Футболист

Александр Коломиец2
На своем поле  я забью  столько,  сколько захочу!

Миниатюра ,
она же- байка про жизнь ,
она же  история  в лицах.
                ***
        В  середине 60 годов  наиболее сильным высшим  учебным заведением  в  стране  считалось МВТУ им Баумана. На  волне социалистического соревнования   по выпуску  качественного инженера  незримым соперником был у  этого училища  Новочеркасский политен. Профессорско-преподавательский   состав  ревниво относился к   уровню подготовки студентов  и  в целях повышения  качества обучения  применял, иногда,  изуверские методики. Это давало  результаты. Выпускники ценились  и работали  весьма успешно  на индустрию страны.
      Кто учился в этом  вузе всегда гордился  тем, что  это старейшее учебное заведение , построено   еще   по указу царя в 1911 году.  Точно такой же проект   архитектора  Федорова  был  использован  при строительстве  родственного  института в Софии. Впечатляет любого посетителя масштабы  учебной бурсы, расположенной на целых двух городских кварталах, 13  учебных корпусов и  27 тысяч студентов на очном отделении. Главный корпус имел крытый двор, и  на четвертом этаже  по периметру  были  узкие бойницы в  двухметровых стенах. А на  старинных   дубовых скамейках первой  аудитории  Химической  лаборатории  можно было прочитать  такие надписи  с  буквой Ъ- «Курица не птица-химик не человек»
         В огромной массе  студентов  в учебном процессе  легко было затеряться  и   разгильдяю и  отличнику-работяге, бросившему на алтарь судьбы все студенческие развлечения  и в поте лица   «пашущему» весь семестр.
                ***   
     Историческое   лицо- профессор, доктор  физико - математических наук, он же заведующий  кафедры  «Теории машин и механизмов»  Дусев Идеал Иванович  (по кличке Дуся) славен  был в студенческой среде своей строгостью и справедливостью. Наверное, однообразие   вузовской жизни   просто заставляло  его  устраивать  праздники души, но, несомненно, каждая экзаменационная сессия  для него была праздником. Он никогда не  делал перекличку в аудитории перед своей лекцией. На экзаменах разрешал пользоваться  учебником и справочной литературой. Но если   студент не посещал его лекции,  то сдать  ему предмет было весьма проблематично. Он  на лекциях давал    свои разработки докторской , коих в учебниках   середины столетия   вообще не было. Дуся имел колоритную  фигуру. Крупная «башка»,  посаженная без шеи  на  огромные  квадратные плечи, выдавали  в нем  человека  в  молодости  занимавшегося спортом. И,  в то же время,  он  имел  высокий  голос, почти женский, совсем не вяжущийся с его фигурой. Хотя  в семейной жизни  преуспел - имел четверых  детей.
           И действительно… студенческая  пытливость   раскопала   такие «фактики» в его биографии- да  усиленно тренировался в  «полтяже» в свои студенческие годы у  заслуженного тренера  по боксу  Иванова и имел приличные результаты на уровне мастера спорта. Потом , с годами,  стал  ярым болельщиком  Ростовского СКА..
           Однажды   четверо  студентов из числа разгильдяев, имеющих совсем не учебные наклонности , делали к нему четвертый или пятый безуспешный  подход-попытку  защитить  свои  скудные знания. И когда им это не удалось, скорее не из-за отчаяния, хотя  уход  из бурсы был неизбежен, а  в  силу  своих разгульных наклонностей  решили  его встретить  по пути домой и  разобраться  «по-мужски». Воспитательный процесс закончился   «битием»  и  позорным  бегством всех четверых  незадачливых учеников. На  следующий день только один  из  смельчаков пришел сдавать ему  экзамен. Увидев  студента,  Дуся  просиял лицом  и своим,  почти  женским, голосом  пропел  сакраментальную фразу,
       - Голубчик !  Только за смелость  Вам ставлю троечку. А этим трусам передайте- пусть забирают документы. Я на своем поле забиваю столько , сколько хочу!
    

                ***   
      Историческое  лицо второе- кандидат  физмата Логвинов  Виктор Николаевич, старший преподаватель кафедры сопромата.  Был  лет на 12 моложе   Дуси. В «сопроматной» жизни   был   просто компьютерной  памятью  на   все. Запоминал имена и фамилии студентов ,  одним  только взглядом определял ошибку  по виду эпюры напряжений. К нему студенты   делали  по  десять - двенадцать заходов. Он все время  говорил , что он добрый ,
       - Не хотите  учиться в  семестре , я вас научу  на сдаче экзаменов.
Доля смысла в этом , несомненно, была. И все   студенты  стояли  к нему  в очереди на пересдачу  сопромата.
        Но однажды  попался в массе  «бедолаг»  один, со сломанной  психикой. После  тринадцатого захода он посчитал,  что  жизни дальше нет никакой,   
 на  четвертом этаже  протиснулся в бойницу и …..
         Пышных похорон  и  массовых выступлений  студенчества  по этому  поводу  не было.  Однако , преподаватели  две сессии   смягчали свои требования. В аудитории  сразу  спрашивали,
               -  Кто хочет  тройку - давайте зачетку.
Естественно, кто хотел  бал выше - тот защищался.
      В коридоре  они встречались с Дусей, и один спрашивал другого,
-  Ты сколько  двоек поставил? Четыре ?  Я две!  Пойду еще поставлю две.
               
                ***
       Лицо третье- Студент Николай Кремешный, лентяй , имеющий наклонности   прожигателя жизни, и  считавший  отрезок времени  учебы  «только   мигом одним».  Наблюдался  в студенческом театре  эстрадных миниатюр. Для него  это процесс  был  интереснее.  Слыл  фанатом   Ростовского СКА  и  не однажды встречался  на матчах любимой команды с Дусей.
        Перед экзаменом   студент Кремешный   поместил на лацкан пиджака  значок  футбольного  клуба  СКА –Ростов , загрузил  все справочники  в  портфель и,  как он считал , был готов  предстать  перед ясными очами  Дуси.
       Толпа студентов перед дверями  аудитории  лихорадочно   штудировала   конспекты   профессора.
        Коля,  потерев рукавом  значок СКА, снисходительно  бросил,
-Учи …не учи – перед смертью не надышишься!      
Прямо с порога аудитории  подобострастно изогнувшись и выставив  левое плечо со значком  вперед,  он  скороговоркой зачастил,
    -Идеал Иванович! Мне бы три шарика выкатить! И все! И хватит!  И на всю жизнь достаточно!
Первое историческое лицо хитровато  посмотрело на него, и  про  себя   что-то  решив,  изрекло,
- А-а-а! Кремешный!  Берите  билет   и располагайтесь  на газоне.
        Коля два часа  добросовестно  писал ответы , разложив  все справочники    на столе. Потом решал  задачу. Но без  лекций самого профессора  она  решалась «не в ту  степь» .  Коля  упал духом  и  уже  мысленно готовился  к переэкзаменовке.
          Настал  его  черед  держать  ответ  со своими знаниями за  содеянные ответы и  загубленную задачу.
          - Идеал Иванович!- жалобно  начал он,  - мне бы три шарика.
Дуся  взял  у него  экзаменационные листы  бегло просмотрел  содержание, на мгновение  остановился на  решении задачки…. И отложил все в  сторонку.
    - Ну те с-с-с!  Кремешный! Давайте проверим  Ваш  ум и  сообразительность.
Отвечайте   на  первый вопрос. Так  что же такое   наука  есть « Теория машин и механизмов»?
 Ну,  Коля  Кремешный - то это знал.
Следующий вопрос  был  еще легче. Надо  было назвать  пример  использования  диадных связей  в   любом механизме. Ну,   это тоже просто.
          Далее пошли  вопросы   простые и  банальные, наподобие-  какое звание  было у маршала Жукова и  кто был  полководцем во время  Великой отечественной  войны.
        Таким образом, Дуся  задал  порядка двадцати   вопросов  и студент Кремешный   на все дал  полнейшие  ответы.
         Профессор  удовлетворенно покивал головой ,
- Ну  что же , студент Кремешный, я вижу у Вас знания устойчивые. Я бы поставил вам «отлично», но поскольку Вы просили  три бала- то Вам троечка. Давайте зачетку.
        От возмущения  и  «вопиющей несправедливости»  со стороны  профессора  лицо  студента  медленно   переходило все  стадии  чувств, вытянулось,  покраснело, побелело и приняло  гордую осанку.
          За дверью,  обступившим  его студентам, Коля  смог только сказать,
- Изверг!  Я на все  вопросы ответил, а меня зажали.
В обеденный перерыв   к профессору   зашел  к.т.н.  Логвинов. О чем  они там говорили  можно только догадываться. Но студенты в коридоре  хорошо слышали как заразительно и громко смеялись два  ученых мужа.