Не обижайте дратхаара! записки охотника

Юджин Папуша
Меня зовут Алекс.
Я страстный рыбак и охотник и частенько выезжаю на утку… Есть у меня особенное нетронутое цивилизацией место на Днепре, которое мы нашли очень давно и назвали "Клондайк" потому, что там есть все, что нашим душам угодно: и знатные рыбалка и охота, и пляж, и полное отсутствие аборигенов, отчего теряется чувство времени: или мы в 21 веке, или в 16 веке – все едино,  там мы живем охотой, рыбалкой и собирательством, как наши предки… Только наши машины и оборудование выдают век на дворе. Но я уверен, что если бы пришлось жить, рыбачить и охотиться без снастей и ружей – мы бы сделали луки, верши, удочки и вполне могли бы прожить, построив избу из бревен… Их тут немало, даже рубить не надо. Во время урагана много их повалило; одна сосна вообще упала ночью в 3-х метрах от одной из наших палаток, когда мы все не спали и держали их ночью, чтобы не сорвало ветром к чертям…

Вот уже 20 лет мы выезжаем с семьями и друзьями туда.

И, конечно же, какой охотник без собаки? Сбитую влет утку найти надо, а кто, как не собака, полезет в болото и найдет ее в камышах?  У меня было несколько собак, но вот нынешняя  - дратхаар Аста, оказалась особенной. Такую умницу еще поискать надо! Как правило, находила сбитую утку там, где другие собаки отказывались работать или работали без результата… Название породы, в буквальном переводе с немецкого, означает «проволокошерстный». Эта жесткошерстная легавая относится к наиболее распространенным охотничьим собакам не только у себя на родине в Германии, но и далеко за ее пределами. Она выведена в конце 19 века на основе жесткошерстных легавых, которые упоминались еще в средневековых германских документах.
 
Я иногда в шутку  рассказывал своим приятелям, что у Асты в родословной были немецкие дворяне: бабушка из рода фон Хазенганд, а дедушка из рода фон Ляуберляйтен. Потом добавлял душещипательную историю о том, как моя собака загрустила, отказалась от корма несколько дней, и я был вынужден обратиться к ветеринару. Тот обследовал собаку, не обнаружил ни одной болезни и направил меня с ней к собачьему психологу. Вердикт психолога был грустным: «Тоска по исторической родине на генном уровне». Я попросил у него письменное заключение и с этой бумагой обратился в немецкое посольство по поводу оформления визы для выезда на ПМЖ в Германию в связи с желанием Асты объединиться со своей родней, мотивируя это заключением психолога и гуманностью обращения с животными. И якобы в посольстве не возражали, только требовали обучить собаку немецкому языку. При этом я начинал при слушателях этой истории отдавать Асте команды на немецком языке. Я пытался говорить все это с серьезным видом, и некоторые верили…

По сравнению с другими легавыми, дратхаар отличается несколько большей горячностью и агрессивностью, более ярко выраженным сторожевым инстинктом, большей физической силой и выносливостью. Эта превосходная подружейная собака удобна для домашнего содержания. Она понятлива и послушна, хорошо ладит со всеми членами семьи, всегда не прочь составить компанию для прогулки.

Моя Аста стойку на фазана могла держать хоть час!

Есть у меня видео, которое подтверждает мои слова о ее выдержке. Однажды, Аста, увидев стрекозу на кусте, минут пять медленно меняла позу, плавно перетекая в сторону ветки до тех пор, пока мы увидели и услышали, как щелчком захлопнулись ее челюсти на стрекозе… Все это сняла на камеру моя дочка, и мы потом смогли еще не раз насладиться охотой на стрекозу. Это вам не на крупную дичь, в которую попасть можно с любого расстояния, а это миниатюрная работа; легко хлопнуть варежкой мимо,  как порою - наши говорливые знакомые женского пола... Так даже Махмуд Эсамбаев не смог бы станцевать «Танец Солнца», где он настолько медленно встает с пола, что его движение незаметно для глаз зрителя…

Одним летом, в очередной раз разбив лагерь на песчаной косе "Клондайка", мы две недели прожили рядом с гадюкой. Только потом узнали, что это место у  аборигенов называется «змеиным». О  таком соседстве  стало известно спустя три дня после размещения… У нас был выбор: или менять место расположения, имея мороку с перемещением кучи оборудования, или оставить всё, как есть.  Утром, когда наши жены готовили завтрак, гадюка показывалась им, предупреждая и заявляя свои территориальные права, и потом уползала на песчаный карниз откоса погреться на солнышке… Понимая, что это гадюка, зная, что она приносит определенную пользу, мы ее не трогали и блюли нейтралитет, хотя все были в подсознательном напряжении…

В жизни многие живут и работают с гадюками, так что мы более или менее философски отнеслись к соседке. Много было разговоров о том, что делать, но мы не могли прийти к определенному мнению… К тому же, все думали, что змеи откладывают яйца, и что ползучий гадючник появится не скоро… Вообще, на этом откосе было много всяких нор, и вскоре мы обнаружили, что  неподалеку в другой норе живет уж.

Через некоторое время наши дети обратили внимание, что гадюка какая-то толстая, и мы поняли, что она беременная… Вскоре дети уехали домой и, порывшись в Интернете, сообщили, что гадюки поросятся в начале августа, что они живородящие, и буквально через неделю змееныши становятся ядовитыми. Был уже конец июля, а мы собирались стоять лагерем еще пару недель. Это сразу всех напрягло донельзя. Что будет, когда эти гаденыши расползутся по территории лагеря? Это же не взрослая особь, с которой у нас был нейтралитет! Чашу нашего терпения   переполнила новость, что гадюка съела ужа, которого мы подкармливали то пойманной Астой лягушкой, то остатками молока в консервной банке возле его  норы. Причем съела на глазах у наших женщин, когда мы были на охоте. Как они нам рассказали, гадюка сначала его то ли загипнотизировала, то ли парализовала, но уж совершенно не сопротивлялся и не уползал, пока эта гадина не спеша подползла к нему и заглотала всю веревку тела бедного пресмыкающегося... Увидев в глазах женщин ужас  и отвращение пережитого, наше терпение лопнуло!

Вооружившись с утра рогатиной и двумя штыковыми лопатами, мужская часть племени вышла на тропу войны, став на холме над норой твари. В этот день гадюка особенно долго не показывалась, и когда терпение было на пределе – черно-серая траурная лента выползла на свет Божий. Прижав ей голову рогатиной сверху, мы разрубили ее тело на несколько частей, и тут из чрева начали быстро расползаться гадисучки и гадюченята… Через несколько минут судорожной рубки лопатами змеиного выводка в капусту, мы  уничтожили весь гадский выводок и вздохнули с облегчением. Операция «С Новым Гадом!» была проведена успешно! О чем мы и доложили нашим женами…

Но свято место – пусто  не бывает! Спустя пару дней в норе гадюки поселился здоровенный уж. Но такому соседству мы были рады. Хоть лягушек погоняет ночью, чтоб не орали на ухо…

В один из дней, на зорьке выйдя на утиную охоту, пролазив по болоту километра три-четыре, мы вернулись в лагерь, уставшие, искусанные комарами, с одной-единственной сбитой нами уткой, найденной Астой в такой топи, куда и леший не полез бы… Уставшие, как черти, пришли в лагерь, хлопнули по 150 водочки и растянулись на берегу на спальниках без сил. Аста улеглась недалеко от нас, в тени на мокром песке, с высунутым языком через плечо вместо шарфа. А тут мой зятек начал бросать сбитую утку своему молодому щенку, дочери моей Асты, которую первый раз вывезли на дикую природу, а на охоту пока не брали в связи с ее щенячьим возрастом. Та, впервые увидев дичь, не испугалась ее и с удовольствием носилась по берегу, таская в зубах крыжня, и даже пару раз достала его из воды. Зять в полном восторге от успехов своей собаки стал предлагать и Асте принести ему утку. Та никак  не реагировала на его команды. И тут он начал похваляться, что моя Аста  не носит утку, а его пес носит. Парень он, конечно, неплохой по многим параметрам, но есть такая категория людей, когда всё, что у них – это супер, а всё, что у других – говно! Разозленный его выпендрежем, я, кряхтя, встал и подошел к отдыхающей в тенечке  Асте.

- Аста! Ищи уточку, – попросил я свою девочку.

Аста повернула ко мне свою морду, посмотрела на меня всем видом выражая недоумение:

- Хозяин! Имей совесть! Я тебе по болоту шастала с раннего утра, подняла и принесла птицу. А теперь ты хочешь заставить меня заниматься ерундой наравне со щенком,  дай отдохнуть! - и отвернула морду.

Находясь в легком состоянии расслабленности и под легким кайфом после выпитых 150 гр. водочки, не совсем контролируя свои слова,  я сдуру ляпнул:

- Раз так – твоя дочка Гера лучше тебя! Смотри, как она хозяина слушается!- и это  стало моей ошибкой, осознание которой пришло после долгого собачьего взгляда. Отвернувшись от меня, Аста встала и ушла к палатке  моего друга Фаддея, по прозвищу Адмирал, прозванному так за его: основательность, неторопливую стать, пузо, плавно переходящее в волосатую грудь, трубку, бороду и форменную морскую фуражку с вензелями.

Потом она отказалась брать у меня пищу, и пришлось Адмиралу и его жене кормить мою девочку. Даже утром, когда я позвал:

- Аста! Идем на охоту! - она носа не высунула из пропика палатки Адмирала. А ведь раньше  она мне носки приносила, когда я ее звал на охоту, торопя меня!

Взяв ее на болото, я с грустью убедился, что Аста напрочь отказывается работать! Так длилось два дня… даже на рыбалку с нами не ходила.
А ведь она была страстным рыбаком! Если мы оставляли Асту в лагере, она бросалась в реку и могла проплыть несколько километров за лодкой, нарезая круги вокруг лодки, пока мы ее не встаскивали  к себе! Ночью не надо было искать, на каком спиннинге  звенит колокольчик  - мы сразу искали Асту, она бросалась к нужному спиннингу и терпеливо ждала, пока  вытащат леща или судака. Аста, до безумия любившая рыбу, всю ее вылизывала до блеска!

И тут Адмирал, не выдержав, сказал мне с улыбкой то, что я и так со стыдом понимал, но никак не мог решиться:

- Иди, мирись с Астой! Проси прощения у нее…

- Тогда выдели мне из запасов банку шпрот – любимое лакомство моей девочки.

Адмирал, порывшись в запасах, выделил мне банку:

- На!

Подойдя к Асте, я протянул ей шпротину и сказал:

- Аста! Возьми в знак примирения…

Аста, обычно дуревшая от этого лакомства, как кот от валерьянки, даже и ухом не повела в мою сторону…

Тогда я опустился перед ней на четвереньки, прогнулся и стал разговаривать мордой к морде на ее уровне:

- Асточка - ласточка! Я, конечно, виноват перед тобой, как последняя собака… Я был не прав, ты лучшая собака в мире! Ты пойми, не ревнуй  меня к Гере, ведь это твоя доченька! -  бормоча ей ласковые слова, нежно почухивая ее загривок и ушки. Это продолжалось несколько минут.

И тут, вся компания друзей, с интересом наблюдавшая за сценой нашего примирения со стороны, улыбнулась – Аста повернула голову и нехотя взяла шпротину из моих рук…потом другую, третью … Я понял, что мир наступил, меня простили, и что нельзя обижать друзей, даже четвероногих… Всю эту сценку Адмирал снял на камеру, и мы иногда смотрим этот ролик, когда душе требуется терапия…

А тут, как раз, мой зятек пришел с охоты и говорит:

- Я сбил утку, но моя Гера впервые на охоте и не может найти ее, хотя это рядом с берегом. Может Аста найдет?

Свистнув Асте, мы пошли к болоту. Придя на место,  увидели прилежно вытоптанные несколько соток камыша - результаты тщетного поиска зятька. Я попросил свою псинку:

- Астюха! Ищи уточку!

Аста бултыхнулась с разбегу в болото; немного проплыв, потом развернулась и, став на ноги на мелком месте, принюхиваясь, пошла в нашу сторону и остановилась между мной и Адмиралом...

- Асточка! Ищи уточку, – опять  попросил  я. Но Аста стояла, как вкопанная, и не двигалась. Памятуя прошлое, я  вежливо стал ее просить искать утку, но все с тем же результатом. Аста стояла, без движения…

- Аста! А где же уточка? – льстиво сюсюкнул я, недоумевая и чувствуя спиной насмешливый взгляд зятька…

 Тогда Аста гавкнула, шлепнула лапой по торчащей из воды кочке, потом опустила морду в воду и вытащила приличного крыжня:

- Ну, какой же ты тупой, хозяин! Вот она! – кочка, после удара лапой Асты, оказалась попкой убитого крыжа …

Мы с Адмиралом  радостно заулыбались, невзирая на расстроенный вздох зятька:

- Как же я не нашел сразу?  Ммда…! Так вот она, уточка,  туточки… Думаю, что я бы и сам,  в общем-то, мог бы найти, без  Асты…

Мы только понимающе переглянулись с Адмиралом, сказав с улыбкой спасибо собаке.

А зятька - пусть его собака воспитывает!