Необыкновенная история задержания одного нарушител

Виктор Ершов
Было это очень давно. Во времена, когда в том месте где сегодня Украина граничит со Словакией, проходила государственная граница Советского Союза и Чехословакии. Охраняли эту границу советские пограничники — парни со всей необъятной тогда страны -из Москвы и Севастополя, с Кавказа и Заполярья, Урала и Молдавии. Сама застава представляла собой не просто воинское подразделение, а настоящую семью. А про начальника заставы без преувеличения можно сказать словами- «Слуга царю — отец солдатам». Строгость в делах служебных и забота о всех мелочах быта и несения службы.

Это было так давно, когда еще пеньки, торчащие сегодня на склонах Карпат , были деревьями. И деревья эти были большие. В те времена склоны Карпатских гор были сплошь покрыты чудесной красоты лесами, которыми особенно хорошо было любоваться в середины осени с вершины какой нибудь горы.
В один из  такой прекрасных осенних дней нес службу на вышке и по совместительству любовался яркими красками осени ефрейтор со странным именем Вилис (хотя был он русским парнем, а имена такие встречаются только в Прибалтике). По вполне понятной аналогии все звали его Студебекером, на что тот даже не обижался. Более того, он даже гордо объяснял друзьям: «Если уж обозвали машиной, то пусть будет лучше студебекер — эта штука покруче будет, чем вилис.» Словом, юмор у парня присутствовал. (Потом он признался, что это родители у него оригиналы — сами придумали имя сыночку: ВладимирИльичЛенинИосифСталин)
И вот выпало этому Студебекеру везение — чудесным днем стоять на вышке в «центре», а не карабкаться по горам. Вышка эта расположена была на небольшом подъеме левого фланга, откуда открывался прекрасный вид на долину реки, две дороги, которые шли параллельно по двум берегам реки и убегали дальше в Чехословакию, скрываясь в зарослях прибрежной растительности . С вышки хорошо просматривалась долина шириной метров 300, где река делала петлю, хорошо были видны подходы к «центру» с нашей стороны, дозорные тропы, уходящие на левый и правый фланги.
Словом, повезло парню! Повезло- то,повезло. Если брать первые час- два. Ходишь вокруг будки, обзираешь просматриваемые окрестности. Вот прошел наряд на правый фланг, помахали ручками — мол стоишь бедняга. Позвонил на заставу, доложил о случившемся — мол наряд прошел. Все в порядке! Прошла проверка на левый фланг. Отсалютовал! На заставу звонить не стал — это же начальство прошло — сами видели, что бдю! Звонок от дежурного:
«Что у тебя на левом». -
«Полный порядок, проверка прошла. Все в норме!»
«Мать твою, какая норма, почему не доложил?»
«Салага»,- подумал бывалый Студебекер, «первый раз дежурство доверили, строит... из себя...меня корежит.»
Проверка прошла обратно, движение затихло, а прошло всего 3 часа. Прошло везение, началась мутотень. Ну сколь долго можно зорко всматриваться в окружающую местность? Глаз замыливается, скучно становится. А впереди еще 4-5 часов. Вот в это время начинаешь понимать, что в движении время проходит быстрее. Выходит, повезло, но не очень. Хорошо, что наш Студебекер собирался после армии поступать в МГУ и посему в свободное время учил немецкий. А тут столько свободного времени — достал шпаргалку, прочитал десяток слов и ходи талдычь их про себя. Ни одна проверка не заметит, что занят посторонним делом. Только хороший телепат может читать мысли на расстоянии. А коль такой телепатии нет — значит все в порядке.
Но этот день вскоре докажет будущему студенту, что есть телепатия. И он, Студебекер, сможет это подтвердить. Потом. А сейчас...? Уже и ходить вокруг будки надоело. Солнце прогревает и даже жарко. Вошел под крышу — все-таки в тени. А смотреть на долину можно и из амбразуры окна. Так даже лучше, с точки зрения, несения службы. Предполагаемый нарушитель пусть думает, что на вышке никого нет. Хотя, откуда ему взяться: на участке не было нарушений последние 3-4 года. (правда, случилось одно, в котором Студебекер уже был участником задержания — всего месяц тому назад. Но это было ночью.) Какой дурак попрет по открытой местности днем. Да и плюс к тому, все открытые места перекрыты тремя рядами растяжек с холостыми патронами. Даже заяц пробежит- услышу. А именно зайцы, да кабаны, в основном и срывают их. Можно полчасика и посидеть — в будке очень сидеть удобно -прислонился к стене и ... блаженствуй! Посидит, побубнит (по немецки), встанет — глянет в одно оконце, глянет во второе, четвертое. «Какое однообразие -красивое, зрелищное, но однообразие. Лучше бы поднимался я сейчас на Рожок (950 метров), да смотрел бы на все эти прелести с высоты...».

Все мечты вдруг резко оборвались на полумысли и какая-то сила подняла наш Студебекр и непроизвольно подбросила к амбразуре, выходящей к долине реки. Глянул лениво...Ё-моё, и даже хуже! В одном месте, на противоположном берегу реки, заросшем кустарником, был всего лишь один просвет, шириной не более двух метров. Что это? Протирает глаза, хотя, вроде бы, и не спал. Ничего нет! Но, ведь секунду тому назад, ему показалось, что в этом двухметровом просвете мелькнула фигура. Бред какой- то! А если не бред? Делать то что? -молниеносно крутилось во взбудораженном мозгу нашего Студебекера. Хватает трубку...но нет, пока не ответил дежурный он бросает ее с мыслью:
- «Устрою переполох, а вдруг и в самом деле бред и галлюцинации. А, если кто-то был, да вернулся? Если вернулся, то один километр до линии границы он преодолеет быстрее, чем подоспеет тревожная группа. Эх, была не была! Надо прежде проверить на месте. Время не ждет, действовать нужно быстро. Что мешает? Куртка — ну ее на х... на пол бросим! Подсумок с тремя рожками штука тяжелая и бежать мешает. Туда ж его...к бениной матери!»
Подумал, сделал и кубарем вниз. До предполагаемого места появления нечистой силы метров 300. Бегом, бегом...порвал все растяжки (считай открыл границу!) и вот уже оно...берег реки здесь пологий, река с перекатами. По камешкам на другой берег. В пределах видимости никого. Ведь привидится же такое! Еще пара метров по берегу и замечает на каменисто-песчаном берегу еле заметный след, который выдают только сильнее вдавленные в песок камни. Видно, что до воды никто не доходил. Значит не привиделось, значит кто-то есть:
-« А что же делать-то теперь -связи нет, время в обрез. Да вообще времени нет. Пока я думал, да бежал, «этот» неопознанный объект вполне уже мог быть на линейке. Можно, конечно, дать ракету! Но этот «неопознанный» сразу поймет, тогда уже его наверняка не взять».
В этот момент в голове мелькнула шкурная мысль:
-«Если даже «этого» не догоню, то кто его кроме меня видел. И как, вообще, его можно разглядеть на отрезке 2 метра открытой местности. Я же мог в это время смотреть в другую сторону. Все 360 градусов под моим наблюдением. А до КСП он не дошел, даже на открытую местность не вышел. Не было нарушения! Не видел я никого!»
С этими облегченными мыслями и налегке с одним автоматом решил Студебекер бежать по параллельной дороге, тем более, что до самой линейки оба берега реки были сильно заросшими и с одной дороги не было видно другой, хотя шли они на расстоянии 50-70 метров. Молодой еще был Студебекер, тренированный как горный козел — быстро добежал по своей дорожке до линейки. Параллельная дорога была по уровню чуть-чуть выше, заросли кончились, но дорога просматривалась только на десяток метров. И...никого. Проверять так проверять — решил он. Нужно посмотреть эту вторую дорогу и хотя бы понять — был там кто, или нет. Как, говорится, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается! Чтобы проверить нужно реку перейти. А она здесь, зажатая берегами довольно плотно, -узкая, но довольно глубокая. Если в долине чуть выше щиколотки, то здесь по пояс. Но, делать нечего, по..лез..ли. Автомат над головой, подсумок на вышке, ну, а яйца... как намокнут, так и просохнут. После хорошей пробежки вода даже не показалось холодной. Вскарабкавшись на верх, и выйдя на дорогу, он увидел ... никого! Прождав несколько минут и поняв, что в холодном и мокром одеянии становится холодно и нужно, что-то предпринимать, поняв при этом, что тот, кто был уже отсюда далеко, наш молодец снимает сапоги, сливает воду. Мокрые портянки вешает на шлагбаум, перекрывающий дорогу в двух метрах от линии границы. Галифе решил не снимать — ведь непристойно сидеть на линейке в одних трусах и при погонах. Кроме того, известно, что солдатское х/б сохнет быстро. Да и солнышко еще светит. Сесть надо на пригорочке на солнышке -глядишь за полчаса и высохнет И можно, отдышавшись, на боевой пост.

Следует сказать, что в этом месте прямо от дороги начинается довольно крутой, но лысый подъем в гору. Место хорошо прогреваемое, просматриваемое и открытое. Поднялся метров на 100 вверх, сидит греется, как мартовский кот на крыше. Внизу дорога, шлагбаум с портянками и ...метрах в двадцати от них (то бишь, портянок) в их сторону бежит мужичок. Если забыть, что это граница, то со стороны можно было бы подумать, что увидал мужик портянки (добротные), видит никого нет и... бегом, бегом — быстро их стырить! Но дело было на границе и вот такой расклад: - в 20-ти метрах от неприкосновенной линии бежит к ней нарушитель, а 100 метров выше сидит мокрый пограничник. А еще говорят, что чудес не бывает. Наш Студебекер падает как коршун на жертву буквально в 5 метрах от линии границы. Мы его потом спрашивали:
-«У тебя что, крылья выросли? Как можно было преодолеть 100метров, когда у того было всего 20?»
Но факт остается фактом — истинно так и было -это показали проверки. Место где сидел -примятая трава, место где взял — следы борьбы. Чудеса в экстремальных ситуациях случаются.
Но, наш коршун упал на жертву не сразу. Сначала он возник пред ней, как черт из табакерки. Наставленный на него автомат не остановил нарушителя и он стал медленно приближаться к нашему Студебекеру. Мы спрашиваем его:
-«Что же ты не стрелял, ведь имел право, нарушитель уходил за рубеж».
Он признался: «Не смог я с двух метров глаза в глаза в живого человека стрелять! Не смог».
-« А если бы он ушел, ты представляешь последствия для тебя?»
- «Представляю и тогда представлял, но в человека не мог!»
Когда глубже анализируешь ситуацию и ставишь себя на это место, то ответить трудно - «если глаза в глаза?».
Короче говоря, наш Студебекер, по-русски пошел в рукопашную. Он явно ростом и весом превосходил противника, сумел сбить его с ног и, выражаясь борцовской терминологией, пошла борьба «в партере.» Он сумел быстро оседлать противника, но в руках мешался автомат. Который уже не пригодился. Откинул его в сторону, надеясь на собственные силы, и увидел , каким зверским взглядом тот глянул на лежащее оружие.
Это на словах все очень долго, на деле все было молниеносно. Сидя верхом, когда мужичок, впиваясь ногтями в землю полз в сторону, шлагбаума, наш друг сумел забросить автомат за спину и, одной рукой, пригибая голову «лошади» к земле, другой из-за спины стал давить на курок и дал несколько очередей. Было замечено, когда шли очереди, мужик замирал, потом с новой силой вгрызался в землю. В результате, используя этот фактор, отстрелял весь рожок. Силы явно иссякали, но наш человек думал: «Уйдет сволочь -мне трибунал. Возьму?...трудно поверить, но явно светит 10 дней отпуска.» Вот, что придает силу неиссякаемую ( в те времена за все три года службы отпуск не полагался). Сколько времени прошло, сказать трудно. Седок с наездником сумели за это время, , вгрызаясь в землю, преодолеть метра три. После выстрелов на сопредельной стороне появились люди — видно жители ближайшего села. Они что-то кричали. И было непонятно, чью сторону они поддерживают.
А в это время: Наряд с правого фланга, находясь на вершине одной из возвышенностей, услышал выстрелы на границе, в «центре». Зам начальника и двое солдат седлают коней и верхом быстро оказались на месте. Как только наш нарушитель услышал цокот копыт, он сразу обмяк и прекратил сопротивление. Разбежались и зрители с сопредельной территории. Когда тревожная группа подошла ближе, увидела мокрого Студебекера, без сапог, с физиономией в грязи и царапинах. Это были следы сопротивления. На портянки на шлагбауме и босые ноги никто внимания не обратил. Или сделал вид.
Тревожная повела задержанного на заставу, а Студебекер в мокрых штанах — на вышку. Продолжать несение службы.
Но это еще не все. Через два часа на место прибыло все начальство комендатуры. Сразу, не разбирая, исходя из задержания в метрах от границы, еще не просохшего Студебекера зам. нач. Комендатуры обвинил бедного Студебекера в том, что он «прошляпил» нарушителя на нашей территории. Так героя опустили до раззявы, чуть не упустившего нарушителя за границу. Я вначале не зря сказал, что начальник нашей заставы был «отец солдату». Перепуганный такой массой начальства, продрогший и ничего уже не соображающий ефрейтор не мог даже ничего противопоставить такому натиску майоров. Только, когда наш «отец» объяснил комендантским, что нарушитель шел от границы, не выходил в зону обзора и не доходил до КСП., те угомонились, но стали еще более озлобленными, поняв свой профессиональный позор.

И в завершение, когда прошли все проверки, оперативники выяснили все о нарушителе, осмотрели место происшествия, дней через десять раздался звонок из отряда. Нашему парню сказали — готовится приказ о поощрении. Что он предпочитает — медаль «За отличие в охране государственной границы» («Отличный пограничник» он уже имел за участие в предыдущем задержании) или отпуск на родину. В молодые годы ответ однозначный — конечно отпуск. А вот выходя на пенсию поймешь — а медаль-то лучше. Дает право на «Ветерана труда» со льготами.
Самое интересное — через несколько дней прибыл корреспондент из местной газеты (по моему, «Закарпатская правда» называлась. И через несколько дней мы прочитали такое.
ДЕЙСТВОВАЛ УМЕЛО И РЕШИТЕЛЬНО
День подходил к концу. Рядовой Имярек нес службу на вышке, зорко наблюдая за окружающей местностью, и особенно внимательно осматривал берег речки, поросший кустарником.
Из-за границы послышался тихий рокот машины, а потом оживленный говор людей. Ни машины, ни людей из-за леса не было видно. Это, видимо, приехали на поле крестьяне. Такое здесь бывало не раз. Коль скоро неподалеку от границы появились люди, Имярек с еще большим вниманием наблюдал за местностью и просекой, по которой проходил рубеж.
Вдруг пограничник среди кустарника на берегу речки увидел мелькнувшего человека. Сообщив на заставу о замеченном, Имярек спустился с вышки и побежал к тому месту, где был замечен человек, но там уже никого не было. Пограничник бросился к КСП. Пробежав метров сто вдоль полосы, он увидел следы, направленные в наш тыл, но посредине КСП человек круто повернул обратно.
-В чем же тут дело? - размышлял солдат. - Почему человек вернулся? И вернулся ли? Может решил в другом месте перейти? Где он сейчас?
На все эти вопросы Имяреку нужно было немедленно ответить и принять правильное решение - ведь до границы несколько сот метров и нарушитель может уйти безнаказанно.
-Нужно до подхода группы с заставы отрезать путь нарушителю от границы.
Так он и сделал. Примерно рассчитав, где может пойти нарушитель Имярек быстро побежал к просеке, и, засев в кустах, стал наблюдать.
Ждать долго не пришлось. Вот на опушке просеки неподалеку появился человек. Пограничник стремглав бросился к нему и, угрожая оружием, задержал его.
Благодаря бдительности, умелым и решительным действиям пограничника Имярек безнаказанное нарушение границы было предотвращено.
    Вот так пресса исправляет то, что было сделано не по правилам.