Боль. Ощущения и наблюдения

Ася Йова
Удивительная штука человеческая жизнь... Как любопытно наблюдать со стороны за дорогой, по которой ты идешь или по которой тебя ведет всемогущая рука Всевышнего. Поистине пути Господни неисповедимы…
Слушаешь песню и она кажется новой, хотя ты слышал ее тысячу раз. Тысячу раз она тебе нравилась, либо не нравилась, тысячу раз ты растворялся в голосе, который поет ее. И ровно тысячу раз ты гордился тем, что имеешь счастье дышать человеком, который обладает этим голосом…Тысячу раз…
А сейчас ты слушаешь эту песню, а жизнь совсем другая. И это не тысяча первый раз, а просто первый. Потому что сейчас все по-другому. Только где-то глухо отзывается боль, уже атрофированная, но не менее беспощадная.
Говорят,  время - лучший лекарь. Но не всегда удается найти панацею, которая выключит одним знающим жестом боль. Время лишь окутывает ее ватным одеялом  и не дает  причинять  ощутимые страдания. Но боль живет и здравствует; иногда разрывая липкие волокна ваты, выкидывает порцию черной жидкости, скоро растекающейся по всему телу.  Не желая страдать, хочется по ложечке собрать эту черноту, поместить в сосуд и отправить его по волнам океана жизни в неведомые дали. Но к боли привыкаешь, как к наркотику.

«…никто не желает страдать, и тем не менее все ищут боль и жертву, а отыскав, чувствуют, что бытие их оправдано, а сами они — чисты и заслуживают уважения детей, супругов, соседей, Господа Бога. Сейчас не будем об этом думать, хочу только, чтобы ты знала — миром движет не жажда наслаждения, а отречение от всего, что важно и дорого.
Разве солдат идет на войну убивать врагов? Нет — он идет умирать за свою страну. Разве женщина показывает мужу, как она довольна? Нет — она хочет, чтобы он оценил степень ее преданности, ее готовность страдать ради его счастья. Разве человек поступает на службу в надежде осуществиться и реализовать свой потенциал? Нет — он проливает пот и слезы для блага своей семьи. Так оно и идет: дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать родителей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы обрадовать детей, боль и мука оправдывают то, что должно приносить лишь радость, — любовь…» (П. Коэльо, «Одиннадцать минут»).

И, кажется, что, выбрось ты ее, и все забудешь. Забудешь все хорошее, счастливое, родное. Просто будешь без нее,а значит - без памяти, без воспоминаний, без прошлого. А значит – лишишься сил бороться в настоящем. Привычка – страшное дело. Так и носишь боль с собой как что-то необходимое.
...Счастье либо в прошлом, либо в будущем. А в настоящем...
Ты живешь, пока чувствуешь.
Боль, кроме ощущения, тоже чувство. Она обладает одним хорошим качеством – мотивацией к действию. Чувство счастья – просто есть. Ты живешь и радуешься каждому мгновению, иногда и не замечая, что счастлив. Живешь себе и живешь. Ешь, пьешь, ходишь на работу. Просто живешь. Все дни как близнецы.
А боль – та еще штука. Она мобилизует все силы организма к борьбе, к перемене, к революции. Тут главное не впасть в панику, потому что болевой шок бывает оглушительным и всепоглощающим. Боль испытывает. От боли хочется сбежать или просто раствориться как биомассе, разложиться на атомы. Только это ни к чему не приведет – не открыты учеными такие возможности человеческого существа. И ты есть. Просто есть…
Поэтому надо действовать. Как?..
Гламурные журналы дают много советов: «Как выйти из депрессии? Шоппинг», «Танцуйте при луне и все наладится», «Наденьте кружевное белье», «Запишитесь на фитнес», «Заведите новый роман»  и прочая чушь.  Только вот авторы таких «спасительных» статей либо ни разу не испытывали боли, либо пишут такое, свято веря в то, что читают это и принимают к сведению безмозглые животные. Покупай ты кучу бесполезных, но милых вещиц, потей на беговой дорожке или грей пятки на белом песке заграничного пляжа – боль все равно с тобой. Как надежный карабин альпиниста, она прочно связывает тебя с собой и черта с два она просто так сорвется в пропасть, чтобы разбиться и умереть, исчезнув навсегда. Она – профессионал. Умный профессионал. Оттого что дает возможность измениться (вырасти, повзрослеть, поумнеть, открыть себя – выбирай на вкус).
Измениться – значит стать другим. Стать другим прежде всего внутри себя. Можно перекрасить волосы, сменить макияж, автомобиль, купить дачу, похудеть, вступить в неформальную группировку, но это не значит - измениться. Ты видишь в зеркале новый прикид, едешь в новом автомобиле, а она рядом – верная попутчица. Внутри остается все прежним. Включая боль. Она будет напоминать о себе часто, потом реже, а потом станет  разочарованием, сожалением об упущенном времени, тоской.
Меняться всегда сложно. И страшно. Потому что привык к тому, что есть. Потому что кажется, будто обладаешь весьма твердыми принципами и вполне устоявшимся мироощущением. Это лет в 16-18 легко взять и стать другим. И получить от этого удовольствие. А когда тебе за 25 и ты уже испытал не все, но многое, ломки ждут колоссальные. И колоссальный труд. Придется все свои устои определить как «сорняк», а всякий сорняк подлежит прополке и утилю. В руки – тяпку и грабли, завалящие в старом чулане, и вперед - в огород своего внутреннего мира. Как на любом огороде – здесь много грядок, и не над всеми из них нужно остервенело махать тяпкой, вырубая под корень лопух или лебеду. Достаточно поливать чуть чаще и подкармливать размышлениями.
Размышления, умение думать – путь к переменам. Главное – не считать себя единственно правым. Признавать свои промахи всегда сложно. Соблазн велик – свалить все на другого, на обстоятельства. Только от постоянных жалоб на судьбу ровным счетом ничего не изменится. Это как выбор пути, по которому пойдешь – или сетовать на судьбу и страдать, каменеть сердцем и черстветь душою, либо – размышлять и действовать, менять свои взгляды и привыкать к ним.

«Учитель сказал: "Перекресток является святым местом. На нем пилигрим должен принять решение. Вот почему боги обычно спят и едят на перекрестках. Там, где пересекаются дороги, сконцентрированы две большие силы - путь, который будет выбран, и путь, который нужно проигнорировать. Оба превращены в единственный путь, но только на короткий промежуток времени. Пилигрим может отдохнуть, поспать немного и даже проконсультироваться у богов, которые населяют перекресток. Но никто не может остаться там навсегда: как только выбор сделан, он должен идти, не думая о пути, который он отверг. В противном случае перекресток станет проклятием» (П. Коэльо, «Мактуб»).
 

И помните: если вы храните то, что старо, то у нового не будет места, где оно могло бы обнаружить себя.