Роберт Грейвс Оге

Николай Ефанов
               

      Алеус, царь Тегеи, сын Афейдаса, полюбил Неяру, дочь Переуса, которая родила ему Оге, Кефеуса, Ликурга и Афидамаса. В древнем святилище Афины Алеи возведённом Алеусом  до сих пор стоит ложе богини.
      

    Когда Алеус был в Дельфах, пророчица остерегла его, сказав, что два брата Неяры утопят в реке сына его дочери. Поспешил домой и миновал Оге жрицу Афины, грозя, что убьёт её, если утратит невинность. Неизвестно, толи Геракл прибыл в Тегею, собираясь в поход на Авгия, толи он возвращался из Спарты, но так или иначе, Алеус принимал его в храме Афины. Распалённый вином Геракл изнасиловал девственную жрицу в ближайшем фонтане, который до сих пор находится на север от храма. Оге не звала на помощь и часто говорят, что она сама поддалась ему.
   

     Геракл же пустился в путь по дороге на Стимфалос, где от дочери Симфалоса Партенопы у него родился сын Эврес. В это время на Тегею напала болезнь и голод. Алеус, которому Пифия поведала, что в святилище Афины ожидается пополнение, вошёл в храм и застал Оге беременной. Плакала и говорила, что Геракл её изнасиловал, поскольку был пьяным, но Алеус не поверил её словам. Потащил её на тегейский рынок, где она упала на колени в том месте, где теперь стоит статуя Эйлетеи, которую называют коленопреклонённой Оге. Алеусу стыдно было убивать собственную дочь на публичном месте, и он уговорил царя Науплиса, чтобы тот её утопил. Науплис повёл Оге в Наупл, но на горе Партениос у Оге начались родовые схватки, и под тем предлогом она отошла в придорожный лес. Родила там сына, спрятала его в кустах, после чего возвратилась к терпеливо ожидавшему Наупилусу. А у того не было никакого намерения топить её. Он просто решил её дорого продать в рабство, и он продал Оге какому-то карийскому купцу, который только что приехал в Наупл, а тот перепродал её царю Мизийской Теутрании.
   

     Сына Оге вскормила лань на горе Партениос (там есть культовый знак в честь этого). Нашли его пастухи, которые дали ему имя Телефос и забрали с собой к своему царю Коритосу. Разнёсся слух, что пастухи Коринтоса нашли сына Аталанты, родившей Мелеагра и оставившей его на склоне той же горы. Назвали его Партенопайосом или «сном потерянной девственности», так как Аталанта, по их понятиям, была девственна.
   

    Когда Телефос достиг мужского возраста, отправился в Дельфы, чтобы узнать, кем были его родители. Пророчица произнесла: «Выйди в море и отыщи царя Мизийцев Теутраса». В Мизии встретил Оге, жену Теутраса, она сказала ему, что приходится ему матерью, а его отец - Геракл. Не сомневаясь, поверил ей, ибо в то время любая женщина хотела бы, чтобы отцом её сына был Геракл.  Теутрас тотчас женил Телефоса на своей дочери Аргиопе и назвал своим наследником.
   

     Иные же утверждают, что Телефос после убийства своих дядьёв Гиппотоса и Нереуса утратил способность говорить и немой отправился на поиски своей матери. «Молчание Телефоса» стало пословицей, но сопровождал его в пути Партенопайос, который за него говорил. Так произошло, что прославленный Аргонавт Идас, сын Афареса, очень хотел захватить мизийский трон: огорчённый Теутрас обещал отдать трон Телефосу вместе с рукой своей дочери, если только Идас будет отброшен. Тогда же Телефос с помощью Партенопайоса разбил Идаса в первом же сражении. Переодетая дочь Теутраса была Оге, которая не узнала Телефоса, и он не знал, что это его мать. Верная памяти Геракла, в свадебную ночь взяла на ложе меч и убила бы Телефоса, если бы боги не послали большую змею, которая легла между ними. Поражённая этим  Оге отбросила меч и призналась в намерении совершить убийство. Тогда она призвала Геракла, а Телефос, который был уже в шаге от убийства матери, закричал в отчаянии: «Мама! Мама!». Плача пали в объятия друг друга и на следующий день по благословению Теутраса отправились к себе на родину. Могилу Оге показывают в Пергамосе, недалеко от реки Каёкос. Жители Пергамоса считаются выходцами из Аркадии, которые вместе с Телефосом пришли в Азию, и возносят ему жертвоприношения как герою.
   

     Иные ещё добавляют, что Телефос женился на Астиохе или Лаодике, дочери Приама Троянского. Другие утверждают, что Геракл переспал с Оге в Трое, когда отправился за бессмертными конями Лаомедонта. Существует и легенда, по которой Алеус заключил Оге и её ребёнка в сундук, который пустил в море. Под внимательным присмотром Афины сундук поплыл к Малой Азии и был выброшен на берег у устья реки Каёкос, где царь Теутрас женился на Оге и усыновил Телефоса.
   

     Царь Тетрас пахал на горе Театрас и вспугнул огромного кабана, который укрылся в храме Артемиды Ортозийской. Хотел уже войти внутрь храма, когда кабан завопил: « Оставь меня, господин! Я избранник богини!» Теутрас не обращая внимания на эти слова, убил кабана, сильно обидев Артемиду. Наказала его проказой и погнала окутанного покрывалом по горным вершинам. Но его мать, Леукиппа, поспешила в лес, взяв с собой вещуна Полиэйдоса, и ублажила Артемиду щедрыми жертвоприношениями. Теутрас был вылечен от проказы с помощью камней Антипатеса, которые до сих пор можно найти в больших количествах на вершине горы Теутрас, после чего Леукиппа воздвигла алтарь Артемиде Ортозийской и приказала изготовить золотого кабана с головой человека: ищущие убежище в храме причитают: « Охрани меня!».
   

     Будучи в Аркадии, Геракл поднялся на гору Остракин, где соблазнил Фиалу, дочь героя Алкимедонта. Когда она родила сына по имени Айхмагорас, Алкимедонт выгнал их из своей пещеры, чтобы погибли от голода в горах. Айхмагорас жалостно плакал, и жалостливая сойка полетела искать Геракла, а найдя, привела его по голосу ребёнка к дереву, под которым сидела Фиала: рот её был заткнут, а руки связаны бессердечным отцом. Геракл освободил мать и дитя, и сын вырос в крупного мужчину. Поблизости от этого места находится ручей, который получил название Кисс в честь сойки.   



1. Ложе Афины в Тегее и мнимое изнасилование жрицы Оге Гераклом позволяет уточнить связь Афины из Нефа с Анатой, оргиастичной богиней луны, жрицы которой каждый год совершали обряд бракосочетания со Святым Царём, что означало жертвенный дар в честь будущего хорошего урожая. Пережитки этого обычая встречались в святилище Геракла в Риме, где его избранница носила имя Акка. Прослеживается её соответствие пелопонесской Белой Богине Акко. В Иерусалиме подобное происходило, во времена предшествующие религиозной реформе,  - период вавилонского исхода – во время празднования бракосочетания верховного жреца, представителя Иеговы с богиней Анатой.


    Это отразил профессор Рафаэль Патаи в своей книге «Человек и Башня» (Лондон, 1947): он приводит доводы о существовании подобного свадебного обряда в Иерусалиме. Дети, рождённые от такой связи, становились духами злаков урожая нового года, поскольку и Афина Алеа, богиня злаков, была покровительницей мельниц. Многочисленность сыновей, которых Геракл зачал с нимфами, доказывает распространённость этой религиозной теорию. Гераклу приписываю только одну ненормальную дочку – Макарию («благословенную»).
   

    Миф об Оге может быть истолкован как эмиграция жителей Аркадии в Мизию, вполне возможно случившийся из-за набега ахейцев; а также как тегейский обряд, посвящённый вновь родившемуся богу в виде оленёнка, что, как мы знаем из фрагмента у Гесиода имело место в Трое.   



2. То, что Оге и её сын добрались до реки Кайос, нашло своё отображение в одной из сцен Пергамского алтаря и на найденных в Пергаме монетах. Это могло бы означать только одно – культ Оге и Телефоса был привнесён тегейскими колонистами и что Оге, богиня луны, должна была прибывать на своё празднество каждый раз в новой лодке. Перемена Афины из оргиастичной возлюбленной в добродетельную деву- воительницу запутывает повествование. По некоторым версиям Теутрас остаётся супругом Оге, в иных же становится её сыном. Версия Гегинуса основана на каком-то более позднем драматическом событии и весьма произвольна.



3. Миф о золотом кабане частично относится лечебным свойствам камней Антипатеса на горн Теутрас, частично к мизийскому обычаю мщения за смерть Адониса, которого убил Аполлон, когда тот был в облике кабана. Оказывается, что представляющий Адониса, человек в шкуре кабана украшенного золотыми клыками, мог спасти свою жизнь, если ему удавалось скрыться от своих преследователей в святилище Артемиды, сестры Аполлона.  Цари Тегеи, места, где была рождена Оге, действительно очень часто погибали во время охоты на кабанов.



4. Сюжет повествования о Фиало и сойке довольно нереален и анекдотичен, поэтому даже невозможно указать на его возможный источник; хотя, вполне возможно в отдалённое время существовал некий клановый тотем – источник посвящённый сойке.