Роберт Грейвс Деянира

Николай Ефанов
               
               

     После четырёх лет проведённых в Фенеосе Геракл решил оставить Пелопонесс. Во главе небольшого аркадийского войска поплыл в Каледонию, что в Этолии и там поселился. Не было с ним ни одного родного сына, ни жены, спускался к реке Деянире, называемой дочерью Ойнаса, ища, таким образом, духовной связи с её братом Мелеагром. Деянира была, по всей видимости, дочерью бога Диониса и жены Ойнеуса Алтаи: это выяснилось, когда Мелеагр умер, Артемида тут же преобразила его сестру в жемчужины. Тогда по просьбе Диониса Артемида позволила Деянире и её сестре Горге принять человечье обличье.
    

    В дворец Ойнеуса в Плеуроне приезжало много жаждущих получить руку прекрасной Деяниры, которая умела управлять колесницей и воевать. Все, однако, покинули дворец, когда женихами оказались Геракл и речной бог Ахелос. Всем было известно, что бессмертный Ахелос может появиться в трёх обличьях: быка, сетчатой змеи и человека с головой быка. С его развивающейся бороды постоянно стекала потоками вода и Деянира скорее бы умерла, чем его полюбила.
   

     Геракл, которого позвал Ойнеус, чтобы подкрепить свой вес, похвалился, что если Деянира выйдет за него замуж, то не только как за сына Зевса, но ей достанется и весь славный блеск от его двенадцати деяний.
   

     Ахелос, принял обличье человека с головой быка, гордо выслушал Геракла, о том, что его слава, как хозяина и отца всех греческих вод, не меньше, чем у Геракла, и, что пророчица в Додоне приказывает всем отъезжающим приносить ему жертвы. После чего обидел Геракла сказав: «Либо ты не сын Зевса, либо твоя мать была наложницей».
   

     «Лучше нам сойтись в борьбе, а не в споре», - грозно ответил Геракл, - «и не позволю обсуждать мою мать».
   

     Ахелос снял зелёное одеяние и схватился с Гераклом, но был повален навзничь, тогда он быстро обернулся в сетчатую змею и попробовал уползти.
   

     «Змей душил в колыбели!» - со смехом произнёс Геракл, наклоняясь, чтобы ухватить его за шею. Ахелос тогда переменился в быка и набросился на Геракла, но тот отскочил вбок, схватил его за оба рога и с такой силой бросил на землю, что правый рог обломился будто бы срезанный ножом. Ахелос покинул борьбу пристыжённый и прикрыл свой дефект венком из листьев вербы. Некоторые утверждают, что Геракл возвратил Ахелосу сломанный рог взамен на рог козы Амалтеи, иные же говорят, что наяды поменяли его на рог Амалтеи и что Геракл подарил его как свадебный подарок Ойнеусу. Ещё говорят, что после окончания двенадцати работ забрал его с собой в Тартар: Геспериды наполнили его золотыми плодами и обычно его называли «Рогом Изобилия» и вручили как дар Плутону.
   

     После женитьбы на Деянире, Геракл направился с Каледонцами на тесропский город Эфир - позднейший Кихир, -  где покорил и убил царя Филеуса. В неволю взял вместе с остальными горожанами дочь Филеуса Астиоху, которая родила Гераклу Тлеполемоса, хотя некоторые утверждают, что матерью Тлеполемоса была Астидамея, дочь Аминтора, которую Геракл спас из элейского Эфира, города славящегося отравителями.
   

     После окончания последнего дела Геракл послал письмо своему приятелю царю Теспиосу: «Собирай семь своих сыновей в Теспии, трёх пошли в Фивы, а четырёх отправь колонизовать остров Сардинию». Теспиос послушал Геракла. Потомки тех, кто отправился в Фивы, там пребывают до сих пор; потомки тех, что остались в Теспии, известны как Демуховы, до недавнего времени правили городом. Войска, которые Иолас повёл на Сардинию, состояли из Теспийцев и Афинян, и это была первая греческая экспедиция, в которой принимали участие цари из иных родов, нежели все остальные участники. Иолас разбил сардинцев  в битве, и поделил остров на провинции, посадил оливы, и сделал их настолько плодородными, что карфагенцы не жалели труда и опасностей, чтобы захватить этот остров. Основал город Олби и настоял, чтобы афиняне основали Огрил. С помощью сыновей Теспиома, которые уважали Иоласа как своего второго отца, дал имя колонистам - иолайцы. До сих пор они приносят жертвы своему отцу Иоласу, как персы своему отцу Киру. Иолас возвратился в Грецию через Сицилию, где осели некоторые их тех, кто сопровождал его: они возносили ему жертвы как герою. И как говорят Фиванцы, никто из колонистов никогда уже не вернулся назад.
   

     Тремя годами позднее, во время какого-то пира, Геракл разгневался на молодого родственника Ойнеуса, которого называли Эуномосем, Эриномосем, Эуномосем, Архиасем или Хайриасем, сыном Архителеса. Ему было приказано полить водой руки Геракла, а он неожиданно вылил её ему на ноги. Геракл сильно ударил парня в ухо, не рассчитал и убил его. Архителес простил Геракла, но он сам решил наказать себя изгнанием, и удалился с Деянирой и сыном Гиллосем в Тракию, землю Кейкиса племянника Амфитриона.
   

     Подобное случилось в Флиусе, городе, лежащем на восток от Аркадии, когда Геракл возвратился из «Садов Гесперид». Не понравился ему поданный напиток  и ударил подавшего Киятоса только одним пальцем, но так, что убил его. При храме Аполлона в  Флиусе была построена часовня для почтения памяти Киятоса.
   

    Некоторые утверждают, что перед убийством Ифитоса боролся с Ахелосем, и по этому поводу ему пришлось удалиться в Тракию; иные же говорят, что это было после того, как его изгнали из Тиринса. Всякий раз вместе с Деянирой оказывался на реке Эвенос, которая разлилась и там кентавр Несс, утверждая, что получил от богов дар перевозчика, за хорошую оплату взялся перевезти Деяниру так, чтобы та не замочила ног. Геракл же решил переплыть реку. Геракл согласился заплатить Нессу за перевоз, перебросил палку и лук на другую сторону реки и бросился в воду. Несс, однако, не понял договора, быстро побежал, унося Деяниру на своих плечах, после чего повалил её на землю и попытался изнасиловать. Когда та начала громко звать на помощь, Геракл взял лук, прицелился и с расстояния полмили пробил Нессу грудь стрелой.
   

     Вытаскивая стрелу, Несс сказал Деянире: «Если смешаешь семя, которое пало на землю с кровью из моей раны, добавишь оливы и тайно измажешь этим рубашку Геракла, никогда уже больше не будешь беспокоиться о его верности». Деянира поспешно собрала всё в кувшин, заткнула его, и спрятала, ни слова не говоря Гераклу.
   

     Иная версия этой истории гласит, что Несс пожертвовал Деянире шерсть, испачканную в его крови, и сказал, чтобы она впряла её в рубашку Геракла. По третьей версии он отдал ей свою собственную рубашку окроплённую кровью, как любовный талисман, после чего убежал к соседнему локрийскому племени, где и умер от ран. Тело его, однако, сгнило не похороненное у подножия горы Тафиас, наполнив всю окружающую местность смрадом: поэтому Локрийцев называют Озолийцами. От имени источника, около которого он умер, до сих пор оттуда тянет вонью, а в воде присутствуют капли крови.
   

     Деянира родила Гераклу Гиллоса, Ктезиппа, Глена и Годита, а также Макарию, его единственную дочь.




1. История сестёр Мелеагра может найти своё объяснение в культе цесарки Артемиды на острове Лерос.



2. Преображение Деяниры в воительницу наводит на мысль, что она была представительницей предолимпийской богини сражений Афины, которая в различных местностях священными супружествами занимает основную часть в легендах о Геракле.



3. Состязание Геракла с Ахелосем, также как и Тезея с Минотавром надо понимать как часть царского свадебного обряда. Бык и Змея означали год прибывающий и убывающий: Бык – отец Змеи, и Змея, чей сын Бык, обоих должен одолеть священный царь. Год Быка с древнейших времён почитался как приносящий в жилище изобилие. Он одаривал претендента на царский престол, который должен был завоевать рог быка либо в настоящей битве с животным, либо с человеком, который был облачён в маску быка. Вавилонский герой Энкиду, смертный брат-близнец Гильгамеша и почитатель небесной царицы, хватал небесного быка за рога и убивал его мечом. Добыча Рога Изобилия было свадебным заданием, стоявшем перед валлийским героем Передуром  в «Mabinogion”. На Крите культ быка сменил культ козы, рог которой обладал точно такой же силой. Однако складывается впечатление, что представленная обрядовая борьба Геракла в представлении греков была иллюстрацией к его соперничеству с речным богом Ахелосем, а именно, мелиорация Парахелоитоса, куска суши состоящего из ила нанесённого рекой Ахелос, который соединял Эхинадские острова с остальной сушей, а в дальнейшем был уничтожен. Гераклу часто приписывались различные инженерные сооружения. Жертвоприношения по повелению додонской жрицы, наверное, не были предназначены для реки Ахелос, но для Ахелоис – богини луны «изгоняющей боль».



4. Эуномос и Кеатос действительно были жертвенными детьми-заступниками священного царя по окончании периода его правления.



5. Попытка изнасилования Деяниры Нессом напоминает суматоху, случившуюся во время свадьбы Пейритоса, когда Тезей (афинский Геракл) вмешался, чтобы спасти Гипподамею от нападения кентавра Эвритиона. Поскольку кентавров изначально представляли как людей козлов, то изображение, которое основано на этом сюжете выглядит следующим образом – царица на спине царя-козла: которого оседлала в канун празднества Святого Мая в Северной Европе, перед своей священной свадьбой. Эвритион представляется как «нахал», популярный персонаж из комедии Аристофана, куда он перекочевал из свадебных обычаев Северной Греции. Самым известным «свадебным нахалом» был Энкиду: он прервал свадебную церемонию Гильгамеша с богиней из Эреха, вызывая последнего на битву. Другим «нахалом» был Агенор, который во время свадьбы пытался отобрать у Персея Андромеду.



6. Первым поселенцам на Сардинии, а это были жители Ливии периода неолита, удалось поселиться в её горных районах, позднейшие эмигранты: критяне, греки, карфагеняне, римляне и евреи пробовали основать свои поселения на побережье, но все погибали от малярии. Это продолжалось очень долго, вплоть до сегодняшних времён, когда наконец-то были уничтожены болота, рассадник малярийных комаров.   



7. «Озолийцы» - «вонючие», прозвище которое дали локрийским поселенцам, осевшим недалеко от Фокиды, чтобы как-то отличить их от Опунтийцев и Эпизефигийцев; они действительно по своему обычаю носили  невыделанные козлиные шкуры, дурно пахнущие особенно при сырой погоде. Сами Локрийцы выводили своё наименование от названия ozoi – виноградной лозы, которую впервые посадили в своей стране.