, часто попросту экспрессивность, экстравертированность. Однако при условии вхождения в затянутое состояние подобного рода, человек рискует потерять ясное представление о реальности. Экзальтация, как исступленно-восторженное состояние, вид аффективного, импульсивного, возбужденного (экстатического) психического расстройства чревата параноидальной фрустрацией и отклонениями. Сознание притупляется, либо испытывает психические перегрузки, нередко доводящие до конвульсий, потери сознания, общего психоза, истерии и маниакальных наклонностей.

"По существу  это было движение толпы. Для него, так же, как и за сто лет до этого для движения «рантеров» (кричащих проповедников), являлись характерными такие черты стадной психологии, как частые случаи гипнотического внушения, мрачная атмосфера леденящего страха, истерическая исступленность и кликушество. Это движение черпало приверженцев в малообразованных слоях населения, среди всякого рода отщепенцев, невротических натур, а также и среди абсолютно нормальных людей, ставших жертвами гипнотического экстаза, порожденного скукой и суровым однообразием деревенской жизни [14]".

Латентным результатом этого феномена является ослабление нравственного или индивидуального самоконтроля (редукция личностной психологической безопасности), что ведет к антисоциальным действиям, в таком состоянии индивид нередко подвержен внушению и манипуляциям извне, вплоть до финансовых спекуляций и шантажирования личности на основе информации интимного характера [15,16].

В целом, крайности религиозного сознания - это те пограничные состояния, которые потенциально могут порождать особого рода насилие - идеологическое воздействие посредством организованной системы махинаций, имеющих свою конкретную цель – обретение выгоды, которая выражается не только в финансовом эквиваленте, но и нередко в реализации потребности власти над человеческой свободой. 

Следует сделать заключение о явном нарушении прав человека некоторыми культовыми организациями, в которых мы побывали и изучали в полевом режиме. Мы не беремся конкретизировать их, т.к. за нас это сделали уже многие, но мы не всегда можем категорично утверждать деноминации - везде присутствует диалектика крайности и пользы явления религиозного сознания в социуме. Однако, если в них есть факторы, которые характеризуются подавлением аналитических способностей сознания, угнетением психики и физического самочувствия, навязыванием чужого мнения, финансовыми махинациями, насильственными формами деятельности группы или отдельных индивидов группы, то наш ответ очевиден.

Вырывание человека из процессов социализации, лишает его естественного стремления к развитию познавательной функции психики. Ликвидируя эту функцию, культы  формируют устойчивое патологическое отрицание жизни в полноте ее проявлений. Это порождает замкнутость личности в обособленной среде, отчуждение от внешнего мира. Определяет нежелание сравнивать и анализировать явления и процессы группы, что  сворачивает интеллектуальные функции разума, и, в конечном счете, делает личность либо неспособной менять ситуацию несоответствия группового содержания здравому смыслу («сознательная марионетка»), либо  формирует психические сбои (аутистские и невротические срывы), приводящие к суициду.



ССЫЛКИ-ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]. Хвыля-Олинтер А.И. Наука подвержена объективным ограничениям. С. 172-173. http://www.intelros.ru/pdf/Cm/171-186.pdf

[2]. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты (опыт систематического исследования) / А. Дворкин. Нижний Новгород: Изд-во «Христианская библиотека», 2006.
Хвыля-Олинтер А. Религиозные культы зла как источник преступности / Сравнительная таблица
основных религиозных и поведенческих признаков Православной Церкви и сект (культов зла) http://www.vernost.ru/pogib03.htm
Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. Издано на основе материалов МВД России. - Москва - 1996. Хвыля-Олинтер А.И. Наука подвержена объективным ограничениям. http://www.intelros.ru/pdf/Cm/171-186.pdf
Авторский коллектив: архиепископ Иоанн (Попов), д.соц.н. Возьмитель А.А., к.ю.н. Хвыля-Олинтер А.И. Научно-методическое пособие: Духовная безопасность России (актуальные теоретико-методологические и практические проблемы духовной безопасности). - М. - 2005. Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа http://www.vernost.ru/pogib00.htm
Кутузова Н.А. Новые религиозные организации в Беларуси: классификация и причины распространения в молодежной среде / Н.А. Кутузова // Адукацыя i выхаванне. – 2008.– No5.– С. 34–40.
Маскалевич Ю.А. Студенческая молодежь: взгляд на проблему деструктивных сект / Ю.А. Маскалевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007.– No6. – С. 25–27.
Прокошина Е.С. Неокульты: идеология и практика / Е.С. Прокошина [и др.]; под общ. ред. А.С. Майхровича, Е.С. Прокошиной. – Минск: Четыре четверти, 2005.
Осипов А.И. Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / А.И. Осипов; под ред. А.И. Осипова. – Минск: Беларусь, 2000.

[3]. Журлова И.В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УОМГПУ им. И.П. Шамякина, 2010. - С. 159 http://www.pedagogy.mspu.by/katalog/viktimologia.pdf

[4]. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

[5]. церковная организация, кстати, - это не только традиционные религиозные иерархические системы с институциональным доктринально-идеологическим содержанием типа Русская Православная Церковь или Римо-Католическая, но и нетрадиционные конфессии протестантского и постпротестантского толка. «Прост и неоспорим тот факт, что Церковь адвентистов седьмого дня безусловно не является "общинной" церковью (хотя имеет элементы общинности), но ясно, что она имеет "представительский" или "иерархический" характер» (Equal Employment Opportunity vs. Pacific Press Publishing Association and General Conference, civil c. 74-2025-CBR, 6.02.1975, p. 4) Цит. по Белкин В. В. Путь падения: История церкви АСД в датах, деяниях, цитатах. - Луцк: 2008 г. http://do.gendocs.ru/docs/index-5129.html?page=16

[6]. «Так же, как и католическая Церковь, Церковь АСД поставила себя на место Сына, между Отцом и грешником: "Так же, как Ноев ковчег, церковь будет спасать народ Божий... "(«Адвентистский журнал» 9 авг. 1984 г., стр. 19). Она не только пытается занять место Христа, но и сравнивает себя с ковчегом, символом спасения. Что говорит вдохновение Божие через Е. Уайт? "Верный Ной сказал им слова Божии, уверяя их в том, что если они раскаются в своих грехах и поверят в свидетельство предупреждения, то найдут убежище в ковчеге и спасутся от разрушительного потопа, который скоро начнётся. Но, "как было во дни Ноя, так же будет и в Пришествие Сына Человеческого"... Сейчас слышен голос пре­дупреждения, который призывает людей спастись и найти убежище, но не в ковчеге, а в Иисусе Христе." («The Sign of the Times", 3.01.1878 г.). Теперь вы понимаете, почему организация АСД говорит своим членам, что если они выйдут из Церкви, то погибнут? Потому что она объявила себя средством спасения. Это есть богохульное учение католической Церкви которое приняла Церковь АСД». Белкин В. В. Путь падения: История церкви АСД в датах, деяниях, цитатах. - Луцк: 2008 г. http://do.gendocs.ru/docs/index-5129.html?page=18

[7]. Теология сексуальности:
Либерти Р. Загс или Воля - дилемма ответственности http://www.proza.ru/2012/10/07/1385
Либерти Р. Блуд как поиск, себя и своей сексуальности http://www.proza.ru/2012/10/01/1225
Либерти Р. Блуд - понятие Божие или культурологическое http://www.proza.ru/2011/12/18/646
Либерти Р. Результаты половой морали в обществе http://www.proza.ru/2011/10/26/579
Либерти Р. Религиозное сознание и сексуальное начало человека http://www.proza.ru/2011/03/24/1399
Либерти Р. Недоразвитость природы чувств и прорыв к развитию http://www.proza.ru/2011/05/06/814

[8]. Dogma (от греч. "положение, мнение, учение") — способ мышления, при котором отсутствует исторический, диалектический подход к фактам и событиям, игнорируются конкретные условия места и времени, конкретная ситуация. Догматическое окостенение мысли вредно во всех сферах теоретической деятельности... Догматическое искажение теории неизбежно ведет к ошибкам в политике, к стратегическим промахам, к тактическим поражениям... Догматизм забывает об историзме, об относительности истины. Игнорирование конкретных обстоятельств приводит к тому, что правильные положения превращаются в абстрактные, оторванные от действительности схемы. Боясь сделать шаг за те пределы, которые очерчены существующей теорией, догматик всю свою энергию направляет на поиски и комбинирование цитат, высказываний, изречений, принадлежащих признанным авторитетам. При этом авторитеты превращаются из наставников и учителей в кумиров, не способных ошибаться и, следовательно, гарантирующих от ошибок тех, кто слепо за ними следует. Отсюда догматизм, как правило, связан с культом личности, с канонизацией высказываний какого-либо одного теоретика. Слепая вера в авторитет, преклонение перед авторитетом заменяют изучение действительности, критическую оценку сложившихся мнений... Использование теоретического наследства — это не бездумное заучивание тех или иных положений, не механическое их повторение, а творческий процесс. Оно не может сводиться к простому перенесению истин, рожденных в определенных условиях, в другую ситуацию. В каждом конкретном случае следует решить, соответствует ли нынешняя обстановка той, применительно к которой было высказано то или иное суждение, и если не соответствует, то нужно искать новых решений. Догматическое мышление не в состоянии охватить сложную картину развивающейся действительности; оно повернуто в прошлое, живет старыми, зачастую отжившими представлениями и взглядами. Там, где догматизм берет верх, теория прекращает свое развитие, превращается из инструмента познания и действия в собрание омертвевших идей. «Теперь необходимо усвоить себе ту бесспорную истину... учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к схватыванию сложности жизни» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 134). http://www.pseudology.org/Psyhology/NauchComm/035.html

[9]. «1989 год - решение Генеральной Конференци Церкви АСД о военном служении было сообщено Кальвином Роком, вице-президентом Генеральной Конференции, от имени всей Церкви АСД. После общих рассуждений о том, что лучше участвовать в спасении душ, а не в их убийстве, и что каждый решает этот вопрос СОГЛАСНО СВОЕЙ СОВЕСТИ, он сообщает: "Мы имеем определённое количество членов, которые служат в полиции и работают как частные агенты безопасности (телохранители), а также тех, кто сотрудничает с ФБР и другими подобными федеральными агентствами. Многие из них носят оружие и в то же время не находятся под дисциплинарным взысканием церкви, согласно церковному порядку. Так же обстоит дело и с теми, которые служат в армии и сделали выбор носить оружие…" Далее в документе от имени всей Церкви АСД даётся следующее объяснение заповеди «не убивай»: "Церковь не относит заповедь «не убивай» к уголовной ответственности, точно так же, как и самооборону или защиту одной страны от другой к атакам убийства, совершённым во гневе, жадности, ревности, мести и т.д." (Военное служение. "Адвентистское обозрение" 10 марта 1989 г.)». Белкин В. В. Путь падения: История церкви АСД в датах, деяниях, цитатах. - Луцк: 2008 г. http://do.gendocs.ru/docs/index-5129.html?page=19

[10]. «Выдержки из газеты “Слово примирения”, выпускаемой адвентистами России. "...наша позиция основывается на представлении о ЛИЧНОМ осознании этого вопроса. Мы призываем к служению своей родине мирными средствами: без оружия в руках. Но если кто-то из членов Церкви по-иному решит для себя эту проблему, никто НЕ СТАНЕТ призывать его к ответу. Часть членов адвентистской Церкви принимала участие во Второй мировой войне. Многие по доброй воле отправились в зону военных действий в Персидском заливе… Будем же с пониманием относиться ко всякому проявлению СВОБОДНОГО СОЗНАНИЯ И СОВЕСТИ". ("Христианин и война". Слово примирения. № 20, 21-31 июля 1991 г.) Прекрасное заявление для тех адвентистов, кто хочет стать "убийцей в законе". Если диявол возбудил тебя взять оружие и поехать на край света в совершенно чужую страну, чтобы там убивать других людей, то сегодняшняя Церковь АСД это приветствует. Да, она не заставляет тебя убивать, но и не препятствует этому. На войне ты можешь расстрелять из своего пулемета пол-деревни, разбомбить с самолета город с женщинами и детьми, а потом вернуться домой героем и проповедовать за кафедрой про любовь Христа к врагам своим. Воистинну, глядя сегодня на Церковь АСД, хочется плакать вместе с пророком: "Как потускло золото, изменилось золото наилучшее!..." (Плач.4:1). (Комментарий Белкина В. В.)... Посудите сами, как связать эти заявления воедино: "в мирное и военное время мы отказываемся от участия в актах насилия и кровопролития"; но в то же время "мы ПРЕДОСТАВЛЯЕМ каждому члену нашей Церкви абсолютную свободу в служении своей стране во всякое время и на всяком месте в соответствии с его ЛИЧНЫМ ГОЛОСОМ СОВЕСТИ и УБЕЖДЕНИЕМ..." Так отказываются адвентисты седьмого дня от "участия в актах насилия и кровопролития" или же не отказываются, отдав это решение на "личный голос совести и убеждения" каждого своего члена Церкви? Согласитесь, что логически нужно было бы продолжить это заявление, и " предоставить каждому члену нашей Церкви абсолютную свободу в служении своей стране во всякое время и на всяком месте в соответствии с его личным голосом совести и убеждением" и в соблюдении 4-й заповеди Закона Божьего, и в соблюдении 7-й заповеди, и в соблюдении др. заповедей Закона Божьего как это позволено руководством Церкви АСД в отношении 6-й заповеди. Неужели ангел Лаодикии настолько ослеп, что не видит явного, вопиющего беззакония в своих действиях? (Комментарий Белкина В. В.)». Белкин В. В. Путь падения: История церкви АСД в датах, деяниях, цитатах. - Там же.
А так же: "Мы предоставляем каждому члену нашей Церкви абсолютную свободу в служении своей стране во всякое время и на всяком месте в соответствии с его личным голосом совести и убеждений". (Слово примирения, № 2 (127), 1992 г. стр.2.)

[11]. Парадокс двойных стандартов отражается хотя бы в данном противоречии: "«Не убивай!» – заклинает Священное Писание христиан. «Убей!» – требует первая заповедь солдата в бою, ибо, если не убьёшь ты, убьют тебя…". ("Прости меня, Господи!" Комсомольская правда, 27 июля 1990 г.).

[12]. Предисловие автора к тринадцатому изданию / Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса / Пер. с фр. – М.: Политиздат, 1991. - С. 29-30.

[13]. Предисловие автора к тринадцатому изданию / Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса. - Указ. соч. - С. 33.

[14]. Одинцов М.И. Зарождение пятидесятнического движения в США на рубеже XIX-XX вв. http://www.rusoir.ru/president/works/210/

[15]. "Во вступлении к молитвенным чтениям за 1977 г. он (Шелков) пишет: «Тайные грехи исповедуются тайно, только пред алтарем и служителями; семейные — перед семьей и тоже служителями; церковные — перед церковью и священнослужителями; общественные — общественно». Как видим, служители введены во все сферы исповедания. При этом, в отличие от католической и православной церкви, он ввел исповедание не только устное, но и обязательно письменное (исповедующийся должен написать все свои грехи и передать служителю). Это дало возможность служителям не только рыться в самих сокровенных мыслях и чувствах членов церкви, но и держать их всегда под страхом, если понадобится служителю выставить всё это на обозрение и глумление пред другими. Таким путем исповедующийся попадает в рабскую зависимость от служителя, от его прихоти! Надо иметь ввиду, что во всех протестантских церквах тайная исповедь перед священником отменена. Знаменитый английский реформатор Виклиф признал тайную исповедь перед священником как неуместную, противную Богу и христианству. Категорически отвергал тайную исповедь перед священником и чешский реформатор Ян Гус. Против тайной исповеди был Лютер и все остальные реформаторы." ("Наши воспоминания." О. Цветков.) Цит. по Белкин В. В. Путь падения: История церкви АСД в датах, деяниях, цитатах. - Луцк: 2008 г. http://do.gendocs.ru/docs/index-5129.html?page=17

[16]. "При аресте Дедушки (В. Шелков) был обнаружен и его архив (в другом доме), спрятанный под полом, — 15 чемоданов. В том архиве были и рапорты местных служителей на тех или иных провинившихся членов церкви. Просматривая их, дедушка накладывал резолюции: «Исключить», «Поставить на замечание» и т. д. В том же архиве хранилась Дедушкина переписка, в частности с Рингенбергом, секретарем Немецкой конференции. Там же хранилось и мое письмо, которое я написал своей родной сестре и лично передал ей с описанием нашего 22-х часового суда. Она, по приказу Дедушки, не читая его, передала ему. Так оно попало в его архив. Познакомившись с его архивом, сотрудники КГБ обнаружили много фактов произвола и жестокости над членами церкви. В обвинение ему вменили два пункта: 1) обращение к президенту США с целью подрыва советского строя; 2) жестокое обращение с людьми, используя религиозные убеждения, или, как гласит статья: «Посягательство на личность и права граждан, совершаемое под видом исполнения религиозных обрядов»". ("Наши воспоминания." О. Цветков. ) Цит. по Белкин В. В. Путь падения: История церкви АСД в датах, деяниях, цитатах. - Луцк: 2008 г.- Там же.