На своем поле я забью столько, сколько захочу!
Миниатюра ,
она же- байка про жизнь ,
она же история в лицах.
***
В середине 60 годов наиболее сильным высшим учебным заведением в стране считалось МВТУ им Баумана. На волне социалистического соревнования по выпуску качественного инженера незримым соперником был у этого училища Новочеркасский политен. Профессорско-преподавательский состав ревниво относился к уровню подготовки студентов и в целях повышения качества обучения применял, иногда, изуверские методики. Это давало результаты. Выпускники ценились и работали весьма успешно на индустрию страны.
Кто учился в этом вузе всегда гордился тем, что это старейшее учебное заведение , построено еще по указу царя в 1911 году. Точно такой же проект архитектора Федорова был использован при строительстве родственного института в Софии. Впечатляет любого посетителя масштабы учебной бурсы, расположенной на целых двух городских кварталах, 13 учебных корпусов и 27 тысяч студентов на очном отделении. Главный корпус имел крытый двор, и на четвертом этаже по периметру были узкие бойницы в двухметровых стенах. А на старинных дубовых скамейках первой аудитории Химической лаборатории можно было прочитать такие надписи с буквой Ъ- «Курица не птица-химик не человек»
В огромной массе студентов в учебном процессе легко было затеряться и разгильдяю и отличнику-работяге, бросившему на алтарь судьбы все студенческие развлечения и в поте лица «пашущему» весь семестр.
***
Историческое лицо- профессор, доктор физико - математических наук, он же заведующий кафедры «Теории машин и механизмов» Дусев Идеал Иванович (по кличке Дуся) славен был в студенческой среде своей строгостью и справедливостью. Наверное, однообразие вузовской жизни просто заставляло его устраивать праздники души, но, несомненно, каждая экзаменационная сессия для него была праздником. Он никогда не делал перекличку в аудитории перед своей лекцией. На экзаменах разрешал пользоваться учебником и справочной литературой. Но если студент не посещал его лекции, то сдать ему предмет было весьма проблематично. Он на лекциях давал свои разработки докторской , коих в учебниках середины столетия вообще не было. Дуся имел колоритную фигуру. Крупная «башка», посаженная без шеи на огромные квадратные плечи, выдавали в нем человека в молодости занимавшегося спортом. И, в то же время, он имел высокий голос, почти женский, совсем не вяжущийся с его фигурой. Хотя в семейной жизни преуспел - имел четверых детей.
И действительно… студенческая пытливость раскопала такие «фактики» в его биографии- да усиленно тренировался в «полтяже» в свои студенческие годы у заслуженного тренера по боксу Иванова и имел приличные результаты на уровне мастера спорта. Потом , с годами, стал ярым болельщиком Ростовского СКА..
Однажды четверо студентов из числа разгильдяев, имеющих совсем не учебные наклонности , делали к нему четвертый или пятый безуспешный подход-попытку защитить свои скудные знания. И когда им это не удалось, скорее не из-за отчаяния, хотя уход из бурсы был неизбежен, а в силу своих разгульных наклонностей решили его встретить по пути домой и разобраться «по-мужски». Воспитательный процесс закончился «битием» и позорным бегством всех четверых незадачливых учеников. На следующий день только один из смельчаков пришел сдавать ему экзамен. Увидев студента, Дуся просиял лицом и своим, почти женским, голосом пропел сакраментальную фразу,
- Голубчик ! Только за смелость Вам ставлю троечку. А этим трусам передайте- пусть забирают документы. Я на своем поле забиваю столько , сколько хочу!
***
Историческое лицо второе- кандидат физмата Логвинов Виктор Николаевич, старший преподаватель кафедры сопромата. Был лет на 12 моложе Дуси. В «сопроматной» жизни был просто компьютерной памятью на все. Запоминал имена и фамилии студентов , одним только взглядом определял ошибку по виду эпюры напряжений. К нему студенты делали по десять - двенадцать заходов. Он все время говорил , что он добрый ,
- Не хотите учиться в семестре , я вас научу на сдаче экзаменов.
Доля смысла в этом , несомненно, была. И все студенты стояли к нему в очереди на пересдачу сопромата.
Но однажды попался в массе «бедолаг» один, со сломанной психикой. После тринадцатого захода он посчитал, что жизни дальше нет никакой,
на четвертом этаже протиснулся в бойницу и …..
Пышных похорон и массовых выступлений студенчества по этому поводу не было. Однако , преподаватели две сессии смягчали свои требования. В аудитории сразу спрашивали,
- Кто хочет тройку - давайте зачетку.
Естественно, кто хотел бал выше - тот защищался.
В коридоре они встречались с Дусей, и один спрашивал другого,
- Ты сколько двоек поставил? Четыре ? Я две! Пойду еще поставлю две.
***
Лицо третье- Студент Николай Кремешный, лентяй , имеющий наклонности прожигателя жизни, и считавший отрезок времени учебы «только мигом одним». Наблюдался в студенческом театре эстрадных миниатюр. Для него это процесс был интереснее. Слыл фанатом Ростовского СКА и не однажды встречался на матчах любимой команды с Дусей.
Перед экзаменом студент Кремешный поместил на лацкан пиджака значок футбольного клуба СКА –Ростов , загрузил все справочники в портфель и, как он считал , был готов предстать перед ясными очами Дуси.
Толпа студентов перед дверями аудитории лихорадочно штудировала конспекты профессора.
Коля, потерев рукавом значок СКА, снисходительно бросил,
-Учи …не учи – перед смертью не надышишься!
Прямо с порога аудитории подобострастно изогнувшись и выставив левое плечо со значком вперед, он скороговоркой зачастил,
-Идеал Иванович! Мне бы три шарика выкатить! И все! И хватит! И на всю жизнь достаточно!
Первое историческое лицо хитровато посмотрело на него, и про себя что-то решив, изрекло,
- А-а-а! Кремешный! Берите билет и располагайтесь на газоне.
Коля два часа добросовестно писал ответы , разложив все справочники на столе. Потом решал задачу. Но без лекций самого профессора она решалась «не в ту степь» . Коля упал духом и уже мысленно готовился к переэкзаменовке.
Настал его черед держать ответ со своими знаниями за содеянные ответы и загубленную задачу.
- Идеал Иванович!- жалобно начал он, - мне бы три шарика.
Дуся взял у него экзаменационные листы бегло просмотрел содержание, на мгновение остановился на решении задачки…. И отложил все в сторонку.
- Ну те с-с-с! Кремешный! Давайте проверим Ваш ум и сообразительность.
Отвечайте на первый вопрос. Так что же такое наука есть « Теория машин и механизмов»?
Ну, Коля Кремешный - то это знал.
Следующий вопрос был еще легче. Надо было назвать пример использования диадных связей в любом механизме. Ну, это тоже просто.
Далее пошли вопросы простые и банальные, наподобие- какое звание было у маршала Жукова и кто был полководцем во время Великой отечественной войны.
Таким образом, Дуся задал порядка двадцати вопросов и студент Кремешный на все дал полнейшие ответы.
Профессор удовлетворенно покивал головой ,
- Ну что же , студент Кремешный, я вижу у Вас знания устойчивые. Я бы поставил вам «отлично», но поскольку Вы просили три бала- то Вам троечка. Давайте зачетку.
От возмущения и «вопиющей несправедливости» со стороны профессора лицо студента медленно переходило все стадии чувств, вытянулось, покраснело, побелело и приняло гордую осанку.
За дверью, обступившим его студентам, Коля смог только сказать,
- Изверг! Я на все вопросы ответил, а меня зажали.
В обеденный перерыв к профессору зашел к.т.н. Логвинов. О чем они там говорили можно только догадываться. Но студенты в коридоре хорошо слышали как заразительно и громко смеялись два ученых мужа.