Герои живут незаметно

Жанна Лабутина
С Анатолием Ивановичем Смирновым мы знакомы давно, работали на одном предприятии. Жили в одном подъезде. Держался он всегда бодро и молодо, и мне казалось, что не мог он участвовать в войне, годами не вышел... Ан нет, как-то на майские  встретила его при полном параде, - вся грудь в орденах... Оказалось, что повоевал мой знакомый, и, судя по наградам, неплохо. Стала расспрашивать, и вот что из этого получилось.

– Анатолий Иванович. Сколько же Вам было, когда началась война?

Ну, считай, рождения я 1926 года, майский. Значит, в 41-м мне было 15, а в августе 1942 года меня уже призвали...

– Как же так, разве малолеток брали на фронт?
 
Ну,  брать-то   не брали,  но  мы с друзьями сами пошли добровольцами...

- Где же  Вы жили тогда? Откуда уходили?

Да здесь же, под Москвой, в Мамонтовке, а военкомат в Пушкино еще деревянный был, старый.

– И сразу на фронт?

Если бы! Нет, сначала я попал во второй истребительный батальон, что на Братовщине  в лесу стоял,  – учиться направили. Там,  в  лесу раньше парашютная вышка торчала, там и часть была. Но вместо фронта нас сначала использовали для проверки документов в поездах, на рынке... Я походил, походил, и решил сбежать на фронт. Не нравилось мне в облавах участвовать. Но меня тут же взяли и в райком партии доставили. Райком был в здании музыкального училища, и секретарь партийный очень грозился отдать меня под трибунал,  даже расстрелять хотел... Но,  пошумев, отправил в Песочные лагеря, что были в 20 километрах от Костромы. Стояла там  Вторая  отдельная учебная бригада. Выучился  я  на минометчика, стал младшим сержантом, командиром взвода минометчиков. 82- миллиметровые минометы были у нас на вооружении. Летом 43 года, одели нас во все новенькое  и доставили  прямиком в третью танковую армию генерала Рыбалко, на 1-й Украинский фронт.
Построили всех, и выкликать стали:
– Танкисты есть?
– Подрывники есть?
Когда спросили разведчиков, я и шагнул вперед. Зачислили в  9 механизированный корпус, которым командовал полковник Новохатько, а когда он погиб, пришел полковник Литвинов.

– И где же Вы приняли  свой первый бой?

Армия  танковая была ударная, когда надо было прорвать глубоко эшелонированную оборону противника, бросали на прорыв  нас. Первый бой был, когда форсировали Вислу.

– А первая награда?

Это уже  на территории  Германии было, попали мы в окружение. Тридцать четверка, катюша, пулеметчики, минометчики, бронетранспортер с разведгруппой  из 10 человек… И все бы ничего, о себе мы не очень думали в тот момент, но знамя бригады с нами  было. Никак нельзя было отступить. Прорвали мы тогда окружение, технику вывели, знамя вынесли... Я получил медаль “За отвагу”.

– А вторая?   

Это уже за штурм  Берлина – орден  «Красной звезды» дали, а 28 апреля уже в самом Берлине, ранило меня – осколок  под лопатку вошел. Это на Тельтов-канале было.  Жуков как раз  шел с севера, а мы с юга. Рано утром идем по городу. Вроде и стрельбы-то   нет, видим,  группа «мирных» жителей навстречу идет.  Они до канала дошли,  и началась стрельба,  причем,  откуда, - не видно. Город-то чужой, не знаем его, но и стоять мишенью не очень-то хочется. Решили укрыться в ближайшем доме. Заскочили туда, а нам вслед по дому из  миномета долбить начали.
Я ору своим:
- Всем вниз, в укрытие! – а сам и не чувствую в горячке, что куртка на спине разорвана,  и осколок уже во мне, спина мокрая от крови...

Так и начались госпиталя. Сначала полевой, своя санчасть, затем, госпиталь  в городе Шпремберг, потом офицерский госпиталь 2-й конной. Там и о Победе узнал. Нам стало известно,  что  война закончилась еще второго мая, а так как оружие у многих было, практически у всех, все и вышли, – стали стрелять в воздух.

– Когда же Вы вернулись, и кто ждал Вас дома? Как познакомились с супругой?

Вернулся в 47 году,  ждали  дома  мама,  две сестры, брат.
Женился только через три года, –  друг  познакомил со своей сестрой, и мы стали  с нею встречаться.   Теперь уж полвека вместе.  В январе 2000 –го года  справили   золотую свадьбу.  Дочь и сына вырастили. Живем потихоньку.

– Анатолий Иванович, но Вы не обо всех наградах рассказали, вон их сколько!

Да что о них говорить, лежат себе. «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». После войны уже нашел меня орден «Отечественная война»  II степени, потом был орден «Трудовой Славы»  III степени  и еще тринадцать медалей,  да что их перечислять. Вот, гляди, вот это  «медаль Жукова»…  А ты чего  дома сидишь? Бери пацана своего и  айда на площадь… Там, говорят, техника будет…