Редкий товар

Любовь Казазьянц
Редкий товар
"Не муж, не сторож, а жена
Сама себя блюсти должна,
И та, что помнит стыд и честь
Надёжный самый страж и есть."
Сакс Ганс.

У распахнутой двери стояла девушка - репортёр газеты "Городская правда". Она представилась Сельвой. Удивительное имя насторожило Стэллу. "Интересно, как она выглядит", - подумала именитая вдовушка, разговаривая с ней по телефону час назад. Однако, корреспондентка газеты, очень соответствовала странному имени: смуглая кареглазая жгучая брюнетка, со звонким голосом, эмоциональная, с плотными, округлыми формами - очень похожа на жгучую вулканическую сельву. Стэлла поздоровалась с девушкой, пригласила войти.
-Уважаемая, Стэлла Измайловна, спасибо, что согласились на интервью. Знаю, вы редко общаетесь с представителями прессы. Вы – вдова Известнейшего артиста Михаила Пашенного, и я хочу узнать о нём побольше и рассказать нашим читателям.
-Да, милочка, но вы кое в чём не правы. У меня к вам просьба, прошу вас, не называйте меня "вдовой Пашенного" в своей статье! Я навсегда остаюсь его женой. Прошу, садитесь, за столом вам будет удобно.
Сельва села за стол, приготовила карманный диктофон и деловито спросила:
-Можно начинать интервью? Вы готовы?
Стэлла Измайловна задумчиво расправила складки на платье, поправила шаль и обратила взгляд на собеседницу. Её лицо, покрытое мелкими морщинками, всё ещё сохраняло былую красоту, а фигура – величавость.
-Да, пожалуйста, - тихо ответила вдова.
Девушка включила запись.
-Уважаемая Стэлла Измайловна, расскажите о своём муже, как вы познакомились?
Вдова великого артиста робко начала свой рассказ:
-С Мишей мы познакомились в городе Воронеже, мне было тогда 17 лет, а ему только исполнилось 20. В наш город он приехал из глубинки. Решил поступать в Театральный институт. Это была его заветная мечта. К тому времени, я заканчивала школу и о мальчиках даже не думала. А тут такая неожиданная встреча... в городском парке. Я возвращалась с подружками из школы, а он шёл с другом нам навстречу. Когда наши глаза встретились, у меня сердце так затрепетало, словно пташка, попавшая в силки. Мы оцепенели, стояли не двигаясь, не знаю сколько. Время остановилось. Я только помню его голубые глаза и родинку на подбородке, его запоминающуюся мужественную улыбку. Он так на меня смотрел, что дыханье перехватило! Во второй раз мы встретились у дверей школы, я вышла, увидев Мишу, застыла, как приклеенная. Он подошёл ко мне и стал что-то быстро говорить, но я даже слов не помню. Меня будто заколдовали. Была весна, солнце ослепляло, я жмурилась от ярких лучей и не могла произнести ни слова в ответ. Так Михаил начал за мной ухаживать. Никогда не позволял себе дерзостей или вольностей, ни в поведении, ни в разговоре. Всегда был сдержан и романтичен. Мишенька всё-таки поступил в Театральный с первого захода. Я вам доложу, талантливый был молодой человек! Чего только он не умел: и пел, играл на гитаре, на фортепиано выдавал такое по слуху, что музыканты удивлялись, говорили: "Самородок"! Был очень пластичен, ловок, прекрасно держался в седле, танцевал, очень любил поэзию, как-то по-особенному читал стихи, умел показывать фокусы с картами, с монетами, всегда был душой компании. Весёлый был человек, оптимист по жизни. Очень тонко чувствовал природу. Мы нежно полюбили друг друга, буквально с первого взгляда. Моему отцу он сразу понравился. Папа ему настолько доверял, что разрешил мне перед свадьбой поехать к Мише в деревню, познакомиться с его родителями, и взял с него слово, что Миша не посягнёт на мою честь до свадьбы. И в этом он не разочаровал отца.
-А как к вам отнеслись его родители, как встретили? – спросила Сельва.
-Прекрасно. Я им очень понравилась. Вы знаете, они всегда были на моей стороне, особенно в те времена, когда у Миши начались нескончаемые романчики на стороне, во время съёмок. Его отец всегда говорил: "Эх, девочка моя, (он так меня всегда называл), с кем бы Мишка не крутил, а знай, он всегда твоим останется, это я тебе говорю! Пожил я на этом веку и знаю, что верность – редкий товар, ценится немало в наше беспокойное время! А ты, голуба моя, не печалься, помотается, да и возвернётся, к твоим ногам бросится. А покоянную голову и меч не сечёт! Ты меня понимаешь? Так что, не переживай, главное, ты ему верной будь!" Такой у Мишеньки был добрый отец,  душевный человек. Я его очень уважала.
-А как относились к Михаилу Пашенному в театре?
-О-о, сотрудники, актёры очень любили и уважали его, но  и завистников было не мало. Дирекция театра как-то даже сделала ему подарок – огромный плакат с его портретом в роли Гамлета вывесили при входе в театр и в центре города. Ведь Михаил был ведущим актёром, сыграл почти во всех спектаклях театра главные, ведущие мужские роли. Он особенно любил играть классику: Шекспира, Бомарше,  Гётте ну и т. д. Список длинный!
-А вы часто ходили на его спектакли?
-Конечно, милочка, а как же! Особенно, когда уволилась из хора Калмыковского. Я очень гордилась его успехами на сцене, поставила крест на своей карьере певицы и считала, что роль жены такого известного актёра, красавца мужчины, за которым бегали все женщины театра и поклонницы, огромная и трудная работа!
-Стэлла Измайловна, а Михаил Пашенный признавал, что все его романы ничто?
-Да, дорогая, после конца очередного романа, он всегда приходил с повинной, любил поплакаться в жилетку и повиниться. Михаил часто повторял слова моего свёкра: "Милая моя, Стэлла! – театрально начинал он, - ты ведь знаешь, что верность – редкий товар, дорогой товар! И я его оцениваю по достоинству! – и падал мне в ноги, покрывая мои руки поцелуями. Только и оставалось его понять и простить. Сердце у меня – не камень. А он как улыбнётся, как запоёт - "Люба, моя Любонька, целую тебя в губоньки..." Вот так мы и жили. А в 48 лет у моего Мишеньки обнаружили рак печени. И начались все наши несчастья... Сразу все обиды  канули в лету. В то время у нас уже были сын – 13 лет, а дочь – 7. Он бедненький, муженёк мой, быстро сгорел, как фитилёк свечи. Умирал тяжело, в сознании. Я была с ним до последнего его вздоха. И перед смертью он сказал: "Помни, милая, лебёдка моя, верность – редкий товар!"  Похороны были торжественными, весь город собрался.
-Да, я видела запись похорон вашего мужа. Правда, торжественное зрелище, многие в толпе плакали.
-Знаешь, милочка, через 40 дней после похорон я попросила у его давнего друга – Эмиля Шельвинского, провести спиритический сеанс. Хотелось пообщаться с духом моего драгоценного Мишеньки. Мы иногда, до смерти мужа, собирались компанией у Эмиля на таких сеансах. Было интересно, даже страшновато. Ну, так вот, вызвал Эмиль дух моего супруга, поговорила я с ним напоследок, попросил у меня мой дорогой Мишенька, чтобы я... – она всплакнула, быстро утерев слёзы платком, и продолжила дрожащим голосом, - он попросил меня, чтобы я до конца своих дней ни за кого не выходила замуж. И я ему обещала и держу слово, ведь "верность – редкий товар"! За деньги его не купишь! – губы её задрожали, и она расплакалась.
29.01.2009 г.