Прогулка по Саранску

Любовь Аверьянова
- О, ты, ещё не видела наш дворец профсоюзов, - говорила Алёнка тёте Кате, - наверно, как твой эрмитаж. Она горделиво улыбалась своей тёте.
  Дворец и вправду был великолепный. Тёте Кате очень понравился и она долго им любовалась, потом сказала, - конечно, это далеко не эрмитаж, но красиво. И вообще, - добавила она,- Саранск не узнать. Я здесь всего 20лет не была, а столько перемен. Вот эту улицу, я тоже не узнаю. Столько новых зданий. 
   Они шли по улице Ботевградской  и тётя Катя сказала, оглянувшись на только что, прошедших навстречу, двух девушках: «Какие красивые эти мордовочки!»
- Почему ты думаешь, что они мордовочки? Ведь, они говорили по-русски.
- Если бы они даже говорили по-английски, всё равно они мордовки, такие скулы и разрез глаз только у наших.
- А те, - навстречу им шла толпа мужчин и что-то говорили громко, жестикулируя руками, - кто они по твоему? - спросила её Алёнка.
- Они азербайджанцы!
- Почему не грузины или таджики? – снова спросила Алёнка, - они же все одинаковые.
- Нет, ни все! – Я прожила в Питере 20с лишним лет и научилась их различать, эти, наверное идут на рынок, - добавила она, - деньги добывать. Для них деньги важней всего….-
- А что тут плохого, иметь много денег, всё можно на них купить.
- Сами собой, деньги…Деньги иметь ничего плохого в этом нет, но ведь, многие из денег делают идола, а Бог ревнитель и против всех идолов. И за деньги не всё, как ты говоришь… можно купить.
- Всё! – сказала горячо Алёнка, - ох, была бы я миллионерка, всё-всё бы купила!
- И мать родную, и бабушку?.... их любовь и доброту, ты бы купила? – спросила смеясь и обняв её тётя Катя.
 Алёнка задумавшись, промолчала немного и сказала тихо., - нет такую бабушку и мою маму за все деньги не купить.
- Много-много невозможно купить за деньги,-сказала тётя Катя. Например любовь отца, твоих братишек и сестрёнок. А у кого много денег, - говорила она своей племяннице, - и особенно тех, кто других ценностей не знает… и кого уже деньги-дьявол превратил в раба… вот их родные ждут не дождутся их смерти, чтобы скорее заполучить их денежки. Они не думают, как достались эти деньги, и как переживал человек, копя эти деньги… они и на могилу этого человека не ходят…и могила копившейся человека зарастает скоро…а что легко достаётся, то не ценится… А теперь… возьмём твою бабушку, которая ты говоришь: «жаль, что скоро умрёт»… да она обречена и умрёт…нам всем будет нехватать её… но я уверенна, что она, после смерти будет в Раю и будет счастлива… потому, что здесь на земле каждый прожитый день, ей пытка… но смерти она не боится, так как верит в Бога и знает, «там» ей будет стократно лучше, потому что с умершим телом заканчиваются её страдания. Но она переживает за своих детей и особенно за 18внуков, которые ещё не всё понимают, и потеря бабушки для них будет великая трагедия… И не грусти, что твоя бабушка скоро умрёт.Она же будет в Боге, а в Нём все-все вечно живые,– говорила тётя Катя, обняв её за плечи.
- И моя бабушка будет жива? - повеселев, спросила Алёнка.
- Все-все. Она будет дух и в Боге! Служа Богу- ты будешь служить бабушке.
  Они подходили к рынку и вместе с толпой прошли мимо просившего мальчика. Алёнка хотела обратить внимание тёти Кати на него, но толпа уже затащила их на «ряды».Здесь продавали всё! Но особенно много овощей и фруктов…
   Когда они вышли с рынка на улицу и шли на остановку автобуса, чтобы ехать домой, Алёнка спросила тётю: «Скажи, почему ты не подала тому мальчику, ведь ты видела его с протянутой рукой?»
Тётя Катя улыбнулась и ответила вопросом:«Ты не заметила пьяного мужчины у киоска, недалеко от мальчика и следившего за ним?»
-Нет, - сказала Алёнка, - а при чём тут мужчина?
- Потому что, это был его отец или дядя. И этот мальчик не нуждался, а собирал на бутылку отцу или дяде. Тётя Катя продолжала говорить ей, - знаешь этот мальчик сегодня соберёт на бутылку, завтра будет просить на машину и т. д. И вместо того, чтобы ходить в школу и учиться, из него выйдет лентяй и паразит. Зачем ему работать, когда можно просить деньги у других? Я не хочу растить паразитов… Вот, ты бы просила так с вытянутой рукой? – спросила она племянницу.
- Нет! – сказала Алёнка, - нет, - повторила она твёрдо,- я бы не просила, даже тогда, если бы умирала с голоду!
- Ну, скажем, мы бы не дали тебе умереть с голоду. У тебя семь тётек и двое дядек, мать с отцом, дедушка с бабушкой, родня большая и ответственная, а у этого мальчика безответственные родители, если послали его клянчить.
- А если пьяницы? – прервала её Алёнка.
- А если пьяницы, они тоже не вечны и предстанут перед Богом. Вот тогда Он пошлёт их на вечное мучение, так как они не исполнили Его поручение и не были хорошими, ответственными, любящими родителями. Господь всё видит и всё знает! – сказала она и добавила, - А вон и наш автобус!
Народу на остановке было много и все ринулись на «восьмёрку». Они еле влезли, помогли им здоровые молодые мужчины. И когда вышли из автобуса на своей остановке, тётя Катя не обнаружила кошелёк. Она сказала: «Ну и подсадили!»

Любовь Аверьянова 1994. 2009г