Рис 065

Карпенко Саша
Пляшущие человечки. Литературное расследование.

Рисунок 065.

Сегодня (Сноска. В книге Шерлок Холмс рассказывает о своей дешифровке 8 августа. Мы же пока находимся в 5 августа.) мистер Кьюбит снова навестил нас с доктором Ватсоном и привез еще пять записок. Вместе с первой это уже богатый материал для настоящего анализа и рассуждений.

Рис.65

Прежде всего я занялся опять флагами. Первая и вторая записки начинались со значка в флагом. Если бы в моем распоряжении были только эти записки, то предположение, что флаги обозначают начала слов, было несомненно принято мною. Но во всех остальных записках в начале не было флагов. Значит, флаги не обозначают начала слов и для них остается только две возможности. Или это какие-то новые знаки, или флаги обозначают промежутки между словами.

Я снова занялся подсчетом оригинальных знаков. Без учета флагов их оказалось 25, т.е. в пределах алфавита. Сами флаги встретились 15 раз. Таким образом, если знаки с флагами тоже обозначают какие-то буквы, то весь алфавит ПЛЯШУЩИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ содержит 25 + 15 = 40 знаков, что гораздо больше количества букв в алфавите (33). Значит, это предположение неверно. Для флагов остается единственное правдоподобное объяснение - разделение предложений на отдельные слова. Другими словами, флаги обозначают пробелы (Сноска: Строго говоря, ЧЕЛОВЕЧКИ с флагами могли бы обозначать все знаки препинания. Тогда их действительно было бы порядка сорока. Но в коротких записках вряд ли использовались все знаки препинания, а вот пробелы - обязательно. А поскольку флаги держат разные фигурки, то пробелы обозначают не фигурки с флагами, а только флаги.).

Разрешив проблему с флагами, я получил правильное разбиение текстов записок на слова.

Теперь я мог провести идентификацию знаков и переписать записки в виде более привычных цифр, чтобы не путаться все время в "руках" и "ногах". Я обозначил первого ЧЕЛОВЕЧКА цифрой 1 и затем во всех записках такого же человечка обозначил этой же цифрой. Второго ЧЕЛОВЕЧКА и всех его близнецов в записках я обозначил цифрой 2. Третьего - цифрой 3 и т.д. Одновременно я разбил предложения на слова. У меня получились записки следующего вида:

(1) 1 *  2 3 4 5 6 7 8 *  9 10 11 * 12 8 5 13 4
(2) 1 * 14 4 15 16 * 13 7 * 17 5 3 18 5 * 16 * 9 8 3 4 19 14 7
(3) 9 8 12 4 * 2 3 4 6 20 19 4 * 2 20 21 20 15 20 3 4 22 23
(4) 9 8 12 4 * 1 * 8 24 11 8 24 * 22 5 11 1
(5) 9 8 12 4 * 19 7 15 7 10 * 16 5 19 5 18
(6) 13 4 25 20 21 19 7

Заодно здесь же я сделал несколько подсчетов и расчетов. Самая большая цифра в этих криптограммах - 25. Значит, у нас использованы не все буквы русского алфавита, а всего лишь 25 из 33-х. В коротких записках это всегда так и это не страшно,- мы в пределах разумных частот встречаемости букв - редкие буквы вполне могли и не попасть сюда.

Далее я подсчитал, сколько раз встречается тот или иной знак. Получились такие значения (слева знаки, справа частоты):

1=4, 2=3, 3=5, 4=11, 5=7, 6=2, 7=6, 8=8, 9=5, 10=2, 11=3, 12=4, 13=3, 14=2, 15=3, 16=3, 17=1, 18=2, 19=5, 20=5, 21=2, 22=2, 23=1, 24=2 и 25=1.

Затем я распределил знаки по частотам. Сначала десять самых частых знаков, потом второй десяток и оставшиеся пять в третьей строке. Из моих предыдущих работ по криптографии я знал частотные распределения букв в текстах. Порядок букв в десятках я записал справа от частот знаков.

4 8 5 7 19 20 3 9 12 1             о а е и л н в т с р
11 15 13 2 16 21 14 10 18 22  д к п у м ы я ь з г
6 24 25 17 23                б ж й ш ч х ц ю щ ф
                э ъ е

Что получилось? Получилось некоторое соответствие знаков и букв. Можно с некоторой долей уверенности говорить, что знакам из первой строки соответтвуют буквы из этой же строки. Но существуют два больших НО.

1) Частотные характеристики букв русского языка настолько близки друг к другу, что можно лишь утверждать, что буквы соответствующего десятка находятся в данном десятке, но порядок их внутри десятка может быть разным в разных текстах и только в очень длинных текстах он приближается к какому-то определенному стабильному единству. У нас такого текста нет.

2) В коротких текстах, какими являются данные записки, частотные характеристики могут быть значительно отличны от статистически рассчитанных значений. Какая-то относительно редкая буква в данном отрезке текста может встретиться случайно значительно чаще, чем какая-то из самых частых букв. Так что на эти таблицы можно было ориентироваться, но относиться к ним стоило весьма осторожно.

Теперь я занялся непосредственно записками.

Первая и вторая записки начинаются с одного и того же слова из одной буквы

1

В русском языке буквами-словами могут быть гласные А, Я, О, У и И и согласные В, К и С.

По роли в предложении А и И - это союзы, которые что-то противопоставляют или связывают. О, У, В, К и С - предлоги. Я - личное местоимение, которое бывает только подлежащим.

Короткие записки сообщают какую-то незамысловатую мысль и имеют простую структуру: подлежащее - сказуемое - дополнение. Если исходить из этого, то на роль слова из одной буквы в начале предложения больше всего подходит местоимение Я. Хотя вполне могли быть и предлоги О, У, В, К и С. Но два разных предложения вряд ли могли начинаться с одного и того же предлога. Одно и то же подлежащее более вероятно. В конце концов, я принял это, как вполне допустимую гипотезу, ничем особо не рискуя, потому что, как я знал, дальнейшая дешифровка неминуемо подтвердит это или опровергнет. Если подтвердит, значит я на верном пути. Если нет, то придется вернуться к этому пункту рассуждений и начать все с начала.

Рассматривая записки, я обратил внимание, что третья, четвертая и пятая зиписки начинаются с одного и того же слова из четырех букв

9 8 12 4

Не являются ли они именим леди? Если взять и эту версию за основу, то у меня уже было пять более или менее правдоподобных букв: 1=Я, 9=Э, 8=Л, 12=С и 4=И.

Надо было опробовать, на сколько они достоверны. Я снова переписал все записки, расставив по местам эти буквы.

(1) Я * 2 3 И 5 6 7 Л * Э 10 11 * СЛ 5 13 И
(2) Я * 14 И 15 16 * 13 7 * 17 5 3 18 5 * 16 * ЭЛ 3 И 19 14 7
(3) ЭЛСИ * 2 3 4 6 20 19 И * 2 20 21 20 15 20 3 И 22 23
(4) ЭЛСИ * Я *  Л 24 11 Л 24 * 22 5 11 Я
(5) ЭЛСИ * 19 7 15 7 10 * 16 5 19 5 18
(6) 13 И 25 20 21 19 7

Также я расставил буквы в частотной таблице:

ИЛ 5 7 19 20 3 ЭСЯ           о а е И Л н в т С р
11 15 13 2 16 21 14 10 18 22  д к п у м ы Я ь з г
6 24 25 17 23                б ж й ш ч х ц ю щ ф
                Э ъ е

Все пять букв оказались из первого частотного десятка знаков записок. Причем И, Л и С совпали с первым десятком частых букв, а буквы Э и Я оказались из других десятков. Так что подтвердилось мое опасение, что в данных записках могут быть другие частые буквы, чем статистически расчетные.

Теперь стоило выбрать записку с максимальным количеством известных букв и начать разбираться с ней. Такой запиской оказалась четвертая.

(4) ЭЛСИ * Я * Л 24 11 Л 24 * 22 5 11 Я

В третьем слове после двух чередующихся букв Л следует одна и та же буква 24. Наверняка, гласная, поскольку обычно в словах приблизительно поровну гласных и согласных. Я попробовал подставить по порядку все гласные: ЛА11.ЛА, ЛО11.ЛО, ЛУ11.ЛУ, ЛЮ11.ЛЮ, ЛЕ11.ЛЕ, ЛИ11.ЛИ, ЛЫ11.ЛЫ. Из первого варианта могло бы получиться слово ЛАЯЛА, но буква Я у меня уже была. Да и по смыслу с предыдущими словами получалось бы ЭЛСИ Я ЛАЯЛА... Нелепость, да и мистер Кьюбит видел у сарая мужчину, а не женщину. Буква 11 похожа на согласную. Пробуя разные согласные в варианте ЛЮ_ЛЮ, я получил вполне убоготворимое слово ЛЮБЛЮ, которое лучше вписывается и по сочетанию: ЭЛСИ Я ЛЮБЛЮ... И в последнем слове этой записки тоже есть знак 11 - сразу же и проверка для буквы Б: ЭЛСИ Я ЛЮБЛЮ 22.5.БЯ. Не трудно догадаться, что последнее слово - это или СЕБЯ или ТЕБЯ. Поскольку букву С я уже определил (12=С), то это будет ТЕБЯ. Вполне понятное отношение мужчины к женщине.

Таким образом я получил еще несколько букв: 24=Ю, 11=Б, 22=Т и 5=Е.

Я снова расставил известные буквы по запискам:

(1) Я * 2 3 ИЕ 6 7 Л * Э 10 Б * СЛЕ 13 И
(2) Я * 14 И 15 16 * 13 7 * 17 Е 3 18 Е * 16 * ЭЛ 3 И 19 14 7
(3) ЭЛСИ * 2 3 4 6 20 19 И * 2 20 21 20 15 20 3 ИТ 23
(4) ЭЛСИ Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ
(5) ЭЛСИ * 19 7 15 7 10 * 16 Е 19 Е 18
(6) 13 И 25 20 21 19 7

И в таблицу, поскольку таблица – это тот документ, в котором, с одной стороны, видны промежуточные достижения, а с другой, видны буквы, еще не имеющие своего соответствия со знаками криптограмм:

ИЛЕ 7 19 20 3 ЭСЯ         о а Е И Л н в Т С р
Б 15 13 2 16 21 14 10 18 Т    д к п у м ы Я ь з г
6 Ю 25 17 23 Б                ж й ш ч х ц Ю щ ф
                Э ъ е

Теперь много известных букв оказалось в первой записке:

(1) Я * 2 3 ИЕ 6 7 Л * Э 10 Б * СЛЕ 13 И

Третье слово довольно-таки странное. Самое часто встречающееся слово из трех букв на букву Э - это ЭТО. Но буква Б определена достаточно достоверно (мне жалко было ее терять, а вместе с ней и смысл четвертой записки). А с буквой Б вместо ЭТО получалось что-то вроде Э_Б. Странное сочетание букв, из которого никакого значимого слова не получается подстановками всех букв алфавита. Если это так, то возможно, что это имя собственное или какое-то географическое название. Я снова попробовал подставить сюда все неизвестные буквы. Больше всего подошла на вакантное место буква Й. Получилось имя ЭЙБ - американское сокращение от имени АВРААМ, а раз американское, то вполне правдоподобное, поскольку пишущий явно американец. Получается:

(1) Я * 2 3 ИЕ 6 7 Л * ЭЙБ * СЛЕ 13 И
(2)
В следующем слове СЛЕ_И не хватает всего одной буквы. Причем она стоит между гласными. Значит это, более чем вероятно, согласная. Я подставил вместо нее по порядку все согласные. Значимыми получились только слова СЛЕГИ, СЛЕПИ и СЛЕТИ, которые по смыслу явно не подходят. (СЛЕТИ не подходит еще и потому, что букву Т я уже определил). Опять непереводимая игра букв. И, судя по месту, сразу за именем - это фамилия. Если это так, то правильно определить неизвестную букву, исходя только из самого этого слова, весьма проблематично.

Итак, я получил всего лишь одну дополнительную букву: 10=Й, которая встречается еще раз только в пятой записке. Но я снова скрупулезно переписал все записки:

(1) Я * 2 3 ИЕ 6 7 Л * ЭЙБ * СЛЕ 13 И
(2) Я * 14 И 15 16 * 13 7 * 17 Е 3 18 Е * 16 * ЭЛ 3 И 19 14 7
(3) ЭЛСИ * 2 3 4 6 20 19 И * 2 20 21 20 15 20 3 ИТ 23
(4) ЭЛСИ Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ
(5) ЭЛСИ * 19 7 15 7 Й * 16 Е 19 Е 18
(6) 13 И 25 20 21 19 7

Таблица:

ИЛЕ 7 19 20 3 ЭСЯ       о а Е И Л н в Т С р
Б 15 13 2 16 21 14 Й 18 Т д к п у м ы Я ь з г
6 Ю 25 17 23                Б ж Й ш ч х ц Ю щ ф
                Э ъ е

В 3-ей записке в третьем слове

2 20 21 20 15 20 3 ИТ 23

знак 20 повторяется три раза через знак. Чаще всего так повторяется буква О (например, МОЛОКО), реже буква Е (например, ПЕРЕЛЕСОК). Но Е уже есть. Значит, вполне можно предположить, что это буква О. К тому же знак 20 и буква О из одного частотного десятка. В этом же слове известны две предпоследние буквы ...ИТ_. В конце слова это вполне может быть глагольное окончание -ИТЬ. Получается:

2 О 21 О 15 О 3 ИТЬ

Слова не получается.

В нем четыре неизвестные буквы. Причем все они разные и все они согласные. Подставляя вместо первого знака согласные по порядку, можно придумать слова: ДОГОВОРИТЬ и ПОГОВОРИТЬ. По смыслу подходить и то и другое, поскольку не известно, встречались ли миссис Кьюбит и этот Эйб из Америки.

Но второе слово этой записки начинается с той же буквы, что и третье слово, а вторая буква в любом варианте Р, т.е. что-то из двух: ДРИ_О_И или ПРИ_О_И.

И снова не хватает неизвестных согласных. Первый вариант на букву Д как-то сразу не смотрится, а вот второй вариант легко дает слова ПРИХОДИ, ПРИНОСИ и ПРИВОДИ. Но поскольку букву С я уже определил ранее, а В не совпадает с соответствующим знаком из слова ДОГОВОРИТЬ-ПОГОВОРИТЬ, остается только один вариант - ПРИХОДИ. Кстати, и по смыслу это слово подходит лучше всего:

ЭЛСИ, ПРИХОДИ ПОГОВОРИТЬ.

Таким образом, из анализа этой записки я получил еще шесть букв: (Я Э Л С И Ю Б Т Е Й О Ь) П Р Х Д Г и В.

ИЛЕ 7 ДОРЭСЯ      О а Е И Л н В Т С Р
БВ 13 П 16 Г 14 Й 18 Т Д к П у м ы Я Ь з Г
ХЮ 25 17 Ь             Б ж Й ш ч Х ц Ю щ ф
                Э ъ е

Вновь полученные буквы я подставил во второе слово 1-ой записки. Получилось ПРИЕХ_Л. Не надо быть Корифеем, чтобы догадаться, что не хватает буквы А - ПРИЕХАЛ.

Во 2-ой записке третье слово из двух букв, из которых вторая А:



Это или НА, или ЗА. Среди уже известных букв нет пока ни Н, ни З. Обе буквы одинаково подходят.

6-ая записка состоит из одного слова и начинается с этого же знака:

ЗИ_ОГДА или НИ_ОГДА

Подставляя по порядку оставшиеся неизвестные буквы, нетрудно убедиться, что в слово на ЗИ... ничего не подходит, а в слово на НИ... красиво вписывается буква К. Получается слово НИКОГДА. А заодно и предлог из предыдущей записки однозначно - НА.

Я получил еще три буквы: (Я Э Л С И Ю Б Т Е Й О Ь П Р Х Д Г В) А Н и К.

(1) Я ПРИЕХАЛ ЭЙБ СЛЕНИ
(2) Я * 14 И В 16 * НА * 17 ЕР 18 Е * 16 * ЭЛРИД 14 А
(3) ЭЛСИ ПРИХОДИ ПОГОВОРИТЬ
(4) ЭЛСИ Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ
(5) ЭЛСИ ДАВАЙ * 16 ЕДЕ 18
(6) НИКОГДА

ИЛЕАДОРЭСЯ        О А Е И Л Н В Т С Р
БВНП 16 Г 14 Й 18 Т Д К П у м ы Я Ь з Г
ХЮК 17 Ь                Б ж Й ш ч Х ц Ю щ ф
                Э ъ е

Знак буквы Н попал и в непонятное слово из 1-ой записки, которое я предположил как фамилию незнакомца. Получилось - СЛЕНИ. ЭЙБ СЛЕНИ - имя и фамилия незнакомца. Вполне может быть.

Можно было подвести некоторые итоги. У меня оказалось уже полностью расшифрованными 1-ая, 3-я, 4-ая и 6-ая записки. Значит, я был на правильном пути. Осталось расшифровать всего две записки: 2-ую и 5-ую.

Из неизвестных букв у меня остались: Ё, Ж, З, М, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ и Ы. Подставляя их по очереди вместо первого знака во второе слово во 2-ой записке, я получил следующие значащие слова: ЖИВУ, ФИВЫ (город из древней истории) и ШИВУ (родительный падеж от имени индийского бога ШИВА). ФИВЫ и ШИВУ - это какая-то экзотика, о которой вряд ли идет речь. А вот ЖИВУ вполне подходит. К тому же буква У подходит в качестве однобуквенного предлога (пятое слово) в этой же записке, а буква Ж - подходит в последнее слово: ... У ЭЛРИДЖА. Тоже какая-то фамилия.

Осталось расшифровать всего два слова. Я взялся за последнее слово 5-ой записки. Первую букву его я только что определил. Это - У. Тогда все слово

УЕДЕ_

Из оставшихся букв сюда подходит только М - УЕДЕМ. Получилась записка

ЭЛСИ, ДАВАЙ УЕДЕМ

Буква М есть и в последнем нерасшифрованном слове:

_ЕРМЕ

Из оставшихся букв однозначно подошла только буква Ф. Получилось

Я ЖИВУ НА ФЕРМЕ У ЭЛРИДЖА

Таким образом, я закончил расшифровку имеющихся в моем распоряжении записок и получил 25 знаков шифра ПЛЯШУЩИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ. Насчет остальных знаков можно было не волноваться. Когда известна большая часть алфавита, оставшиеся буквы определить гораздо легче.

Я перечитал записки:

1. Я ПРИЕХАЛ, ЭЙБ СЛЕНИ.
2. Я ЖИВУ НА ФЕРМЕ У ЭЛРИДЖА.
3. ЭЛСИ, ПРИХОДИ ПОГОВОРИТЬ.
4. ЭЛСИ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ.
5. ЭЛСИ, ДАВАЙ УЕДЕМ.
6. НИКОГДА.

И что же получилось? Приехал американец ЭЙБ СЛЕНИ и поселился на ферме у ЭЛРИДЖА. Судя по всему, он любит миссис Кьюбит, хочет с ней поговорить и предлагает уехать вместе с ним. Последняя записка несколько выбивается из контекста предыдущих и я предположил, что это ответ самой миссис Кьюбит. Из него следовало, что она категорически настроена против мистера СЛЕНИ. Но никакого криминала я пока не усмотрел. Может быть несколько необычная, но простая любовная история. Мировая литература полна крутых сюжетов на любовную тему".

Полный текст см. "Можно ли сделать дешифровку правильно".