Самоубийство

Наталия Май
Самоубийство

        размышления о пьесе Г.Ибсена «Гедда Габлер»

Оправданы ли финалы многих трагических или драматических произведений? Существует такая точка зрения, что искусство должно чему-то учить. Возможно, это и так, но не прямолинейно и в лоб. Если не убивать очень многих из литературных героев, полюбившихся читателям, это сведет на нет «остроту», смысл произведений. Это бывает необходимо. Иначе переживания покажутся менее серьезными, а ситуации не заставят задуматься.
Если не убить Миранду, героиню «Коллекционера» Фаулза, то все, происшедшее с ней покажется более безобидным, чем по своей сути является, а герой – вообще романтиком, рыцарем, хотя и слегка пародированным. То же самое с Геддой – но проблема все-таки в ней самой.
Существует множество трактовок сюжета и образа героини. Ясно, что она страдает ярко выраженным максималистским стремлением к абсолюту, но в ЕЕ понимании. Требует от жизни и от людей того, чтобы они соответствовали ее ожиданиям, делали то, чего она от них хочет. Если же этого не происходит, она озлобляется, замыкается в себе, начинает мстить, разрушать, добивать и без того уже «потрепанных» жизнью и обстоятельствами, слабых людей. Она могла бы не общаться с ними, не связывать свою жизнь никоим образом, но не стараться уничтожить.
Конечно, Гедда одарена сверх меры – по крайней мере, она выделяется на фоне других. И, презирая одних, и ожидая от других невероятных подвигов, страдает от этой раздвоенности сознания. Жизнь жестока и несправедлива, но к ней она была достаточно милосердна, просто Гедда, сама достаточно благоразумная, чтобы соблюдать видимость внешних приличий (за что в душе и себя презирает с такой же максималистской тайной яростью), мечтает о чем-то нереальном. Ей хочется испытывать себя и других на прочность, провоцировать на свершения, нужные ей. Подсознательно она сама хочет совершить эффектный и грандиозный поступок в ее понимании (самоубийство), но до поры до времени не решается. Когда на него не решается Эйлерт Левборг, Гедда разочарована – умер он «не красиво», не так, как ей представлялось в мечтах. Не геройская смерть.
На самом деле Теа Эльвстед, которую Гедда презирает, считая глупышкой, не так ничтожна. И если это и не психологическая опора для нее самой (она с презрением бы такую подругу отвергла, не считая, что вообще хоть в какой-то опоре нуждается), то для неуравновешенного Левборга она вполне могла стать «тихой пристанью», отдушиной, пусть незначительной с точки зрения Гедды, но значимой для его психики. Гедда же слабостей не прощает – и в этом как раз ее уязвимость, за которой кроется глубокое разочарование в самой себе. Она сама не соответствует своим ожиданиям, не становится героиней скандинавских сказаний, некой Валькирией, а превращается в обычную озлобленную обывательницу, и осознает это вполне. И единственное, что могло предотвратить окончательное перевоплощение (духовную смерть) – тот самый выстрел. Неожиданный. Но вполне реалистичный – именно так настоящие самоубийцы уходят. Без шума и драматизма. Осуждая других, она тайно злилась на себя больше и больше, потому что есть в ней что-то, несовместимое с жизнью, с ее спокойным и плавным течением. Но и бурных страстей, открытого вызова обществу, своего пути когда-то она испугалась. И не смогла простить себе страх.
Важно не то, насколько прав персонаж, а насколько он убедителен. Не во всех пьесах Ибсена экзистенциальная тоска по неземным высотам и заоблачному героизму выражена так, что чувствами персонажей можно проникнуться. Но в «Гедде Габлер» это ему удалось.