Ускорение времени

Александр Надеждин-Жданов
(Из серии "Мое ненаучное мировоззрение")

С возрастом люди начинают жаловаться, что время как-то ускоряется. Что вот раньше год тянулся долго, а теперь не успеваешь его заметить. «Встал, лег, встал, лег, с Новым годом! Встал, лег, встал, лег, с Новым годом! …».  Ломают голову, в чем причина.

А причина очень проста. Она в устройстве нашей нервной системы. Нервная система состоит из сети нейронов, которая начинается от наших органов чувств и идет вглубь мозга. Отдельный нейрон пропускает информацию в виде нервного импульса дальше, глубже в мозг, только в случае, если он обучен, это необходимое условие. А достаточным условием является то, что он распознал то, что он научился распознавать – некоторый определенный образ. Передаваемый им дальше в сеть нервный импульс и означает сообщение «я только что распознал свой образ». Если такие сигналы начинают появляться, то наблюдающие их нейроны, лежащие глубже по сети, получают возможность обучаться, затем распознавать образы и т.д.

Очевидно, что процессы формирования новых образов происходят медленнее у тех нейронов, которые лежат глубже. Соответственно, и распознаются образы нейронами тем реже, чем глубже в сети они лежат. Т.е., образы в глубине нервной системы распознаются реже (меньшее их число в единицу времени), чем образы, которые распознаются неглубоко лежащими нейронами (таких образов распознается в единицу времени больше).
А чем отличаются первые образы от вторых)? Очень просто. Образы неглубоко лежащих нейронов – это образы деталей. Например, это образы колес, фар, окошек, дверок и т.д. Образы глубоко лежащих нейронов – это образы вещей, состоящих из этих деталей. Например, это образ автомобиля «Волга».

Когда человек взрослеет, то вначале обучаются и начинают работать нейроны, лежащие неглубоко в сети. И только позже во времени обучаются и начинают работать нейроны, лежащие глубже в сети. Например, когда ребенку показывают автомобиль, то он вначале учится распознавать колеса и фары, т.е., образы деталей, и только значительно позже, когда он повзрослеет на  год-два, он сможет Вам сказать, что это автомобиль «Волга», т.е., распознать более крупный образ.

У нервной сети есть еще одно свойство – при распознавании образа она быстро подавляет сигналы нейронов, распознавших  его детали. Это нужно для экономии ресурсов нервной системы.

Вот и получается, что молодой человек в единицу времени распознает множество образов – образов деталей, а более взрослый человек в такую же единицу времени распознает меньшее число образов – зато это образы более крупных явлений, а на детали он уже «не обращает внимания» - они распознаются и исчезают так быстро, что внимание на них не фиксируется. Время же измеряется нашими внутренними часами по количеству распознанных в единицу времени образов. Пусть, скажем – один образ – одна секунда. Получается, что у молодого человека впечатлений за час может быть столько же, сколько у пожилого – за месяц. А по внутренним часам 1 час молодого человека равен 1 месяцу старого.

Вот пример. Поехал я как-то с маленьким сыном в поезде. Мальчик, впервые попав в купе в осознанном возрасте, начал его исследовать. Он включал и выключал все переключатели. Он по десять раз забрался на все полки и спустился с них. Он много раз выбегал в коридор, открывая и закрывая двери купе. Когда поезд тронулся, он, несмотря на поздний вечер, прилип носом к окну, и с восторгом разглядывал огни города, поездов, лесных полустанков. До момента, пока сын угомонился и уснул, он получил очень большое число новых впечатлений (образов). Этот вечер тянулся для него долго, он будет помнить его много лет, благодаря огромному количеству новых впечатлений. Что же за этот час распознал его отец? Первый образ – разместить вещи и переодеться. Второй образ – попить чаю. Третий образ – лечь спать. Все. Тем самым, для папы все событие посадки в  вечерний вагон – это событие, длиной 3 секунды. Для ребенка это же событие по его внутренним часам тянулось много тысяч секунд. У папы интервал времени от одного «С Новым годом!» до другого «С Новым годом!» по внутренним часам тянулся не больше недели (очередной год принес мало новых впечатлений), а у ребенка это огромный период жизни, практически бесконечный, так как у него новых впечатлений было миллион.

Отсюда следует обоснованный и вполне практичный вывод. Хотите, чтобы ваш день, неделя, месяц, год не пролетали все быстрее и быстрее мимо? Тогда доставляйте себе новые впечатления. Ходите, время от времени, новой дорогой. Делайте остановки на привычном пути. Сойдите на новой станции. Помните, что запоминается не дорога, а остановки в пути. Осматривайтесь по сторонам. Заглядывайте в новые места, мимо которых Вы всегда проходили мимо. Всматривайтесь в детали. Разговаривайте с новыми людьми. Открывайте новые журналы. Начинайте новые хобби. И время обязательно замедлит свой бег. Если Вы, конечно, не боитесь этого, и не хотите в своем привычном и уютном кресле в комфорте и быстро-быстро доехать до конечной остановки.