Как казак возвращался со службы домой

Александр Мецгер
Скакал казак, после окончания царской службы, домой, и встал у него на пути дремучий лес. А для  казака, что лес, что горы, не преграда, если он возвращается в родную станицу. Скакал, скакал он по лесу и заблудился. Наступила ночь. Полез казак на дерево посмотреть: может,  где огонек засветится, а там и жилье. И действительно, увидел невдалеке свет. Поскакал он  на  свет  и  через  некоторое  время  выбрался  на  поляну. А  на  поляне  стоит  хижина,  и  из  нее  свет  идет. Привязал  казак  коня  и  вошел  в  хижину. Смотрит, а  там  старуха  сидит. Волосы  во  все  стороны  торчат,  а  глаза  так  и  сверкают.
  - Что, казак,  заблудился?- спрашивает.
  - Да есть немного,- отвечает  служивый,- не  укажешь  ли  мне дорогу,  бабуся?
  - Укажу,- отвечает  старуха,- если не  испугаешься  три  ночи на  острове, посреди  болота, провести.
  - Казак ничего  не  боится,- усмехнулся  станичник.
  - Ну, а  если  не  испугаешься,  еще  и  награжу,- обещает  ведьма.
  - А  как  же  мой  конь?- забеспокоился  казак.
  - За  него  не  беспокойся,- ответила  старуха  и  громко  свистнула,- а на остров тебя  проводит  мой  слуга.
Тут же  из чащи  леса  выбежал  огромный  белый  волк.
Повел  он  казака  на  остров, а   по дороге вдруг заговорил человеческим голосом:   
  - Послушай   меня,  казак, на острове  ничего  не  бойся, придет к тебе  черт, чтоб в болото  утащить, не подавай виду,  что  испугался.  Тогда  он  предложит  сыграть  с ним   в прятки. Ты  соглашайся,  но  в случае  если  ты  его  найдешь, пусть  выполнит  любую  твою  просьбу.
   - А где  же  мне  его  в  болоте  искать?
   - А  у  него  одно  только  место,  где  он  прячется.   Это  дупло дуба, что  стоит  посреди  острова, - сказал  волк  и  исчез.
Смотрит  казак, а он  уже  посреди  острова  стоит, а  вокруг  него  болото. Сел  казак  на  сухую  кочку  и  стал  забивать  табаком  люльку. Только  раскурил, а  тут  и  черт  из  болота  вылез. Воет, прыгает, поросячьим  носом  водит, а  казаку  все  нипочем. Смотрит  да  курит.
 - Неужто   не страшно? – спрашивает  нечистый.
  - А, чего  казаку  боятся,- усмехается  станичник,- я  смерти не  раз  в  глаза  смотрел  и  то  не  испугался.
  - А давай  тогда  в  прятки  играть,- предлагает  черт,- найдешь  меня - дам  тебе  монетку. Если  какая  дивчина  полюбится, дашь  ей  монетку,  и  она  тебя  тут же  полюбит.
Прищурился  служивый  и  говорит:
 -  Зачем  мне  твоя  монетка. Да  за  такого  казака, как  я, любая  дивчина  с  радостью  замуж  выйдет. Лучше, если  я  выиграю, исполнишь  любое  мое  желание.
Стукнули  по  рукам,  и  черт  пошел  прятаться. Долго  бродил  казак  по  острову, будто  ищет  черта, а  под  утро  подошел  к  дубу  и  давай  по  нему  стучать:
  - Эй, черт, выходи, я  тебя  нашел.
  Появился   черт  и  говорит:
- Ну, раз выиграл ты у меня, то и я свое слово сдержу, возьми монетку и любое твое желание, как только прикажешь, исполню.
Сказал и исчез. А казака уже волк поджидает. Пришел служивый в хижину, поел и лег отдыхать, а вечером его снова старуха будит:
- Ну, что казак, готов ты идти на остров? Вторая ночь пострашней первой будет.
И опять повел его волк, а по дороге предупреждает:
- Смотри, казак, явятся на остров утопленницы, не дай себя задурманить. Не то, заволокут тебя в болото.
Как только стемнело, на болоте появился туман, потом послышалось пение, и из воды стали появляться утопленницы. Они поют, казак, словно завороженный, поднимается и идет за ними. Вдруг  крест, что висел на его груди, стал таким горячим, что казак очнулся. Смотрит, а он уже чуть ли не по колено в болоте стоит. Выбрался он на сухое место, достал кисет и стал забивать люльку. Только раскурил, а утопленницы уже вокруг него ходят, руки тянут.
- Ну, что вам нужно?- спрашивает казак.
- Попроси черта отпустить наши невинные души,- просит одна из утопленниц.
- Эй, черт!- прокричал казак.
Черт тут же появился.
- Ты помнишь наш договор? Я хочу, чтобы ты отпустил их души.
- Будь, по-твоему, казак,- ответил черт, и утопленницы стали таять на глазах.
Всю оставшуюся ночь казак с чертом в карты под шалбаны играли, а под утро снова появился волк и отвел казака к хижине.
На следующую ночь старуха сказала казаку:
- Если не испугаешься и этой ночью, то отправишься домой богатым человеком.
По дороге волк сказал:
- Извини, казак, но больше я тебе ничем помочь не могу. Этой ночью сама ведьма явится к тебе и понадобиться вся твоя храбрость, чтобы с ней справиться. Я не смог ее одолеть, и она превратила меня в волка.
Когда начало темнеть, подул сильный ветер, и из болота появилась старуха. Она тянула свои ужасные когти к горлу казака. Из глаз ее вылетали молнии. От такого  у любого человека кровь в жилах замерзла бы, но не у казака.
- Ты меня не испугаешь,- прокричал казак и поднял вверх крест, что носил на груди.
Как ведьма не старалась, но не смогла сломить дух и храбрость воина. И вот казак почувствовал, что силы колдовства ослабли. Тогда он выхватил шашку и отрубил ведьме голову. По болоту разнесся жуткий вой. Начало светать, и перед казаком появился юноша.
- Спасибо тебе, казак. Убив ведьму, ты разрушил её  колдовство и освободил меня от чар.
В хижине ведьмы они нашли сокровища и поделили между собой. Юноша отправился к себе домой, а казак поскакал в свою станицу. Через три дня он увидел знакомые хаты. У одной из хат  он попросил у хозяина воды. Вышла девушка и подала казаку воду. От ее черных глаз, поразивших его сердце, казак словно остолбенел. Он достал монетку, что дал ему черт, и подал казачке. Но этого не понадобилось, девушка и так полюбила казака. Так как казак теперь был богат, то он тут же засватал девушку, и они жили долго и счастливо.